Тема 17. Государство: понятие и признаки, функции, типология государства
Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Формы и способы ее осуществления. Соотношение политической и государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти.
Плюрализм в понимании государства. Либеральные, неолиберальные, социал-демократические и консервативные подходы к пониманию государства. «Государство всеобщего благосостояния», «теория конвергенции», «теория элит». Социальное, правовое, светское государство.
Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренний суверенитет. Внешний суверенитет. Ограничение суверенитета. Государственный суверенитет и народный суверенитет. Сущность государства и ее эволюция. Классовое и общесоциальное в природе государства. Относительная самостоятельность государства по отношению к обществу. Отличие государства от других учреждений и организаций современного общества.
Понятие, значение и объективный характер функций государства и их социальная природа. Соотношение их с целями, задачами и принципами государства. Функции государства и функции отдельных его органов. Соотношение понятий «функции государства» и «политика государства». Обусловленность функций государства его сущностью и социальным назначением.
Классификация функций государства: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и неосновные. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства.
Динамика функций государства. Связь и взаимодействие функций государства. Функции государства и своеобразие исторического периода развития государстваи общества. Соотношение типа и функций государства. Границы деятельности государства.
Формы и методы осуществления функций государства: понятие и виды. Правовые и внеправовые формы их характеристика.
Понятие типа государства. Теоретические основы и значение типологии государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный и цивилизационный подходы: их достоинства и слабые стороны. Особенности государства в рамках одного исторического типа. Переходные типы государств. Преемственность в развитии государства. Характеристика отдельных типов государств. Диалектика соотношения формационного и цивилизационного подходов в типологии государства.
Тема 18. Государство в политической системе общества
Понятие, структура, методологические основы анализа политической системы. Критерии отбора элементов политической системы. Ее основные субъекты: государство, политические партии, движения, общественные организации и объединения и т.д. Политическое сознание. Право и другие социальные нормы как регулятивная основа политической системы. Политические отношения и политическая практика. Виды политических систем. Соотношение политической, экономической, социальной и правовой систем в обществе.
Место и роль государства в политической системе, его взаимодействие с институтами политической системы (политическими партиями, общественными коммерческими и некоммерческими организациями и т.д.). Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества. Государство и церковь. Светские и теократические государства.
Функции и основные тенденции развития политической системы российского общества.
Представительная и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе общества.
Тема 19. Форма государства
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.Соотношение сущности, содержания и формы государства. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.
Форма государственного правления: понятие и виды. Общая характеристика монархических и республиканских форм правления.
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
Республика (от латинского respublica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.
Нетипичные формы государственного правления (на примере Ватикана (сочетание признаков абсолютной монархии и республики), Малайзии (сочетание признаков парламентарной монархии и республики)). Форма государственного правления России, и её развитие в современных условиях.
Соотношение типа и формы государства. Тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства). Многообразие форм правления в пределах одного и того же типа государства. Нетипичные формы правления.
Форма государственного устройства: понятие и виды. Унитарные и сложные государства. Империя, федерация, конфедерация. Федеративное устройство России: прошлое и современность.
Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Политический (государственно-правовой) режим: понятие и его разновидности. Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Демократические и антидемократические режимы. Политический (государственно-правовой) режим современной России.