Правосубъектность юридических лиц. Органы юридического лица и место их нахождения . Наименование юридического лица. Филиалы и представительство.
Согласно п.3 ст.45 Гражданского кодекса, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. с момента регистрации. Общим принципом для всех юридических лиц Республики Беларусь является специальная, а не универсальная правоспособность как у граждан. Данный принцип закреплён в п.1 ст.45 Гражданского кодекса, где закреплено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Гражданская дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью. Она осуществляется органами юридического лица в пределах прав, закреплённых в учредительных документах юридического лица.
На основании ст.49 Гражданского кодекса юридическое лицо приобретает гражданскую правоспособность и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы.
Орган юридического лица – это такое подразделение, которое формирует волю юридического лица, осуществляет его право и дееспособность в отношении с другими субъектами.
В некоторых случаях, оговоренных законом, юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. Например, каждый участник полного товарищества и каждый полный товарищ в коммандитном товариществе может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручают отдельным участникам (п.1 ст.69 Гражданского кодекса; п.1 ст.83 Гражданского кодекса).
Так, например, в коммандитном товариществе управление осуществляется полными товарищами (ст.83 Гражданского кодекса); в обществе с ограниченной ответственностью – общим собранием, правлением, а текущее руководство – директором на основании контракта (ст.90 Гражданского кодекса); в унитарном предприятии есть только один руководитель – директор, управляющий, с которым заключён контракт (п.4 ст.113 Гражданского кодекса).
Место нахождения юридического лица, согласно п.2 ст.50 Гражданского кодекса, определяется местом его регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Место нахождения юридического лица указывается в учредительных документах.
Ст.50 Гражданского кодекса к наименованию юридического лица предъявляет определенные требования: во-первых, оно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (общество с ограниченной ответственностью, общественное объединение и т.д.); во-вторых, наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях коммерческих организаций, должны содержать указания на характер деятельности юридического лица (жилищно-строительный кооператив, детский благотворительный фонд, коммунальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и т.д.); в третьих, коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (например, «Санта-Импэкс»). Фирменное наименование юридического лица предварительно согласовывается с Министерством юстиции, потом утверждается уставом и лишь тогда подлежит регистрации путём включения в Единый государственный регистр юридических лиц. Владелец фирменного наименования имеет исключительные права на его использование, и оно подлежит правовой охране.
Юридическое лицо может иметь, в соответствии со ст.51 Гражданского кодекса, представительства и филиалы.
Представительство– обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее его защиту и представительство интересов.
Филиал– обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все или часть функций юридического лица, в том числе и представительство.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Их создают самостоятельные юридические лица, передают им имущество, утверждают Положения, на основании которых они работают и назначают руководителя, который действует на основании доверенности.
12..Образование юридического лица. Учредительные документы юридического лица. Государственная регистрация юридического лица
Выделяют три способа образования юридического лица:
1) разрешительный – создается по инициативе учредителей после получения разрешения от соответствующих органов, компетентных их давать. Так, с согласия местных органов власти создаются жилищно-строительные кооперативы и дачно-садоводческие товарищества. Прежде чем пройти процедуру государственной регистрации юридического лица, его учредителям надо получить разрешение уполномоченного органа;
2) явочно-нормативный – создаётся учредителями по собственной инициативе, а уполномоченный государственный орган должен только проверить соблюдение процедуры создания, закреплённой законодательством при явке учредителей для государственной регистрации созданного ими юридического лица. Поэтому этот способ ещё именуют регистрационным. Он используется, например, при создании частных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, общественных объединений, фондов;
3) распорядительный – создаётся по распоряжению собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке, к примеру, на основании Указа Президента создаются министерства.
Юридические лица образуются и действуют на основании следующих учредительных документов (ст. 48 Гражданского кодекса):
устава, который утверждается учредителями;
учредительного договора, который заключается учредителями.
В зависимости от состава учредительных документов все юридические лица делятся на группы:
на основании толькоУстава образуются акционерные общества (ст.98 Гражданского кодекса), унитарные предприятия (ст. 113), кооперативы – производственный и потребительский (статьи 108, 116), некоммерческие организации – общественные объединения, фонды, учреждения (статьи 117, 118, п.1 ст.48 Гражданского кодекса);
на основании толькоучредительного договораобразуются хозяйственные товарищества (статьи 67 и 82 Гражданского кодекса);
на основании Устава и учредительного договора образуются: общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (статьи 88 и 94 Гражданского кодекса).
Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах, определяются п.2 ст. 48 Гражданского кодекса: наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица. В учредительных документах могут содержаться и другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организациях, должен быть определен предмет деятельности юридического лица.
Пункт 29 Положения о государственной регистрации и ликвидации субъекта хозяйственности, утвержденного Декретом Президента от 16.03. 1999 № 11 [10], предусматривает, что в учредительных документах юридического лица (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), кроме сведений, установленных законодательством, предусматриваются:
виды деятельности, которые будут осуществляться коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем. При этом данные виды деятельности должны соответствовать наименованиям видов деятельности, указанным в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности либо в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия);
сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах);
субсидиарная ответственность участников общества с дополнительной ответственностью, участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества, членов производственного кооператива, Республики Беларусь по обязательствам казенного предприятия.
Государственная регистрация юридических лиц закрепляется ст. 47 Гражданского кодекса, вышеназванным Декретом Президента, также Декретом Президента от 26.01.1999 года№2[23] для политических партий и общественных объединений.
Государственной регистрации подлежат: коммерческие организации; некоммерческие организации; индивидуальные предприниматели; изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы организаций и в свидетельства индивидуальных предпринимателей.
Органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, определяются вышеназванными Декретами:
облисполкомы – коммерческие организации с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
Национальный банк – банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
администрации свободных экономических зон – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;
Министерство финансов – страховые организации;
местные органы исполнительной власти – субъекты хозяйствования, не указанные выше.
Министерство юстиции – общественные объединения и политические партии, профсоюзы, благотворительные и иные фонды, торгово-промышленные палаты.
Регистрирующий орган, куда представляется перечень документов, в течение одного месяца принимает решение либо о государственной регистрации (присваивается регистрационный номер, выдаётся свидетельство установленного образца, проставляется штамп на учредительных документах, включается Министерством юстиции в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), либо об отказе в государственной регистрации. В последнем случае решение органа может быть обжаловано в хозяйственном суде.