Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.

Жанры деловой и учебной речи.

Книжно-письменная речь.

К книжно-письменной речи относятся официально-деловой, научный и публицистический стили. Они используются для создания письменных монологических текстов: официальных бумаг (официально-деловой стиль), научных работ (научный), для статей и очерков (публицистический).

Официально-деловой стиль— это стиль официального документального общения (например, государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой).

Каждый текст этого стиля имеет характер документа, поэтому официально-деловой стиль использует строгие стандарты способов выражения, начиная с расположения частей текста (например, дата и подпись в заявлении ставятся в конце текста, а дата и номер документа в официальном письме — в начале) и использования стандартных языковых формул и терминов (например, «Прошу предоставить мне...»).

Использование языковых штампов и стереотипов (клише) в официальных документах является обязательным, но в разговорной речи или в художественных произведениях неуместно. Официальный документ должен быть кратким (небольшим по объему) и написан таким образом, чтобы в нем сразу можно было бы найти необходимую информацию. Поэтому для того, чтобы понять, о чем документ, кому адресован, ему придается определенная форма — в правом верхнем углу обычно имеются сведения об адресате и о том, от кого текст.

Главная черта официальной бумаги — ее стандартная форма: все заявления, доверенности, справки и другие деловые бумаги пишутся одинаково. Поскольку значительная часть текста таких бумаг повторяется во всех документах данного типа, для многих из них существуют просто бланки, на которых повторяющийся текст уже напечатан. Чтобы получить необходимый документ, следует просто заполнить бланк.

Документ официально-делового стиля отличается отсутствием эмоциональной окрашенности, сухостью.

Различают несколько подстилей официально-делового стиля.

Дипломатический подстиль— подстиль дипломатических документов, таких, как дипломатическая нота, заявление правительства, верительная грамота. Документальный подстиль— это язык законодательных документов, связанных с деятельностью официальных органов. Ему свойственна лексика и фразеология гражданского и уголовного права, различных актов, кодексов и других документов, обслуживающих официально-документальную деятельность государственных и общественных организаций, а также граждан как официальных лиц.

Обиходно-деловой подстильвстречается в деловой переписке между учреждениями и организациями и в частных деловых бумагах. В этом подстиле строгость составления документов несколько ослаблена, деловые письма и иные бумаги могут быть написаны в произвольной форме.

Типы и образцы служебных документов.

Доверенность

Я, Иванов Юрий Петрович, доверяю получить мою зарплату за первую половину декабря 2014 года сотруднику отдела технического обслуживания Павлову Виталию Константиновичу (паспорт, серия).

Дата Подпись

Подпись Иванова Ю. П. удостоверяется

Дата Подпись (нач. отдела кадров)

Автобиография

Я, Васильева Ольга Ивановна, родилась 28 октября 1960 г. в г. Москве.

С 1967 по 1977 г. училась в общеобразовательной школе № 285.

В 1977 г. поступила на исторический факультет Московского государственного педагогического института.

С сентября 1983 г. работала учителем в общеобразовательной школе № 75 г. Москвы.

С 1989 г. по настоящее время работаю директором вышеназванной школы.

Замужем. Имею дочь.

Муж — Васильев Павел Игоревич, родился 17 августа 1959 г. В настоящее время работает преподавателем Академии последипломного образования.

Дочь — Васильева Наталья Павловна, студентка. Проживаю по адресу: 129311, Москва, ул. Академика Королева, д. 30, кв. 74. тел.:

Дата Подпись

Информация, обязательная для резюме:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Адрес, телефон.

3. Дата рождения.

4. Семейное положение.

5. Образование (наименование учебного заведения, квалификация по диплому).

6. Опыт работы.

7. Дополнительная информация (навыки работы с компьютером, знание иностранных языков и т. д.).

Модели синтаксических конструкций, используемых в деловой переписке:сообщаем (Вам о том), что...; извещаем (Вас о том), что...; ставим (Вас) в известность (о том), что...; уведомляем (Вас о том), что...; акционерное общество (компания) обращается (к Вам) с просьбой (о том, чтобы)... или ...с просьбой (к Вам) о...; администрация района выражает пожелание (желает, надеется на)... или ...очень (твердо, безусловно) надеется на (уверен в, убежден в, рассчитывает на)...; согласно указаниям...; благодаря указаниям; в связи с отказом... (решением, указанием, проведением, задержкой, трудностями, предполагаемым улучшением, возможным уточнением)...; в соответствии с договоренностью (планом, указанием, проведением, улучшением, успехом, уточнением, выполнением)...

Научный стиль— это стиль, используемый в научных статьях, рефератах, диссертационных исследованиях, монографиях, учебных пособиях и др. Характеристиками научного стиля являются стремление к точности и однозначности называния предметов и явлений научной сферы (до 25 % всех слов научного текста составляют термины), строгая логическая последовательность изложения, которая поддерживается словесно выраженными причинно-следственными и родо-видовыми отношениями в тексте (например, с помощью союзов если... то; в том случае, если; в связи с тем, что и др.).

В научном стиле выделяются четыре под стиля: собственно научный, учебно-научный, технический и научно-популярный.

К собственно научному подстилюотносятся тексты, которые пишут ученые для своих коллег, чтобы сообщить в них новую научную информацию и доказать ее истинность (монографии, статьи, выступления на конференциях). В этом подстиле вводятся новые термины, ставятся и решаются научные проблемы. Собственно научный подстиль отличается максимальной строгостью научного изложения.

Учебно-научный подстиль— это учебники и учебные пособия, лекции, объяснения на уроках, рефераты и др. В этих жанрах научной речи происходит, закрепление и передача знаний тем, кто стремится получить образование, пополнить свой запас знаний. Изложение в таких текстах ведется по принципу «от незнания — к знанию, от меньшего знания — к большему»: термины вводятся с опорой на уже известные; большое внимание уделяется объяснительной части; совершенно новые, еще не устоявшиеся в науке термины и понятия отсутствуют. Характер изложения материала в учебно-научной литературе зависит от категории читателей (для студентов вузов, школьников).

Технический подстильобслуживает разнообразные технические описания (аппаратов, приборов, устройств), он оформлен в виде инструкций.

Научно-популярный подстильпредназначен для тех читателей, кто интересуется вопросами науки. Иногда научно-популярные статьи или книги относятся к публицистическому стилю, однако основная цель таких произведений — передать научные знания — является общей для всех подстилей научного стиля. Модели синтаксических конструкций, используемые в научном стиле:

Введение: Очевидно, что... Был использован новый подход... Хорошо известно, что... Имеет огромное практическое значение.

Описание исследования: При создании этой.... Был выбран... С помощью данного метода... В ходе исследования...

Изложение результатов исследования: Результаты исследования, полученные на 1-м этапе, давали возможность использовать их для... Результаты будут опубликованы позднее в...

Характеристики результатов: блестящие, удовлетворительные, хорошие, сомнительные и т. д.

Обсуждение результатов: Существует мнение, что... Полученные результаты позволяют нам согласиться с ранее существующими выводами... (устоявшимся мнением)... Можно поспорить с…

Вторичные тексты

Вторичные тексты — это такие тексты, основой для которых послужили другие, уже созданные кем-то тексты. Примером вторичных текстов являются аннотация, конспект, реферат, рецензия и др.

Аннотация— это краткое, обобщенное описание (характеристика) книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируются основные темы и идея книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения, указывается, для кого предназначена эта книга.

Реферат— это обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы.

Цель реферирования — создать «текст о тексте». Реферат — это не конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).

Рецензия— это письменный разбор, предполагающий комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное отношение к постановке проблемы и т. п.), обобщенную аргументированную оценку и выводы.

В отличие от рецензии отзывдает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

В написании рецензии или отзыва соблюдается следующая последовательность и используются общепринятые «клише»:

1. Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...)

2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме... Актуальность темы обусловлена...)

3. Формулировка основного тезиса. (Основным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является... В статье на первый план выдвигается вопрос о...

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка. (Оценивая работу в целом... Таким образом, рассматриваемая работа... Автор проявил умение разбираться в... систематизировал материал и обобщил его... Работа, бесспорно, открывает...)

6. Недостатки, недочеты. Вместе с тем вызывает сомнение тезис о том... Существенным недостатком работы является... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высоко го уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...

7. Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение... Работа может быть оценена положительно... Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени... Работа удовлетворяет всем требованиям...)

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи?

2. Назовите основные функциональные стили русского языка.

3. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? Назовите его основные черты.

4. Назовите основные черты деловой речи.

5. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль, и какими языковыми средствами они выражаются?

6. Какие черты характеризуют ситуацию общения в обиходно-разговорной речи? Какие лингвистические особенности разговорной речи вы можете назвать?

7. Какие жанры официально – делового стиля речи вы знаете?

Тема 9

Речевой этикет.

Этический аспект культуры речи. Национальные особенности этикетного делового общения. Речевой этикет делового человека. Нравственные основы профессиональной деятельности. Своеобразие речи судьи, прокурора, адвоката.

Раздел 3. Речевой этикет.

Методические рекомендации

Студент должензнать основы этического аспекта культуры речи, национальные особенности этикетного делового общения, речевой этикет делового человека, нравственные основы профессиональной деятельности.

Раздел 4. Основы ораторского мастерства. Ораторская речь: выразительные средства и структура.

Методические рекомендации

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Судебное красноречие. Основные виды аргументов. Спор, его классификация. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная:

Федосюк М.Ю. и др.Русский язык для студ.-нефилологов:Уч.пос.-М.:Флинта,1997 -256 с.

Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи:Уч.пос./Изд.4-М.:Флинта-Наука,2002- 200с.

Шнейберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов.Русский язык:Уч.пос./Изд.2,испр.-М.:Книжный дом,2000-224 с.

Казарцева О.М.Культура речевого общения.:Уч.пос.-М:Флинта-Наука,1998- 496 с.

Введенская Л.А.,Павлова Л.Г.Культура и искусство речи.Совр.риторика:Уч.пос.-Р-н-Д,:Феникс,1996-576с

Культура русской речи:Уч-к/ ред.Граудина Л.К. и Ширяева Е.Н.-М:НОРМА,1998-560с

Ефремова Т.Ф.,Костомаров В.Г.Словарь грамм.трудностей рус.яз./Изд.3,- М.:Рус.яз.,1997- 347 с.

Яранцева Р.И. Русская фразеология.Словарь-справочник-М:Рус.яз.,1997-845 с.

Орфографический словарь для школьников/ред. Стерингов М.П./Изд.2- СПб.:Регата,2000.-512 с.

Учебный словарь синонимов русского языка.-Р-н-Д,:Феникс,1997-448 с.

Словарь иностранных слов. –М.: ЮНВЕС - 1997. - 416с.

Введенская Л.А.,Колесников Н.П.Соврем.орфограф.словарь рус.яз./Изд.2,доп.-Р-н-Д,1998- 480с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорус. языка,в 4 т /ред. Крутенз Б.-М:Терра,1998,-

Поль Л.Сопер Основы искусства речи.- Ростов - на – Дону: Изд. "Феникс",1996. - 448с.

Корнилова Е.Н. Риторика- искусство убеждать-М.:Изд.УРАО,1998-208 с

Клюев Е.В. Речевая коммуникация :Уч.пос. - М.: Изд. ПРИОР. 1998. - 224с.

Иванова Т. В. Словарь трудностей русского языка для ютистов

Воктелева Т. М. Русский язык и культура речи: учебное пособие.- М., 2010

Интернет ссылки:
Наиболее цитируемые службы по русскому языку в Интернете (в зоне .ru), а также основные характеристики представленных служб.
http://www.gramota.ru
Портал Грамота.Ру является одним из наиболее авторитетных источников информации. Законодательство о РЯ. Проверка грамотности on-line (9 словарей). Бесплатно. Правописание и культура речи. Журнал «Русский язык». Библиотека русской литературы. Конкурсы, олимпиады. Подборка ссылок на словари и др. ресурсы по русскому языку. Бесплатная справочная служба русского языка.
http://www.slovari.ru
Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник». Постоянно действует бесплатная справочная служба. 12 словарей, в т. ч. Достоевского, Даля и т. п. Словари, форум, ссылки, консультации. Словари:
Вселенная в алфавите
Грамматические словари, словари сочетаемости
Исторические словари Орфографические словари
Орфоэпические словари
Синонимические словари
Словари антонимов
Словари иностранных слов
Словари лингвистических терминов и энциклопедии
Словари названий жителей
Словари неологизмов
Словари омонимов
Словари паронимов
Словари сокращений
Словари эпитетов, сравнений, метафор
Словари-справочники правильностей и трудностей
Толковые словари, учебные толковые словари
Топонимические словари
Этимологические словари
Фразеологические словари
http://www.sokr.ru
Словарь сокращений. Возможность добавить свое сообщение.
http://www.megakm.ru/ojigov
Толковый словарь Ожегова
http://www.redactor.ru
Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому языку.
http://www.ruscenter.ru
Общая информация о центре и его задачах. Форум, публикации, библиотека, фотоархив, найти книгу/предложить книгу-форум, конкурсы.
http://www.ipmce.su/~igor/osn prav.html
Основные правила русского языка на частной странице Игоря Тихонина.
http://rus.lseptember.ru
Электронная версия газеты «Русский язык»: методические статьи, опыты и пр. по теме. Планы уроков, материалы к урокам и пр. Информационные статьи. Заказ книг он-лайн - интернет-магазин.
http://www.vedu.ru/ExpDic
Толковый словарь русского языка. Точный поиск словарной статьи, поиск по части словарной статьи, полнотекстовый поиск по содержанию статьи.
http://www.gramma.ru
Лингвистические задачи. Ваши вопросы, доска объявлений. Почтовые рассылки о новостях (subscribe.ru, maillist.ru). Тесты. Тесты и задачи с гиперлинком самопроверки. Доска объявлений.
http://speakrus.narod.ru
Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания, изучения русского языка. Файлы со словарями можно скачать, ссылки, архив форума.
http://www.slova.ru
Толковый словарь русского языка В.И. Даля (полнотекстовые статьи). Биография лексикографа. Библиография.
http://www.hi-edu.ru
Учебники и учебные пособия. Методические материалы для студентов и преподавателей. Работы студентов, интерактивные тесты по русскому языку и др. Тесты он-лайн.
http://urok.hut.ru/index.htm
Тесты он-лайн, русский язык, готовые уроки, дистанционные курсы. Проверка теста - через webmoney - 15 руб.
http://www.odele.ru/edu/26.htm
Словари, учебники, репетиторы, реклама
http://www.rbr.narod.ru
Авторская методика и учебные пособия для ускоренного обучения грамотному письму. Форум, ваши отзывы
http://rostest.runnet.ru
Сборник тестов, всего 450 заданий, 45 - по русскому языку, регистрация, всего 5 тестов, 2 режима.
http://cultrechi.narod.ru
«Грамотная речь, или Учимся говорить по-русски». Словари, ссылки.
http://www.ru/rhetoric
Сайт Московского государственного областного педагогического института.
http://www.master-ritor.ru
Центр риторики.
http://www.rusword.com.ua
Мир слова русского. Сайт в украинской зоне Интернета. Энциклопедия псевдонимов. Афоризмы, Пословицы и поговорки. Крылатые фразы. Энциклопедический словарь.

ПЛАН самостоятельной работы

Наши рекомендации