Участники уголовного судопроизводства, ведущие производство по делу.
Начнем с таких государственных органов публичного уголовного преследования, как органы предварительного расследования. В большинстве случаев начинающих производство по уголовному делу.
В соответствии с ч.1 ст. 150УПК предварительное расследование производится в форме предварительного следствия или дознания.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п.41 ст. 5 УПК).
Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу и последующей передачи дела в суд для рассмотрения дела по существу. (или прекращения уголовного дела.)
Компетенция по производству уголовных дел различных категорий распределена между следователями Следственного Комитета, органов ФСБ, ОВД. (Эта подследственность определена ст. 151 УПК).
Однако, все следователи, независимо от их ведомственной принадлежности, пользуются при расследовании преступлений равными процессуальными правами и несут одинаковые процессуальные обязанности.
Уже давно обсуждается вопрос, и до сих пор остается остро дискуссионным - о необходимости и возможности объединения следователей в единый независимый следственный аппарат. Что позволило бы быть ему в организационном плане получить большую независимость от исполнительных органов власти, заинтересованных в раскрытии преступления, а значит - показателях раскрытых дел, (и часто любой ценой).
Кроме того, достаточно противоречивым видится функциональное назначение следователя, и мы с вами уже обращали на это внимание.
С одной стороны – следователь отнесен законодателем к стороне обвинения (и значит должен ориентироваться на запрет участникам одной стороны осуществлять функции другой). В то же время закон требует от него, чтобы он, осуществляя доказывание, устанавливал также обстоятельства, смягчающие ответственность обвиняемого, исключающие преступность и наказуемость деяния, а также влекущие за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. 73 УПК), т.е. реализовывал элементы функции защиты и способствовал всестороннему, полному и объективному разрешению уголовного дела. Кроме того, закон предписывает и выполнение следователем элементов функции разрешения уголовного дела (прекращения). Эти положения противоречивы в законодательном изложении и дискуссионны в теории.
С дискуссиями по поводу роли следователя в современном уголовном судопроизводстве, его места и правового статуса в кримкогнитивной системе органов можно ознакомиться в трудах следующих авторов:
Смирнов А.В. Современные проблемы следственной власти в России// Уголовный процесс. – 2009. - № 12. – С. 45-46.
Коротков А.П. Закономерности исторического развития и современные проблемы модернизации форм предварительного расследования//Российский следователь. – 2010. - № 15.
Верещагина А.В. Нужна ли реформа предварительного следствия? // Правоведение. – 2005. - №1.
Головко Л.В. Новый УПК Российской Федерации в контексте сравнительного уголовно-процессуального права// Государство и право. - № 5. – 2002.
Александров А.С. Каким не быть предварительному следствию//Государство и право. – 2001. - № 9.
Студенческая научная работа, подготовленная на нашей кафедре «Роль следователя в современном уголовном процессе России»
Для решения задач предварительного расследования следователям предоставлены сравнительно широкие процессуальные полномочия, закрепленные в ст. 38 УПК и конкретизирующиеся в отдельных процессуальных нормах, регламентирующих производство конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятие решений.
Организационные вопросы, касающиеся деятельности следователя и его взаимоотношений с иными должностными лицами, закрепляются в подзаконных нормативных актах соответствующих министерств и ведомств.
В соответствии с ч.2 ст. 38 следователь уполномочен:
- самостоятельно возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК. Причем, следователь вправе возбудить уголовное дело только своей подследственности, установленной ст.151 УПК. И если будет установлено, что подследственность другого органа предварительного следствия – передает дело по подследственности через рук. С.О. или прокурора (если споры о подследственности).
Кроме того, при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела следователь имеет право самостоятельно вынести постановление об отказе в ВУД.
После ВУД следователь принимает дело к своему производству и самостоятельно направляет ход расследования, принимая решения о производстве следственных и иных процессуальных действий.
Правда, указывает закон, за исключением тех случаев, когда на производство тех или иных процессуальных действий или решений требуется судебное разрешение и согласие руководителя следственного органа.
Какие это случаи?
Ч.2 ст. 29 указывает какие процессуальные действия и решения в ходе досудебного производства требуют судебного разрешения:
- Это меры пресечения: (заключение под стражу, домашний арест, залог) и продление этих мер пресечения;
- помещение подозреваемого или обвиняемого, не находящегося под стражей, в стационар
- следственные действия: осмотр жилища без согласия проживающего лица, производства обыска или выемки в жилище, выемки в ломбарде, личный обыск, выемка предметов и документов содержащих государственную тайну а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан, наложение ареста на корреспонденцию осмотр и выемка ее в учреждениях связи, о контроле и записи телефонных и иных переговоров, о получении информации о соединениях между абонентами
- вопрос о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности
- о наложении ареста на имущество и денежные средства
- вопрос о судьбе вещественных доказательств, если их хранение затруднено
- о возмещении имущественного вреда в порядке реабилитации
Для обращения в суд с ходатайством о производстве вышеперечисленных процессуальных и следственных действий следователю требуется также согласие руководителя С.О.
Кроме того, согласие руководителя С.О. следователю требуется на прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон, уголовного дела в связи с деятельным раскаянием, прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности, применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему (ст. ст. 25, 28, 28 (1) 427 УПК).
Согласие руководителя С.О. необходимо также для передачи оконченного следствием уголовного дела прокурору (ч.6 ст. 220 УПК).
Кроме того, согласно п.3 ч.1 ст. 39 УПК указания руководителя С.О. о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании мер пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения обязательны для исполнения следователем.
Правда они м.б. обжалованы руководителю вышестоящего С.О. и при обжаловании таких указаний как: привлечение лица в качестве обвиняемого, об избрании мер пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения, передачи дела другому следователю, производства следственных действий допускаемых по судебному решению, о направлении его в суд или прекращении следователь может приостановить их исполнение до решения вышестоящего руководителя С.О. (тот может либо отменить указания непосредственного руководителя С.О. или передать дело другому следователю).
Эта возможность – приостановив выполнение указаний Руков. С.О., обжаловать их вышестоящему руководителю, указывает на предоставленные законодателем следователю элементы самостоятельности.
Следователь также может приостановить выполнение указаний прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения, либо квалификации действий обвиняемых или пересоставлении обвинительного заключения по делу, поступившему к прокурору с обвинительным заключением при обжаловании их вышестоящему прокурору (с согласия руководителя С.О.).
Следователь может также обжаловать (с согласия рук. С.О.) решение прокурора об отмене постановления о ВУД.
Может следователь и обжаловать, (предоставив свои письменные возражения руковод. С.О.) требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. (Руководитель же С.О. в течении 5 суток рассматривает требования прокурора об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя и письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору либо об устранении допущенных нарушений, либо выносит постановление о несогласии с требованиями прокурора).
В остальном же следователь процессуально самостоятелен - при принятии решения о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.
Ряд полномочий следователя, впрочем, как и иных должностных лиц, ведущих производство, носит властный характер.
Так, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц выполнения определенных действий (например, предоставлять необходимые предметы и документы) и такие требования являются обязательными (ч.4 ст. 21 УПК).
Кроме того, следователь вправе применить к участникам уголовно-процессуальной деятельности, не исполняющим законные требования следователя, меры уголовно-процессуального принуждения.
Властный характер полномочий следователя обнаруживается также в его взаимоотношениях с органами дознания. Так,
1. В соответствии с п.4 ч.2 ст. 38 УПК следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте и иных процессуальных действий, а также получать содействие при их исполнении. Это то нормативное установление, на основе которого возможно законно вовлечь субъектов оперативно-розыскной деятельности в процессуальную деятельность для оказания помощи в раскрытии и расследовании преступлений.
Еще есть возможности привлечения оперативных сотрудников к содействию в расследовании и закон указывает нам это в статьях:
2. это ч.7 ст. 164 УПК указывающая на возможность привлечения оперативного сотрудника к участию в следственном действии – не указан перечень следственных действий, значит может участвовать, наряду со следователем в любом.
3. это ч.2 ст. 163 УПК, позволяющая включать оперативного сотрудника в Следственную группу, а значит уже совместно раскрывать то или иное преступление.
4. ст. 210 указывает на необходимость поручать оперативным подразделениям органа дознания розыск подозреваемого, обвиняемого.
П.6 ч.2 ст. 38 указывает, что следователь вправе осуществлять и иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом, как участник, ведущий производство по делу. Это право:
- разрешать ходатайства участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 119 УПК)
- признавать право на реабилитацию в ходе досудебного производства (ч.1 ст. 134 УПК)
- разрешать вопросы об отводах переводчика, эксперта, специалиста, защитника (ст. 69, 70, 71, 72 УПК).
- по собственной инициативе, как субъект доказывания, признать то или иное доказательство недопустимым и исключить его из системы доказательств.