Понятие юридической психологии
Психология(от греч. ТОЛ - душа, Хоуод - учение, наука) - это наука о закономерностях, особенностях развития и функционирования психики как особой формы самоорганизации человека, которая проявляется в его отношениях с самим собой, окружающими его людьми и миром в целом. Этим многообразием отношений человека объясняется достаточно большое число различных прикладных отраслей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности. Достаточно вспомнить такие бурно развивающиеся прикладные отрасли психологической науки, как детская и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, военная, авиационная, космическая психология, психология спорта. В этот ряд необходимо поставить и юридическую психологию, которая является предметом данного учебного пособия.
Юридическая психология- прикладная область психологии, изучающая психическую активность человека в сфере правоотношений.
Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология рассматривает закономерности и особенности психической жизни субъектов применительно к сфере правовой регуляции. Однако эта специфика настолько значительна, что вся система юридической психологии, ее понятийный аппарат согласуются с логикой правового регулирования, правовых факторов. Именно поэтому юридическая психология включает в себя помимо раз-
Юридическая психология
работки общих для нее вопросов (предмет, система, методы) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологического обеспечения право-применительной деятельности, правотворчества, к правовому сознанию как источнику правовой активности людей и внут-реннему регулятору их юридически значимого поведения.
Таким образом, личность и деятельность становятся ос-новными объектамиизучения юридической психологии, призванной изучать не только психические явления у отдель-ных участников процесса осуществления правосудия, отно-шения между ними, но и исследовать психологические осо-бенности самой деятельности, связанной с осуществлением правосудия в целом и ее отдельными функциями.
Предметомюридической психологии являются различ-ные явления психики, индивидуально-психологические осо-бенности личности участников правоотношений, вовлечен-ных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздей-ствующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования опера-тивно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, ис-правительно-профилактической деятельности различных го-сударственных правоохранительных органов: суда, прокура-туры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудовых учреждений, а также органов право-вого обеспечения и правовой помощи (нотариата, адвокату-ры) населению, юридическим лицам.
Дифференцированный подход в исследованиях психо-логических особенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в недрах юридической психологии позволил постепенно сформировать отдельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в самостоятель-ные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для предстоя-щей работы в соответствующих правоохранительных, госу-дарственных органах.
Введение в юридическую психологию
1.2. Место юридической психологии в системе научных дисциплин
Развитие правосознания в историческом плане во многом отражает развитие человеческой культуры. Известный немецкий психиатр и философ Карл Ясперс отметил, что человеческое общество сформировало совокупность правил и норм жизни в эпоху, названную им «осевым временем». Очевидно, что эти нормы и правила были связаны со специфической системой ценностей данного общества, однако носили на себе и черты общечеловеческих взглядов на справедливость и закон. Так, римляне считали правом то, что всегда является справедливым и добрым, и то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве. Поэтому право как система норм, или правил поведения, имеет общеобязательный характер Общеобязательность означает, что все члены общества независимо от своих желаний должны выполнять требования, содержащиеся в правовых документах.
Основы теоретического осмысливания сущности права и правосознания в европейской традиции были заложены выдающимися древнегреческими философами. Так, по мнению Демокрита (460-370 гг. до н.э.) закон направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренним влечением. Сократ (469-399 гг. до н. э.) высказывал идеи о необходимости совпадения справедливого, разумного и законного, которые в дальнейшем были развиты Платоном (427-347 гг. до н э.) и Аристотелем (384-322 до н. э.).
Платон впервые гениально распознал два психологизированные явления, лежащие в основе развития общества, -потребности и способности людей. Закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями членов общества. Государственные формы, по Платону, могут ухудшаться не только по экономическим, но и по психологическим причинам. Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы ка-
Юридическая психология
ждое сословие занималось своим делом и находилось в иерар-хической соподчиненности. Постулируемые им пять видов государственного устройства (аристократическое, тимократи-ческое, олигархическое, демократическое и тираническое) он также связывает с пятью разновидностями душевного (психи-ческого) склада людей. И каждая форма государства гибнет, по утверждению Платона, из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу людей, стоящих у власти. Так, тиранию губит произвол и насилие, а демократию – опь-янение свободой в «неразбавленном» виде. В «Законах» Пла-тон подчеркивает, что справедливые законы – это не только определения разума, но такие законы, которые обеспечивают общее благо всех граждан. Законы, по Платону, – основное средство совершенствования человека.
Великий ученик и оппонент Платона Аристотель счи-тал, что человек – существо политическое и только в полити-ческом общении завершается его сущностное формирование.
Право было подразделено Аристотелем на естественное и воле установленное (позитивное). Естественное право везде и всегда имеет одинаковое значение – оно обусловлено все-общей природой вещей. Качество закона определяется его со-ответствием естественному праву. Закон, основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление – правление правового закона, а не людей; люди подвержены чувствам, закон – уравновешенный разум.
Идеи Сократа, Платона и Аристотеля оказали решаю-щее влияние на дальнейшее развитие правового мировоззре-ния, на понимание права как мерила справедливости и равен-ства. Уже у самых своих истоков научное правоведение смы-калось с учением о человеке.
Введение в юридическую психологию
Очерк по истории
Юридической психологии
Интерес к психологическим знаниям в правоведении появляется задолго до того, как под влиянием успехов в естествознании психология становится самостоятельной наукой. Как самостоятельная наука психология существует с 1879 года, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл первую психологическую экспериментальную лабораторию. Однако уже 1792 г. немецким естествоиспытателем К. Эккартс-гаузен (1752-1803) написана книга «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений». Тогда же выходит книга И.Х. Шауманна (1768-1821) «Мысли о криминальной психологии», в которой анализируются отдельные уголовно-правовые понятия. Таким образом, в XVIII - XIX вв. на основе новой правовой идеологии зарождается специализированная отрасль психолого-юридических знаний - криминальная, а затем и более широко - судебная психология.
В рамках криминальной психологии стал осуществляться эмпирический синтез фактов, касающихся психологии преступного поведения и психологии личности преступника. Начинает осознаваться необходимость психологических знаний в судопроизводстве, во всей системе правовой регуляции. Во второй половине XIX в. зарождается антропологическая школа права, повышается интерес юристов к «человеческому фактору».
В конце XIX в в связи с формированием криминалистики и криминологии интенсивно формируется судебная, а затем и юридическая психология. Известный французский психолог Э Клапаред, читавший курс лекций по судебной психологии в Женевском университете, значительно расширил круг судебно-психологических проблем и в начале ХХ в. ввел термин «юридическая психология».
Основоположник криминалистики Ганс Гросс создал фундаментальный труд «Криминальная психология» в котором рассматривал судебную психологию как прикладную отрасль общей психологии. Г. Гросс познакомил юристов с современными ему достижениями в экспериментальной психофизиологии
Юридическая психология
(с учением Густава-Теодора Фехнера о закономерностях ощу-щений), с особенностями психомоторных реакций человека, с закономерностями мышления, памяти и др. Получает разви-тие психология формирования и получения показаний (Мар-бе, Штерн, Вертгеймер). Альберт Хельвинг разрабатывает психологию допрашивающего (полицейского, судьи, экспер-та) и допрашиваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидете-ля), разрабатывает психологическую технику допроса.
Однако вплоть до возникновения глубинной психологии в первой половине ХХ века судебная психология оставалась в основном эмпирической, описательной наукой. Преступная личность, ее мотивационная сфера описывались такими аморфными понятиями, как жестокость, агрессивность, месть, корысть, бессовестность, склонность к садизму и т. п. социаль-но-психологические закономерности долгое время оставались в забвении. При массовых обследованиях причин преступле-ний полагались на мнение самих преступников. На очереди стояла проблема психодиагностики личности преступника, психологический анализ лиц, совершивших однородное пре-ступление. Появляется ряд специальных исследований. Так, А. Бьерре на большом эмпирическом материале (заключен-ных центральной стокгольмской тюрьмы) провел исследова-ние «Психология убийства», проанализировал психически «слабые места» этой категории преступников, особенности их социальной дезадаптации, социальной отчужденности.
Под влиянием психоаналитической теории Зигмунда Фрейда судебные психологи стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу преступников, рас-крытия глубинных личностных образований (Франц Алек-сандер, Гуго Штауб, Альфред Адлер, Вальтер Бромберг и др.). Заключенные обследовались с помощью психодиагностических тестов и других психоаналитических методов (Л. Хаблин – Смит и др.). Психологи и криминологи пришли к выводу, что у большинства преступников не развита психическая сфера личности, именуемая З. Фрейдом как Супер-Эго (Сверх-Я), разорвана внутренняя структура социального самоконтроля,
Введение в юридическую психологию
наличествует дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов. Преступная наклонность формируется, по мнению указанных авторов, в результате неудач в стабилизации своего Эго (Я), вследствие ранней психической травматизации.
В первой половине ХХ века судебная (уголовная) психология особенно интенсивно развивалась в Германии. Немецкие криминологи перенесли центр тяжести в своих исследованиях на изучение личности преступника, среды его обитания (Франц фон Лист, Моритц Липман и др.). Внимание зарубежных юристов к личности преступника резко возросло после опубликования в 1903 году книги Густава Ашаффен-бурга «Преступность и борьба с ней» (на русский язык была переведена в 1912 году). В 1904 году Г. Ашаффенбург основал «Ежемесячный журнал по проблемам судебной психологии и реформы уголовного права». Преступность Г. Ашаффенбург объяснял различными индивидуальными проявлениями социальной непригодности преступников.
В немецкой судебной психологии и криминологии утвердились психопатологическое и биологическое направления. Основные причины преступлений стали усматриваться в психологических и психопатических факторах: аномалии воли, мышления, неустойчивость настроения и т. п.
Эрнст Зеелинг и Карл Вайндлер сделали одну из первых попыток классификации типов преступников, полагая, что только на этом пути можно выявить подлинные причины преступности. Они выделили восемь типов преступников: профессиональные, имущественные, сексуальные, случайные, примитивно реагирующие, злостные (убежденные), хулиганствующие, не желающие работать. Личностные особенности этих преступников должны изучаться, по их мнению, комплексом наук - биологией, психологией и психиатрией.
В США юридическая психология традиционно тесно связана с криминалистикой. Эти исследования сосредоточены в университетах, но общее руководство ими осуществляется федеральным министерством юстиции.
Юридическая психология
В Италии судебная психология традиционно ориенти-рована на клиническое направление, во Франции – на соци-ально-психологическое и социологическое направление. В Бельгии и во Франции функционируют центры изучения подростковой преступности. Исследование преступности в Японии ориентировано в основном на психиатрию.
Среди социально-психологических факторов преступ-ности в современных исследованиях выделяются дефекты социального контроля, разрушение социальных связей, ус-ловия, содействующие криминальному научению, дефекты социализации.
Одной из основных причин девиантного поведения при-знается отсутствие систематического и целенаправленного обучения социально-конформному поведению (в рамках тео-рии контроля эта проблема разработана Альбертом Рейсом, Айвеном Наем, Мартином Гоулдом и др.). Представители этой теории полагают, что даже вульгарное мышление и за-ниженный уровень самооценки могут быть криминогенными факторами.
Представители теории стигматизации (клеймения) (Ле-мерт Э., Сакк Ф., Штейнерт Г., Шур Э. и др.) считают, что де-виантность личности усиливается, если внешне приклеенный ярлык совпадает с внутренней самооценкой личности. В кри-минально-психологической теории интеракции (межлично-стного взаимодействия на основе принятия роли другого) разрабатывается проблема значения общественной реакции на поступки отдельного индивида (Беккер Г., Блумер Г., Хри-сти Н. и др.).
Общим недостатком вышеуказанных теорий является их фрагментарность, отсутствие необходимой системности, ком-плексного подхода к анализу человеческого поведения. Сис-темных исследований по комплексу психолого-юридических проблем сравнительно немного.
Авторами наиболее крупных работ в области зарубеж-ной юридической психологии являются: Г. Тох (Правовая и криминальная психология. Нью-Йорк, 1961), М. Липманн
Введение в юридическую психологию
(Основы психологии для юристов. Лейпциг, 1914), Д. Абра-хамсен (Криминальная психология. Нью-Йорк, 1967), бельгийский криминалист и психиатр Р. Луваж (Психология и преступность. Гамбург, 1956), Н. Джонстон (Психология наказания и исправления, Лондон, 1970), Г. Тосб (Психология преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1979) и др. В этих работах широко используются социально-психологические и криминологические идеи французских социологов Габриэля Тарда (1843-1904) и Эмиля Дюркгейма (1858-1917).
Развитию современной юридической психологии содействуют психологически ориентированные криминологические исследования. Среди них следует выделить работы В. Фокса «Введение в криминологию», К. Уэды «Преступность и криминология в современной Японии», Б. Холыста «Криминология. Основные проблемы», Г. Кайзера «Криминология. Введение в основы», Г. Шнайдера «Криминология» и др.
Смежной кардинальной проблемой юридической психологии и криминологии является социальная и социально-психологическая обусловленность криминального типообра-зования. Эта проблема выдвинута на передний план в Институте криминологии при Кембриджском университете и в канадском международном Центре по проблемам сравнительной криминологии при Монреальском университете.
Юридическая психология