Виды активных и интерактивных форм проведения занятий
В рамках преподавания дисциплины “Личные неимущественные права” используются следующие образовательные технологии:
· разбор конкретных ситуаций (решение на практических занятиях казусов): все темы учебной дисциплины;
· дискуссии (в рамках практических занятий проведение дискуссий по проблемным вопросам международного права личных неимущественных прав): все темы учебной дисциплины.
10.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Самостоятельная работа студента является существенным элементом изучения дисциплины “Личные неимущественные права”. Изучение и усвоение материала дисциплины на семинарах (практических занятиях), а также в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных вопросов дисциплины, позволят студенту подойти к промежуточному контролю подготовленным, и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными, и позволяют формировать соответствующие компетенции как итог образовательного процесса.
Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для промежуточного контроля. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса с позиций организации самостоятельной работы, в том числе последовательности освоения модулей курса.
вид учебных занятий | организация деятельности студента |
подготовка к семинарским (практическим) занятиям | Включает в себя следующие этапы: 1) проработка рабочей программы дисциплины, с акцентом на цели и задачи, структуру и содержание дисциплины; 2) ознакомление с темами и планами семинарских (практических) занятий; 3) анализ основной нормативно-правовой и учебной литературы, а также работа с рекомендованной дополнительной литературой, работа с текстами нормативно-правовых актов; Выступление на семинаре должно быть логичным, кратким, аргументированным, без неоправданных отступлений и рассуждений. Студент должен излагать (не читать) материал выступления свободно. Необходимо концентрировать свое внимание на том, что выступление должно быть обращено к аудитории, а не к преподавателю, т.к. это значимый аспект профессиональных компетенций юриста. По окончании семинарского занятия студенту следует повторить выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе. Для этого студенту в течение семинара следует делать пометки. Внепонимания какого-либо аспекта пройденного материала студенту следует обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации. |
контрольная работа | Контрольная работа выполняется с целью закрепления знаний, полученных студентом в ходе семинарских занятий, а также самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и специальной литературой. Написание контрольной работы призвано оперативно установить степень усвоения студентами учебного материала дисциплины и формирования соответствующих компетенций. Контрольная работа может включать знакомство с основной, дополнительной и нормативной литературой, включая справочные издания, конспект основных положений тем дисциплины, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в теме и (или) составление аннотаций к прочитанным литературным источникам, решение конкретных правовых вопросов, задач и юридических казусов. Содержание подготовленного студентом ответа на поставленные вопросы контрольной работы должно показать знание студентом теории вопроса и практического ее разрешения. Ответы на контрольные вопросы должны быть полными, обстоятельно изложены и в целом раскрывающими содержание вопроса. Используя нормативный материал, нужно давать точные и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты. При этом очень важно обращаться непосредственно к самим актам, точно излагать содержание, а не воспроизводить их положения на основании учебной литературы или популярной литературы. |
реферат | Рефераты предназначены для более глубокого усвоения студентом отдельных аспектов дисциплины. Реферат – это самостоятельная учебно- исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, предложенные в научной литературе, анализирует судебную и арбитражную практику в соответствующей сфере, а также собственные взгляды на решение исследуемой проблемы. Примерные этапы работы над рефератом: 1) выборе темы реферата. Студент вправе избрать для реферата любую тему в пределах программы учебной дисциплины. Важно при этом учитывать ее актуальность, научную разработанность, возможность нахождения необходимых источников для изучения темы реферата, имеющиеся у студента начальные знания и личный интерес к выбору данной темы, в том числе ее соотносимость с темой магистерского исследования; 2) составление перечня источников (монографий, научных статей, законодательных и иных нормативных правовых актов, справочной литературы, содержащей комментарии, статистические данные и т.п.). Особое внимание следует обратить на использование законов, иных нормативно-правовых актов, действующих в последней редакции; 3) обработка и систематизация информации; 4) разработка плана и написание реферата. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер. Реферат (доклад) должен отражать: знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Рекомендуемый объем реферата 10-15 страниц компьютерного (машинописного) текста. Зачет по реферату является основанием допуска студента к зачету по дисциплине. |
самостоятельная работа | Самостоятельная работа проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся; углубления и расширения теоретических знаний студентов; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, учебную и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования профессиональных компетенций; развитию исследовательских умений студентов. Формы и виды самостоятельной работы студентов: 1) Работа с литературой и иными источниками информации: самостоятельное изучение материала по рекомендуемым литературным источникам; работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы; работа со словарем, справочником; поиск необходимой информации в сети Интернет; конспектирование источников; реферирование источников; составление аннотаций к прочитанным литературным источникам; составление рецензий и отзывов на прочитанный материал; составление обзора публикаций по теме; составление и разработка терминологического словаря; составление хронологической таблицы; составление библиографии (библиографической картотеки). Данный вид самостоятельной работы включает в себя две группы приемов: техническую, имеющая библиографическую направленность, и содержательную.Первая группа – уяснение потребностей в литературе; получение литературы; просмотр литературы на уровне общей, первичной оценки; анализ надежности публикаций как источника информации, их относимости и степени полезности. Вторая – подробное изучение и извлечение необходимой информации. Для поиска необходимой литературы можно использовать следующие способы: поиск через систематический или электронный каталоги в библиотеке; использование сборников материалов конференций, симпозиумов, семинаров; просмотр специальных юридических журналов;выявление материалов, размещенных в Интернет;обращение к электронным базам данных. 2) Работа с законодательством.В процессе обучения следует использовать следующие приемы. Во-первых, поиск, отбор и систематизация статей, законов и иных нормативных правовых актов для решения задачи или составления процессуального документа. Во-вторых, следует использовать прием толкования закона и иных нормативных правовых актов.Наиболее быстрый доступ к новым законам, помимо официальных изданий, дают электронные базы данных, либо информация в Интернете. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить индивидуальные и групповые консультации. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. |
подготовка к зачету | При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на рабочую программу дисциплины, нормативную, учебную и рекомендуемую литературу, конспекты, составленные в ходе самостоятельной работы. Основное в подготовке к сдаче зачета– это повторение всего материала дисциплины. При подготовке к зачету студент должен весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнение намеченной работы. В период подготовки к зачету студент вновь обращается к уже изученному (пройденному) учебному материалу. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа: самостоятельная работа в течение семестра; непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса; подготовка к ответу на задания, содержащиеся в билетах зачета. Зачет проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал дисциплины, включая вопросы, отведенные для самостоятельного изучения. Для успешной сдачи зачета по дисциплине студенты должны принимать во внимание, что нужно знать основную терминологию дисциплины, понимать смысл специфических категорий и уметь его разъяснить. Все указанные в рабочей программе формируемые профессиональные компетенции в результате освоения дисциплины должны быть продемонстрированы студентом в ходе сдачи зачета. |
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Не предусмотрено.
Разработчики:
доцент кафедры гражданского права, к.ю.н. Е.М.Подрабинок
Рецензенты:
________________________ _______________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)