Изменения в законодательстве о труде
Несмотря на многочисленные преграды на пути организованного рабочего движения, в процессе развития капиталистического общества и роста национального дохода рабочий класс добивается законодательным путем или посредством коллективных договоров признания ряда жизненных прав, которые ранее буржуазные государства отказывались признать. Так, в обстановке бурного подъема рабочего движения в 1918-1920 гг. в Германии, Франции, Италии и некоторых других странах были приняты законы о 8-часовом рабочем дне. В 30-е годы в условиях нового подъема рабочего и общедемократического движения профсоюзам в отдельных странах удалось добиться законодательного закрепления 40-часовой рабочей недели (законы Народного фронта во Франции, Акт о справедливых условиях труда 1938 г. в США).
После второй мировой войны законодательство о 8-часовом рабочем дне получило еще боле широкое распространение. Оно было восстановлено там, где в 30-х гг. его растоптали фашисты (Германия, Италия, Франция), и введено в ряде других государств (Япония, многие латиноамериканские страны и т.д.), используя систему коллективных договоров, отдельные профсоюзы в ряде стран сумели добиться в 50-е гг. дальнейшего сокращения рабочей недели по сравнению с законодательными нормами: до 46-45 часов в Западной Германии, Италии, Бельгии и др. В последующем профсоюзная борьба в ряде стран привела к сокращению рабочей недели до 42-40 часов и менее. Но законодательство о сокращении рабочей недели, об охране труда реализовалось буржуазными правительствами непоследовательно, с многочисленными оговорками и изъятиями. Предприниматели использовали самые разнообразные приемы для того, чтобы добиться фактического увеличения рабочей недели (путем применения сверхурочных работ и т.д.). Кроме того, в условиях углубляющейся революции в области технологии и информатики сам монополистический капитал поощряет введение системы "гибкого" рабочего времени, при которой предприниматели, регулируя условия труда и продолжительность рабочего дня, увеличивают в своем штате лиц, занятых неполный рабочих день, временно, способствуя тем самым росту скрытой и явной безработицы. Подобным же образом в новейший период истории обстоит дело и с развитием других составных частей законодательства о труде: законодательства, регулирующего заработную плату, и законодательства, предусматривающего социальное страхование трудящихся.
В большинстве стран трудящиеся в упорной борьбе добились принятия законов, устанавливающих минимальный уровень заработной платы или по всей промышленности в целом, или по отдельным районам страны, или по определенным категориям рабочих (во Франции в 1936 г., в США в 1938 г. и т.д.). Предприниматели же в свою очередь изыскали способы понижать этот минимум. Например, рабочим не оплачивались простои, хотя они часто возникали не по их вине, а в связи с трудностями сбыта продукции и втекающей отсюда кризисной недогрузкой производства. Кроме того, в капиталистических странах (особенно после второй мировой войны) широко использовалось законодательство, "замораживающее" заработную плату, - в Англии, Франции и других странах. Это влекло за собой резкое ухудшение положения трудящихся, поскольку они лишались права вести борьбу за увеличение заработной платы даже тогда, когда происходило значительное повышение уровня цен. Но даже с отменой такого явно антирабочего законодательства в условиях хронической инфляции (особенно в 70-х гг.) законодательное регулирование минимума зарплаты утрачивало свой смысл, а на первый план выступала борьба рабочих за повышение заработной планы с помощью коллективных договоров, которая, однако, далеко не всегда поспевала за стремительным ростом цен.
Упорная борьба развертывалась также и вокруг законодательства по вопросам социального страхования. В большинстве буржуазных государств такое законодательство появилось лишь после первой или даже после второй мировой войны. Например, в Италии закон о пенсиях по старости и инвалидности, о пособиях по безработице был принят в 1919 г.; в США общефедеральный закон о социальном обеспечении, устанавливающий пенсии по старости, по случаю потери кормильца, а также пособия по безработице, был введен в 1935 г.; в Бразилии некоторые виды социального страхования были предусмотрены в трудовом кодексе 1943 г. и т.д.
Однако система социального страхованияво многих буржуазных государствах даже в настоящее время все еще не удовлетворяет основным требованиям рабочего класса в этой области. По действующему законодательству пенсии по большей части не выплачиваются ряду категорий рабочих: сельскохозяйственным, сезонным, занятым на мелких предприятиях и т.д. Пенсии устанавливаются нередко в недостаточных размерах, причем предусмотренная законодательством система прибавок к ним, как правило, не покрывает растущей дороговизны жизни. Сами рабочие должны делать значительные отчисления на создание пенсионных фондов. Для получения пенсий по старости установлен сравнительно высокий возраст (для мужчин -60-70 лет) и т.д. Трудящимся приходилось вести непрерывную борьбу за каждую новую уступку предпринимателей или за очередную государственную меры в области социального страхования. В целом в 60-70-е гг. при благоприятной экономической конъюнктуре трудящиеся смогли, используя нормы трудового права и с помощью системы коллективных договоров, добиться существенного улучшения своего положения. Получило дальнейшее развитие во многих странах и законодательство, предусматривающее различные виды социального обеспечения населения: жилищное строительство, бесплатное образование, полностью или частично безвозмездную медицинскую помощь, материальную поддержку семей, имеющих детей и т.д.