Формирование и становление скандинавского права.
Как известно, основой скандинавского права служит старогерманское право, особенно обычное, имевшее место во многих германских городах, а также в государствах германского побережья Балтики.
Начиная с XII в., норвежские правовые обычаи записывались в сборники, известные как «Законы Гулатинга» 1150 г. и «Законы Фростинга» 1190 г. Эти сборники являются памятниками права средневековья и стали основой для издания первого норвежского официального свода законов под названием «Закон земли», принятого в 1276 г. В этом же году в Норвегии был принят «Закон городов», регулировавший вопросы городской жизни, которые до этого были предметом регулирования местных городских сборников обычаев. Эти два закона содержали нормы, относящиеся к уголовному, торговому, морскому, земельному праву1.
В Швеции обычное право сложилось в XI—XV вв. на территории отдельных провинций. На основе норм обычного и канонического права в XIV в. были подготовлены и изданы общенациональные кодексы законов. Эти кодексы явились совокупностью норм, регулирующих различные стороны общественной жизни, обеспечивающих их единообразное применение, что в свою очередь способствовало укреплению Шведского государства. Кодексы существовали как для сельских районов, так и для городских. Уже в 1350 г. был принят Национальный кодекс законов для аграрных районов Шведского Королевства. Вскоре за ним последовал Кодекс для городских поселений1.
Автономность правовой семьи скандинавских государств объясняется прочными историческими связями этих государств. С 1397 по 1523 г. единое королевство объединяло Данию, Норвегию, Швецию и было оформлено как Кальмарская уния. В 1523 г. это образование было расформировано и появились два относительно самостоятельных государственных формирования. Первое состояло из Швеции и Финляндии, второе объединило Данию, Норвегию и Исландию. Финляндия входила в состав Швеции как одна из провинций, поэтому шведское право автоматически распространялось на ее территорию. В 1809 г. Швеция была вынуждена уступить Финляндию России. Однако, в новых условиях Финляндия имела значительную автономию в качестве самостоятельного^ великого княжества в составе Российской империи, что способствовало сохранению самобытности и автономности ее правовой системы. Произошедшее в 1918 г. отделение Финляндии от России и провозглашение ее независимости усилило влияние шведского права на правовую систему Финляндии.
Норвегия и Исландия на протяжении четырех веков, начиная с конца XVI в., находились под централизованным управлением Датского королевства и, соответственно, на их территориях действовало датское право.
Принятие в 1683 г. Кодекса короля Христиана V и в 1734 г. Свода законов Шведского государства сыграло решающую роль в формировании скандинавского права. Эти законодательные акты носили комплексный характер, т.е. регулировали правовые отношения, касающиеся гражданского, уголовного, семейного и процессуального права.
— Кодекс короля Христиана V(Датский кодекс) считается важнейшим историческим памятником права, который содержит принципы и положения, заложившие основу скандинавской правовой семьи. Кодекс короля Христиана V, начиная с 1687 г., действовал и на.территории Норвегии под названием «Норвежское право». Он состоял из шести разделов: первый раздел — о судопроизводстве, второй — о духовенстве, третий — о светских сословиях, торговом и брачном праве, четвертый — о морском праве; пятый – о праве собственности и наследственном праве, шестой — об уголовном праве. Несмотря на то, что в настоящее время Датский кодекс официально не отменен, фактически он уже не действует.
Подготовка реформы всей правовой системы Швеции была поручена королевской комиссии, которая состояла из известных юристов. Результатом работы этой комиссии стала подготовка, а затем и принятие в 1734 г. Свода законов Шведского государства. Этот свод законов заложил основу формирования современной национальной правовой системы Швеции. Шведский Свод законов 1734 г. состоял из девяти разделов: первый раздел — о браке; второй — о родителях и детях; третий — о наследовании; четвертый — о недвижимости; пятый — о строительстве; шестой — о торговле; седьмой — о преступлениях (уголовный кодекс): восьмой — об исполнении судебных решений, девятый — о судопроизводстве и судоустройстве. Свод насчитывает 1300 параграфов.
Сравнивая Шведский свод законов с Датским кодексом, К. Цвайгерт и X. Кётц отмечают, что подобно датскому кодексу, он написан простым, ясным и народным языком, и в интересах более полного конкретного регулирования в нем отказались от теоретических обобщений и создания поучающих понятий в тбмвиде, в каком они энергично внедрялись на Европейском континенте в XVIII в. систематиками естественного права1.
В отличие от датского Кодекса короля Христиана V отдельные положения Свода законов Шведского государства действуют и по сегодняшний день, хотя большинство раннее действующих положений, которые содержатся в Своде законов 1734 г., были заменены. Его практическое значение трудно переоценить.
На сегодняшний день удельный вес «нового» законодательства несколько превышает объем Свода законов 1734 г. и охватывает многие современные отрасли шведского права, такие как трудовое и акционерное право, законодательство об охране окружающей среды, социальное обеспечение, многие институты административного права и др.
В начале XVIII в., после отмены абсолютной монархии, в Швеции была предпринята попытка создания новых актов взамен свода законов 1734 г. Однако, реформа законодательства закончилась принятием актов, заменивших лишь отдельные разделы вышеупомянутого закона.
Дальнейшее развитие скандинавского права происходит в направлении унификации законодательных актов, что обуславливает правовое сотрудничество скандинавских государств.