Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
Значительное место среди личных неимущественных прав занимают честь, достоинство и деловая репутация, правовой регламентации защиты которых посвящена ст. 153 ГК.
ГК 1964 г. особо выделял нормы о защите таких личных неимущественных прав, как честь, достоинство и деловая репутация. Аналогичная норма содержится и в современном кодексе, но правовое регулирование во многом отлично от ранее существовавшего. Расширились подходы в применении норм о компенсации морального вреда в сравнении с подходами, имевшими место в советский период. Это связано с развитием рыночных отношений и со вступлением в силу Гражданского кодекса 1998 г.
Честь, достоинство, деловая репутация граждан, а также деловая репутация юридических лиц были и остаются социально-правовыми категориями, умаление которых предусматривает в соответствии с белорусским законодательством правовую ответственность неопределенного круга обязанных лиц. Все субъекты гражданского права наделены определенными правами и соответствующими обязанностями. Субъективные права и обязанности являются важнейшими составляющими любого гражданского правоотношения. В то же время, наряду с указанными правами и обязанностями, каждый субъект права наделяется и личными субъективными правами. Они являются неотъемлемыми (нематериальными) правами субъекта, определяющими его правовое положение.
Честь, достоинство и деловая репутация относятся к числу нравственных оценочных понятий. Их необходимость вызвана потребностями жизненного бытия, добропорядочности. Они сформированы отношениями людей и совершенствуются в процессе общественно-трудовой практики, их содержание не является чем-то раз навсегда данным, а постоянно развивается одновременно с развитием экономических отношений общества. Каковы применительно к конкретному периоду времени интересы общества, таковы и оценочные критерии чести, достоинства и деловой репутации.
Именно с помощью понятия «честь» дается оценка поступков личности с точки зрения интересов общества. Если действие человека сообразуется с требованиями общества, его моральными и правовыми принципами, это делает данному конкретному гражданину честь. Иными словами, эта категория выражает оценку обществом поведения человека, его необходимость для общества, определяет нравственную и правовую ценность данного поведения.
Таким образом, честь - это общественное признание заслуг конкретного лица, оценка обществом его моральных и иных качеств.
Получив общественную оценку своего поведения, человек анализирует ее и на этой основе вырабатывает самооценку. Давая оценку своему поведению, он осознает свою честь и определяет ее совместимость с требованиями общества. Из этого следует, что честь - это сложное по своему составу понятие. В него составной частью входит и необходимость выполнения какой-то услуги, и ответственность за ее невыполнение, и соизмеримость своего поведения в этой связи, и чувство гордости относительно признания заслуг при выполнении каких-то обязанностей, и проявленная при этом тактичность. Сюда же, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут входить гнев, недовольство, огорчение и т.п.
Изложенное означает, что оценка лица может повлечь разные последствия. В одних случаях она способствует нравственному совершенствованию, исправлению своих недостатков, в других, наоборот, усугубляет отрицательное поведение. Отсюда обязательное требование - общественная оценка должна быть объективной.
Честь нельзя рассматривать в отрыве от человеческого достоинства. Это понятие среди вышеупомянутых понятий (честь, достоинство, деловая репутация) занимает ведущее положение. Ведь обеспечение необходимых условий для жизни человека и означает охрану и гарантированность человеческого достоинства. Уважение человеческого достоинства - это одновременно и уважение его жизни, основного жизненного права человека, что, конечно, в большой степени зависит от уровня развития общества, его культуры. Следовательно, человеческое достоинство заключается в духовных и физических качествах человека, его профессиональной принадлежности. Достоинство включает в себя также обеспечение и охрану жизненных прав человека, признание его высшей ценностью общества. От этого зависят нравственные устои общества, его гуманистическая суть.
Достоинство проявляется через отражение общественной оценки лица в его собственном понимании, т.е. как лицо оценивает сложившееся о нем общественное мнение. Другими словами, достоинство - это внутренняя самооценка лица собственных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения.
Таким образом, если речь идет о чести, то это означает оценку лица со стороны окружающих, а если о достоинстве, то лицо (исходя из своих индивидуальных особенностей) само оценивает сложившееся о нем общественное мнение.
В совокупности честь, достоинство и деловая репутация - категории, присущие гражданам. В соответствии с существующими на сегодня нормами в отношении юридических лиц можно вести речь только о деловой репутации.
Признание того, что право на честь, достоинство, деловую репутацию гражданина и деловую репутацию юридического лица является их неотъемлемым правом, говорит и об обладании ими правомочиями (владения, пользования, распоряжения) по использованию этих прав.
Применительно к личным субъективным правам правомочие владения означает обладание субъектом абсолютным правом в отношении его чести, достоинства и деловой репутации и все другие лица должны воздерживаться от нарушения этих прав.
Правомочие пользования дает возможность извлекать то сложившееся хорошее впечатление о деятельности, поведении субъекта и использовать его в различных направлениях (экономических, нравственных и т.д.).
Что касается правомочия распоряжения, то при надлежащей оценке поведения и деятельности субъекта речь идет о возможности расширения им свободы своих действий (например, заявлять о себе как о профессиональном участнике рыночных отношений путем рекламы в средствах массовой информации, вступать в договорные отношения по реализации произведенного и расширять сферу этих отношений и т.п.).
Поскольку право на честь, достоинство и деловую репутацию гражданина и деловую репутацию юридического лица является их неотъемлемым правом, следовательно, должна быть обеспечена надежная защита от посягательств на нарушения этих прав.
Являясь объектом гражданских прав, деловая репутация как нематериальное благо защищается в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения.
Именно гражданину предоставляется право выбора способа их защиты. Поэтому судья должен выяснить характер требований гражданина: просит ли он об опровержении сведений по правилам ст.153 ГК либо о привлечении нарушителя к административной или уголовной ответственности за клевету или оскорбление. Причем рассмотрение в отношении ответчика административного или уголовного дела об указанных нарушениях не препятствует обращению к гражданско-правовому способу защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина.
Государство, наделяя субъектов такими личными правами, как честь, достоинство, деловая репутация гражданина, деловая репутация юридического лица, обеспечивает необходимую гарантию их осуществления и защиты. Понятие и порядок этой защиты определены ст. 153 ГК.
Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Из ст. 153 ГК вытекает, что сущность гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации состоит в реабилитации, восстановлении доброго имени лица и реализуется в правоотношении, относящемся по своему характеру к виду охранительных. Для управомоченного субъекта (заявителя требования) понуждение нарушителя к опровержению порочащих сведений является способом защиты своего права на честь, достоинство и деловую репутацию. В отношении же обязанного субъекта (распространителя таких сведений) — это санкция за его неправомерное поведение. Она — правовосстановительная, так как направлена на восстановление нарушенного права управомоченного лица, и неимущественная, поскольку не имеет материального содержания. Указанная санкция неблагоприятна для нарушителя и применяется независимо от его вины, даже если распространитель сведений добросовестно заблуждался относительно их характера.
На требования о защите чести, достоинства и деловой репутации сроки исковой давности не распространяются, ибо речь идет о защите личных неимущественных прав.
В советский период хозяйственным судам не были подведомственны споры о защите чести, достоинства и деловой репутации. Такие споры рассматривались судами общей юрисдикции. На сегодняшний день практика кардинально изменилась. В частности, имеет место разграничение таких, казалось бы, идентичных понятий, как деловая репутация гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем; деловая репутация индивидуального предпринимателя и деловая репутация юридического лица.
Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 15 «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации» (далее – Постановление № 15) содержатся определения понятий деловой репутации гражданина и деловой репутации юридического лица. Под деловой репутацией гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем,понимается приобретаемая гражданином общественная оценка его деловых и профессиональных качеств при выполнении им трудовых, служебных и общественных обязанностей.В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005г. № 16 «О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении законодательства о защите деловой репутации» (далее – Постановление № 16) под юрисдикцию хозяйственных судов подпадают иски о защите деловой репутации в виде предъявления требований об опровержении порочащих такую репутацию, не соответствующих действительности сведений. При этом под деловой репутациейпонимается положительная оценка хозяйственной (экономической) деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота, формирование и поддержание которой способствует осуществлению предпринимательской деятельности.Не разграничивая понятий деловой репутации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, Высший Хозяйственный Суд определяет возможность применения различных способов защиты для каждого из них. Согласно п. 1 Постановления № 16 защита деловой репутациив хозяйственном суде возможна в виде предъявления требований об опровержении порочащих такую репутацию, не соответствующих действительности сведений.Таким образом, на сегодняшний день можно вести речь о возможном развитии (в смысле совершенствования способов защиты) такого неимущественного права субъекта хозяйствования (в том числе – юридического лица), как деловая репутация.
Деловая репутация - это признание или не непризнание заслуг индивидуального предпринимателя, гражданина или организации другими участниками гражданского оборота, получение с их стороны достаточно устойчивой оценки о предприимчивости и деловитости этого лица. В данном случае это подчеркивает и возможности лица (физического или юридического) ориентироваться в сложном лабиринте экономических явлений (не только выжить в кризисных ситуациях, но и добиться положительных результатов).
Деловая репутация означает, что о лице сложилось мнение, как о прекрасном предпринимателе, профессионале в своей сфере деятельности, либо как о недостаточно компетентном в области совершения такого рода операций.
Деловая репутация выражается в праве субъекта на то, чтобы ее общественная оценка соответствовала деловым и профессиональным качествам предпринимателя, создавала его имени благоприятный имидж. Этому праву корреспондирует обязанность всех других лиц воздерживаться от нарушения деловой репутации как объекта гражданских прав, подлежащего защите.
Деловая репутация, равно как жизнь, здоровье, честь и доброе имя, достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Честь, достоинство и деловая репутация считаются нарушенными при одновременном наличии определенных условий,к числу которых относятся:
- установление факта распространения сведений;
- установление порочащего характера таких сведений;
- установление факта несоответствия распространенных сведений действительности.
Таким образом, прежде всего, сведения для применения ст. 153 ГК, опровержения которых требует лицо, должны быть распространены, т.е. сообщены другим лицам или хотя бы одному лицу — гражданину или юридическому лицу.
Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию, следует понимать сообщение таких сведений как любому третьему лицу, так и нескольким лицам или неопределенному кругу лиц путем опубликования в печати, в других средствах массовой информации, трансляции по радио, теле- и видеопрограммам, размещения в сети Интернет, демонстрации на плакатах, стендах, световых табло и иных технических средствах стационарного размещения или передвижного характера, публичных выступлений или сообщения в иной форме, в том числе и устной. Сообщение таких сведений лицу, которого оно касается, не может признаваться их распространением.Причем не имеет значения, присутствовал ли потерпевший при сообщении сведений. Сообщение сведений непосредственно лицу, которого они касаются, не является распространением, поскольку порочащие сведения, не будучи известны другим лицам, не окажут влияния на общественную оценку этого лица. При таких обстоятельствах в определенных случаях возможно привлечение к уголовной ответственности за оскорбление. Форма распространения сведений может быть как устной, так и письменной, причем в самых разнообразных проявлениях. Это - устные сообщения непосредственно другим лицам, в публичных выступлениях, в средствах массовой информации, в книгах и брошюрах документального и мемуарного характера, в служебных характеристиках, приказах, постановлениях собрания, заявлениях, адресованных должностным лицам, и т.п. Но если распространенные сведения содержатся в официальных документах, для обжалования которых установлен особый порядок (например, приговоры и решения судов, постановления следственных органов), правило ст. 153 ГК не применяется.
Для защиты чести, достоинства и деловой репутации необходимо также, чтобы распространенные о лице сведения были порочащими.
Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан, юридических лиц с точки зрения соблюдения законов, норм морали, обычаев (например, сведения о нечестности, невыполнении профессионального долга, недостойном поведении в трудовом коллективе, семье, сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, и т.п.).Сведения, порочащие гражданина или юридическое лицо, признаются не соответствующими действительности, если с достоверностью не установлено иное (презумпция добропорядочности).В то же время не могут признаваться обоснованными требования об опровержении сведений, содержащих соответствующую действительности критику недостатков в работе, поведения в общественном месте, коллективе, быту.Сообщенные о лице сведения, не умаляющие его чести, достоинства и деловой репутации, нельзя считать порочащими, даже если они неправильные по существу. Нет оснований для опровержения сведений, содержащих критику недостатков в работе граждан и организаций, поведения человека (в общественном месте, коллективе и т.п.), в предпринимательской деятельности лиц, занимающихся ею, при условии соответствия их действительности.
Требовать опровержения возможно, когда порочащие сведения распространены в виде фактов. Но в ряде случаев человек высказывает о других лицах лишь свое собственное субъективное мнение (так называемое «оценочное суждение»). Например, о ком-либо сказано, что он «глупый» человек, «бездарный режиссер», «плохой лектор» и т.п. Сами по себе подобные оценки личности не могут быть оспорены по суду. Однако если они сопровождаются приведением не соответствующих действительности фактов, послуживших основой для такой оценки, либо являются обобщенной характеристикой деятельности лица, есть основание требовать опровержения этих сведений по ст. 153 ГК.
Таким образом, для защиты чести, достоинства и деловой репутации всех без исключения участников гражданского оборота законодательством установлены принципиально одинаковые подходы. Различия – только в закреплении относительно возможности защиты нарушенных прав юридических лиц такого неимущественного способа как опровержение порочащих сведений. Указанные подходы увязываются с особым характером юридического лица, как участника гражданского оборота. Однако речь идет о применении лишь односторонних подходов в оценке характеристик такого участника. Так, в соответствии с п. 11 Постановления № 15 ответчиками по спорам о защите чести, достоинства или деловой репутации гражданина либо деловой репутации юридического лица могут быть физические или юридические лица, распространившие сведения. Однако самостоятельно юридическое лицо не имеет возможности распространить такие сведения. Речь идет о поступках конкретных должностных (либо иных) лиц, имеющих отношение к деятельность юридического лица.
Точно так же моральный вред, причиненный юридическому лицу, можно увязать с неблагоприятными ощущениями участников его органов управления и иных сотрудников.
Таким образом, к числу субъектов, имеющих право защитить честь, достоинство и деловую репутацию путем опровержения таких сведений могут быть отнесены как граждане, так и юридические лица, а субъектом, могущим взыскать моральный вред - только граждане.С одной стороны такой подход связан с содержанием понятия морального вреда (нравственные и физические страдания) и особенностями самого юридического лица, как участника гражданского оборота. Логично предположить, что абстрактный характер юридического лица не позволяет приписывать ему некие чувства и состояния, свойственные человеку. Вместе с тем развитие законодательства значительно расширяет рамки восприятия такого субъекта. В частности, кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 г. (далее – КоАП) в числе субъектов административной ответственности определил и юридических лиц, отождествляя их вину с виной должностных лиц.
В ст. 49 Закона Республики Беларусь от 18.07.00 № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» сказано, что кредитор обязан возместить убытки (вред, в том числе моральный), причиненные должнику заявлением кредитора, если заявление содержало сведения, имеющие заведомо ложный характер. При этом никаких ограничений по виду субъектов, могущих этого требовать, не содержит.
При подаче иска о защите чести, достоинства и деловой репутации истец должен оплатить государственную пошлину, как за требование неимущественного характера. Таким образом, размер морального вреда, сопутствующий основному предмету иска, не влияет на размер госпошлины, что является одной из гарантий реализации предусмотренного законом права.
Суд удовлетворяет иск при одновременном наличии всех трех условий, указанных выше. При этом ответчик обязан опубликовать опровержение в средствах массовой информации на той же странице, тем же шрифтом и в том же объеме, в каком были ранее опубликованы порочащие сведения.
Нормативные правовые акты и литература
1 О защите прав потребителей : закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г., № 90-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 10. – С. 3–24.
2 Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят одобрен 7 декабря 1998 г. – Офиц. изд. – Мн. : НЦПИ Беларуси, 2008. - 656 с.
3 О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда : постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г., № 7 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 100. – С. 43–47.
4 О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении законодательства о защите деловой репутации: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005г. № 16.
5 О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства, деловой репутации : постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г., № 15 // Судовы веснiк. – 2000. – № 7. – С. 80–84.
6 Гражданское право. Учебник. В 3 томах. Том 1. / под ред. В. Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2008. – 863 с.
7 Неведовский, А. Защита чести и достоинства работника милиции и право гражданина на обращение в государственные органы / А. Неведовский // Юрист. – 2001. – № 3.
8 Шуклин, В. З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике / В. З. Шуклин // Право Беларуси. – 2003. – № 12. – С. 58–63.
9 Корень, Т. А. Гражданско-правовые основания компенсации морального вреда / Т. А. Корень // Право Беларуси. – 2003. – № 35. – С. 80–84.
10 Гюрджан, Е. Я. Защита ответчика по делам о компенсации морального вреда / Е. Я. Гюрджан // Право Беларуси. – 2003. – № 35. – С. 84–86.
16 Эрделевский, А. М. Проблемы компенсации морального вреда в зарубежном и российском законодательстве и судебной практике // Государство и право. – 1997. - №10. – С. 22-32
17 Корень, Т. А. Моральный вред: сравнительный анализ законодательства зарубежных стран // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2004. – № 1. – С. 64-73
18 Эрделевский, А. М. Моральный вред в праве Франции // Хозяйство и право. – 1998. - №5. – С. 106-110
21 Тимчишен, Ю. Е. Понятие морального вреда // Вестн. молодежного науч. об-ва. – 2005. – № 2. – С. 34-37
23 Волочай, С. Компенсация морального вреда как способ восстановления нарушенного права. – Киев, 2008. – 108 с.
29 Подгруша, В. Как компенсировать моральный вред богатому и бедному? // Юстиция Беларуси. – 2002. – № 4. – С. 49-52
30 Воронович, Т. Моральный вред: теория и практика // Юстиция Беларуси. – 2004. – № 7. – С. 51-55
33 Подгруша, В. Защита деловой репутации предпринимателя // De Jure. – 2004. – № 1-2 . – С. 55-71
34 Заяц, Е. Предъявление иска к СМИ как способ защиты деловой репутации //Юрист. – 2003. – № 7. – С. 36-38