Понятие юридической силы нормативного акта. Классификация нормативных актов по юридической силе.

Центральным иглавным является подразделение нормативных актов в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным критерием отнесения нормативного акта к тому или другому виду служит его юридическая сила. Юридическая сила, указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общему построению системы законодательств в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Оно отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общест­венной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти (федерации или ее членов) или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.

Законы с точки зрения их юридических качеств, обладают высшей юридической силой. Это означает, что:

1. все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний;

2. законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;

3. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия - вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:

· законы должны регулировать действительно коренные вопросы;

· они должны быть совершенными по содержанию и по форме;

· их соблюдение должно быть непререкаемым.

Законы подразделяют на обыкновенные и конституционные. К последним относятся конституции и примыкающие к ним основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства.

Особое место в системе нормативных актов занимают акты президентской власти. Они относятся к подзаконным актам и в принципе должны носить исполнительский характер. С юридической точки зрения только в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе конституции президентские акты могут приостанавливать или корректировать законы.

К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юридическую силу по отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся постановления и распоряжения правительства. В них часто содержатся первичные нормы, но они также должны быть исполнительскими.

Подзаконные нормативные акты отдельных ведомств, как правило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако некоторым из центральных ведомств, например, МПС, МВД, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия. Случается, что какие-то акты принимаются вразрез с законом, ущемляют права и интересы граждан. Но тогда положение поправляется актами конституционного правосудия.

Местные подзаконные акты издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. Они распространяются на всех лиц, прожи­вающих или находящихся на территории края, области, земли, района, города, поселка, села.

Локальные подзаконные акты издаются администрацией для решения своих внутренних вопросов. Они распространяют свое действие только на членов данного ограниченного коллектива людей. Локальные акты касаются, например, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями.

В условиях демократизации общества и углубления самоуправленческих начал могут получить дальнейшее развитие санкционированные подзаконные акты. Это издаваемые с предварительного разрешения государства (или приобретающие юридическую силу после утверждения в компетентном государственном органе) нормативные акты общественных объединений, трудовых коллективов, сходов граждан. Они могут иметь как местное, так и локальное значение.

54. Закон: понятие, признаки и роль в демократическом обществе.

Закон является одним из видов нормативно-правовых актов. Иногда понятие закона употребляется как синоним понятия права, синоним любого источника права. Поэтому иногда различают понятие закона в материальном и формальном смысле. В материальном смысле закон и понимается как синоним всех источников права, в формальном - как акт высших представительных органов.

Совокупность законов именуется законодательством. В более широком смысле под законодательством иногда понимается совокупность всех актов законодательных органов либо вся совокупность нормативных актов данного государства.

Для того чтобы сформулировать определение закона, необходимо рассмотреть его признаки.

1. Законы принимаются высшими представительными органами государства либо
всенародным голосованием (в одних государствах такое голосование называется референдумом, в
других - плебисцитом).

2. Закон является нормативно-правовым актом, т. е. актом, содержащим оригинальные нормы права.

3. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения (по крайней мере так должно быть, иначе значение закона размывается, а его авторитет снижается).

4. В системе нормативно-правовых актов законы обладают высшей юридической силой. В случае противоречия закона и подзаконного акта приоритет принадлежит закону, а противоре­чащий ему акт должен быть отменен или изменен.

5. Законы принимаются в особом порядке, в ходе длительных многоступенчатых процедур. Законодательный процесс включает целый ряд стадий и, как правило, регламентирован в со­ответствующих конституциях и регламентах парламентов и их палат.

Итак, на основе данных признаков можно сформулировать определение закона.

Закон - это изданный высшим представительным органом в особом порядке нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Совокупность законов именуется законодательством. В широком смысле под законодательством понимается совокупность всех нормативных актов, действующих в определенном государстве.

Существует несколько классификаций законов.

1. По сфере действия в федеративных государствах различают федеральные законы и законы субъектов федерации. Сферы законодательной компетенции федераций и их субъектов обычно разграничены в конституциях или федеративных договорах.

2. По времени действия законы подразделяются на временные и постоянные. Постоянные действуют до своей официальной отмены, временные - в течение определенного срока (законы о бюджете).

3. По систематизированное™ выделяются кодифицированные законы (например, Основы законодательства, Кодексы) и обычные.

4. По юридической силе законы делятся на конституционные и обычные. В некоторых государствах конституционные законы называются органическими. В Российской Федерации по этому основанию в Конституции выделены федеральные конституционные законы и федеральные законы. Часть 3 статьи 76 Конституции РФ указывает, что федеральные законы не могут

противоречить федеральным конституционным законам. Перечень вопросов, по которым могут приниматься федеральные конституционные законы, исчерпывающе обозначен в Конституции. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия (подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации и принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 2/3 голосов членов Совета Федерации).

Структура закона.

Любой закон государства имеет установленную структуру, реквизиты. Соблюдение надлежащей структуры нормативного акта, прежде всего закона, является одним из важных требований законодательной техники. Закон включает следующие структурные части:

1. Наименование. Наименование закона позволяет определить предмет его регулирования, сферу регламентируемых общественных отношений. Название должно быть по возможности кратким и соответствовать содержанию излагаемых предписаний.

1. Наименование органа, принявшего закон, а также дата его принятия.

2. Преамбула. Обычно в преамбуле излагаются причины, мотивы и цели принятия данного закона. Преамбула может также содержать так называемую констатирующую часть, в которой содержится критический анализ состояния определенной сферы общественных отношений или нормативного регулирования данной сферы. Данная структурная часть закона является факультативной. Обычно преамбула как часть, пропагандирующая Закон, встречается лишь в законах, имеющих большое социально-политическое значение.

4. Нормативное содержание. Иногда данную часть называют постановляющей. Она
подразделяется на статьи, части и пункты. Крупные по объему законы также делятся на разделы,
главы и параграфы. При этом разделы, главы, параграфы и статьи обычно снабжаются

специалБНбши^атчлшшагдИх^аканиннавыражающими их суть.

5. Указания на последствия нарушения данного закона. В данном случае законодатель либо называет конкретную санкцию, либо ограничивается общим указанием на наказуемость нарушения данного закона.

6. Указание на нормативные акты, которые подлежат отмене в связи с принятием данного закона. При этом законодатель должен либо полностью перечислить эти акты, либо ограничивается общей формулой: «Все акты, ранее принятые по данному вопросу, считать утратившими силу».

7. Указание на порядок вступления данного закона в силу.

8. Подпись соответствующего должностного лица. В Российской Федерации федеральные
конституционные законы и федеральные законы подписывает Президент РФ, законы субъектов
Федерации - главы соответствующих субъектов.

В литературе обсуждается проблема выделения и других структурных частей закона. Так, в ряде законов выделяются части, указывающие на порядок разрешения споров в соответствующей сфере отношений, а также приложения. В зарубежной юридической практике используются, такие структурные элементы, как оговорки, условия, чрезвычайные, обстоятельства и т .д.

Наши рекомендации