Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации

Значительное место среди личных неимущественных прав занимают честь, достоинство и деловая репутация, правовой регламентации защиты которых посвящена ст. 153 ГК.

ГК 1964 г. особо выделял нормы о защите таких личных неимущественных прав, как честь, достоинство и деловая репутация. Аналогичная норма содержится и в современном кодексе, но правовое регулирование во многом отлично от ранее существовавшего. Расширились подходы в применении норм о компенсации морального вреда в сравнении с подходами, имевшими место в советский период. Это связано с развитием рыночных отношений и со вступлением в силу Гражданского кодекса 1998 г.

Честь, достоинство, деловая репутация граждан, а также деловая репутация юридических лиц были и остаются социально-правовыми категориями, умаление которых предусматривает в соответствии с белорусским законодательством правовую ответственность неопределенного круга обязанных лиц. Все субъекты гражданского права наделены определенными правами и соответствующими обязанностями. Субъективные права и обязанности являются важнейшими составляющими любого гражданского правоотношения. В то же время, наряду с указанными правами и обязанностями, каждый субъект права наделяется и личными субъективными правами. Они являются неотъемлемыми (нематериальными) правами субъекта, определяющими его правовое положение.

Честь, достоинство и деловая репутация относятся к числу нравст­венных оце­ночных понятий. Их необходимость вызвана потребностями жизненного бытия, доб­ропорядочности. Они сформированы отноше­ниями людей и совершенствуются в процессе общественно-трудовой практики, их содержание не является чем-то раз на­всегда данным, а по­стоянно развивается одновременно с развитием экономических отноше­ний общества. Каковы применительно к конкретному периоду времени инте­ресы общества, таковы и оценочные критерии чести, достоинства и деловой репута­ции.

Именно с помощью понятия «честь» дается оценка поступков лично­сти с точки зрения интересов общества. Если действие человека сообразу­ется с требованиями общества, его моральными и правовыми принципа­ми, это делает данному конкрет­ному гражданину честь. Иными словами, эта категория выражает оценку обществом поведения человека, его необ­ходимость для общества, определяет нравственную и правовую ценность данного поведения.

Таким образом, честь - это общественное признание заслуг конкрет­ного лица, оценка обществом его моральных и иных качеств.

Получив общественную оценку своего поведения, человек анализи­рует ее и на этой основе вырабатывает самооценку. Давая оценку своему поведению, он осознает свою честь и определяет ее совместимость с тре­бованиями общества. Из этого сле­дует, что честь - это сложное по своему составу понятие. В него составной частью входит и необходимость вы­полнения какой-то услуги, и ответственность за ее невы­полнение, и соиз­меримость своего поведения в этой связи, и чувство гордости отно­ситель­но признания заслуг при выполнении каких-то обязанностей, и проявлен­ная при этом тактичность. Сюда же, в зависимости от конкретных обстоя­тельств, могут входить гнев, недовольство, огорчение и т.п.

Изложенное означает, что оценка лица может повлечь разные по­следствия. В од­них случаях она способствует нравственному совершенст­вованию, исправлению своих недостатков, в других, наоборот, усугубляет отрицательное поведение. Отсюда обязательное требование - обществен­ная оценка должна быть объективной.

Честь нельзя рассматривать в отрыве от человеческого достоинства. Это понятие среди вышеупомянутых понятий (честь, достоинство, деловая репутация) занимает ведущее положение. Ведь обеспечение необходимых условий для жизни человека и означает охрану и гарантированность чело­веческого достоинства. Уважение челове­ческого достоинства - это одно­временно и уважение его жизни, основного жизненного права человека, что, конечно, в большой степени зависит от уровня развития обще­ства, его культуры. Следовательно, человеческое достоинство заключается в ду­хов­ных и физических качествах человека, его профессиональной принад­лежности. Дос­тоинство включает в себя также обеспечение и охрану жиз­ненных прав человека, признание его высшей ценностью общества. От это­го зависят нравственные устои общества, его гуманистическая суть.

Достоинство проявляется через отражение общественной оценки ли­ца в его соб­ственном понимании, т.е. как лицо оценивает сложившееся о нем общественное мне­ние. Другими словами, достоинство - это внутрен­няя самооценка лица собственных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения.

Таким образом, если речь идет о чести, то это означает оценку лица со стороны окружающих, а если о достоинстве, то лицо (исходя из своих индивидуальных осо­бенностей) само оценивает сложившееся о нем обще­ственное мнение.

В совокупности честь, достоинство и деловая репутация - категории, присущие граж­данам. В соответствии с существующими на сегодня нормами в отношении юридических лиц можно вести речь только о деловой репутации.

Признание того, что право на честь, достоинство, деловую репута­цию гражданина и деловую репутацию юридического лица является их неотъемлемым правом, говорит и об обладании ими правомочиями (вла­дения, пользования, распо­ряжения) по использованию этих прав.

Применительно к личным субъективным правам правомочие владе­ния означает обладание субъектом абсолютным правом в отношении его чести, достоинства и де­ловой репутации и все другие лица должны воз­держиваться от нарушения этих прав.

Правомочие пользования дает возможность извлекать то сложившее­ся хорошее впечатление о деятельности, поведении субъекта и использо­вать его в различных на­правлениях (экономических, нравственных и т.д.).

Что касается правомочия распоряжения, то при надлежащей оценке поведения и деятельности субъекта речь идет о возможности расширения им свободы своих дей­ствий (например, заявлять о себе как о профессио­нальном участнике рыночных от­ношений путем рекламы в средствах мас­совой информации, вступать в договорные отношения по реализации про­изведенного и расширять сферу этих отношений и т.п.).

Поскольку право на честь, достоинство и деловую репутацию граж­данина и де­ловую репутацию юридического лица является их неотъемле­мым правом, следова­тельно, должна быть обеспечена надежная защита от посягательств на нарушения этих прав.

Являясь объектом граждан­ских прав, деловая репутация как нематериальное благо защищается в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмот­ренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа на­рушенного права и характера последствий этого нарушения.

Именно гражданину предоставляется право выбора способа их защи­ты. Поэтому судья должен выяснить характер требований гражданина: просит ли он об опровержении сведений по правилам ст.153 ГК либо о привлечении нарушителя к административной или уголовной ответственности за клеве­ту или оскорбление. При­чем рассмотрение в отношении ответчика административного или уголовного дела об ука­занных нарушениях не препятствует обращению к граждан­ско-правовому способу защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина.

Государство, наделяя субъектов такими личными правами, как честь, достоинство, деловая репутация гражданина, деловая репутация юридиче­ского лица, обеспечивает необходимую гарантию их осуществления и защиты. Понятие и поря­док этой защиты определены ст. 153 ГК.

Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Из ст. 153 ГК вытекает, что сущность гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репута­ции состоит в реабилитации, восстановлении доброго име­ни лица и реализуется в правоотношении, относящемся по своему харак­теру к виду охранительных. Для управомоченного субъекта (заявителя требования) понуждение на­рушителя к опровержению порочащих сведений является способом защиты своего права на честь, достоинство и деловую репутацию. В отношении же обязанного субъекта (распространителя таких сведений) — это санкция за его непра­вомерное поведение. Она — правовосстановительная, так как направлена на восста­новление нарушенного права управомоченного лица, и неимущественная, поскольку не имеет материального содержания. Указанная санкция неблагоприятна для наруши­теля и применяется независи­мо от его вины, даже если распространитель сведений добросовестно заблуждался относительно их характера.

На требования о защите чести, достоинства и деловой репутации сроки исковой давности не распространяются, ибо речь идет о защите личных неимущественных прав.

В советский период хозяйственным судам не были подведомственны споры о защите чести, достоинства и деловой репутации. Такие споры рассматривались судами общей юрисдикции. На сегодняшний день практика кардинально изменилась. В частности, имеет место разграничение таких, казалось бы, идентичных понятий, как деловая репутация гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем; деловая репутация индивидуального предпринимателя и деловая репутация юридического лица.

Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Рес­публики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 15 «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репута­ции» (далее – Постановление № 15) содержатся определения понятий деловой репутации гражданина и деловой репутации юридического лица. Под деловой ре­путацией гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем,понимается приобретаемая гражданином общественная оценка его деловых и профессиональных качеств при выполнении им трудовых, служебных и общест­венных обязанностей.В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005г. № 16 «О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении законодательства о защите деловой репутации» (далее – Постановление № 16) под юрисдикцию хозяйственных судов подпадают иски о защите деловой репутации в виде предъявления требований об опровержении порочащих такую репутацию, не соответствующих действительности сведений. При этом под деловой репутациейпонимается положительная оценка хозяйственной (экономической) деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота, формирование и поддержание которой способствует осуществлению предпринимательской деятельности.Не разграничивая понятий деловой репутации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, Высший Хозяйственный Суд определяет возможность применения различных способов защиты для каждого из них. Согласно п. 1 Постановления № 16 защита деловой репутациив хозяйственном суде возможна в виде предъявления требований об опровержении порочащих такую репутацию, не соответствующих действительности сведений.

Таким образом, на сегодняшний день можно вести речь о возможном развитии (в смысле совершенствования способов защиты) такого неимущественного права субъекта хозяйствования (в том числе – юридического лица), как деловая репутация.

Деловая репутация - это признание или не непри­знание заслуг индивидуального предпринимателя, гражданина или орга­низации другими участниками гражданского оборота, получение с их сто­роны достаточно устойчивой оценки о предприимчивости и деловитости этого лица. В данном случае это подчер­кивает и возможности лица (физи­ческого или юридического) ориентироваться в сложном лабиринте эко­номических явлений (не только выжить в кризисных ситуа­циях, но и до­биться положительных результатов).

Деловая репутация означает, что о лице сложилось мнение, как о прекрасном пред­принимателе, профессионале в своей сфере деятельности, либо как о не­достаточно компетентном в области совершения такого рода операций.

Деловая репутация выражается в праве субъекта на то, чтобы ее общественная оценка соответствовала деловым и профессиональным качествам предпринимателя, созда­вала его имени благоприятный имидж. Этому праву кор­респондирует обязанность всех других лиц воздерживать­ся от нарушения деловой репутации как объекта граждан­ских прав, подлежащего защите.

Деловая репутация, равно как жизнь, здоровье, честь и доброе имя, досто­инство, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права, при­надлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Честь, достоинство и деловая репутация счита­ются нарушенными при одновре­менном наличии опреде­ленных условий,к числу которых относятся:

- установление факта распространения сведений;

- установление порочащего характера таких сведений;

- установление факта несоответствия распространенных сведений действительности.

Таким образом, прежде всего, сведения для применения ст. 153 ГК, опровержения которых тре­бует лицо, должны быть распро­странены, т.е. сообщены другим лицам или хотя бы одному лицу — гражданину или юридическому лицу.

Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию, сле­дует понимать сообщение таких сведений как любому третьему лицу, так и не­скольким лицам или неопределенному кругу лиц путем опубликования в пе­чати, в других средствах массовой информации, трансляции по радио, теле- и ви­деопрограммам, размещения в сети Интернет, демонстрации на плакатах, стендах, световых табло и иных технических средствах стационарного размещения или пе­редвижного характера, публичных выступлений или сообщения в иной форме, в том числе и устной. Сообщение таких сведений лицу, которого оно касается, не мо­жет признаваться их распространением.

Причем не имеет значения, присутствовал ли потерпевший при сообще­нии сведений. Сообщение сведений непосредственно лицу, которого они ка­саются, не является распространением, поскольку порочащие сведения, не будучи из­вестны другим лицам, не окажут влияния на общественную оценку этого лица. При таких обстоятельствах в определенных случаях возможно привлечение к уголовной ответственности за оскорбление. Форма распространения сведений может быть как устной, так и письменной, причем в самых разнообраз­ных проявлениях. Это - устные сообщения непосредственно другим лицам, в публичных выступлениях, в средствах массовой информации, в книгах и брошюрах документаль­ного и мемуарного харак­тера, в служебных характеристи­ках, приказах, постановлениях собрания, заявлениях, адресованных должностным лицам, и т.п. Но если распро­страненные сведения со­держатся в официальных докумен­тах, для обжалования которых установлен особый порядок (например, приговоры и решения судов, постановления следственных орга­нов), правило ст. 153 ГК не применяется.

Для защиты чести, достоинства и деловой репутации необходимо также, чтобы распространенные о лице сведе­ния были порочащими.

Порочащими являются такие не соответствующие действитель­ности сведения, которые умаляют честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан, юридических лиц с точки зрения соблюдения за­конов, норм морали, обычаев (например, сведения о нечестности, невыполнении профессионального долга, недостойном поведении в трудовом коллективе, семье, сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, и т.п.).Сведения, порочащие гражданина или юридическое лицо, признаются не соот­ветствующими действительности, если с достоверностью не установлено иное (презумпция добропорядочности).В то же время не могут признаваться обоснованными требования об опроверже­нии сведений, содержащих соответствующую действительности критику недостат­ков в работе, поведения в общественном месте, коллективе, быту.

Сообщенные о лице сведе­ния, не умаляющие его чести, достоинства и деловой репутации, нельзя считать порочащими, даже если они неправильные по су­ществу. Нет оснований для опроверже­ния сведений, содержащих критику недостат­ков в работе граждан и организаций, поведения человека (в обществен­ном месте, коллективе и т.п.), в предпринимательской деятельности лиц, занимающихся ею, при условии соответ­ствия их действительности.

Требовать опровержения возможно, когда порочащие сведения распространены в виде фактов. Но в ряде случаев человек высказывает о других лицах лишь свое соб­ственное субъективное мнение (так называемое «оценочное сужде­ние»). Например, о ком-либо сказано, что он «глупый» человек, «бездарный режиссер», «плохой лектор» и т.п. Сами по себе подобные оценки личности не могут быть оспорены по суду. Од­нако если они сопровождаются приведением не соответствующих действительности фактов, послуживших основой для такой оценки, либо являются обобщенной харак­теристикой деятельности лица, есть осно­вание требовать опровержения этих сведе­ний по ст. 153 ГК.

Таким образом, для защиты чести, достоинства и деловой репутации всех без исключения участников гражданского оборота законодательством установлены принципиально одинаковые подходы. Различия – только в закреплении относительно возможности защиты нарушенных прав юридических лиц такого неимущественного способа как опровержение порочащих сведений. Указанные подходы увязываются с особым характером юридического лица, как участника гражданского оборота. Однако речь идет о применении лишь односторонних подходов в оценке характеристик такого участника. Так, в соответствии с п. 11 Постановления № 15 ответчиками по спорам о защите чести, достоинства или деловой репутации гражданина либо деловой репутации юридического лица могут быть физические или юридические лица, распространившие сведения. Однако самостоятельно юридическое лицо не имеет возможности распространить такие сведения. Речь идет о поступках конкретных должностных (либо иных) лиц, имеющих отношение к деятельность юридического лица.

Точно так же моральный вред, причиненный юридическому лицу, можно увязать с неблагоприятными ощущениями участников его органов управления и иных сотрудников.

Таким образом, к числу субъектов, имеющих право защитить честь, достоинство и деловую репутацию путем опроверже­ния таких сведений могут быть отнесены как граждане, так и юридические лица, а субъектом, могущим взыскать моральный вред - только граждане.С одной стороны такой подход связан с содержанием понятия морального вреда (нравственные и физические страдания) и особенностями самого юридического лица, как участника гражданского оборота. Логично предположить, что абстрактный характер юридического лица не позволяет приписывать ему некие чувства и состояния, свойственные человеку. Вместе с тем развитие законодательства значительно расширяет рамки восприятия такого субъекта. В частности, кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 г. (далее – КоАП) в числе субъектов административной ответственности определил и юридических лиц, отождествляя их вину с виной должностных лиц.

В ст. 49 Закона Республики Беларусь от 18.07.00 № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» сказано, что кредитор обязан возместить убытки (вред, в том числе моральный), причиненные должнику заявлением кредитора, если заявление содержало сведения, имеющие заведомо ложный характер. При этом никаких ограничений по виду субъектов, могущих этого требовать, не содержит.

При подаче иска о защите чести, достоинства и деловой репутации истец должен оплатить государственную пошлину, как за требование неимущественного характера. Таким образом, размер морального вреда, сопутствующий основному предмету иска, не влияет на размер госпошлины, что является одной из гарантий реализации предусмотренного законом права.

Суд удовлетворяет иск при одновременном наличии всех трех условий, указанных выше. При этом ответчик обязан опубликовать опровержение в средствах массовой информации на той же странице, тем же шрифтом и в том же объеме, в каком были ранее опубликованы порочащие сведения.

Нормативные правовые акты и литература

1 О защите прав потребителей : закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г., № 90-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 10. – С. 3–24.

2 Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят одобрен 7 декабря 1998 г. – Офиц. изд. – Мн. : НЦПИ Беларуси, 2008. - 656 с.

3 О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда : постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г., № 7 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 100. – С. 43–47.

4 О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении законодательства о защите деловой репутации: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005г. № 16.

5 О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства, деловой репутации : постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г., № 15 // Судовы веснiк. – 2000. – № 7. – С. 80–84.

6 Гражданское право. Учебник. В 3 томах. Том 1. / под ред. В. Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2008. – 863 с.

7 Неведовский, А. Защита чести и достоинства работника милиции и право гражданина на обращение в государственные органы / А. Неведовский // Юрист. – 2001. – № 3.

8 Шуклин, В. З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике / В. З. Шуклин // Право Беларуси. – 2003. – № 12. – С. 58–63.

9 Корень, Т. А. Гражданско-правовые основания компенсации морального вреда / Т. А. Корень // Право Беларуси. – 2003. – № 35. – С. 80–84.

10 Гюрджан, Е. Я. Защита ответчика по делам о компенсации морального вреда / Е. Я. Гюрджан // Право Беларуси. – 2003. – № 35. – С. 84–86.

16 Эрделевский, А. М. Проблемы компенсации морального вреда в зарубежном и российском законодательстве и судебной практике // Государство и право. – 1997. - №10. – С. 22-32

17 Корень, Т. А. Моральный вред: сравнительный анализ законодательства зарубежных стран // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2004. – № 1. – С. 64-73

18 Эрделевский, А. М. Моральный вред в праве Франции // Хозяйство и право. – 1998. - №5. – С. 106-110

21 Тимчишен, Ю. Е. Понятие морального вреда // Вестн. молодежного науч. об-ва. – 2005. – № 2. – С. 34-37

23 Волочай, С. Компенсация морального вреда как способ восстановления нарушенного права. – Киев, 2008. – 108 с.

29 Подгруша, В. Как компенсировать моральный вред богатому и бедному? // Юстиция Беларуси. – 2002. – № 4. – С. 49-52

30 Воронович, Т. Моральный вред: теория и практика // Юстиция Беларуси. – 2004. – № 7. – С. 51-55

33 Подгруша, В. Защита деловой репутации предпринимателя // De Jure. – 2004. – № 1-2 . – С. 55-71

34 Заяц, Е. Предъявление иска к СМИ как способ защиты деловой репутации //Юрист. – 2003. – № 7. – С. 36-38

Наши рекомендации