Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

4.1. Понятие, субъекты и объекты права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

4.2. Содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления (правомочия собственника, в том числе на изъятие имущества; правомочия унитарных предприятий и учреждений (частных, бюджетных, автономных и казенных)).

4.3. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ:

- Конституция РФ.

- ГК РФ (главы 13, 19 и др.).

- ФЗ от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст.4626 (с послед. изм. и доп.).

- ФЗ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст.4746 (с послед. изм. и доп.).

- Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 г. № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» // СЗ РФ. 2007. № 23. Ст.2802.

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п.1, 5-10) // Вестник ВАС РФ. 2010. № 6.

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» (п.39-41) // Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.

ЛИТЕРАТУРА:

- Андреева Г.Н. Современное правовое оформление публичного характера государственной собственности в РФ и концепция публичной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6.

- Ахметьянова З.А. Казенное предприятие и особенности правового статуса его имущества // Юрист. 2003. № 2.

- Блинков О.Е. Формы прямого осуществления права муниципальной собственности // Проблемы осуществления гражданских прав: сб. науч. трудов. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.

- Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л.: 1948.

- Генкин Д.М. Оперативное управление как институт гражданского права // Советская юстиция. 1963. № 3.

- Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения // Российская юстиция. 2008. № 6.

- Капура М.М. Гражданско-правовой механизм реализации права собственности кооперативов // Гражданское право. 2005. № 4.

- Карасс А.В. Право государственной социалистической собственности. М.: Изд-во АН СССР, 1954.

- Модин Н.А. Муниципальная казна как объект муниципальной собственности: сравнительное исследование // Современное право. 2007. № 3.

- Рыбаков В.А. О субъектах индивидуального типа собственности // Гражданское право. 2008. № 1.

- Сорокина С.Я. Вещные права учреждений и их осуществление // Вещные права: система, содержание, приобретение: сб. науч. трудов / под ред. Д.О. Тузова. М.: Статут, 2008.

- Сугак А. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: практическое применение // Право и экономика. 2006. № 10.

- Тархов В.А., Рыбаков В.А. Собственность и право собственности. М.: Изд. группа «Юрист», 2002.

- Толстой Ю.К. Собственность и оперативное управление // Проблемы гражданского права. Л., 1987.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) Ранее в условиях господства государственной собственности на средства и результаты производства главной формой индивидуального присвоения выступала личная собственность граждан. Она носила производный от социалистической собственности характер, что выражалось в следующих ее особенностях: а) распространялась лишь на предметы потребления и мелкие средства производства, необходимые для индивидуальной трудовой деятельности; б) имела сугубо потребительскую направленность; в) ее основу составляли трудовые доходы, полученные гражданами за их труд в социалистической системе хозяйства. С введением института частной собственности указанные ограничения отпали. ГК РФ в качестве общего правила признает отсутствие видовых, количественных и стоимостных ограничений на объекты права собственности граждан (как, впрочем, и юридических лиц).

2) Собственность юридических лиц, как и граждан, относится к частной форме собственности; при этом именно юридическое лицо (а не его участники) является единым и единственным собственником. Вспомните, что не выступают собственниками имущества унитарные предприятия и учреждения.

3) Одно из принципиальных изменений в сфере публичной собственности заключается в прекращении существования единого фонда государственной собственности. Ныне Конституция РФ и ГК РФ закрепляют сложную структурную модель публичной собственности, выделяя государственную (федеральную и субъектов РФ) и муниципальную собственность.

4) Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном законом. Основным нормативным актом в сфере разграничения бывшей единой государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность стало постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1, которое необходимо изучить.

Запомните, что государственное (муниципальное) имущество состоит из двух частей:

а) имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

б) казны (соответственно, государственной казны РФ, казны субъекта РФ, муниципальной казны), которую составляют средства соответствующего бюджета и иного государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями.

Способы осуществления права собственности зависят от того, о какой составляющей государственного (муниципального) имущества идет речь: право собственности в отношении казны публичные образования могут осуществлять только непосредственно, а в отношении иного имущества – как опосредованно (через унитарные предприятия и учреждения), так и непосредственно (например, при даче согласия на отчуждение недвижимого имущества унитарного предприятия, при ликвидации предприятия или учреждения).

5) Особенности содержания и осуществления права государственной и муниципальной собственности предопределяются, в том числе:

- публичным характером собственности (использование имущества должно преследовать цели удовлетворения общественных (публичных) потребностей);

- возможностью издания государством как политическим сувереном законодательных актов, устанавливающих рамки своих прав собственника и пределы их осуществления.

6) Пределы права хозяйственного ведения и права оперативного управления, прежде всего, очерчиваются законом посредством определения прав собственника и субъекта ограниченного вещного права в отношении имущества.

Имейте в виду, что собственник не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящемся в хозяйственном ведении. Применительно же к праву оперативного управления собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за юридическим лицом либо приобретенное им за счет выделенных собственником средств (при этом следует знать, что нормы об изъятии не применяются в отношении доходов и приобретенного на эти доходы имущества, учитываемого на отдельном балансе учреждений, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению).

7) Сравните правила распоряжения имуществом, находящимся на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. В первом случае они поставлены в зависимость от того, является ли имущество движимым или недвижимым. Нормы же о распоряжении имуществом на праве оперативного управления различаются, прежде всего, от субъекта рассматриваемого права (казенное предприятие либо учреждение – частное, бюджетное, автономное и казенное).

8) Важно учитывать, что поскольку унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью, их действия по распоряжению имуществом должны быть обусловлены задачами уставной деятельности и целевым назначением имущества. Поэтому, в частности, как движимым, так и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. Сделки, совершенные с нарушением этого требования (в том числе и при наличии согласия собственника), являются ничтожными.

ЗАДАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

1. При регистрации права собственности на уже пятую квартиру, приобретенную Абрамовым в текущем календарном году, сотрудник регистрационной службы «по секрету» сообщил Абрамову, что, по его информации, областная Дума собирается ввести запрет на наличие более 5 жилых помещений у одного гражданина и посоветовал оформить право собственности на родственника Абрамова. Абрамов сильно удивился данной информации и обратился к знакомому юристу за советом.

Какое разъяснение должен дать юрист?

2.Гражданин РФ - семнадцатилетний Демьян, увлеченный политикой, с намерением оказать финансовую поддержку «близкой» ему по идеологии политической партии «Родная страна» обратился в региональное отделение партии с заявлением о внесении пожертвования в размере 15.000 рублей (заработанных Демьяном). Сотрудник отделения засомневался в законности пожертвования со стороны Демьяна.

Существуют ли ограничения на формирование имущества некоммерческих организаций из определенных источников? Правомерно ли пожертвование со стороны Демьяна? (При решении задачи следует использовать положения ФЗ «О политических партиях»).

3.В Администрацию Самарской области обратилось ОАО «Газ» с предложением реализовать крупный инвестиционный проект, предполагающий передачу в собственность акционерного общества соответствующего лесного участка из состава земель лесного фонда. Экономисты Администрации дали положительное заключение на проект. Однако, юристы заявили о неправомерности передачи участка в собственность ОАО «Газ», поскольку: а) участок может находиться только в государственной или муниципальной собственности; б) участок не входит в казну Самарской области, а потому Администрация не вправе им распоряжаться.

Наши рекомендации