Обучение технике письма на начальном этапе. Приемы формирования технических навыков письма

Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. При построении письменного текста автор следует, как правило, определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат.

Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации.

Формирование навыков каллиграфии и графики осуществляется на начальном этапе. Каллиграфия от греч. Kalligraphia – красивый почерк) связана с обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. Графические навыки предполагают владение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков (дефис, апостроф и др.).

В целом в области графики и каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:

- правильное написание прописных и строчных букв;

- владение буквосочетаниями и звуковыми соответствиями;

- корректное написание наиболее употребительных слов;

написание букв с диакритическими знаками, что особенно характерно для французского языка.

Обучение каллиграфии, графики и пунктуации должно опираться на опыт, приобретенный в родном языке, и на чтение.

Для развития графических и каллиграфических навыков рекомендуются следующие упражнения:

- начертание букв, буквосочетаний по образцу;

- списывание с выполнением определенных заданий: поиск пропущенных букв в тексте, подбор синонимов или антонимов к указанным словам идр.;

- звукобуквенный анализ и слоговой анализ ( с использованием настенных таблиц, разрезной азбуки);

- группировка слов по определенным признакам (напр: запись в два столбика слов с долгими и краткими гласными);

- конструирование слов из букв и слогов.

Большое внимание на начальном этапе так же уделяется орфографии. Орфографические навыки формируются в процессе речевой деятельности на основе полного понимания и выполнения комплекса упражнений общего и специального назначения.

1) лексико-грамматические упражнения, выполняющиеся письменно. Они предназначаются не только для обучения орфографии, но и для закрепления языковых средств общения – лексически, грамматически, фонетически, а тем самым для развития всех форм общения.

2) специальные упражнения (развивающие навыки орфографии):

- копирование текста, т. е. списывание с целью усвоения основных правил орфографии и пунктуации;

- списывание, осложненное дополнительными заданиями(подчеркивание указанных букв или буквосочетаний, заполнение пропусков недостающими буквами);

- группировки (слов с наличием синонимичных буквенных обозначений; омографов; лексем; относящихся к одной теме);

- орфографические игры (кроссворды, загадки, цветное лото);

диктанты:

- слуховой - обычный диктант

- зрительный - на доске записывают предложения или текст небольшого объема, который затем анализируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по памяти.

- зрительно-слуховой – запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске.

- само-диктант – учащиеся записывают текст или стихотворение выученный наизусть.

Вопрос 47

Переводные методы обучения: социально-экономические, психолого-педагогические, и лингвистические предпосылки их возникновения. Цели, содержание, принципы и приемы обучения.

Разница понятий:

Метод -целостная система. Которая складывается под влиянием лингвистической, психолого-педагогической теорий. Метод определяется современными соц-эк. усл-ми. ,М. представляет собой систему, так как он имеет свой подход к определению целей, выделению содержания и хар-ся своими принципами.

Метод определяет технологии и приемы обучения.

Технология –система работы. (methodology).

C 18в – несколько методов:

1) Перевóдные методы;

2) Прямые методы/методы периода реформы; + новые прямые

3) Аудиолингвальный (после войны);

4) Аудиовизуальный;

5) коммуникативный

Все методы зарубежные. Их выделяют, т.к. они использовались в условиях массовой школы.

Переводные методы обучения (ПМ)

Соц-эк. усл-я:

1) эпоха Просвещения – появление школ, гимназий, лицеев. (до этого- прерогатива семейного воспитания) Цель образования гимназического типа – развитие мыслящей личности.

2) На рубеже 18019вв вводится обучение Ия. До того преподавали латынь и греч.

!!! Методика преподавания латыни переносится на препод-е живых яя – влияние на ПМ расшифровка, переводы текстов).

Лингв. база ПМ:

Господств. теория – изучение грамматики как логики я. на основе письм. текстов. (Напр, рациональная гр-ка Пор-рояль). Устн. я. не рассм-ся как лингв. мат-л.

Зарождение теории компаративной лингв-ки (на историч. Основе). Учение Шлейхера и Гримма о типологических закономерностях в я. Теория Гумбольдта «Язык и дух народа».

Наши рекомендации