Социально-политические корни ваххабизма
Социально-политические корни ваххабизма до конца не изучены.
Некоторые современные историки и законоведы на основании текста, выдаваемого за воспоминания тайного агента британской разведки Хампфера, считают, что окончательное оформление взглядов основателя ваххабизма произошло под его непосредственным влиянием.
Хампферу удалось обманом соблазнить тщеславного Ибн абд-аль-Ваххаба провозгласить себя новым пророком, рассказав ему священный сон, в котором Пророк называет Мухаммада ибн абд-аль-Ваххаба своим преемником, подчеркивая Божие знамение в идентичности их имен. После того, как Ибн абд-аль-Ваххаб уверовал в свою особую миссию, Хампфер якобы сообщил ему о втором сне, в котором отвергались молитва и пост, а мусульманину предписывалось лишь верить в Аллаха и Судный день, иметь чистое сердце и добрый нрав. И основатель ваххабизма согласился с этим.
Проверить подлинность данных сообщений пока не представляется возможным, но в их пользу говорит то, что содержание второго сна во многом совпадает с некоторыми положениями протестантизма.
Помимо возможного британского влияния вторым социально-политическим источником ваххабизма должна быть названа междоусобная борьба знатных аравийских родов, в которой активно участвовали кочевники-бедуины. Утверждая, что любых политических противников можно уничтожать и лишать имущества, ваххабизм опирался именно на "воинский кодекс чести" бедуинов.
Заявив о себе как о реальной военной силе, ваххабиты вторглись в Йемен, захватили большую часть Аравии и в 1800-1807 гг. удерживали Мекку и Медину. Они разграбили в Медине святую комнату, в которой находилась могила Пророка, разрушили купола над могилами святых в Мекке, накрыли черной мешковиной Каабу, запрещая поклонение ей.
В результате ваххабитских восстаний и войн в Аравии к власти пришла династия Саудидов, последователей Ибн абд-аль-Ваххаба, в государстве которых – Саудовской Аравии – ваххабизм становится официальной идеологией.
Современный ваххабизм также не избежал британского влияния. Считается, что "крестным отцом" современного ваххабизма был британский разведчик и международный авантюрист Лоуренс Аравийский, решивший использовать это течение для борьбы с Османской империей в годы первой мировой войны.
Сделаем выводы.
Ваххабизм возник на собственной, исламской, основе, но, по-видимому, в своем историческом развитии не избежал иностранного, в частности, британского влияния.
Ваххабизм является радикальным ревизионистским течением внутри ислама и по своей идеологической сути предназначен к использованию крайними радикальными и экстремистскими силами.
Религиозно-политическая характеристика
Международных исламских экстремистских
Организаций
Религиозная доктрина современного исламского фундаментализма (ваххабизма)
Джихад против последователей многобожия и мусульман-отступников является основополагающей идеей ваххабитов, которые рассматривают его в качестве шестого "столпа" ислама.
В соответствии с основными положениями ваххабизма все объекты поклонения, кроме Аллаха, ложны, и поклоняющиеся им достойны смерти. Упоминание в молитвах имен пророков, святых, ангелов является признаком многобожия, т.к. только Аллах знает все тайны человека.
Нельзя утверждать что-либо, если это не основано на положениях Корана и Сунны. Запрещается толковать Коран с помощью метода рационалистического или символико-аллегорического толкования (тавил).
Утверждение, что человек может иметь свободную волю, является ересью. В Судный день Мухаммад получит разрешение от Аллаха на помилование, которое уже получено суннитами.
Мусульманам следует соблюдать только четыре праздника:
- ид аль-фитр (ураза-байрам) – праздник разговения в честь завершения поста месяца рамадан;
- ид аль-адха (курбан-байрам) –праздник жертвоприношений в день завершения паломничества в Мекку (хаджа), совершаемого в память о жертвоприношении Ибрахима;
- ашура – траур по имаму Хусейну ибн Али, внуку пророка Мухаммада, убитому в 680 г. под городом Куфой (Кербелой);
- лайлату-ль-мубарака ("ночь могущества") –мистическая ночь в месяце рамадан, когда, по преданию, весь растительный и животный мир склоняется перед Аллахом.
Ваххабитам нельзя праздновать аль-Маулид – День рождения Пророка. Поскольку подлинный день рождения Пророка неизвестен (точно не известен даже год рождения), праздник приурочивается ко дню смерти Пророка, которая рассматривается как великий акт отхождения Мухаммеда к пославшему его Богу.
В учение ваххабитов входят следующие положения:
- обязательное присутствие на намазе;
- запрещение курения табака, бритья бороды и ругательств;
- закят (обязательный мусульманский налог) вносится как с официальных, так и сокрытых доходов;
- произнесение шахады (формулы веры) еще не делает человека мусульманином;
- при перечислении имен Аллаха употребляются не четки, а кости руки;
- мечети не должны иметь минареты и быть чем-либо украшены.
Необходимо отметить, что, называя себя ваххабитами, выходцы с Северного Кавказа, особенно из Чечни, по существу, таковыми не являются, т.к. отправляют громкий "зикр" – ритуальное поминание Аллаха, сопровождающее определенные действия, почитают культ святых и придерживаются иных пережитков доисламских религий.
Международная стратегия современного исламского фундаментализма1
Источники в силовых ведомствах связывают время появления первоначального проекта международного исламского фундаменталистского движения с 70-ми годами ХХ века. Сочетание "советской военной угрозы" с ненавистью исламского мира к развитым странам Запада создавало реальную угрозу его жизненным интересам.
На ряде совещаний в Западной Европе и на Ближнем Востоке было установлено, что использование потенциала НАТО в долгосрочной перспективе является неэффективным. Группой экспертов для управления процессами в зоне советского влияния, а позже в постсоветском пространстве, было принято решение о необходимости вмешательства в его организацию. Контроль над происходящими событиями и реализацию интересов Запада должны были осуществляться посредством управляемой исламизации ваххабитского толка.
Прототипом низовой организационной структуры была взята израильская система освоения палестинских земель с помощью кибуцев – независимых самоуправляющихся общин, хотя этот факт всячески отрицается. Постсоветское пространство в таком случае должно было предстать в форме конгломерата автономных "исламских эмиратов", формально независимых, но обслуживающих интересы Запада. Их единство в борьбе с "неверными" обеспечивалось идеологически на базе учения ваххабизма.
Основными требованиями к новому движению были управляемость и контролируемость, легкость распространения и самофинансирование.
Самофинансирование достигалась созданием своего рода картелей теневого бизнеса под защитой и контролем нового исламского фундаменталистского движения.
Привлекательность, легкость усвоения и распространения нового учения достигалась за счет его крайней простоты. Все учебные курсы и сама проповедь ваххабитов сводятся к ряду тезисов, изданных в книге небольшого формата, построенной в форме пособия для начинающих – катехизиса.
Наиболее важные требования к новому движению – управляемость и контролируемость – закладывались на ряде уровней.
Высший уровень контроля – категорический запрет на создание ваххабитских международных координационных структур, обладающих реальными полномочиями и возможностями. Ассоциация ваххабитских общин поддерживается только участием в джихаде и поездками на обучение. Все финансовые потоки находятся под контролем Запада.
Второй уровень контроля – идеологический – предусматривает главенство арабов при каждой ваххабитской общине. Такой араб-наблюдатель чаще всего является выходцем из Йемена, например, Усама бен Ладен, Хабиб-аль-Рахман – амир Хаттаб, или в малозначительных общинах – из пакистанских или афганских племен, принявших ваххабизм еще в Х1Х веке. Во избежание излишней независимости от них требуется постоянно совершать антизападные акции против второстепенных объектов. В случае выхода из-под контроля они объявляются международными террористами.
Низовой уровень контроля обеспечивается тем, что ваххабитские общины управляются не лично амиром, но советом общины (шурой), в которой всегда найдется кандидат на место излишне самостоятельного амира.
Новое движение должно постепенно поглощать уже существующие международные организации исламских фундаменталистов, деятельность которых постепенно сводится только к пропаганде "единобожия" и "чистого ислама". Отсюда и самоназвания ваххабитов – "мувахиддины" ("сторонники единобожия") и "салафиты" ("чистые", "праведные" – от араб. "ас-салаф ас-салих" – "праведные предки").