I. История создания Уложения.
Решение о создании Уложения было принято царем Алексеем Михайловичем, патриархом Иосифом, Боярской думой и Освященным собором (см. вводную часть Уложения).
Причины создания:
1.. Недовольство населения налоговой политикой правительства, деятельностью государственных чиновников, произволом воевод, судей, следствием чего стал «соляной бунт» в Москве (1648 г.).
2. Необходимость систематизации законодательного материала, накопившегося после создания Судебника 1550 г.
3. С другой стороны, оставались серьезные пробелы в законодательстве в области регулирования торговли и промышленности, вещного и обязательственного права.
Уложение разрабатывалось первой в нашей истории Кодификационной комиссией, которая действовала с июля по октябрь 1648 г. Главой комиссии был боярин Никита Иванович Одоевский, в состав также входили: боярин Семен Васильевич Прозоровский, окольничий Федор Федорович Волконский, дьяки Гавриил Левонтьев, Федор Грибоедов.
Уложение было принято Земским собором, работа которого проходила в 1648 – 1649 гг. Текст его был впоследствии напечатан, и, таким образом, Уложение стало первым печатным юридическим документом в нашей истории.
Структура Уложения, систематика правовых норм
Уложение состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей. Деление на главы – это также новость в русском праве. При создании Уложения была предпринята попытка систематизировать материал, разбить его по отраслям. Например, первые 5 глав и последние главы 22 – 25 регламентируют нормы уголовного права, главы 16, 17 – нормы гражданского права (о поместьях и вотчинах). Однако, можно говорить лишь о попытке создать систематизированный правовой сборник, в большинстве глав Уложения система нарушается. Например, в самой крупной 10 главе «О суде» соединяются нормы судоустройства, судопроизводства, уголовного, вещного, обязательственного права.
II. Источники Уложения
1. Судебники 1497 , 1550гг. и дополнительные к ним указы царя и приговоры Боярской думы (новоуказные статьи).
2. Важнейшим источником Уложения стали Указные книги приказов – частные правовые сборники, в которых регистрировались административные, судебные решения самих приказов, а также указы царя и приговоры Боярской думы по ведомству того или иного приказа. Таким образом, в Указных книгах фиксировались и законодательные нормы, и нормы судебной практики – судебные прецеденты. Судебная практика остается в числе источников русского права XVII в., хотя, главным источником уже являлся закон.
Указные книги приказов стали источником большинства статей Уложения. Например:
Указная книга судных дел – нормы гражданского права и судебного процесса.
Указная книга приказа холопьего суда–нормы о холопах и крестьянах.
Указная книга земского приказа –нормы административного права, управление Москвой.
Указная книга поместного приказа –нормы гражданского права (вещного, обязательственного, наследственного), вопросы вотчинного и поместного землевладения.
Уставная книга разбойного приказа – важнейший источник уголовного и процессуального права, почти полностью вошла в Уложение. В отличие от остальных книг (Указных), не являлась частным сборником (протоколом приказной деятельности), а представляла собой официально утвержденный Устав, регулирующий вопросы уголовного и процессуального права, сыск и суд по наиболее тяжким уголовным преступлениям.
3. Важным источником Уложения также являются челобитные (прошения, депутатские наказы) выборных людей Земскому собору и комиссии Одоевского. Исследователи указывают от 60 до 82 статей Уложения, составленных благодаря челобитным, являющихся примером «нового» права, отразившего изменения социально-экономической системы середины XVII в.
4. В числе источников Уложения, как и вообще права Московской Руси XVI – XVII вв., можно указать юридический обычай. Многие законы, судебная практика основывались на «старине», юридической традиции. Кроме того, пробелы в области права восполнялись часто обычаем. Например, важнейшие вопросы государственного права (наследование престола, компетенция и порядок деятельности Боярской думы, Земских соборов, приказов и пр.) регулировались нормами правительственного обычая. В Уложении почти нет норм, касающихся центрального и местного управления. Много обычаев сохранялось в области вещного, семейного, наследственного, уголовного права.
5. Источниками Уложения также являются греческий Номоканон (Кормчая книга) – сборник церковных законов (канонов) и законодательства византийских императоров, а также национальный русский церковный сборник - Стоглав – собрание постановлений Освященного собора 1551 г., состоящее их 100 «глав» - статей. Влияние Номоканона на Уложение двоякое: церковные каноны вводили гуманные, нравственные христианские начала (например, запрещалось брать проценты по долговым обязательствам, детям вменялось в обязанность заботиться о престарелых родителях), светские византийские законы вводили суровые меры наказаний, принципы возмездия, устрашения в области уголовного права.
6. Можно также отметить рецепцию литовского права, представленного Литовским статутом. Деление Уложения на главы, казуальность норм Уложения связаны с влиянием этого источника. Кроме того, из Статута восприняты некоторые составы преступлений и виды наказаний (например, залитие горла фальшивомонетчикам расплавленным металлом), а также нормы о сервитутах в области вещного права.
Таким образом, Соборное уложение в своей основе является национальным правовым сборником, рецепция иностранного права присутствует, но она незначительна. Соборное уложение не является кодексом нового права, это первая попытка в нашей истории создать свод всех действовавших правовых норм (Судебников, указов, приговоров и пр.). Хотя некоторые нормы действительно стали новыми для общества, имели реформаторский характер: например, статьи Уложения о прикреплении крестьян, посадского населения, ограничении судебных и имущественных прав Церкви.
III. Отраслевая характеристика Уложения:
А) Правовое положение населения
Особенность социальной системы России XVI – XVII вв.: классовое деление русского общества основывалось не на различии в правах и привилегиях, а на различии в обязанностях той или иной социальной группы перед государством. Одни служили государству лично (служилый класс), другие уплачивали налоги – «тягло» (тяглый класс). Единственным неслужилым классом было духовенство, поскольку было освобождено от обязательной службы государству.
Таким образом, термины «сословия», «сословный строй» могут использоваться достаточно условно при характеристике классовой системы России данного периода. Поскольку сословия – это социальные группы, различие между которыми основывается, прежде всего, на правах и привилегиях, установленных законом. Для характеристики русского общества XVI – XVII вв. более корректно употреблять термины «чины», «служилые чины», «классы».
Рассмотрим правовое положение различных классов.