Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля

Чередование экспрессии и стандарта

Язык публицистических текстов соединяет две противоположные тенденции: тенденцию к информативности, фактографичности, свой­ственную строгим стилям (научному и официально-деловому) – стандарт, и тенденцию к экспрессивности, характерную для разговорной речи и языка художественной литературы – экспрессия. Известный исследователь языка газеты В.Г. Костомаров отмечал в этой связи: «К максимуму информации стремятся научный и деловой стили. <...> К максимуму эмоциональности приближаются некоторые бытовые и по­этические тексты. <...> Газетное изложение не терпит ни той, ни другой крайности: впервом случае не было бы эмоционально воздействующего эффекта (скучно, неинтересно), во втором – необходимой фактографичности (на одних чувствах)».

Чередование экспрессии и стандарта – конструктивный принцип, которому подчиняется публицистический стиль. В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на адресата, то на первый план выдвигается экспрессия. Публицист в явной форме выражает мнение, отношение к проблеме, присущее определённой социальной группе. Если основной целью является сообщение информации, то преобладает стандарт.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического стиля относятся: неуклонный рост, обострение обстановки, политика диалога, круглый стол переговоров (вспомните такие тексты, как прогноз погоды, спортивные комментарии, сводку чрезвычайных происшествий). Словосочетания в подобных сообщениях «кочуют» из текста в текст и это закономерно, поскольку публицистические тексты создаются в короткие сроки, и это препятствует творческому подходу, без которого немыслим художественный текст.

Стандарты могут превращаться в речевые штампы из-за длительного частотного использования, из-за немотивированного включения в зоны коммуникации Стандартные формулы теряют экспрессивно-оценочные качества, ясное и точное значение: белое золото, черное золото и т.п.

Итак, необходимо отличать речевые стандарты (клише), закрепившиеся в публицистическом стиле, от речевых штампов.

Речевой стандарт, клише – это устойчивое в своём составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает чёткой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации (голевой момент, повышение атмосферного давления, бросок к воротам, приближается атмосферный фронт, атака по левому флангу).

Речевой штамп – это шаблонный оборот речи, который не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение. Другое понимание понятия – первоначально выразительное языковое средство, которое в силу частого и однообразного повторения без учёта контекста потеряло оригинальность (работники прилавков, чёрное золото, зелёный часовой). Т. Толстая называет их «дубовыми неловкостями стиля», «натужным притворством», «словесными комками и колтунами» (Т. Толстая Русский человек на рандеву).

Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля

Лексические особенности. Для языка СМИ характерен полистилизм — возможность использования языковых средств, различных по стилевой принадлежности: книжных слов, поэтизмов, с одной стороны, и разговорной лексики на грани просторечия и даже за гранью, с другой.

Кроме терминов экономики, законодательства, культуры, спорта, в публицистическом стиле употребляется определенное количество слов и устойчивых выражений метафорического характера (языковые средства, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской), описывающих реалии мировой политики, жизни общест­ва: агрессия, инновация, модернизация, демократия, экспансия, неплатежи, приватизация, национализация, номенклатура, терроризм и т.п.; холодная война, кризис неплатежей, гонка вооружений, мировая закулиса, пленарное заседание, гражданское общество, свобода слова, права человека, новый мировой порядок, свобода совести, ми­ровое сообщество, новые русские, поколение пепси и т.д. Итак, слова и выражения могут быть нейтральны по своей эмоциональной окраске, оценочности, но гораздо чаще СМИ используют слова и выражения с яркой оценочной (чаще отрицательной) окрашенностью: амбиция, пижонство, обывательщина, громила, замкадыш, беспредел, менты, критиканство, политикан, насаждать, военщина / судьбоносный, знамение, победоносный и т.д.. Эта окраска носит социальный характер. Среди оценочных слов много архаизмов: осенит, рукотворный, кормило (власти), преображение.

Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика – именно с ней связано формирование публицистического стиля: президент, депутат, патриот, спикер, общество, свобода, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, консенсус. Многие слова приобретают окраску публицистического стиля, когда они употребляются не прямом, а в переносном значении (метафора как способ оценки окружающей действительности): атмосфера (дружеская атмосфера, атмосфера доверия), уровень (переговоры на уровне глав государств), вахта (трудовая вахта, вахта памяти), негатив (в ряде статей отражен негатив), пакет (пакет предложений).

В основе публицистических метафор лежат конкретные образы, способствовавшие переносу. Их можно классифицировать по следующим группам: машины и механизмы; дорога, средства передвижения; растения; война; спорт; театр и цирк; здоровье, состояние организмаи т.п..Например: энергетическая кома, раковая опухоль коррупции и пр.

В последние годы публицистический стиль активно обогащается научнойтерминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления: маркетинг, бренд, инвестиция, холдинг, мониторинг. Наблюдается детерминологизация (переосмысление терминов экономики, политики, бизнеса и т.п. и формирование нового значения) терминов: банк данных, дикий рынок, валюта общения, инвестиционный дождь, кредит доверия, девальвация ценностей, импорт латиноамериканских телесериалов.

Среди стилистически окрашенной лексики особое место в публицистическом стиле принадлежит книжным пластам, откуда черпаются эмоционально-экспрессивные слова, имеющие торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую окраску: дерзать, воздвигать, ознаменовать, самопожертвование, благотворительность, милосердие, держава, отчизна, служение, восторжествовать, воздвигать, низвергать, помышлять, первопрестольнаяи т.п.

Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Оценка, которая содержится в ней, способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него: шумиха, мужик, коммунальщики, дармовщина, натолкнуть, громила, шумиха, пижонство, амбиция, размалевать, схлопотать.

Многие СМИ игнорируют законы языковой нравственности, используя ненормативную лексику (жаргонизмы и просторечные слова, бранные и вульгарные, матерные слова): одичать, тусовка, чернуха, разборка, забегаловка, небось, запросто, круто. К сожалению, очень активна сегодня в прессе жаргонная лексика, прису­щая маргинальным, асоциальным группам.

Публицистический стиль рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию. Примеры нейтральной фразеологии: предвыборная кампания, ратификация договора, инаугурация президента, ответный визит, выйти на орбиту, вклад в борьбу. Фразеологизмы могут быть позитивно и негативно окрашенными: сокращение вооружений, гарантия безопасности, мирное сосуществование, радикальные перемены, новые русские, с позиций силы, международный экстремизм, гонка вооружений, желтая пресса. Активна разговорная фразеология.

Морфологические нормы публицистического стиля во многом определяет возможность сочетания книжного и разговорного.

1. Употребление формы единственного числа имён существительных в значении множественного: Жилищно-коммунальная реформа ударила по карману налогоплательщика.

2. Формы множественного числа существительных: отцы, деды, ветераны, народы, власти – употребляются в значении совокупности;

3. Преобладает родительный падеж существительных: обострение обстановки, разрядка напряженности, партия власти, реформа образования, министр здравоохранения;

4. Временные формы глагола употребляются в равной мере;

5. С целью активизации внимания адресата часто используются формы повелительного наклонения: смотрите, вспомните, давайте обсудим и т.п.; Голосуйте за нашего кандидата! Продолжение читайте в следующем номере журнала.

6. Объективности изложения материала способствуют формы страдательные формы глаголов: обстановка накаляется, военная напряженность обостряется;

7. Активны формы страдательных причастий прошедшего времени: весенняя страда завершена, меры по наведению общественного порядка усилены, решение принято;

8. Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имён прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина;

9. Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность отрицательных частиц не и ни, усилительной частицы же, разговорных частиц ведь, вот, даже, лишь.

10. Широко употребляются производные предлоги: на основе, в области, в свете, в духе, с учётом, по линии, по пути.

11. Часто употребляются прилагательные и наречия с оценочным значением: серьёзный, второстепенный, значительный, презрительно, великолепно.

12. Ярко выраженная личностность стиля определяет частотность личных местоимений.

13. Часто используется настоящее время глагола («настоящее репортажа»).

Синтаксические нормы публицистики связаны с необходимостью сочетания экспрессии и информационной насыщенности:

1. В публицистическом стиле употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращениями, повторами; назывные предложения;

2. Используются расчлененные конструкции, т.е. такие конструкции, в которых какая-нибудь структурная часть, будучи связана с основным текстом, вычленяется – позиционно и интонационно – и располагается либо в препозиции, либо в постпозиции: На сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда нет такого товара, который не был бы в дефиците. Что привело к этому? Где выход?

3. Обратный порядок слов в предложении (инверсия): Это политика близорукая.

4. Введение в авторский текст прямой речи.

5. Вопросно-ответные конструкции как действенная форма оживления речи: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов)

6. Важную стилеобразующую функцию выполняют заголовки: от них во многом зависит, обратит ли читатель внимание на данный текст. Поэтому заголовки одновременно являются рекламой. Они могут быть подчеркнуто утвердительными или лозунгово-призывными, содержать вопрос, выражать оценочно-волевое начало, звучать иронически и т.п. («Почему в России женщины живут дольше мужчин?»). С целью привлечения внимания заголовки могут иметь заведомо лживую информацию.

7. Эллиптические предложения (безглагольные фразы): Банки – не только для банкиров;

8. Употребление коротких предложений – рубленая проза;

9. Параллельный способ связи предложений;

10. В стилистических целях используются однородные члены предложения (употребление их парами, повторение, градация), обособленные члены предложения;

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте понятие “публицистический стиль”. Назовите основную сферу функционирования, основную функцию и основную форму речи публицистического стиля.

2. Назовите подстили публицистического стиля, основные жанровые разновидности публицистического стиля, отличительные свойства публицистического стиля.

3. Что понимается под “чередованием экспрессии и стандарта” в публицистическом стиле?

4. Охарактеризуйте лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля.

5. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства публицистического стиля.

FЗадание 1. Охарактеризуйте данные словосочетания из публицистических текстов как речевые стандарты и речевые штампы.

Работники бюджетной сферы, нефтяной король, автор гола, гамма переживаний, парламентский корабль, служба занятости, международная гуманитарная помощь, коммерческие структуры, подчеркнул со всей остротой, на сегодняшний день, по данным из информированных источников, социальные язвы, имеет место быть, насущная проблема, масса вопросов, силовые ведомства, мирное сосуществование, понижение уровня жизни, государственное регулирование цен, потребительская корзина, зелёный часовой, флагман индустрии, эстафета поколений, чёрное золото, работники прилавка, труженики полей, дух времени, правовая проблема, получить прописку, люди в белых халатах, горячая поддержка, живой отклик, резкая критика прозвучала в адрес, в целях распространения, рентабельность предприятий, наведение элементарного порядка, лесной массив.

?

Задание 2. Проведите стилистический анализ текста.

Наши рекомендации