Изменения в законодательстве

27 июня 2011 г был принят Федеральный закон N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Закон устанавливаются правовые и организационные основы национальной платежной системы.

Закрепляется порядок деятельности ее субъектов, определяются требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в этой сфере.

К субъектам относятся операторы по переводу денег (ЦБР, кредитные организации, Внешэкономбанк). Банковские платежные агенты (субагенты). Организации федеральной почтовой связи. Платежные агенты. Операторы платежных систем. Операционные, платежные клиринговые и расчетные центры.

Регламентированы переводы электронных денег.

Физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Причем установлены следующие условия. Остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб. Общая сумма перевода с использованием 1 такого средства не может быть больше 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.

Для персонифицированных, а также корпоративных электронных средств (т. е. используемых организациями и предпринимателями) остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 100 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Организация может стать оператором платежной системы после того, как получит регистрационное свидетельство. Для этого в ЦБР, который должен вести соответствующий реестр, подаются определенные документы. Оператор обязан устанавливать правила платежной системы и контролировать их соблюдение. Закрепляются требования к их содержанию. Чтобы стать участником платежной системы, организации нужно присоединиться к правилам.

ЦБР вправе признать платежную систему значимой. В подобном случае он может установить определенные требования к ней. Например, срок осуществления расчетов. Необходимость анализировать риски в режиме реального времени и др.

Надзор и наблюдение в национальной платежной системе возлагаются на ЦБР.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 июня 2011 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 27 ст. 3872

27 июня 2011 г. принят Федеральный закон N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (с изменениями и дополнениями)

Внесенные поправки обусловлены принятием Закона о национальной платежной системе.

Так, определен минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии на осуществление денежных переводов без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Он составляет 18 млн руб.

Решение о госрегистрации такой организации и выдаче ей лицензии принимается в течение 3 месяцев.

Организации и ИП обязали сообщать в налоговые органы по месту их нахождения (жительства) о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для соответствующих переводов.

Прописана процедура взыскания обязательных платежей за счет электронных денежных средств. Основание - поручение налогового органа. Оно направляется в банк.

Изменения в Закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций запрещают признавать недействительными сделки участника или расчетного центра платежной системы, центрального платежного клирингового контрагента. Речь идет об определении соответствующих позиций на нетто-основе.

Поправки в Закон о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, в частности, разрешают не идентифицировать физлиц при осуществлении денежного (в т. ч. электронного) перевода без открытия банковского счета. Условие - сумма не превышает 15 тыс. руб. Исключение - у сотрудника кредитной организации, банковских платежных агентов возникли подозрения.

Закон о ЦБР дополнен новой главой, посвященной обеспечению стабильности и развитию национальной платежной системы. Устанавливаются полномочия Банка России в этой сфере.

Закон о страховании вкладов физлиц не распространяется на электронные деньги.

На денежные средства, находящиеся на счете гарантийного фонда платежной системы, запрещено обращать взыскание по обязательствам ее участника или расчетного центра, центрального клирингового контрагента.

Введена административная ответственность за нарушение законодательства о национальной платежной системе.

Также уточнено законодательство в области рынка ценных бумаг, ККТ, валютного контроля и др.

[1] Субституты (от лат. substitutio — замена) — взаимозаменяемые товары.

[2] По данным Банка России

[3] По данным Банка России

[4] По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в касса ни в одно из обслуживающих учреждений банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность – сверхлимитной.

[5] Положение Центрального банка РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г № 2П

[6] Транспарентный - «прозрачный», «понятный»

[7] С 1.04.2011 нормативы обязательных резервов по различным обязательствам составляют 4,0 и 5,5 процента

[8] Различные источники указывают различные диапазоны.

[9] По определению МВФ

[10] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов

[11] Обычно это записывается как 15/32, поскольку трейдер знает остальной порядок цифр. Точность котировок принята до 0,01% цены, т.е. до четвертого знака после запятой (или второго для йены). Этот уровень точности называется базисным пунктом или тиком (tick) или пипсом (pips).

[В.Ф.1]Бюллетень банковской статистики Таблица 1.19 Денежная база в широком

Наши рекомендации