Доказательства иных обстоятельств преступления
Среди иных подлежащих доказыванию обстоятельств преступления следует выделить две группы: обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание, и обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 73 УПК).
Из перечисленных в ст. 61 УК РФ смягчающих обстоятельств несовершеннолетие обвиняемого и состояние беременности обвиняемой устанавливаются только прямыми доказательствами — документами, исходящими от компетентных учреждений, либо заключениями экспертов. Остальные могут устанавливаться как прямыми, так и косвенными доказательствами. На-
пример, так устанавливаются действия обвиняемого, направленные на предотвращение вредных последствий совершенного преступления, факты, свидетельствующие о стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, о наличии той или иной зависимости обвиняемого и т.д.
Есть в этой группе обстоятельств и такие, которые устанавливаются преимущественно косвенными доказательствами. К их числу следует отнести совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны. В случаях, когда обстоятельства дела дают основание для подобного предположения, в предмет доказывания должны быть включены факты, свидетельствующие о наличии или отсутствии общественно опасного противоправного посягательства, а также факты, представляющие собой условия правомерности необходимой обороны, относящиеся как к нападению, так и к защите. Большинство этих фактов, как уже указывалось, устанавливается косвенными доказательствами. Ими же устанавливаются факты, свидетельствующие о превышении пределов необходимой обороны, о нарушении условий крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения, а также задержания лица, совершившего преступление.
К числу доказательств этой группы относятся и те, которыми устанавливается наличие или отсутствие физиологического аффекта у обвиняемого. Значение этого обстоятельства настолько велико, что оно является квалифицирующим признаком таких составов, как убийство и причинение тяжкого вреда здоровью. Однако и тогда, когда наличие аффекта не влияет на квалификацию деяния, оно приобретает значение смягчающего обстоятельства. Устанавливается оно только косвенными доказательствами: состояние физиологического
аффекта не имеет непосредственного внешнего выражения. Здесь большое значение приобретают акты поведения потерпевшего, время и форма реакции на него обвиняемого, внешняя обстановка события и целый комплекс других фактов, сведения о которых играют роль доказательств.
Из числа обстоятельств, отягчающих наказание, перечисленных в ст. 63 УК, неоднократность и рецидив преступления, совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от обвиняемого, устанавливаются обычно прямыми доказательствами (главным образом содержащимися в документах и заключениях экспертов). Прямыми доказательствами устанавливаются и факты совершения преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, при массовых беспорядках, а также факты совершения преступления с использованием форменной одежды или документов представителей власти. Остальные обстоятельства устанавливаются как прямыми, так и косвенными доказательствами. При этом особо активная роль в совершении преступления, совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством или мучениями для потерпевшего, а также совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора, доказываются преимущественно уликами. Так, особо активная роль в совершении преступления выявляется при сопоставлении действий данного лица с действиями других участников. Об особой жестокости преступления или издевательстве над потерпевшим свидетельствуют количество, характер и локализация телесных повреждений у последнего. Об использовании виновным доверия, оказанного ему в связи с его служебным положением или наличием договора, можно судить лишь на основе анализа ситуации совершения преступления, т.е. на основе совокупности косвенных доказательств. Велика роль этих доказательств и в установлении наличия предварительного сговора группы лиц, организованной группы или преступной организации.
Наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 61 и 63 УК, закон (п. 3 ст. 73 УПК) требует также устанавливать обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. В отличие от данных о личности обвиняемого, указывающих на факт совершения им преступления, здесь имеются в виду обстоятельства, которые суду необходимо знать и учитывать при назначении наказания виновному.
К их числу следует отнести сведения, характеризующие обвиняемого как члена общества, дающие ему социально-психологическую характеристику, показывающие его отношение к социальным обязанностям, наличие и степень нравственной деформации личности. Подобная характеристика может основываться только на конкретных фактах, свидетельствующих об отношении данного лица к своему социальному долгу. Сведения об этих конкретных фактах, полученные и закрепленные в процессуальном порядке, и образуют данную группу доказательств.
Важное значение имеют и доказательства обстоятельств, способствовавших совершению преступления. В криминологической литературе эти обстоятельства подразделяются на три группы: 1) общие социальные причины и условия преступности; 2) социальные причины и условия отдельных категорий преступлений; 3) конкретные причины и условия совершения отдельных преступлений[60]. Из этих групп нас интересует третья, включающая в себя причины конкретных преступлений, а также обстоятельства, создавшие благоприятные условия для подготовки и совершения общественно опасного деяния и для достижения преступного результата. Конкретные сведения, указывающие на любое из перечисленных обстоятельств, и являются доказательствами данного вида.