Методика расчета налога на недвижимость
Налог на недвижимость – определенная законодательством сумма уплачиваемая государству юридическими и физическими лицами, владеющими объектами недвижимости.
Объектами налогообложения считаются здания и сооружения, а также машино-места. Под зданием понимается замкнутая строительная система, предназначенная пребывания людей и/или производственных действий. Сооружения определяются как строительные системы, предназначенные для выполнения производственных процессов, хранения и/или перемещения грузов, перемещения или временного пребывания людей.
Налог на недвижимость рассчитывается по годовой ставке: 1% для организаций, 0,1% для физических лиц.
При расчете суммы налога требуется правильно определить стоимость имущества, так как исходя из нее вычисляют сумму к уплате. Для организаций важна еще и правильность учета находящихся на балансе объектов, а именно отнесение их к соответствующим категориям, некоторые из которых могут пользоваться налоговыми льготами.
Затем следует разобраться в системе применения льгот при расчете налога на недвижимость.
Так освобождаются от налогообложения объекты недвижимости:
• социально-культурного назначения;
• помещения жилищного фонда организаций инвалидов, местных Советов депутатов;
• используемые РУП «Белпочта»;
• законсервированные в установленном Советом Министров порядке;
• построенные с целью охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки согласно утвержденного Президентом перечня;
• помещения в многоквартирных домах, находящиеся в собственности физических лиц, но не более одного жилого помещения;
• принадлежащие нетрудоспособным гражданам, в том числе пенсионерам по возрасту, инвалидами I и II группы, если совместно с ними не проживают трудоспособные лица, многодетным семьям, военнослужащим, проходящим срочную службу, лицам, имеющим льготы по Закону «О ветеранах»;
• объекты признанные имеющими историко-культурную ценность;
• автодороги общего пользования с обслуживающими, инженерными и защитными сооружениями;
• культовые здания зарегистрированных религиозных объединений;
• объекты недвижимости, используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
• объекты войск стратегического назначения Российской Федерации;
• впервые введенные в эксплуатацию юридическими лицами здания и сооружения, в течение одного года с момента ввода;
• объекты благоустройства населенных пунктов, содержащиеся за счет республиканского бюджета;
• объекты государственного и мобилизационного резерва, а также используемые исключительно в целях гражданской обороны;
• здания и сооружения в сельской местности, находящиеся в собственности работников (в т.ч. вышедших на пенсию) сельхозпредприятий;
• объекты Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а также научных учреждений, согласно утвержденного Президентом перечня;
• морские суда Республики Беларусь;
• объекты общего пользования садоводческих товариществ, построенные за счет членских взносов, и результате осуществления деятельности организации;
• объекты придорожного сервиса в течение двух лет с даты ввода в эксплуатацию;
• объекты, используемые для питания детей и учащихся, а также для организации обучения детей и подростков в кружках, секциях и иных учреждениях;
Следует отметить, что льготы для физических лиц не применяются при осуществлении на объектах недвижимости предпринимательской деятельности.
Проживающие совместно с льготниками трудоспособные лица могут временно не учитываться в период прохождения срочной воинской службы, пребывания в местах лишения свободы, при предоставлении подтверждающих документов.
Принадлежащие нетрудоспособным гражданам здания и сооружения, расположенные не по месту постоянного проживания, освобождаются от налогообложения вне зависимости от проживания с ними трудоспособных лиц по основному адресу.
Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости. Физическим лицам сумма налога исчисляется из оценки зданий и сооружений, в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Отправной точкой расчета является стоимость объекта, определенная по состоянию на 1 января отчетного года. Для расчета налога принимается оценочная стоимость, определенная местным органом по регистрации недвижимого имущества. Если стоимость не определена, то налоговые органы вправе сделать это самостоятельно путем индексации расчета стоимости в прошлый период или от стоимости квадратного метра типового задания (сооружения) с учетом коэффициентов типа населенного пункта и среды.