Теория государства и права: рабочая тетрадь
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Материалы для самостоятельной работы студентов
Нижний Тагил
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Теория государства и права».
Самостоятельная работа студентов при выполнении заданий в рабочей тетради преследует следующие цели:
· закрепление пройденного материала по темам дисциплины;
· стимулирования студентов к изучению дополнительной литературы по каждой теме;
· творческого осмысления и выработке собственного отношения к поставленным вопросам.
Задания в рабочей тетради представлены в виде: составления схем, таблиц, заданий для творческого эссе, решения различных правовых ситуаций.
При выполнении задания студенту необходимо:
· внимательно прочитать текст задания;
· найти необходимую информацию в теоретическом материале по соответствующей теме;
· найти, при необходимости, в словаре основных терминов по дисциплине «Теория государства и права» то или иное понятие, необходимое для выполнения задания, понять его, запомнить;
· выполнить задание письменно в специально предусмотренном для этого в рабочей тетради месте;
· быть готовым защитить свое решение при обсуждении задания в группе.
Тема 1 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина
Задание 1. Объясните понятия:
1.1. Теория государства и права –______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Предмет теории государства и права – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Закономерность –
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Теория – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Система - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6. Структура -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.7. Функция -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.8. Метод-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте схему «Классификация методов ТГП»
Задание 3. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:
Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3
Тип № 4 Тип № 5
понятия | тип соотношения (номер) |
методология и метод | |
предмет и метод | |
государство и право | |
право и закон | |
право и мораль | |
преступление и правонарушение |
Тема 2. Возникновение и историческое развитие государственности. Теории происхождения государства.
Задание 1. Составьте таблицу: "Различие норм права и социальных норм первобытного общества"
Задание 2. В XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлецером были сформулированы основы, так называемой, норманнской теории происхождения древнерусского государства. Сторонники норманнской теории доказывали, что восточные славяне обязаны своей государственностью и культурой варягам, т.е. норманнам. По их мнению, варяги стояли выше восточных славян по своему общественно-политическому и культурному уровню. Подчинив восточных славян, они создали им государство, дали славянам имя Русь, которое стало основой понятия «русские», создали военную организацию и оказали влияние на культуру славян. Модификацией какой из теорий возникновения государства является данная теория?
____________________________________________________________________________
Тема 7. Источники права
Задание 1. В 1979 году в Кении умер известный адвокат С. М. Отинно, который родился в африканском племени Луо. Вдова покойного собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако семья Луо с этим не согласилась и потребовала совершить похороны по местному обряду и в другом месте. Кроме того, возник вопрос о вдове, поскольку в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал семье Луо в их претензиях. Апелляционный суд признал основные требования старейшин племени. На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие – апелляционный суд?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Определите вид источника права.
2.1. Конституция Российской Федерации.
_____________________________________________________________________________
2.2. Решение Окружного суда Южного округа Нью-Йорк.
_____________________________________________________________________________
2.3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
_____________________________________________________________________________
2.4. Правила внутреннего трудового распорядка
_____________________________________________________________________________
2.5. Уголовный кодекс РФ.
_____________________________________________________________________________
2.6. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
_____________________________________________________________________________
2.7. Библия
_____________________________________________________________________________
Задание 3. Расставьте виды нормативно-правовых актов в соответствии с их юридической силой:
1) Постановление Правительства РФ;
2) Конституция РФ;
3) Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти»;
4) Уголовный кодекс РФ;
5) Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»;
6) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
7) Ведомственная инструкция Министерства путей сообщения.
_________________________________________________________________________________________
Задание 5.Заполните схему:
Прекращение действия НПА |
Вступление в силу НПА |
Тема 11. Правовые отношения
Задание 1. Объясните термины:
1.1. Правоотношение –_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Юридический факт –_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Правоспособность – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Дееспособность – _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Деликтоспособность – _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6. Правосубъектность – __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Проклассифицируйте по всем основаниям следующие юридические факты:
2.1. заявление о приеме на работу:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. прогул занятий студентом дневного отделения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3. перевод на иную работу в рамках одного предприятия:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.4. разрушение дома при землетрясении:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.5. кража ценной картины из музея:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Приведите примеры правовых отношений, в которых Вы принимали участие. Для каждого из них раскройте элементы (субъекты, объект и содержание) и определите вид правоотношения.
____________________________________________________________________
объект______________________________________________________________
субъекты___________________________________________________________
содержание__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 4. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане. Означает ли это, что объем конкретных субъективных прав каждого гражданина равен объему прав другого гражданина? Приведите пример, подтверждающий Вашу точку зрения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Укажите, Кто и в каких случаях может ограничить правоспособность российского гражданина? Приведите примеры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Укажите, Чем отличается время возникновения правоспособности и дееспособности у физических лиц и у юридических лиц?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема13. Толкование права
Задание 1. Заполните таблицу «Сущность способов толкования норм права».
Название способа | Его сущность |
Грамматический | |
Логический | |
Систематический | |
Исторический |
Задание 2. Определите вид толкования – разъяснения права.
2.1. Конституционный Суд РФ толкует нормы Конституции РФ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Иванов В. С., водитель грузовика, разъясняет нормы пенсионного законодательства своей соседке по подъезду.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3. Государственная Дума разъясняет Федеральный закон «О лизинге»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Государственной Думой РФ был принят новый Уголовный кодекс. Наряду с этим учёными-юристами были подготовлены комментарии к кодексу. Между гражданином И. и гражданином Л. возник спор: гражданин И. утверждал, что комментарии вносят поправки в кодекс, а гражданин Л. с ним не соглашался, со своей стороны утверждая, что комментарии лишь разъясняют статьи кодекса.
Кто прав в споре?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Заполните схему «Виды толкования правовых норм»
Толкование правовых норм |
По объекту |
неофициальное |
адекватное |
Нор-ма-тив-ное |
Задание 5. Выясните, как законодатель толкует понятие «крупный размер» применительно к следующим преступлениям: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга – ст.191 УК РФ; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте – ст.193 УК РФ; уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица – ст.194 УК РФ; уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды – ст.198 УК РФ (см. примечания к указанным статьям УК РФ)? Эти толкования идентичны?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. Изд. 8-е - М.: Омега-Л, 2011. 608 с.
2. Давыдова М.Л. Нормативно-правовое предписание. Природа, типология, технико-юридическое оформление - М.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2009. 224 с.
3. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 345 с.
4. Лазарев В.В., Липень С.В.Теория государства и права. М.: Юрайт, 2011. 640 с.
5. Липинский Д.А., Малько А.В., Березовский Д.В., Мусаткина А.А.Теория государства и права. Учебник. - М.: КноРус, 2010. - 400 с.
6. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. 240 с.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. 528 с.
8. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций.- М.: Юрайт, 2009. 155 с.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Материалы для самостоятельной работы студентов
Нижний Тагил
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Теория государства и права».
Самостоятельная работа студентов при выполнении заданий в рабочей тетради преследует следующие цели:
· закрепление пройденного материала по темам дисциплины;
· стимулирования студентов к изучению дополнительной литературы по каждой теме;
· творческого осмысления и выработке собственного отношения к поставленным вопросам.
Задания в рабочей тетради представлены в виде: составления схем, таблиц, заданий для творческого эссе, решения различных правовых ситуаций.
При выполнении задания студенту необходимо:
· внимательно прочитать текст задания;
· найти необходимую информацию в теоретическом материале по соответствующей теме;
· найти, при необходимости, в словаре основных терминов по дисциплине «Теория государства и права» то или иное понятие, необходимое для выполнения задания, понять его, запомнить;
· выполнить задание письменно в специально предусмотренном для этого в рабочей тетради месте;
· быть готовым защитить свое решение при обсуждении задания в группе.
Тема 1 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина
Задание 1. Объясните понятия:
1.1. Теория государства и права –______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Предмет теории государства и права – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Закономерность –
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Теория – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Система - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6. Структура -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.7. Функция -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.8. Метод-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте схему «Классификация методов ТГП»
Задание 3. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:
Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3
Тип № 4 Тип № 5
понятия | тип соотношения (номер) |
методология и метод | |
предмет и метод | |
государство и право | |
право и закон | |
право и мораль | |
преступление и правонарушение |