Тема 1. Налоги в экономической системе.

Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов

  1. Уплачивать законно установленные налоги (Ст. 23.1.1 НК РФ)
  2. Встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК- 23.1.2
  3. Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах - 23.1.3
  4. Представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность - 23.1.4
  5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмот­ренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов - 23.1.5
  6. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей
  7. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета: - об открытии или закрытии счетов - в 10-дневный срок; - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее 1 мес. со дня начала такого участия; - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее 1 мес. со дня их создания, реорганизации или ликвидации; - 23.2
  8. Предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случа­ях и порядке, предусмотренных НК РФ
  9. В течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. - 23.1.8
  10. Иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах - 23.1.9

Способы уменьшения налоговых платежей

Конкретные способы уменьшения налогов представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь.

Главное отличие между видами налоговой минимизации - нарушены или не нарушены налогоплательщиком нормы Закона в его стремлении так или иначе снизить размер налоговых платежей. В связи с этим можно выделить незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, или еще иначе - правомерное уменьшение налогов.

Схематически все способы уменьшения налоговых платежей можно представить в виде схемы :

Тема 1. Налоги в экономической системе. - student2.ru

Тема 4 Налоговый контроль

Для охраны своих имущественных интересов в налоговой сфере государст­во должно: 1) создать специальный государственный орган (органы) и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязан­ным уплачивать налоги и сборы; 2) законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности создан­ных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие не только надлежащее поведение налогопла­тельщиков, но и поступление налоговых изъятий в соответствующий бюджет.

Налоговый контроль – это особый организационно-правовой механизм взаимоотношений уполномоченных органов с обязанными лицами, основные элементы которого (субъекты, объект, методы, формы, порядок и характер деятельности уполномоченных органов) определяет государство.

Таким образом, налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством, которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов (включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и т.д.), а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д.

Основными элементами налогового контроля является:

1. субъекты налогового контроля:

· контролируемые (налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые объекты),

· контролирующие (налоговые органы, прочие);

2. объект налогового контроля – деятельность подконтрольного субъекта, связанная с уплатой налогов и сборов,

3. порядок осуществления налогового контроля,

4. формы и методы налогового контроля:

· Формы проведения налогового контроля это:

­ Налоговые проверки,

­ Получение объяснений налоговиков,

­ Проверки данных учета и отчетности,

­ Осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода и др.

· Методы налогового контроля:

­ Общенаучные (анализ, синтез, статистические методы и т.д.),

­ Специально правовые методы (визуальный осмотр, арифметическая и формальная проверка документов, выборочной и сквозной методы проверки документов и т.д.);

5. техника и технология налогового контроля,

6. категория должностных лиц (кадры),

7. периодичность и глубина налогового контроля.

Субъекты налогового контроля можно разделить на: 1) контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, и 2) субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты, защищающие свои частные интересы. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы. Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки.

Объектом налогового контроля является непосредственная деятельность подконтрольного субъекта, связанная с уплатой налогов и сборов.

Контролирующий орган вправе проверять соблюдение своевремен­ности, правильности и полноты уплаты налогов и сборов и выполнение установленных налоговых обязанностей, а контролируемый субъект обязан создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполно­моченного органа. В свою очередь подконтрольный субъект вправе требо­вать от уполномоченного органа, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий.

Реализация налогового контроля осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом. Уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

o правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

o проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;

o проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;

o правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;

o выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.

Налоговые проверки

Налоговый учет – это комплекс установленных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами в целях регистрации налогоплательщиков и аккумулирования сведений на них в едином государственном реестре налогоплательщиков.

Основаниями постановки на налоговый учет являются:

· гос. регистрация юридического лица,

· создание филиалов, представительств и обособленных подразделений (на учет становится головная организация),

· обладание недвижимым имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению.

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля. Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации.

В зависимости от различных критериев выделяются следующие виды налоговых проверок.

В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

В зависимости от объема налоговой проверки и решаемых в ходе нее задач различают тематические и комплексные налоговые проверки. Тематические налоговые проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить ту или иную проблему функционирования организации-налогоплательщика, дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить практику работы. Тематические проверки проводятся, как правило, по вопросам уплаты только прямых или только косвенных налогов, федеральных или региональных и т.д. Комплексные налоговые проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации в налоговой сфере, используют различные приемы, способы и методики налогового контроля. Налоговые проверки могут быть комплексными и в силу состава контролирующих органов, принимающих в них участие. Обычно такие проверки проводятся группами, в состав которых входят специалисты различных уполномоченных органов. Кроме того, могут осуществляться сквозные налоговые поверки, которые охватывают все филиалы, представительства, отделения и головную организацию, в состав которой они входят.

По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.

В зависимости от включения в план проведения проверок бывают плановые и внеплановые налоговые проверки (проверки, которые проводятся при ликвидации или реорганизации организаций-налогоплательщиков; повторные налоговые проверки, проводимые вышестоящими налоговыми органами).

В зависимости от места проведения проверки и глубины налоговой проверки выделяют камеральные и выездные налоговые проверки. камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиком документов, а выездные налоговые проверки проводятся по месту фактического нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов с изучением документов, хранящихся у указанных лиц.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, направляется требование об уплате суммы налога и пеней.

В ходе камеральной налоговой проверки осуществляется проверка правильности заполнения установленных форм соответствующих отчетных документов, налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильность применения налоговых льгот, наличие необходимых платежных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, производится учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов и другое. При этом используются различные методы проведения налоговых проверок:

1. Арифметическая проверка: проверяется арифметическая правильность расчетов;

2. Формальная проверка: проверка правильности заполнения установленных форм и наличия необходимых документов;

3. Проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов;

4. Сопоставление различных документов.

Выездная налоговая проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции,.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

К общим правилам проведения выездной налоговой проверки относится

1. Проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (организаций, их филиалов и представительств, индивидуальных предпринимателей).

2. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проверку каждого филиала и представительства.

3. Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

4. Выездная проверка проводится по одному или нескольким налогам.

5. Глубина выездной налоговой проверки, т.е. временной период деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет 3 календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

6. Продолжительность выездной налоговой проверки – 2 месяца

7. Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и акта выездной налоговой проверки.

Структура и функции ФНС РФ.

Структура ФНС России

1. Руководство ФНС России - Руководитель Федеральной налоговой службы и 9 заместителей

2. Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России - 17 управлений: Аналитическое, Контрольное, Финансовое,Правовое, Административно-контрольное, Кадров Информационных технологий, Камерального контроля, Досудебного урегулирования налоговых споров, По работе с задолженностью и банкротством, Стандартов и международного сотрудничества, Модернизации налоговых органов, Трансфертного ценообразования, Контроля налоговых органов, Регистрации и учета налогоплательщиков, Налогообложения юридических лиц, Налогообложения имущества и доходов физических лиц.

Функции ФНС России

· ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков; единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей; Государственный реестр контрольно-кассовой техники;

· бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

· осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

· принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

· устанавливает (утверждает) формы: налогового уведомления; требования об уплате налога; заявлений и уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе; уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе; решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки; форму и требования к составлению акта налоговой проверки; справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога и др.

· разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации;

· рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;

· осуществляет проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

· осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

· обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

· взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

· осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации и др..

Федеральная налоговая служба не вправе: осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование (кроме установленных случаев), а также управление государственным имуществом (за исключением закрепленного за ФНС) и оказание платных услуг.

Тема 7. Акцизы.

Акциз– это старейшая форма косвенного налогообложения во всех развитых странах. Акциз индивидуальный косвенный налог, т.е. включается в состав цены товара. В отличие от НДС, акциз уплачивается единожды, поскольку ничто не может быть потреблено больше 1 раза.

Таким образом акцизы обладают следующими особенностями :

-Акциз устанавливается только на отдельные группы и виды товара

-Из сферы обложения акцизами выпадают работы и услуги

-Акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере

Функции акцизов:

-налоговые поступления в бюджет

-Ограничение потребления подакцизных товаров

-перераспределение ресурсов в экономике

-изъятие сверх дохода

Акцизами, как правило, облагаются высокорентабельные и социально вредные товары. С помощью акцизов в госбюджет изымается часть цены товара, которая не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств товара, а является следствием особых условий его производства и реализации. Если бы эта часть цены не изымалась, то предприятие, производящее продукцию с повышенным спросом, не заслуженно получали бы высокую прибыль и были бы поставлены предпочтительнее условия по сравнению с другими. Это привело бы к перераспределению ресурсов в их пользу и установления неравновесия в экономике.

Формальными плательщиками акциза выступают лица производящие подакцизную продукцию, при этом носителям акциза выступает потребитель. В РФ плательщиками акцизав случае совершения облагаемых операцийпризнаются:

- организации;

-индивидуальные предприниматели;

-лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товара через таможенную границу Таможенного союза.

Объектом обложения признается:

- реализация на территории РФ подакцизных товаров,

- передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу;

- передача на территории РФ произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику сырья либо другим лицам;

- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей соответствующее свидетельство (или передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции);

- передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

- ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Подакцизными товарами в РФ признаются:

1. спирт этиловый из всех видов сырья (пищевого и непищевого), в т.ч. денатурированный, этиловый, спирт-сырец, дистилляты: винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый

2. спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 % (за исключением лекарственных средств; препаратов ветеринарного назначения; парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно; отходов производства алкогольной продукции и виноматериалов).

3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 %;

4. табачная продукция

5. легковые автомобили

6. мотоциклы с мощностью двигателя более 150 л/сил (112,5 кВт)

7. автомобильный бензин,

8. дизельное топливо

9. моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей

10. прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате перегонки нефти, попутного и природного газа; переработки горючих сланцев, угля, фракций нефти и газа)

11. средние дистилляты (смеси жидких углеводородов полученные в результате первичной или вторичной переработки)

12. бензол, параксилол, ортоксилол

13. авиационный керосин

14. природный газ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении - по товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки;

2) как стоимость реализованных подакцизных товаров, без учета акциза и НДС - по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой и адвалорной налоговых ставок.

Налоговая база при реализации товаров на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда определяется как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза и НДС.

Определение суммы акциза:

1)Облагаемые по твердой налоговой ставке - как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы

Акциз = налоговая ставка*налоговая база

2) Облагаемые по адвалорной налоговой ставке – как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Акциз = Н/Б * (Н/С/100%)

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета налоговой базы в отношении разных подакцизных товаров, сумма акциза определяется исходя из максимальной из применяемых налоговых ставок к единой налоговой базе по всем облагаемым операциям. Организации, осуществляющие на территории РФ производство алкогольной продукции (за исключением вин натуральных, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) или подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной или спиртосодержащей продукции до приобретения (отгрузки) спирта этилового или коньячного, произведенных на территории РФ.

Налоговым периодом по акцизу признается календарный месяц.

Сумма налога к уплате определяется по итогам налогового периода как рассчитанная сумма акциза, уменьшенная на суммы вычетов:

-предъявленные продавцом и уплаченные налогоплательщиком суммы акциза при приобретении (ввозе) подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров.

-уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров или отказа от них.

- суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его приобретении (ввозе), если давальческим сырьем являются подакцизные товары - при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья.

Розничная цена подакцизного товара определяется по формуле:

Ц = Себестоимость + Акциз + НДС+ торговая надбавка.

Тема 8. НДС.

НДС - налог на добавленную стоимость. Представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Количественно добавленная стоимость - это разница между стоимостью конечной продукции и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения этой продукции.

НДС - косвенный налог, поэтому он включается в состав цены товара и является ценообразующим фактором. Характерная особенность НДС -несовпадение лица плательщика и лица, несущего бремя этого налога.

По экономическому содержанию НДС - часть прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации продукции, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации.

НДС, являясь косвенным налогом, влияет на процессы ценообра­зования, структуру потребления и регулирует спрос. В среднем, НДС формирует 7-ю часть доходов бюджета страны (в России это 1/4 всех налоговых доходов).

Плательщиками НДС в России признаются:

1) организации

2) индивидуальные предприниматели

3) лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством

Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальные режимы налогообложения (упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход и др.).

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета (включая филиалы, представительства), а также официальные вещательные компании, в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной организацией, и совершаемых в течение периода проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, и являющиеся иностранными организациями, в части осуществления ими операций, связанных с осуществлением определенных законом мероприятий.

Организации и ИП имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации (без НДС) не превысила в совокупности 2 млн. руб. (за исключением лиц, реализующих подакцизные товары). Освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. От освобождения нельзя отказаться до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев утраты права на освобождение в соответствии с законом.

Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", име

Наши рекомендации