Написание контрольной работы № 1
Тема 3. Криминальная психология. Психология преступного поведения (психология преступления)
Противоправные (преступные) проявления – разновидность антиобщественной деятельности. Содержание, структура деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Виды действий, их психологическая характеристика. Мотивы деятельности.
Биологические и социальные факторы в криминализации личности. Психологические факторы детерминации преступного поведения.
Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений. Взаимодействие объективных и субъективных факторов преступления. Оценка мотивационной сферы личности преступника. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Проблема так называемой профессиональной вменяемости, ее психологические составляющие.
Понятие «ограниченной» («уменьшенной») вменяемости в уголовном праве. Психологическая характеристика преступлений, совершенных в состоянии «ограниченной» («уменьшенной») вменяемости. Психологический критерий вменяемости, ее интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты.
Тема 4. Психология личности преступника
Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Криминальный профессионализм. Понятие профессионального преступника.
Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы в ходе расследования (рассмотрения в суде) уголовного дела. Использование информации психологического характера о личности правонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголовных дел в суде. Речевые и невербальные проявления, связанные с криминальной субкультурой, в поведении лиц криминальной ориентации.
Составление психологического портрета в качестве метода установления личности преступника в ходе расследования преступления в условиях неочевидности.
Тема 5. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы)
Понятие группы в социальной психологии. Группа как субъект деятельности. Основные признаки группы Групповые нормы поведения. Классификация групп. Соотношение понятий группы и коллектива.
Психологическая характеристика больших социальных групп. Роль привычек, национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных социальных группах людей. Общественная психология и индивидуальное сознание членов группы.
Психологическая характеристика малой группы, ее структура и признаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы).
Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности. Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа, совершающая преступления по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная, организованная преступная группа (организация); преступное сообщество (объединение) организованных групп (ст. 35 УК).
Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах). Круговая порука в преступной группе. Факторы, способствующие формированию круговой поруки. Признаки круговой поруки. Психологические методы нейтрализации круговой поруки, борьба с групповой преступностью.
Семинар № 3. Криминальная психология (2 часа)
Основные вопросы
1. Система психологических и других факторов детерминации поведения.
2. Психология личности преступника и психологические особенности отдельных категорий преступников.
3. Психологическая структура преступного деяния.
4. Психологические аспекты вины и юридической ответственности.
5. Психология группового преступного поведения.
Основная литература
1. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., «Зерцало», 2000.
2. Романов В.В. Юридическая психология. М., «Юристъ», 2004.
Дополнительная литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. Спб, «Питер», 2004.
2. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.
3. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1975.
4. Механизм преступного поведения. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1981.
Тема 6. Психология предварительного следствия
Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) сотрудников правоохранительных органов.
Высокий уровень социализации личности. Установочное отношение к соблюдению правовых, нравственных норм.
Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитой интеллект. Гибкое, творческое мышление. Высокая умственная работоспособность. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное. Развитое воображение, интуиция.
Коммуникативная компетентность юриста. Способность устанавливать и поддерживать психологические контакты с участниками общения. Свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Способность к поиску компромиссов. Гибкость, адаптивность коммуникативного поведения. Адекватная самооценка, развитой самоконтроль. Стеничный тип реагирования в психогенных (фрустирующих) ситуациях.
Организаторские, управленческие качества личности юриста. Активность, инициативность, находчивость, распорядительность, воля. Умение прогнозировать последствия принимаемых решений. Самостоятельность, организованность, аккуратность в работе.
Эмоционально-волевая устойчивость, выносливость к воздействию стресс-факторов, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов. Сохранение мотивации достижения успеха.
Психологическая характеристика познавательной деятельности юриста. Своеобразие форм и методов познания, установление юридически значимых факторов, различных обстоятельств правового характера юристами в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве. Особенности познавательной деятельности следователя при расследовании преступлений различной категории.
Психология следственных действий.
Психология осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о психологических особенностях личности преступника. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Влияние на способы совершения преступлений динамического стереотипа. Установление по материальным следам структуры преступного поведения субъективной стороны преступления, психологических особенностей преступника. Инсценировка преступника на месте происшествия, методы распознания их следователем, «ошибочные действия» преступника.
Воздействие обстановки места происшествия на психику следователя. Роль восприятия, мышления следователя при осмотре места происшествия. Влияние психологической установки на поведение следователя во время осмотра. Явления когнитивного диссонанса, казуальной атрибуции применительно к познавательной деятельности следователя, к поиску и на месте происшествия доказательств. Влияние эмоционального фактора, межличностных отношений участников оперативно-следственной группы на качество осмотра. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра.
Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте. Моделирование объективных факторов, событий явлений. Проверка психологических особенностей, свойств личности, способностей, навыков, умений. Проверка показаний как способ активизации памяти участников уголовного судопроизводства.
Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего). Поисковая доминант. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска.
Психология обыскиваемого (прячущего). Учет данных о свойствах его личности, психологическом состоянии следователем. Психологические факторы, влияющие на выбор способов сокрытия объектов. Способы противодействия обыскиваемого во время проведения у него обыска. Объективная и субъективная недоступность искомого. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого. Улики поведения. Методы проверки его непроизвольных реакций.
Психология предъявления для опознания. Особенности восприятия человека и психологические закономерности его отождествления. Статические и динамические признаки внешности. Учет закономерностей памяти при подготовке и проведении предъявления для опознания, приемы ее активизации следователем. Симультанное и сукцессивное узнавание. Этапы предъявления для опознания, их психологическая характеристика. Психологическая природа ошибок, допускаемых при опознании.
Тема 7. Психология допроса
Общие социально-психологические особенности ведения допроса. Допрос в бесконфликтной ситуации. Психологические закономерно поручения, накопления и обработки информации свидетелем. Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем. Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации. Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса. Виды вопросов, особенности их воздействия на психику допрашиваемого. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса. Особенности допроса несовершеннолетних.
Психологические особенности допроса потерпевшего. Влияние психологического состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний потерпевшего.
Допрос в конфликтной ситуации. Психологическая природа межличностных конфликтов. Защитная доминанта, ее влияние на поведение допрашиваемого. Управление конфликтной ситуацией следователем. Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому. Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время допроса. Оговорки в показаниях допрашиваемого, их психологическое объяснение и оценка следователем. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса.
Психология лжи. Структура ложного высказывания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельства). Улики поведения. Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидетеля. Возможности использования полиграфных устройств в ходе допроса. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц во время допроса.
Психологические особенности допроса на очной ставке.
Тема 8. Судебно-психологическая экспертиза
Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ). Компетенция судебно-психиатрической экспертизы. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом по делам различной категории.
Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел об административных правонарушениях. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы, о личности подэкспертного, о ситуации, имеющей отношение к исследуемому событию. Выбор эксперта-психолога.
Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой. Наиболее распространенные недочеты при проведении экспертизы.
Семинар № 4. Психология досудебного производства (2 часа)
Основные вопросы
1. Психологическая характеристика процессуальной деятельности.
2. Психология следователя и других участников досудебного производства.
3. Психологические особенности процессуальных действий (ОМП, допроса, обыска).
4. Судебно-психологическая экспертиза.
Основная литература
1. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., «Зерцало», 2000.
2. Романов В.В. Юридическая психология. М., «Юристъ», 2004.
Дополнительная литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. Спб, «Питер», 2004.
2. Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. Воронеж, 1976,
3. Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 1978.
4. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
Написание контрольной работы № 2
Тема 9. Психология судебной деятельности
Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности. Психологические особенности оценки доказательств в ходе судебного разбирательства.
Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения. Речь в профессиональном общении юриста. Функции и виды речи. Психологическая характеристика речи участников общения. Речевой этикет и его роль в установлении и поддержании психологического контакта. Требования, предъявляемые к речи юриста. Явления персеверации, вербальной ригидности, нарушения речи. Их психодиагностическое значение.
Социальные роли и статус партнеров по общению. Явление стереотипизации. Рефлексия. Пространственная организация общения. Жесты и мимика. Способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах. Роль средств невербального общения в развитии диалога. Психологические приемы поддержания диалога.
Наиболее распространенные ситуации профессионального общения, их психологическая характеристика и содержание.
Психологические особенности допроса в суде. Прямой и перекрестный виды допроса. Влияние принципа состязательности и равноправия сторон на проведение допроса в судей Прения сторон. Судебная речь; требования предъявляемые к ней. Факторы психологического характера, влияющие на коммуникативное поведение лиц, участвующих в судебном заседании. Использование этих факторов судом в целях активизации у них познавательных процессов. Последнее слово подсудимого.
Психологические аспекты организационно-управленческий подструктуры в деятельности судебных органов. Судебные решения. Психологические факторы, влияющие на принятие решения судьей. Психологические особенности личности судьи, влияющие на принятие им решений.
Психологические особенности гражданского и арбитражного судопроизводства. Психология принятия судебных решений в гражданском процессе.
Семинар 5. Психология судебной деятельности (4 часа)
Семинар 5.1.
Основные вопросы
1. Психологические особенности судебной деятельности в уголовном судопроизводстве.
2. Психологические особенности допроса в суде. Прямой и перекрестный виды допроса.
3. Психологические особенности подсудимого.
4. Психологические особенности деятельности прокурора и защитника.
5. Психология судебных прений и судебной речи.
Основная литература
1. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., «Зерцало», 2000.
2. Романов В.В. Юридическая психология. М., «Юристъ», 2004.
Дополнительная литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. Спб, «Питер», 2004.
2. Грошевой Ю.М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1975.
3.Кореневский Ю.В., Кипнис Н.М., Львова Е.Ю. и др. Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность. М., 2000.
4. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М., 2000.
5. Зашляпин Л.А. Основные компоненты теории адвокатского мастерства в уголовном судопроизводстве. Екатеринбург, 2007.
Семинар 5.2.
Основные вопросы
1. Психологические особенности судебной деятельности по гражданским и арбитражным делам.
2. Реализация принципа состязательности в гражданском процессе.
3. Психологические особенности деятельности представителя в суде.
4. Психология формирования судейского убеждения и принятия решения судом.
Основная литература
1. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., «Зерцало», 2000.
2. Романов В.В. Юридическая психология. М., «Юристъ», 2004.
Дополнительная литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. Спб, «Питер», 2004.
2. Резниченко И.М. Психологические вопросы подготовки и судебного разбирательства гражданских дел. Владивосток, 1983.
Написание контрольной работы № 3
Тема 10. Исправительная психология
Психология осужденных, задачи и факторы ресоциализации. Особенности психологии осужденного. Периоды изменения психологических состояний: адаптации; появление и развитие интересов в новых условиях жизни; период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием; период, предшествующий освобождению.
Влияние режима на осужденного.
Роль труда как фактора воздействия на осужденного.
Психологический анализ коллектива осужденных. Малые группы, их влияние. Формы проявления конфликтов в ИУ. Стадии развития конфликта. Методы изучения личности и психологического воздействия на осужденных в целях их ресоциализации. Метод изучения материалов личного дела. Метод наблюдения. Метод регулирования общений. Метод передачи информации. Метод внушения. Анализ результатов воспитательного воздействия. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
Самостоятельная работа слушателей.
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Самоподготовка к семинарам
2. Информационно-аналитическая справка
3. Конспект статьи в программе Mindmanager
РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
Критерии оценки знаний
Оценки за разные виды работы выставляются исходя из следующих критериев:
Вид работы | Оценка/процент | Описание критериев оценки |
Контрольная работа | А (90-100%) | За время изучения курса необходимо написать три контрольные работы. Контрольная работа имеет два или три варианта (в зависимости от количества студентов) по три различных теоретических и практических вопросов в каждом. Каждый полностью правильный ответ на вопрос оценивается в максимальные 30 баллов. За частично правильные ответы количество баллов может варьироваться от 1 до 30. Полностью неправильные ответы оцениваются в 0 баллов. 10 добавляется при обосновании теоретических вопросов примерами из практики. Результатом контрольной работы является сумма баллов, полученных за ответы на вопросы. Максимальный результат контрольной работы – 100 баллов. |
В (82-89%) | ||
С (75-81%) | ||
D (67-74%) | ||
Е (60-66%) | ||
F (менее 60%) | ||
Работа на семинаре | А (90-100%) | Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендуемой к занятию литературы, нормативных правовых актов, активно участвует в обсуждении, критически оценивает прочитанный материал и выражает свою точку зрению по затрагиваемым вопросам. Ошибки при ответе не допущены. |
В (82-89%) | Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, нормативных правовых актов, участвует в обсуждении, иногда критически оценивает прочитанный материал. Допущены отдельные неточности, недостаточная полнота. | |
С (75-81%) | Студент на каждом семинаре демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, нормативных правовых актов, участвует в обсуждении. Допускает неточности, неполноту ответа. | |
D (67-74%) | Студент на большинстве семинаров демонстрирует знание рекомендованной к занятию литературы, нормативных правовых актов, но не может их оценить. На занятиях не активен. Допущено значительное количество неточностей, неполнота. | |
Е (60-66%) | Студент нестабильно участвует в работе семинаров, изредка демонстрируя знания рекомендованной к занятию литературы и нормативных правовых актов. На занятиях ведет себя откровенно пассивно. Относительная полнота ответа, много ошибок и неточностей. | |
F (менее 60%) | Студент либо семинары не посещал, либо очень редко или вообще не участвовал в их работе. Ответы очень неполны, серьезные ошибки, отсутствие ответа на 1, 2 вопроса. | |
Конспект статьи в программе Mindmanager | А (90-100%) | Студент отлично ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, четко и ясно видит их ключевые моменты, понимает основную мысль автора, включая возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую все возможные аспекты конспектируемой работы. |
В (82-89%) | Студент очень хорошо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, четко и ясно видит их ключевые моменты, понимает основную мысль автора, включая возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую практически все возможные аспекты конспектируемой работы. | |
С (75-81%) | Студент хорошо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, четко и ясно видит большую часть ключевых моментов, в общем и целом понимает основную мысль автора, включая некоторые возможные подтексты, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую большую часть возможных аспектов конспектируемой работы. Допущены единичные неточности. | |
D (67-74%) | Студент неплохо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, однако не видит всех ключевых моментов, в общем и целом понимает основную мысль автора, но не ориентируется в возможных подтекстах, сформировал когнитивную графическую карту, отражающую некоторую часть возможных аспектов конспектируемой работы. Допустил неточности. | |
Е (60-66%) | Студент плохо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, не видит ключевых аспектов работы, понимает мысль автора лишь в общих чертах, не ориентируется в подтекстах, сформировал графическую когнитивную карту, отражающую лишь отдельные аспекты конспектируемой работы. Допустил ошибки. | |
F (менее 60%) | Работа не сдана или студент очень плохо ориентируется в прочитанном материале и нормативных правовых актах, не видит основных аспектов работы, понимает мысль автора лишь в общих чертах, не ориентируется в подтекстах, сформировал графическую когнитивную карту, отражающую лишь отдельные аспекты конспектируемой работы. Допустил серьезные ошибки. | |
Групповая презентация к семинару | А (90-100%) | Студент активно занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на любой вопрос относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная, содержит новые интересные данные и вызывает у присутствующих живой интерес. Выступающим задают большое количество дополнительных уточняющих вопросов. |
В (82-89%) | Студент активно занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на большинство вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная, содержит новые данные и вызывает у присутствующих определенный интерес. Выступающим задают дополнительные уточняющие вопросы. | |
С(75-81%) | Студент занимался подготовкой презентации, в том числе на Интернет-форуме с участием преподавателя, знает весь процесс и может ответить на большинство вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, орфографически и стилистически грамотная и вызывает у присутствующих интерес. Выступающим задают несколько дополнительных вопросов. | |
D (67-74%) | Студент в общем и целом занимался подготовкой презентации, знает процесс и может ответить на некоторые вопросы относительно ее содержания. Сама презентация логически построена, в общем и целом орфографически и стилистически грамотная, но особого интереса у присутствующих не вызывает. Выступающим задают один-два вопроса. | |
Е (60-66%) | Студент слабо занимался подготовкой презентации, не знает весь процесс и может ответить лишь на несколько вопросов относительно ее содержания. Сама презентация логически плохо построена, орфографически и стилистически не совсем грамотная и не вызывает у присутствующих интереса. Выступающим не задают дополнительных вопросов. | |
F (менее 60%) | Студент не смог выступить с презентацией или она не отвечает никаким критериям качества. | |
Ответ на экзамене | А (90-100%) | Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент в полной мере владеет необходимыми нормативными правовыми актами и литературой, свободно ориентируется в них, использует при ответе специализированную лексику, дает исчерпывающие ответы на все вопросы в билете, а также на дополнительные вопросы. Использует точки зрения, практику. |
В (82-89%) | Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент очень хорошо владеет необходимыми нормативными правовыми актами и литературой, хорошо ориентируется в них, использует при ответе специализированную лексику, дает очень хорошие ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы. Некоторая неполнота, незначительные неточности. | |
С (75-81%) | Ответ логически выстроен и излагается на хорошем русском языке. Студент хорошо владеет необходимыми нормативными правовыми актами и литературой, хорошо ориентируется в них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает хорошие ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы. Незначительные ошибки, неполнота. | |
D (67-74%) | В ответе не прослеживается явная логика, он излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь основными нормативными правовыми актами и литературой, ориентируется в некоторых из них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает удовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, а также на дополнительные вопросы. Относительная полнота, ошибки и неточности. | |
Е (60-66%) | В ответе полностью отсутствует явная логика, он излагается на приемлемом русском языке. Студент владеет лишь основными нормативными правовыми актами и литературой, ориентируется в некоторых из них, использует при ответе отдельную специализированную лексику, дает удовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, но не может ответить на дополнительные вопросы. Допускает ошибки и неточности. | |
F (менее 60%) | Ответ излагается бессистемно, речь несвязанная. Студент не владеет в полной мере даже основными нормативными правовыми актами и литературой, не ориентируется в них, при ответе не использует специализированную лексику, дает неудовлетворительные ответы на оба вопроса в билете, а также не может дать удовлетворительные ответы на дополнительные вопросы. Допускает серьезные ошибки. |
Примерные темы рефератов, курсовых работ, информационно-аналитических справок, проектов, др.
Примерная тематика рефератов по курсу «Юридическая психология»
1. История развития и становления юридической психологии.
2.Учение о стрессе: психолого-правовая оценка стресса судом при рассмотрении уголовных дел.
3. Психологические основания признания сделок недействительными.
4.Психологические аспекты разрешения споров, связанных с компенсацией морального вреда (нравственных страданий), при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде.
5.Психологические проблемы вменяемости и невменяемости.
6.Аффект и его уголовно-правовая оценка при рассмотрении судами дел о преступлениях против жизни и здоровья граждан.
7.Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам.
8.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.
9.Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний.
10. Содержание предмета юридической психологии, задачи, стоящие перед ней.
11.Междисциплинарные связи юридический психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.
12.Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науки.
13.Методы изучения личности участников судопроизводства, используемые в правоохранительной деятельности, их характеристика и возможности.
14.Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
15.Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика.
16.Психологическая установка, ее влияние на поведение человека.
17.Психология реализации права.
18.Биологические и социальные факторы в криминализации личности.
19.Психологические факторы детерминации преступного поведения.
20.Понятие и содержание мотива деятельности, значение и роль мотивов при оценке субъективной стороны содеянного в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве.
21.Формирование мотивов противоправных действий, совершенных с различными формами вины.
22.Мотивационная сфера личности, ее структура и содержание, оценка ее юристом при расследовании преступлений, рассмотрении гражданско-правовых споров, дел об административных правонарушениях.
23. Психолого-правовые признаки организации преступной группы.
24.Преступные сообщества (преступные организации); их характерные психолого-правовые признаки.
25.Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности (профессиограмма) юриста.
26.Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.
27.Общие психологические закономерности профессионального общения юриста.
28.Психологические приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.
29.Психологические особенности допроса потерпевших в уголовном судопроизводстве.
30.Психология лжесвидетельства: ложь, ее разновидности, психодиагностические признаки; мотивы лжесвидетельства.
31.Психологические приемы и методы выявления и разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса.
32.Психологические особенности допроса в ходе предварительного следствия на очной ставке.
33.Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.
34.Психологические особенности допроса в ходе судебного разбирательства.
35.Психология осмотра места происшествия.
36.Психология следственного эксперимента.
37.Психология проведения обыска.
38.Психологические особенности предъявления для опознания.
39.Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осужденных.
40.Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.
41.Судебно-психологическая экспертиза по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.
42.Актуальные проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
43.Психология уголовной ответственности.
44.Психологические аспекты невиновного причинения вреда.
45.Психологические особенности личности преступников, совершающих тяжкие преступления против личности.
46.Психологический портрет преступника, его разработка, использование в ходе расследования преступлений.
47.Психологические особенности профессиональной деятельности юриста (применительно к той или иной юридической специальности)
48.Психологические аспекты профессионального общения юриста.
49.Психология допроса в конфликтной ситуации.
50.Психология лжесвидетельства: психологические приемы выявления и разоблачения лжесвидетеля.
51.Психологические особенности судебной деятельности.
52.Психологические особенности принятия решения судом по уголовным и гражданским делам.
3.3. Примерный список вопросов для подготовки к зачету
1. Содержание предмета юридической психологии, задачи, стоящие перед ней.
2. Междисциплинарные связи юридический психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.
3. Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науки.
4. Методы изучения личности участников судопроизводства, используемые в правоохранительной деятельности, их характеристика и возможности.
5. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
6. Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика.
7. Психологическая установка, ее влияние на поведение человека.
8. Психология реализации права.
9. Биологические и социальные факторы в криминализации личности.
10. Психологические факторы детерминации преступного поведения.
11. Понятие и содержание мотива деятельности, значение и роль мотивов при оценке субъективной стороны содеянного в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве.
12. Формирование мотивов противоправных действий, совершенных с различными формами вины.
13. Мотивационная сфера личности, ее структура и содержание, оценка ее юристом при расследовании преступлений, рассмотрении гражданско-правовых споров, дел об административных правонарушениях.
14. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, основания и поводы ее назначения.
15. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые экспертом-психологом при рассмотрении различных категорий дел в суде.
16. Подготовка, назначение, использование заключения судебно-психологической экспертизы следователем, судом.
17. Категории дел, по которым проводится судебно-психологическая экспертиза; задачи, решаемые с ее помощью по этим делам.
18. Психологическая характеристика, динамика ( этапы) совершения умышленных и неосторожных преступлений.
19. Личность преступника: понятие, структура и содержание; ее психологическая оценка следователем (судом).
20. Психолого-правовая классификация личности преступников, их характеристика.
21. Виды преступных групп, их отличительные признаки: особенности межличностных отношений ее участников.
22. Психолого-правовые признаки организации преступной группы.
23. Преступные сообщества (преступные организации); их характерные психолого-правовые признаки.
24. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности (профессиограмма) юриста.
25. Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.
26. Общие психологические закономерности профессионального общения юриста.
27. Психологические приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.
28. Психологические особенности допроса потерпевших в уголовном судопроизводстве.
29. Психология лжесвидетельства: ложь, ее разновидности, психодиагностические признаки; мотивы лжесвидетельства.
30. Психологические приемы и методы выявления и раз<