Теория государства и права: рабочая тетрадь

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Материалы для самостоятельной работы студентов

Нижний Тагил

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Теория государства и права».

Самостоятельная работа студентов при выполнении заданий в рабочей тетради преследует следующие цели:

· закрепление пройденного материала по темам дисциплины;

· стимулирования студентов к изучению дополнительной литературы по каждой теме;

· творческого осмысления и выработке собственного отношения к поставленным вопросам.

Задания в рабочей тетради представлены в виде: составления схем, таблиц, заданий для творческого эссе, решения различных правовых ситуаций.

При выполнении задания студенту необходимо:

· внимательно прочитать текст задания;

· найти необходимую информацию в теоретическом материале по соответствующей теме;

· найти, при необходимости, в словаре основных терминов по дисциплине «Теория государства и права» то или иное понятие, необходимое для выполнения задания, понять его, запомнить;

· выполнить задание письменно в специально предусмотренном для этого в рабочей тетради месте;

· быть готовым защитить свое решение при обсуждении задания в группе.

Тема 1 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина

Задание 1. Объясните понятия:

1.1. Теория государства и права –______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Предмет теории государства и права – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Закономерность –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Теория – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Система - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.6. Структура -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.7. Функция -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.8. Метод-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составьте схему «Классификация методов ТГП»

Задание 3. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:
теория государства и права: рабочая тетрадь - student2.ru Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

теория государства и права: рабочая тетрадь - student2.ru
Тип № 4 Тип № 5

понятия тип соотношения (номер)
методология и метод  
предмет и метод  
государство и право  
право и закон  
право и мораль  
преступление и правонарушение  

Тема 2. Возникновение и историческое развитие государственности. Теории происхождения государства.

Задание 1. Составьте таблицу: "Различие норм права и социальных норм первобытного общества"

Задание 2. В XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлецером были сформулированы основы, так называемой, норманнской теории происхождения древнерусского государства. Сторонники норманнской теории доказывали, что восточные славяне обязаны своей государственностью и культурой варягам, т.е. норманнам. По их мнению, варяги стояли выше восточных славян по своему общественно-политическому и культурному уровню. Подчинив восточных славян, они создали им государство, дали славянам имя Русь, которое стало основой понятия «русские», создали военную организацию и оказали влияние на культуру славян. Модификацией какой из теорий возникновения государства является данная теория?

____________________________________________________________________________

Тема 7. Источники права

Задание 1. В 1979 году в Кении умер известный адвокат С. М. Отинно, который родился в африканском племени Луо. Вдова покойного собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако семья Луо с этим не согласилась и потребовала совершить похороны по местному обряду и в другом месте. Кроме того, возник вопрос о вдове, поскольку в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал семье Луо в их претензиях. Апелляционный суд признал основные требования старейшин племени. На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие – апелляционный суд?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Определите вид источника права.

2.1. Конституция Российской Федерации.

_____________________________________________________________________________

2.2. Решение Окружного суда Южного округа Нью-Йорк.

_____________________________________________________________________________

2.3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

_____________________________________________________________________________

2.4. Правила внутреннего трудового распорядка

_____________________________________________________________________________

2.5. Уголовный кодекс РФ.

_____________________________________________________________________________

2.6. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

_____________________________________________________________________________

2.7. Библия

_____________________________________________________________________________

Задание 3. Расставьте виды нормативно-правовых актов в соответствии с их юридической силой:

1) Постановление Правительства РФ;

2) Конституция РФ;

3) Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти»;

4) Уголовный кодекс РФ;

5) Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»;

6) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

7) Ведомственная инструкция Министерства путей сообщения.

_________________________________________________________________________________________

Задание 5.Заполните схему:

  Прекращение действия НПА
  Вступление в силу НПА



Тема 11. Правовые отношения

Задание 1. Объясните термины:

1.1. Правоотношение –_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Юридический факт –_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Правоспособность – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Дееспособность – _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Деликтоспособность – _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.6. Правосубъектность – __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Проклассифицируйте по всем основаниям следующие юридические факты:

2.1. заявление о приеме на работу:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. прогул занятий студентом дневного отделения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. перевод на иную работу в рамках одного предприятия:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. разрушение дома при землетрясении:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. кража ценной картины из музея:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Приведите примеры правовых отношений, в которых Вы принимали участие. Для каждого из них раскройте элементы (субъекты, объект и содержание) и определите вид правоотношения.

____________________________________________________________________

объект______________________________________________________________

субъекты___________________________________________________________

содержание__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане. Означает ли это, что объем конкретных субъективных прав каждого гражданина равен объему прав другого гражданина? Приведите пример, подтверждающий Вашу точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Укажите, Кто и в каких случаях может ограничить правоспособность российского гражданина? Приведите примеры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Укажите, Чем отличается время возникновения правоспособности и дееспособно­сти у физических лиц и у юридических лиц?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема13. Толкование права

Задание 1. Заполните таблицу «Сущность способов толкования норм права».

Название способа Его сущность  
Грамматический    
Логический  
Систематический    
Исторический    

Задание 2. Определите вид толкования – разъяснения права.

2.1. Конституционный Суд РФ толкует нормы Конституции РФ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Иванов В. С., водитель грузовика, разъясняет нормы пенсионного законодательства своей соседке по подъезду.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Государственная Дума разъясняет Федеральный закон «О лизинге»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Государственной Думой РФ был принят новый Уголовный кодекс. Наряду с этим учёными-юристами были подготовлены комментарии к кодексу. Между гражданином И. и гражданином Л. возник спор: гражданин И. утверждал, что комментарии вносят поправки в кодекс, а гражданин Л. с ним не соглашался, со своей стороны утверждая, что комментарии лишь разъясняют статьи кодекса.

Кто прав в споре?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Заполните схему «Виды толкования правовых норм»

Толкование правовых норм
По объекту
неофициальное
 
адекватное
Нор-ма-тив-ное

Задание 5. Выясните, как законодатель толкует понятие «крупный размер» применительно к следующим преступлениям: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга – ст.191 УК РФ; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте – ст.193 УК РФ; уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица – ст.194 УК РФ; уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды – ст.198 УК РФ (см. примечания к указанным статьям УК РФ)? Эти толкования идентичны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. Изд. 8-е - М.: Омега-Л, 2011. 608 с.

2. Давыдова М.Л. Нормативно-правовое предписание. Природа, типология, технико-юридическое оформление - М.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2009. 224 с.

3. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 345 с.

4. Лазарев В.В., Липень С.В.Теория государства и права. М.: Юрайт, 2011. 640 с.

5. Липинский Д.А., Малько А.В., Березовский Д.В., Мусаткина А.А.Теория государства и права. Учебник. - М.: КноРус, 2010. - 400 с.

6. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. 240 с.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. 528 с.

8. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций.- М.: Юрайт, 2009. 155 с.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Материалы для самостоятельной работы студентов

Нижний Тагил

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Теория государства и права».

Самостоятельная работа студентов при выполнении заданий в рабочей тетради преследует следующие цели:

· закрепление пройденного материала по темам дисциплины;

· стимулирования студентов к изучению дополнительной литературы по каждой теме;

· творческого осмысления и выработке собственного отношения к поставленным вопросам.

Задания в рабочей тетради представлены в виде: составления схем, таблиц, заданий для творческого эссе, решения различных правовых ситуаций.

При выполнении задания студенту необходимо:

· внимательно прочитать текст задания;

· найти необходимую информацию в теоретическом материале по соответствующей теме;

· найти, при необходимости, в словаре основных терминов по дисциплине «Теория государства и права» то или иное понятие, необходимое для выполнения задания, понять его, запомнить;

· выполнить задание письменно в специально предусмотренном для этого в рабочей тетради месте;

· быть готовым защитить свое решение при обсуждении задания в группе.

Тема 1 Теория государства и права как наука и как учебная дисциплина

Задание 1. Объясните понятия:

1.1. Теория государства и права –______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Предмет теории государства и права – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Закономерность –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Теория – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Система - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.6. Структура -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.7. Функция -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.8. Метод-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составьте схему «Классификация методов ТГП»

Задание 3. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:
теория государства и права: рабочая тетрадь - student2.ru Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

теория государства и права: рабочая тетрадь - student2.ru
Тип № 4 Тип № 5

понятия тип соотношения (номер)
методология и метод  
предмет и метод  
государство и право  
право и закон  
право и мораль  
преступление и правонарушение  

Наши рекомендации