Методические указания по проведению семинарских занятий для преподавателей
Раздел 1. Общая часть уголовно-процессуального права
Тема 1. Понятие, назначение, функции уголовного процесса. Источники уголовно – процессуального права. Семинар.
1). Ставится вопрос о понятии уголовного процесса. Рассматривается соотношение уголовного процесса и правосудия – 10 мин.
2). Рассматривается вопрос о соотношении уголовного процесса и других отраслей права. Особое внимание уделяется соотношению уголовного процесса с ОРД и уголовным правом.- 10 мин.
3). Изучается вопрос о назначении уголовного судопроизводства. Моделируется общество без уголовного процесса и делается вывод о его назначении. Рассматривается двуединый характер назначения уголовного процесса – 10 мин.
4). Рассматривается понятие процессуальной формы, ее значение. – 10 минут
5). Рассматривается понятие процессуальных гарантий, их виды – 10 мин.
6). Рассматриваются стадии уголовного процесса, уясняется значение стадийности уголовного судопроизводства. Рассматриваются основные черты, отличающие стадии друг от друга – 10 минут.
7). Рассматривается источники уголовного судопроизводства, составляется их иерархия. – 10 минут.
8). Рассматриваются вопросы о действии уголовного процесса во времени, пространстве, по кругу лиц.- 10 мин.
9). Рассматриваются вопросы устранения пробелов в уголовно – процессуальном законодательстве. Аналогия в уголовном процессе – 10 мин.
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся понимания необходимости уголовного процесса в обществе. Назначение уголовного процесса вытекает из ценностей, имеющих значение на данном этапе существования государства и не является постоянной величиной. Также следует акцентировать внимание на характере нормативно – правовых актов, регулирующих уголовное судопроизводство.
Тема 2. Принципы уголовного процесса. Семинар.
1). Ставится вопрос о понятии и системе принципов уголовного процесса. Системность принципов уголовного процесса – 10 мин.
2). Рассматривается вопрос о принципе законности в уголовном процессе Обоснованность и мотивированность.- 10 мин.
3). Изучается принцип презумпции невиновности и его следствия – 10 мин.
4). Рассматривается принцип состязательности сторон. – 10 минут
5). Дается краткая характеристика остальных принципов– 20 мин.
6). Рассматривается отнесения к принципам уголовного процесса идей, не содержащихся в главе 2 УПК РФ– 10 минут.
7). Решаются задачи по принципам уголовного судопроизводства – 20 минут.
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся понимания того, что принципы уголовного процесса – основополагающие начала, действующие через конкретные нормы, гарантирующие их реализацию. Рассматривая каждый из принципов особое внимание следует уделять именно этим нормам, гарантирующим реализацию принципов. При изучении системы принципов необходимо обязательно остановиться на ее беспробельности. Используются задачи из различных практикумов и задачников по уголовно-процессуальному праву
Тема 3. Участники уголовного судопроизводства. Семинар.
1). Ставится вопрос о понятии «субъект» уголовного процесса – 10 мин.
2). Рассматривается вопрос об их классификации, ее практическое значение.- 15 мин.
3). Изучаются уголовно-процессуальные функции – 15 мин.
4). Рассматривается стороны в уголовном процессе и значение разделения функций в уголовном процессе. – 10 минут
5). Рассматривается вопрос необходимости четкого определения субъекта уголовного процесса – 10 минут
6). Рассматривается вопрос о правовом положении лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, чей правовой статус не раскрыт в разделе 2 УПК РФ – 20 минут.
7). Рассматривается вопрос своевременности придания лицу статуса участника процесса– 10 минут.
8). Дается краткая характеристика субъектов уголовного процесса– 50 мин
9). Решаются задачи по субъектам уголовного судопроизводства – 20 минут.
10). Проводится контроль знаний студентов по ранее изученным темам– 20 минут.
Методические указания для преподавателя:
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся понимания того, что определяя субъекта уголовного процесса мы тем самым определяем права и обязанности лица. Поэтому четкое определение того, в качестве какого субъекта выступает лицо в процессе, имеет решающее значение для защиты его прав и законных интересов, что и является назначение уголовного судопроизводства. В этом плане необходимо рассмотреть соотношение понятий защитник – адвокат, специалист – эксперт и т.д. Своевременность придания такого статуса - ключевой момент защиты личности. Разбирая этот вопрос необходимо остановиться на своевременности придания лицу статуса подозреваемого и обвиняемого. Используются задачи из различных практикумов и задачников по уголовно-процессуальному праву.
Тема 4. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. Семинар.
1). Ставится вопрос о необходимости определения доказательств, как в науке, так и в законе – 10 минут.
2). Изучается доказывание как особенный способ познания, характерный для уголовного процесса. – 10 минут
3). Рассматривается вопрос об истине как цели доказывания. Соотношение цели доказывания и назначения уголовного судопроизводства.- 10 мин.
4). Ставится вопрос о понятии предмета доказывания, его составе- 20 минут.
5). Пределы доказывания. Их соотношение с предметом доказывания. Определение пределов доказывания по внутреннему убеждению – 10 минут
6). Свойства доказательств 30 минут.
7). Классификации доказательств и их практическое значение – 10 минут.
8). Понятие показаний свидетеля. Лица, которых не могут допрашивать в качестве свидетелей. Предмет показаний свидетеля. Условия и особенности дачи показаний свидетелем. Требования к порядку оформления показаний свидетеля в уголовном процессе. Оценка показаний свидетеля. – 10 минут.
9). Показания потерпевшего. Оценка показаний потерпевшего. – 10 минут
10). Понятие показаний обвиняемого. Требования к порядку собирания показаний обвиняемого. Предмет показаний обвиняемого. Виды и значение показаний обвиняемого. – 10 минут.
11). Понятие показаний подозреваемого. Предмет показаний подозреваемого – 10 минут.
12). Заключение и показания эксперта и специалиста и их оценка. Пределы полномочий эксперта. – 10 минут.
13). Понятие вещественного доказательства. Требования к порядку вовлечения в уголовный процесс, хранения и исследования вещественных доказательств. – 10 минут.
14). Протоколы следственных действий и судебного заседания – 10 минут.
15). Иные документы. - 10 минут.
16). Ставится вопрос о элементах процесса доказывания - 10 минут.
17). Рассматривается вопрос о собирании доказательств как элементе процесса доказывания Рассматривается вопрос о содержании собирания доказательств. Субъекты собирания доказательств. Формирование доказательств. - 20 мин.
18). Рассматривается вопрос о проверке доказательств как элементе процесса доказывания. Рассматривается вопрос о цели проверке доказательств. Рассматривается вопрос о способах проверки доказательств. - 20 мин
19). Рассматривается вопрос об оценке доказательств как элементе процесса доказывания. Рассматривается вопрос о отграничении оценки доказательств от других элементов процесса доказывания. Рассматривается вопрос о предмете оценки доказательств. Какие свойства доказательств подлежат оценке. Основное правило оценки доказательств – оценка по внутреннему убеждению. Положительные и проблемные моменты. Различные системы оценки доказательств. - 20 мин.
20). Использование доказательств – вынесение решений. Решения в уголовном судопроизводстве. – 20 минут.
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся понимания необходимости выработки понятия доказательства для практической деятельности. Доказывание является единственным способом уголовно – процессуального познания. Его специфичность определяется тем, что предметом уголовно – процессуального исследования всегда является событие прошлого, и цель данного исследования – вынесение на его основании решения, которое может в значительной степени ограничить права и свободы лица. Следует уделить внимание формированию у обучающихся понимания того, что истина – цель доказывания, однако достижение абсолютной истины в уголовном процессе невозможно. Поэтому актуальным является вопрос о том, какую же истину мы достигаем. Следует организовать дискуссию студентов по вопросу о соотношении назначения уголовного судопроизводства и цели доказывания. Особо следует обратить внимание на то, что входит в содержание истины. Предмет доказывания – сформированное на основе практики понятие. Несмотря на его закрепление в законе он меняется в зависимости от данных практической деятельности. Пределы доказывания определяются каждым из лиц, принимающих решение по уголовному делу самостоятельно. Необходимо рассмотреть относимость как неотъемлемое свойство доказательства, связанное с его содержанием, рассмотрев традиционно сложившиеся взгляды на данное свойство. Особое внимание следует уделить формированию у обучающихся понимания необходимости соблюдения формы при получении доказательства. Также необходимо убедить студентов в том, что форма не является самоцелью в уголовно – процессуальном доказывании, а используется для гарантирования доброкачественности доказательства. Отсюда – критика концепции «плодов отравленного дерева», правила «ассиметрии» доказательств, возможность возобновления доказательств, полученных с некоторыми процессуальными нарушениями. Особо следует рассмотреть соотношение допустимости с иными свойствами доказательств, сделав при этом акцент на том, что именно нарушения правил допустимости влечет исключение даже достоверного доказательства из всей совокупности сведений, являющихся основой для принятия решения в уголовном процессе. Поэтому следует четко разграничивать допустимость от иных свойств доказательств. Следует остановиться на том, что правила определения допустимости наиболее формализованы, но и это свойство определяется соответствующий субъектом по внутреннему убеждению. Необходимо сформировать у обучающихся понимания того, что никакое доказательство не является изначально достоверным или недостоверным. Этот вопрос может решиться только на заключительном этапе процесса доказывания, при рассмотрении всей совокупности доказательств. Предварительные мнения о достоверности или недостоверности каких-либо доказательств не должны препятствовать объективной оценке всей совокупности. Достаточность доказательств для принятия различных решений различна и достаточно часто указана в УПК РФ. Классификация доказательств имеет практическое значение. Необходимо выяснить, как именно сказывается на практической работе с доказательствами отнесение его к какой-либо классификационной группе. Следует выяснить основания каждой из рассмотренных классификаций. Следует уделить внимание формированию у обучающихся навыков проведения следственных и иных процессуальных действий, направленных на собирание доказательств и их закрепления в соответствии с УПК РФ. Следует уделить внимание формированию у обучающихся навыков проведения следственных и иных процессуальных действий, направленных на проверку доказательств и их закрепления в соответствии с УПК РФ. Изучаются различные способы проверки доказательств. Особое внимание следует уделить практическому характеру деятельности по проверке доказательств. При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся понимания роль внутреннего убеждения при оценке доказательств и вынесении решения. Особое внимание должно быть уделено обоснованности внутреннего убеждения и его выражению в процессуальных документах.
Тема 5. Меры процессуального принуждения. Семинар.
1). Ставится вопрос о понятии мер процессуального принуждения, их классификации – 10 мин.
2). Рассматривается вопрос о задержании подозреваемого, основаниях, сроке задержания, моменте начала исчисления срока задержания.- 10 мин.
3). Решаются задачи по задержанию подозреваемого, составляется протокол задержания – 25 минут.
4). Рассматривается меры пресечения, их цели, классификация– 10 минут
5). Решаются задачи по мерам пресечения, составляется постановление о применении меры пресечения – 25 минут
5). Рассматривается вопрос об иных мерах процессуального принуждения – 10 минут
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся понимания того, что применение мер пресечения не возможно при отсутствии оснований для их применения, несмотря на тяжесть предъявленного обвинения. Следует привить студентам навыки в составлении протокола задержания и постановления о применении меры пресечения. При этом акцент следует делать на изложении мотивов принятия решения. Используются задачи из различных практикумов и задачников по уголовно-процессуальному праву.
Тема 6. Ходатайства и жалобы. Семинар.
1). Лица, имеющие право заявить ходатайство и жалобу. -10 мин
2). Порядок заявления ходатайства. Сроки рассмотрения ходатайства. -10 мин
3). Разрешение ходатайства. – 10 мин
4). Право обжалования. Порядок рассмотрения жалобы прокурором и судом. Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей. – 10 мин.
5). Жалоба и представление на приговор, определение, постановление суда. – 5 мин.
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся понимания беспробельности в обжаловании решений в уголовном процессе. Следует акцентировать внимание на то, что право на подачу ходатайства гарантируется правом на обжалование решения по данному ходатайству в различные органы.
Тема 7. Процессуальные сроки и процессуальные издержки. Семинар.
Сценарий семинарского занятия:
1). Процессуальные сроки: понятие, виды. Исчисление, соблюдение и продление срока. -5 мин
2). Восстановление пропущенного срока. -5 мин
3). Решаются задачи по срокам в уголовном процессе. – 15 мин
Методические указания для преподавателя:
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить знанию правил исчисления сроков. Используются задачи из различных практикумов и задачников по уголовно-процессуальному праву.
Тема 8. Реабилитация. Семинар.
1). Виды и порядок возмещения вреда. -10 мин
2). Восстановление иных прав реабилитированного. -10 мин
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить процедуре подачи ходатайства о возмещении вреда.
Раздел 2. Досудебное производство
Тема 9. Возбуждение уголовного дела. Семинар.
1). Понятие, сущность, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела.-10 мин
2). Субъекты стадии возбуждения уголовного дела. -10 мин
3). Поводы и основания возбуждения уголовного дела. – 10 мин.
4). Действия на стадии возбуждения уголовного дела. Моделирование ситуации обнаружения преступления (труп в учебной аудитории). Производство следственных и иных действий, вынесение решений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовного дела – 60 мнут.
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся навыков производства следственных действий, возможных до возбуждения уголовного дела, и соответствующих протоколов, а также навыков вынесения решений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовного дела
Тема 10. Общие условия предварительного расследования Предварительное следствие. Дознание. Семинар.
1). Студентам дается вводная – об обнаружении признаков преступления в соответствии с фабулой учебного дел.-10 мин
2). Составляется план расследования уголовного дела -10 мин
3). Составляется документ, служащий поводом для возбуждения уголовного дела. – 10 мин.
4). Составляется постановлении о возбуждении уголовного дела, о создании следственной группы – 20 мин.
5). Проводятся первоначальные следственные действия по уголовному делу, определяется потерпевший, производятся допросы, принимается решение о признании лица потерпевшим.- 40 мин.
6) Дается вводная об обнаружении на месте происшествия следов, говорящих о причастности к преступлению конкретных лиц, указанные лица устанавливаются, производится их задержание и допросы – 90 мин.
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся навыков производства следственных действий и составления соответствующих протоколов, а также навыков вынесения решений при досудебном производстве по уголовному делу. Фабула должна быть составлена с учетом вовлечения в деловую игру как можно большего количества студентов. По мере постановки студентами вопросов, подлежащих выявлению по уголовному делу, им открываются новые обстоятельства дела
Тема 11. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения. Семинар.
1). Составляется постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявляется обвиняемым, обвиняемые допрашиваются. В их отношении применяется комплекс мер, обеспечивающих их права. – 60 мин.
2). Принимается решение об избрании меры пресечения (при наличии оснований) -10 мин
4). Составляется план дальнейшего расследования, проводятся и оформляются необходимые следственные действия. – 20 мин.
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся навыков производства следственных действий и составления соответствующих протоколов, а также навыков вынесения решений при досудебном производстве по уголовному делу. Фабула должна быть составлена с учетом вовлечения в деловую игру как можно большего количества студентов. По мере постановки студентами вопросов, подлежащих выявлению по уголовному делу, им открываются новые обстоятельства дела
Тема 12. Производство следственных действий. Семинар.
1). Составляется план дальнейшего расследования – 20мин.
2). Поводятся и оформляются необходимые следственные действия -250 мин.
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся навыков производства следственных действий и составления соответствующих протоколов, а также навыков вынесения решений при досудебном производстве по уголовному делу. Фабула должна быть составлена с учетом вовлечения в деловую игру как можно большего количества студентов. По мере постановки студентами вопросов, подлежащих выявлению по уголовному делу, им открываются новые обстоятельства дела
Тема 13. Приостановление и возобновление предварительного следствия. Семинар.
1). Дается вводная – болезнь обвиняемого, исключающая возможность проведения следственных действий с его участием – 10 мин.
2). Составляется постановление о приостановлении предварительного следствия, решается вопрос о мере пресечения. -20 мин.
3). Дается вводная – обвиняемый выздоравливает. Принимается решение о возобновлении производства по уголовному делу. – 15 мин.
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся навыков производства следственных действий и составления соответствующих протоколов, а также навыков вынесения решений при досудебном производстве по уголовному делу. Фабула должна быть составлена с учетом вовлечения в деловую игру как можно большего количества студентов. По мере постановки студентами вопросов, подлежащих выявлению по уголовному делу, им открываются новые обстоятельства дела.
Тема 14. Окончание предварительного расследования. Семинар.
1). Уголовное дело оканчивается направлением дела в суд с составление обвинительного заключения, в связи с этим производится и оформляется комплекс процессуальных действий– 30 мин.
2). Составляется обвинительное заключение, происходит его обсуждение и утверждение от имени прокурора преподавателем. -90 мин.
При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить формированию у обучающихся навыков производства следственных действий и составления соответствующих протоколов, а также навыков вынесения решений при досудебном производстве по уголовному делу. Фабула должна быть составлена с учетом вовлечения в деловую игру как можно большего количества студентов. По мере постановки студентами вопросов, подлежащих выявлению по уголовному делу, им открываются новые обстоятельства дела.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Технология оценки уровней освоения компетенций в ходе изучения дисциплины
Текущий контроль знаний, умений и навыков студентов по дисциплине, предусмотренный планом практических занятий, осуществляется на всех аудиторных практических занятиях, независимо от проведения оценочных процедур. По завершению изучения курса «Уголовно-процессуальное право» проводится итоговая проверка сформированности компетенций. Уровень освоения студентами (слушателями) компетенций в ходе изучения дисциплины оценивается по двухуровневой или многоуровневой шкале, которым соответствуют значения: «зачтено» или «незачтено», либо «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» соответственно.
В первом случае для выставления оценки «зачтено» необходимо, чтобы ответ экзаменуемого соответствовал пороговому (базовому) уровню сформированности компетенций. Во втором случае оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» должны соответствовать пороговому (базовому), повышенному и продвинутому уровням сформированности компетенций.
7.2. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины и критерии оценки уровней сформированности компетенций
Пороговый уровень – это базовый, обязательный уровень сформированности компетенции для студентов, освоивших дисциплину
Повышенный уровень – уровень сформированности компетенции выше базового (порогового уровня), который может быть повышенным: 1) по одному признаку; 2) по нескольким признакам; 3) по всем признакам.
Уровни сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня |
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | ||
Пороговый | Знать уголовное судопроизводство как направление профессиональной деятельности, его цели, задачи и принципы, а также место, функции, роль в современном цивилизованном государстве. Уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере уголовного процесса. Способность оценивать уровень профессиональный деятельности в сфере уголовного судопроизводства. | ü Владение юридической терминологией в сфере уголовного процесса. ü Способность выделять смысл и назначение уголовного судопроизводства. ü Способность разграничивать предварительное расследование и судебное производство. ü Владение навыками составления уголовно-процессуальных документов. ü Способность определять социальные и правовые последствия уголовно-процессуальной деятельности. ü Владение навыками профессионального общения. ü Владение профессиональными установками в сфере уголовного процесса. ü Способность распознавать профессионально-нравственную деформацию личности юриста в сфере уголовного судопроизводства. |
Повышенный | Знать комплекс правовых взглядов, идей, представлений об уголовном процессе и его целях; систему правовых ценностей, убеждений, традиций, используемых при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. Уметь свободно оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере уголовного процесса. Способность выявлять проблемы уголовного процесса и пути их устранения. Способность оценивать профессиональную пригодность в сфере уголовного процесса. | ü Владение юридической лексикой в сфере уголовного процесса. ü Владение навыками системного исследования уголовного процесса как вида государственной деятельности, его социальной обусловленности. ü Владение навыками методами обобщения и анализа правовых явлений, правоотношений, правовых норм, регулирующих вопросы уголовного процесса. ü Способность критически оценивать правовые реалии в сфере уголовного процесса, судебную практику, позиции ученых и практиков. ü Способность выявлять недостатки правового регулирования уголовного процесса. ü Способность определять эффективные правовые средства для разрешения проблемных и иных ситуаций в сфере уголовного процесса. ü Способность оперировать критериями профессиональной пригодности к осуществлению уголовного процесса ü Способность выявлять признаки, понимать последствия и принимать меры к предупреждению профессионально-нравственной деформации личности следователя, дознавателя, прокурора, судьи. |
ОК-2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | ||
Пороговый | Знать уголовный процесс как отрасль правовых работ, обеспечивающих функционирование правовой системы, этические основы права. Способность точно и верно осуществлять уголовный процесс. Уметь сообразовывать уголовный процесс с этическими началами права. | ü Владение юридической терминологией в сфере уголовного процесса. ü Способность отстаивать приоритет закона в правовых отношениях. ü Способность следовать требованиям действующей правовой системы по вопросам уголовного процесса. ü Способность оценивать факты и явления уголовного процесса с этической точки зрения. ü Владение способами разрешения нравственно-конфликтных ситуаций при осуществлении уголовного процесса. ü Владение навыками коммуникации, диалога. |
Повышенный | Знать мировоззренческие и методологические основы юридического мышления, осмысления уголовного процесса; способы разрешения нравственно-конфликтных ситуаций при осуществлении уголовного процесса. Владеть профессиональным нравственно-правовым подходом к уголовному процессу. | ü Владение юридической лексикой в сфере уголовного процесса. ü Владение методиками и приемами работы с правовыми источниками, судебной практикой, научной литературой. ü Владение навыками грамотных постановки, осознания и решения правовых задач при осуществлении уголовного процесса. ü Способность свободно выражать своё видение ситуации при осуществлении уголовного процесса. ü Способность правильно согласовывать свои действия, критически оценивать их результаты. ü Способность грамотно, рационально сочетать нравственные правила и правовые нормы при осуществлении уголовного процесса. ü Владение навыками полемики, коллективного обсуждения. ü Быть готовым к интеллектуальному труду повышенной сложности. |
ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения | ||
Пороговый | Знать систему правовых норм об уголовном процессе. Способность грамотно оперировать информацией в сфере уголовного процесса. | ü Владение юридической терминологией в сфере уголовного процесса. ü Владение навыками работы с правовыми источниками, судебной практикой, научной литературой. ü Способность отбирать и трансформировать информацию в личностное знание в сфере уголовного процесса. ü Способность на основе изучения ситуации выделять предполагаемый результат деятельности и средства его достижения. ü Способность распознавать и отбирать информацию, необходимую для осуществления уголовного процесса. |
Повышенный | Знать основные идеи, категории, понятия, концепции, сущность явлений и системность правовых связей в сфере уголовного процесса; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления, осмысления надзорной деятельности. Способность профессионально оперировать информацией в сфере уголовного процесса. | ü Владение научной терминологией в сфере уголовного процесса. ü Владение навыками оценки сложности и многообразия информации, распознания требований к необходимой информации в сфере уголовного процесса. ü Владение навыками интерпретации, систематизации и классификации информации в сфере уголовного процесса. ü Способность соблюдать баланс между целью и адекватными средствами ее достижения в уголовно-процессуальной деятельности. |
ОК-4 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | ||
Пороговый | Знать основные правила формирования речи, ее логики и аргументации, основы этики общения. Оперировать в речи юридической терминологией в сфере уголовного процесса. Излагать вопросы уголовного процесса последовательно и доступно для понимания. | ü Владение юридической терминологией в сфере уголовного процесса. ü Владение навыками повествования и рассуждения по вопросам уголовного процесса. ü Способность грамотно приводить примеры применительно к уголовному процессу. ü Способность точно выражать мысли без использования слов-паразитов, излишних междометий и вводных конструкций. |
Повышенный | Знать коммуникативные стратегии диалога, основы юридической техники, основные полемичные вопросы уголовного процесса и их содержание. Свободно оперировать в речи понятиями и категориями уголовного процесса. Способность грамотно и корректно полемизировать. | ü Владение юридической, в том числе научной лексикой в сфере уголовного процесса. ü Способность анализировать цель и структуру выступления, используемые ораторские приемы. ü Владение навыками грамотного изложения точек зрения, правильного описания явлений. ü Владение навыками определенности, непротиворечивости, однозначности, обоснованности рассуждений, комментариев и выводов. ü Владение навыками противостояния аргументами и ведения диалога. |
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | ||
Пороговый | Иметь негативное представление о сути и признаках коррупционного поведения и его проявлениях, а также о уголовно-процессуальных средствах противодействия коррупции. | ü Владение требовательностью к точному применению правовых норм. ü Владение навыками правовой оценки поступков собственных и окружающих. ü Умение оценить антикоррупционные меры, применяемые субъектами уголовного процесса. ü Способность оценивать на предмет коррупционности нормативно-правовые и правоприменительные акты. |
Повышенный | Знать социальное назначение правого регулирования и норм об уголовном процессе, месте данных норм в системе права, проблемы эффективности уголовного процесса и пути их преодоления, социальную роль антикоррупционного поведения. Уметь определять социально-правовые возможности устранения коррупционных проявлений средствами уголовного процесса. | ü Способность оценивать специфику правового регулирования уголовного процесса, его современное состояние и выполняемую социальную роль. ü Умение выявлять коррупциогенные факторы в законодательстве. ü Способность обобщать природу и специфику коррупционных проявлений в законодательстве и правоприменительной деятельности. ü Умение определять эффективность антикоррупционной политики средствами уголовного процесса. ü Умение определять эффективные средства уголовно-процессуального реагирования для разрешения коррупциогенных, проблемных и иных ситуаций. |
ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | ||
Пороговый | Знать законодательство об уголовном процессе, практику его применения, основные направления его развития. Умение определять задачи деятельности и средства их достижения. Способность оценивать уровень профессиональный деятельности. | ü Владение юридической терминологией в сфере уголовного процесса. ü Владение навыками работы, обобщения и анализа уголовно-процессуальной и судебной практики. ü Умение критически оценивать ситуации, возникающие при осуществлении уголовного процесса. ü Способность к определению своих знаний и навыков в сфере уголовного процесса и возможностей их реализации. ü Способность сравнивать профессиональные навыки и умения по осуществлению уголовного процесса. |
Повышенный | Знать основные теоретические и практические проблемы уголовного процесса, взгляды, позиции ученых и практиков об уголовном процессе. Умение свободно оперировать юридическими понятиями и категориями. Способность грамотно анализировать профессиональный уровень деятельности. Умение грамотно ставить цели профессиональной деятельности, определять и соотносить возможности по их достижению. | ü Владение научной терминологией в сфере уголовного процесса. ü Способность анализировать научную литературу и делать теоретические обобщения по вопросам уголовного процесса. ü Способность определять предмет уголовного процесса. ü Способность анализировать тенденции и перспективы развития системы уголовного процесса. ü Владение навыками выявления проблем уголовного процесса. ü Владение навыками разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства об уголовном процессе и практики его применения. ü Способность к критической оценке своих знаний и навыков в сфере уголовного процесса, путей и средств их совершенствования. ü Способность распознавать, анализировать и оценивать повышенные уровни профессиональных знаний и умений по осуществлению уголовного процесса. |
ОК-9 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы | ||
Пороговый | Знать законодательство об уголовном процессе, его целях и методах. Уметь осуществлять уголовный процесс в соответствии с предъявляемыми к нему социально-правовыми требованиями. | ü Владение юридической терминологией в сфере уголовного процесса и навыками работы с правовыми источниками об уголовном процессе. ü Способность правильно и точно определять характер и способы уголовно-процессуального реагирования на нарушения закона. ü Владение основными методами научного познания. |
Повышенный | Знать закономерности развития законодательства об уголовном процессе; знать тактику и методику уголовного процесса. Свободно оперировать правовыми и иными социальными понятиями и категориями. Способность оценивать состояние, специфику и генезис сферы уголовного процесса с социально-правовых позиций. | ü Владение научной терминологией в сфере уголовного процесса. ü Владение навыками обобщения и анализа научной литературы. ü Способность оценивать социально-правовую эффективность уголовного процесса. ü Способность анализировать тенденции и перспективы развития государственной политики в части уголовного процесса. ü Умение определять и критически оценивать социальные реалии, их роль в определении целей уголовного процесса. ü Владение навыками системного исследования уголовного процесса как правового явления, его социальной обусловленности, взаимосвязи с общественными явлениями. ü Владение навыками выявления проблем уголовного процесса, определения путей их решения. |