Типы норм: орфоэпические, акцнтологические, морфологические, синтаксические, лексические.
Особенности нормы:1. Устойчивость и стабильность. 2. Общераспространённость и общеобязательность. 3.
Литературная традиция. 4. Динамический характер.5. вариативность
4.
Орфоэпия – (от греч. orthos'правильный' и epos 'речь') – правильное произношение (ср. oрфография– правильное написание).
Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является наиболее явным и верным признаком культурной, грамотной речи
1.В словах иноязычного происхождения перед буквой Е могут произноситься как твердые так и мягкие согласные.Мягкие согласные произносится в словах уже прочно вошедших в состав русского языка ( бассейн, академия)
2.Всловах сохраняется иноязычный характер произносится уже твердые согласные , например (теннис, тембр)
Е- произносится в словах афера, опека, крестный.
4. в словах типо изжога, жечь, сочитаниезж произносится как долгая ж. В сочетанияхгк, гцпроизносится как хк, хч
5.ЧН в некотпроизн как ШН
Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью и интенсивностью (силой звука)
1. В словах иноязычнпроисхожд. Ударение как правило сохран. На том же слоге что и в языке первоисточнике.(маркетинг)
В словах обознач меры длины ударение падает на слво МЕТР.
В словах обознач средство для переправки вещества ударение падает на корень ВОД
Ударение непадает на корень ПОЛОЖИТЬ, ПОЗВОНИТЬ
Брать, взять, гнать, пить, плыть, рвать, в прошедш времени ударение на окончании имеет только форма женск. Рода.
9.
Чистота языка- качество связанное с освобождение речи от элемента чуждых литературных языку или непринимаемых литературным языком по какой либо причине.
Средства засоряющие речь:
1. Средства употребление которых ограничивается нормами литературного языка
а)заимствованые слова
Б)Диалектные слова
В)Концеляризмы(слова характерные для делового стиля
Средства употреблен котор запрещается нормами лит языка
А) жаргоны
Б) нецензурная лексика
Богатство- насыщение речи разнообразными средствами языка при этом обращ особое внимание на повторяемость языковых единиц, некот лингвисты считают что речь будет богат если в ней будет меньше повторов.
4 ошибки связ с наруш богатства речи:
Тофтология
2. Нанизывание падежей (Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм)
Склонение одинаковых грамматических категорий.
Нанизывание придаточных падежей( послед присоединоднороднпридаточн частей с одинвков союзом или союзн словом)
11,12
Точность речи - выбор яз.средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Обеспечивается знанием лексического значения употребляемого слова и владением синонимическими ресурсами языка. Принцип однозначного понимания.
Точность – достоинство хорошей речи, соответствие смысловой стороны речи, связана с пониманием значений слов. Трудности речевого выражения связаны с употреблением иноязычных слов («Ортодоксальный» – строго по правилу, «одиозный» - пользующийся дурной славой, «нувориш» – разбогатевший на перепродажах). Важно обеспечить точность, недвусмысленность. При употреблении: синонимов – различать оттенки смысла (мокрый – влажный – сырой) и экспрессивность окраски (лицо - рожа); паронимов – близких, но не тождественных по звучванию однокоренных слов важно различать значения (ритмический - обладающая ритмом, ритмичный – основан на ритме); различать объемы понятий (способный – талантливый – гениальный); различать сферы употребления (просить – ходатайствовать – клянчить); учитывать лексическую сочитаемость, связанное значение слов (повысить – урожайность, скорость, способности).
Точность определяется лаконизмом, отказ от лишнего. Логичность и точность характеризуют речь.
Виды точности: 1) Предметная (фактическая); 2) Коммуникативная (понятийная).
Передача мысли адресату от 2-х факторов групп:
1) Экстралингвистические (психологические):
- знание предмета речи;
- умение ясно мыслить;
- владение речевыми навыками.
2) Лингвистические:
- знание лексических значений (Аферта – деловое предложение);
- разграничение многозначности слов (амонимов, синонимов, паронимов);
- учет возможностей лексического сочетания 1-го слова с др.
Виды нарушений:
1) Употребление слов в несвойственном значении; 2) Неустраненная контекстом многозначность; 3) Недостаточная стилистическая окраска слов; 3) Смешение паронимов; 4) Нарушение норм лексической сочетаемости; 5) Нарушение в предложении плеоназмов; 6) Тавтология (повтор слов).
Логичностью называют коммуникативное качество речи, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание. Основные определения логичности речи подчеркивают, что речь можно назвать логичной, когда она соответствует законам логики.
Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления, - его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.
Эти законы действуют в первую очередь в рассуждении, т.е. в процессе логического мышления. Их нужно знать еще и потому, что эти законы помогают контролировать правильность речи с точки зрения логики и в процессе изложения речи, и в процессе ее восприятия. Тем боле, что это соответствует самой сути логики как инструмент проверки истинности или ложности мышления.
Закон тождества гласит: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, т.е. любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное устойчивое содержание, чтобы не произошла подмена понятия.
Рассмотрим пример. Если мы говорим: «Иванов получил двойку»и «Иванов провалился на экзамене», то эти суждения будут тождественны только в том случае, если речь идет об одном и том же экзамене. В случае нарушения хотя бы одного из этих условий тождество этих суждений нарушается.
Закон непротиворечия заключается в следующем: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно.
Рассмотрим два суждения: Таня хорошо себя чувствует и Таня плохо себя чувствует. Если они относятся к одному и тому же субъекту – Тане, то их истинность и непротиворечивость могут определяться только тем, что для оценки самочувствия берется разное время или оно оценивается в разных отношениях (в плане здоровья и в плане уверенности в чем-либо). В остальных случаях суждения должны быть признаны несовместимыми, следовательно, одно из них ложно.
Закон исключенного третьего (он действует только относительно противоречащих друг другу суждений) предполагает, что: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Например:Студент Кузнецов выполнил курсовую работу и Студент Кузнецов не выполнил курсовую работу. Если речь идет об одном и том же человеке, то эти суждения противоречат друг другу, значит, по закону исключенного третьего, одно из них истинно.
Закон достаточного основания утверждает: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт или другая, уже проверенная и установленная мысль (факт и т.д.), из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.
Основные логические ошибки:
Утверждение взаимоисключающих понятий. Например: «Спустя двадцать лет назад».
Смещение плана изложения. Например: «Трудно предположить, что кто-то из взрослых не слышал о вреде курения – все читают газеты, смотрят ТВ, слушают радио, хотя подобное не считается нормальным»,
Сопоставление (противопоставление) логически неоднородных понятий. Например: «Шли два студента – один в пальто, другой в институт».
Неверное установление причинно-следственных связей. Например: «Шофер автобуса Маков лишен премии за безопасность движения и культуру обслуживания».
Неправильный порядок слов (неполнота предложения). Например: «После службы у Николая I понятие свободы получает философское начало».
Нарушение логических связей между частями предложения. Например: «Обломов быстро утомляется, любит поспать, но любит свою родину»; «Она жила в ужасной обстановке, и когда-нибудь ей должен был прийти конец».
Итак, логичность как коммуникативное качество обеспечивает правильное понимание смысла речи как на уровне предложения, так и на уровне текста.
В образовании русскому языку принадлежит особое место, обучение которому в последние годы приобрело четкую коммуникативную направленность.
Этим обеспечивается языково-речевой компонент общеобразовательной подготовки, предполагающей общее и языковое развитие, формирование и совершенствование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Значение курса "Стилистика" в системе обучения русскому языку обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой деятельности.
Содержание курса предусматривает изучение лингвистической стилистики, или стилистики языка, функциональной стилистики, или стилистики речи, а также практической стилистики.
Как центральные задачи реализации программы по стилистике определены следующие:
1. углубление знаний о коммуникативных качествах речи;
2. закрепление понятия о языковой норме и овладение стилистическими нормами;
3. ознакомление с языковыми средствами выразительности;
4. расширение знаний о функциональных стилях;
5. формирование навыков редактирования.