Вопрос 1. Понятие и виды источников гражданского права.
Под источником права понимается форма выражения правовых норм, имеющая общеобязательный характер. Господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере последние охватываются понятием гражданского законодательства.
Гражданское право и гражданское законодательство не являются тождественными понятиями. Если гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения, отношения в сфере интеллектуальной деятельности, а также личные неимущественные отношения, то гражданское законодательство - это совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. Понятие "гражданское право" является более широким по сравнению с понятием "гражданское законодательство".
Понятие и виды актов гражданского законодательства
Акты гражданского законодательства – это совокупность структурно упорядоченных в нормативно определенном иерархическом соотношении внешних форм гражданского права, в каждой из которых правовые нормы сгруппированы с учетом особенностей отдельных сфер правового регулирования с целью обеспечения наиболее эффективного регламентирования личных неимущественных и имущественных отношений, составляющих предмет гражданского права.
ГК относит к актам гражданского законодательства: Конституцию, Гражданский кодекс, другие законы, принимаемых в соответствии с Конституцией и ГК; акты главы государства в случаях, установленных Конституцией, постановления Совета Министров, нормативно-правовые акты других органов государственной власти. В соответствии со ст. 4 ГК определяются общие положения о регулировании гражданских отношений, закрепляется исчерпывающий перечень основных правовых актов и их субординационного соотношение.
Акты гражданского законодательства делятся на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Законы могут быть конституционными, кодификационные, текущими и исключительными. К конституционным законам относятся: Конституция - основа гражданского законодательства Украины и законы, нормы которых содержат дополнения к ней.
Кодификационные законом является ГК – основной акт гражданского законодательства Украины, имеет особую, повышенную юридическую силу.
Все другие законы являются текущими и принимаются в соответствии с Конституцией и ГК.
Исключительные законы являются исключением из общего правила, поскольку их принятие обусловлено природными, экологическими или социальными ситуациями чрезвычайного характера, в связи с чем они действуют временно. Определенное сходство с такими законами имеют декреты Кабинета Министров Украины, которые принимались в 90-х гг. XX в., а также указы Президента, которые согласно Переходным положениям Конституции при отсутствии соответствующего закона имеют такой же уровень.
Подзаконными нормативно-правовыми актами являются указы и распоряжения главы государства, постановления КМУ, акты других органов государственной власти.
Акты гражданского законодательства находятся между собой в строгом субординационном (иерархическом) соотношении, обеспечивающем единообразное регулирование гражданских отношений на всей территории государства с учетом определенных правил (в частности, устанавливается соотношение общих и специальных норм гражданского права, приемы разрешения коллизий между ними и т.д.).
Конституция как основа гражданского законодательства является Основным Законом, который имеет высшую юридическую силу и воплощает принцип верховенства права. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на ее основе и должны ей соответствовать. Таким образом, акт законодательства, не соответствует нормам Конституции, недействителен.
Нормы Конституции являются нормами прямого действия. Исключительная юридическая особенность Конституции состоит в том, что она является непосредственным источником национального права, фундаментальной базой для каждой отрасли права, включая и гражданское.
Конституция содержит фундаментальные правовые принципы, касающиеся юридического равенства участников гражданских отношений; экономического разнообразия общественной жизни; разнообразия имущественного оборота; другие положения, имеющие принципиальное значение для гражданско-правовой сферы.
Гражданский кодекс Украины - основной акт гражданского законодательства. В гражданско-правовой сфере кодификация является одним из основных способов систематизации (упорядочения) законодательства. Она состоит в принятии единого нового закона, содержание которого составляют как новые нормы, так и принятых ранее законов или кодифицированных актов, с введением в действие указанного нового закона теряют силу.
Отдельную категорию правовых актов составляют подзаконные нормативно-правовые акты. Существует объективная потребность не только в организационном обеспечении реализации действующих законов, но и в оперативном урегулировании определенных гражданских отношений, чем и обусловливается необходимость принятия нормативно-правовых актов подзаконного уровня.
Акты гражданского законодательства и обычай. Существенной новеллой положений ГК является то, что гражданские отношения могут регулироваться обычаю, в частности обычаем делового оборота (ст. 7). Обычай - это правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, но является устойчивым в определенной сфере гражданских отношений. Обычай может быть зафиксирован в соответствующем документе. Таким образом, обычай - тоже разновидность форм права, который, как и нормативно-правовой акт, является способом внешнего выражения и закрепления правовых норм.
Для применения обычая фиксация его в любой форме, включая и документ, значения не имеет, учету подлежит то, что для определенной сферы деятельности (в частности, предпринимательской) он приобретает устойчивого и распространенный характер. При этом обычно не должен противоречить положениям договора или акта гражданского законодательства. Если это правило нарушается, обычно не применяется.
Санкционирование применения обычая в определенных гражданских отношениях происходит в ГК путем ссылки на него в норме права, но при этом содержание его в последнем не раскрывается. В частности, такие ссылки содержатся в ст. 526, согласно которой, если в договоре, ГК, других актах гражданского законодательства отсутствуют условия и требования к исполнения обязательства, последнее должно выполняться в соответствии с обычаями делового оборота. С учетом названных обычаев может устанавливаться место исполнения обязательства (ч. 2 ст. 532 ГК), порядок встречного исполнения обязательства (п. 1 ч. 2 ст. 538 ГК), выполнения альтернативного обязательства (ст. 539 ГК); стороны могут при заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора выходить из обычаев делового оборота (ст. 627 ГК) и др.
РФ
В сфере имущественного оборота в силу его сложности и других особенностей известную роль всегда сохраняет обычай. Свидетельством этого является правовое оформление международного торгового оборота, в котором для регулирования взаимосвязей участников широко применяются различные международные торговые обычаи и обыкновения. В советском гражданском праве обычай практически утратил значение источника права (хотя законодательство придавало ему некоторую роль, отсылая в отдельных редких случаях к «обычно предъявляемым требованиям» или, например, к обычаям морских торговых портов). С переходом к рыночной организации экономики и развитием имущественного оборота роль применяемых в нем обычаев вновь возросла, что нашло законодательное отражение. Таким образом, по сути, возродился еще один источник гражданского права.
В англо-американской правовой системе роль основного источника права выполняет судебный прецедент— вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору. Обычно речь идет о решениях судов высших инстанций, определенным образом систематизированных или обобщенных, которые и составляют здесь понятие судебной практики. В качестве источника права (case law) она по сути предопределяет даже порядок применения писаного, «статутного права» (statute law), т.е. законов и других нормативных актов. В континентальной, в том числе в российской, правовой системе судебный прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико, а в известной мере даже формализовано.
Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендациивысших судебных инстанций. Определенным образом, ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, в том числе потенциальных, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм (даже при отсутствии конкретного спора).
Сказанное вполне можно отнести и к актам Конституционного Суда РФ, который в соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность законов и некоторых других нормативных актов, а также дает обязательное толкование Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу, однако в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит ни принятие новых правовых норм, ни обязательное толкование действующего законодательства (кроме Конституции). Можно лишь условно говорить о «негативном» характере его «правотворчества», ибо утрата силы нормами права в связи с признанием их неконституционными в ряде случаев фактически порождает новую редакцию таких норм.
Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. Это же можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.
Не могут считаться источниками права и индивидуальныеакты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц, их внутренние регламенты и другие «корпоративные» документы, договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор — закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчиненииих действию. Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства, имеющими компетенцию по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений. Такие акты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов, а не правовых норм. Поэтому они, не будучи общеобязательными правилами поведения, тем не менее, имеют значение для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений, возникших между их участниками, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии полного соответствия их содержания действующему законодательству). С их помощью участники гражданских правоотношений могут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.
Таким образом, к числу источников отечественного гражданского права следует относить:
- законодательство (нормативные акты);
- международные договоры, в которых участвует РФ;
- обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.