Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский университет МВД России»
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России генерал-майор полиции _________________А.А. Кочин «____»____________ 2015 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного
Поведения сотрудников и работников
Органов внутренних дел
Для специальности
40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности
специализация – уголовно-правовая, узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел; узкая специализация – дознание в органах внутренних дел;
Квалификация выпускника: юрист
Санкт-Петербург
Рабочая программа учебной дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования с учетом требований Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» для специальности 40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности, Специализация: уголовно-правовая (узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел; узкая специализация – дознание в органах внутренних дел), для курсантов (слушателей) очной и заочной формы обучения, в том числе для иностранных специалистов. – СПб.: СПбУ МВД России, 2015. – 34 с. | |||||
Рабочая программа подготовлена: | В.Б. Клишковым, начальником кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидатом юридических наук, доцентом, полковником полиции; Е.В. Стебеневой, доцентом кафедры криминологии Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидатом юридических наук, подполковником полиции | ||||
Рецензенты: | А.А. Харламова, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, майор полиции; Т.Н. Тимина, заместитель начальника кафедры уголовного права Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук, подполковник полиции. | ||||
Настоящая рабочая программа обсуждена и одобрена:
на заседании кафедры криминологии
протокол № 11 от 1.12.2015;
на заседании методического совета Университета
протокол № 3 от 21.12. 2015;
на заседании Ученого совета Университета
протокол № 9 от 25.12.2015).
© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015
1. Цели и задачи дисциплины
Цельизучения дисциплины«Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутерннних дел» – подготовить обучающихся для специальности 40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности к формированию установки на предупреждение коррупции в органах внутренних дел и соблюдение стандартов антикоррупционного поведения у сотрудников (работников) органов внутренних дел.
Задачи дисциплины:
– получение и закрепление знаний о проводимой в Российской Федерации антикоррупционной политике;
– ознакомить с особенностями детерминации коррупции в России;
– привитие курсантам, слушателям навыков анализа преступлений коррупционного характера: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.;
– овладение знаниями правовых основ и мер по противодействию коррупции;
– воспитать негативное отношение к любым проявлениям коррупции;
– сформировать умения по применению мер антикоррупционной защиты (предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций и их последствий);
– выработка навыков и умений антикоррупционного стандарта поведения сотрудниками и работниками органов внутренних дел в процессе осуществления правоохранительной деятельности.
2. Перечень планируемых результатов обучения по
дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1) общекультурные компетенции:
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
- способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
2) профессиональные компетенции:
а) в области правотворческой деятельности:
– способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК- 6);
– способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);
б) в области экспертно-консультационной деятельности:
– способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);
в) в области правоохранительной деятельности:
– способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-16);
г)в области организационно-управленческой деятельности:
– способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-25).
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
- сущность и содержание коррупции как социально-правового явления (ОК-2, ОК-5);
- детерминанты коррупции в целом, а также особенности их проявления в механизме индивидуального преступного поведения (ОК-5, ПК-16);
- систему субъектов борьбы с коррупцией, место органов внутренних дел в системе субъектов профилактической деятельности (ОК-6, ПК-16, ПК-25);
- особенности ответственности за коррупционные правонарушения по отечественному законодательству (ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25);
- правовые, организационные и тактические основы предупреждения коррупции в органах внутренних дел (ПК-16, ПК-25);
- технологию анализа информации, полученной в процессе выявления коррупционных преступлений (ОК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25);
- особенности выдвижения и разработки версий при раскрытии коррупционных преступлений (ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25);
уметь:
- анализировать положения законодательства и иных нормативных актов, регламентирующих противодействие коррупции, правильно квалифицировать коррупционные преступления, отграничивая их от смежных деяний (ОК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8);
- осуществлять криминологический анализ и оценку преступлений коррупционной направленности (ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25);
- использовать в практической деятельности навыки антикоррупционного поведения (ПК-16, ПК-25);
владеть:
- навыками антикоррупционного поведения, основанного на нравственных ценностях и нормах, обязательствах и принципах службы в органах внутренних дел, определенных профессионально-этических требованиях к служебному и внеслужебному поведению (ПК-16, ПК-25);
- навыками работы с законодательными и иными нормативными актами, регламентирующими противодействие коррупции (ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25);
- навыками профилактических действий, сознательно применяемыми сотрудниками и работниками органов внутренних дел в целях противодействия коррупции (ОК-5, ПК-16, ПК-25).
3. Место дисциплины в структуре образовательной
Программы
Дисциплина «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» включена в вариативную часть (С.3.2) профессионального цикла (С.3). для специальности 40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности, Специализация: уголовно-правовая (узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел; узкая специализация – дознание в органах внутренних дел), изучается на пятом курсах (в десятом семестре) по очной форме обучения; на пятом курсе по заочной форме обучения и относится к завершающим процесс формирования специалиста.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимо предшествующее изучение таких дисциплин, как «Философия», «Теория государства и права», «Правоохранительные органы», «Административное право», «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право», «Криминалистика», «Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел», «Криминология», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел». Это предполагает следующие требования к входным знаниям и умениям, необходимым для изучения дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутерннних дел»:
знать:
– основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права;
– законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права;
– правоприменительную практику;
– уголовно-правовую, криминалистическую, криминологическую характеристику отдельных видов преступлений;
– технико-криминалистические средства и методы, тактику производства отдельных следственных действий;
– формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений;
– методику раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп;
– природу преступности и её основные характеристики и детерминанты, особенности лиц, совершивших преступления;
– механизм индивидуального преступного поведения;
– виктимологию, криминологическую характеристику отдельных видов преступности; организационно-правовые средства предупреждения и профилактики правонарушений;
– основные направления и особенности правоохранительной деятельности и ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;
– установленный порядок организации документирования и документооборота;
– основные правила и порядок подготовки, оформления, учета и хранения служебных документов;
– понятие государственной тайны и иных охраняемых законом тайн, сведений, составляющих государственную тайну, и сведений конфиденциального характера;
– организацию системы управления и обеспечения управленческой деятельности;
– методы управленческой деятельности; порядок подготовки и принятия управленческих решений, организация их исполнения;
– международные стандарты в области прав и свобод человека;
– систему гарантий прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации и механизм их обеспечения, в том числе в условиях чрезвычайного положения и в период вооруженных конфликтов;
– правовые основания ограничения прав человека в деятельности правоохранительных органов;
– психологические основы производства следственных действий;
– содержание и психологические особенности ведения переговорного процесса;
– причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности;
уметь:
– оперировать юридическими понятиями и категориями;
– анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
– правильно составлять и оформлять юридические документы;
– осуществлять предварительную проверку сообщений о преступлениях, анализ и оценку информации, а также исходных следственных ситуаций;
– устанавливать, исходя из материальной обстановки на месте происшествия, способ действий преступника и сведения о его личности;
– выдвигать и проверять версии по делу;
– применять технико-криминалистические средства и методы;
– правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований, анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений эксперта (специалиста);
– распознавать психические отклонения в поведении отдельных лиц;
– использовать в процессе раскрытия и расследования преступлений оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и иные формы учетов;
– планировать и производить раскрытие и расследование преступлений;
– использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций;
– использовать формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;
– выявлять обстоятельства, способствующие преступности, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений;
– противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности;
– разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов;
– разрабатывать управленческую документацию; принимать оптимальные управленческие решения;
– организовывать работу подчиненных, применять в повседневной работе основные положения научной организации труда;
– пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;
владеть:
– юридической терминологией;
– приемами юридической техники;
–навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами;
– навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
– навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
– навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права;
– методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений;
– навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;
– навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств, исследования, оценки и использования доказательств, применения тактики и методики раскрытия и расследования преступлений;
– навыками применения средств предупреждения и профилактики правонарушений;
– планирования, проведения, учета и оценки результатов прикладных криминологических и статистических исследований;
– навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе;
– навыками обеспечения защиты государственной тайны и соблюдения режима секретности в процессе служебной деятельности;
– навыками принятия необходимых мер по защите и обеспечению прав человека в процессе служебной деятельности;
– навыками реализации организационно-управленческих функций в рамках малых коллективов;
– навыками использования психологических методов и приемов в целях эффективного решения служебных задач.
Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутерннних дел», являются основой для успешного прохождения обучающимися учебной и производственной практики, подготовки к сдаче государственных экзаменов и защите выпускной квалификационной работы.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Для специальности
40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности
Специализация: уголовно-правовая (узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел; узкая специализация –
дознание в органах внутренних дел)
по очной форме обучения
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры |
Контактная работа (аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | ||
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Подготовка к промежуточной аттестации: зачет | ||
Промежуточная аттестация зачет | ||
Общая трудоемкость часы | ||
зачетные единицы |
Для специальности
40.05.01 (030901.65) – Правовое обеспечение национальной безопасности
Специализация: уголовно-правовая (узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел)
по заочной форме обучения
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Курс | |
уст. | итог | ||
Контактная работа (аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции (Л) | - | ||
Семинары (С) | - | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | - | ||
Подготовка к практическим занятиям | - | ||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Контрольная работа | |||
Подготовка к промежуточной аттестации: зачет | - | ||
Промежуточная аттестация зачет | - | ||
Общая трудоемкость часы | |||
зачетные единицы |
Для специальности
40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности, специализация: уголовно-правовая (узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел (иностранные специалисты)
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры |
Контактная работа (аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | ||
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Подготовка к промежуточной аттестации: зачет | ||
Промежуточная аттестация зачет | ||
Общая трудоемкость часы | ||
зачетные единицы |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
Российской Федерации
Антикоррупционные запреты и ограничения, установленные для сотрудников органов внутренних дел. Федеральный закон «О противодействии коррупции».
Понятие и содержание принципа законности. Законность – основа деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Меры обеспечения законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Понятие дисциплины. Соблюдение служебной дисциплины, как фактор противодействия коррупции и эффективной профессиональной деятельности сотрудников. Обязанности начальника органа внутренних дел по поддержанию служебной дисциплины.
Поощрения в государственной службе органов внутренних дел Российской Федерации, как фактор укрепления законности и дисциплины. Виды поощрений. Поощрительное производство.
Основания и виды юридической ответственности на государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная). Меры моральной ответственности.
Порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.
Характеристика причин и условий, способствующих нарушениям сотрудниками органов внутренних дел дисциплины и законности.
Основные направления, формы и методы воспитательно-правовой работы по укреплению законности и дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.
Роль аттестационных комиссий и комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих органов внутренних дел и урегулированию конфликта интересов в области формирования антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел. Роль общественных формирований (советов ветеранов, профсоюзов, офицерских собраний, советов наставников) в органах внутренних дел Российской Федерации.
Лабораторный практикум
В рамках дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» лабораторный практикум не предусмотрен.
7. Перечень учебно-методического обеспечения для
самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
В учебно-методическое обеспечение входят следующие материалы, организующие и обеспечивающие самостоятельную работу обучающихся:
- лекции-презентации по темам дисциплины;
- методические рекомендации для подготовки к семинарам, практическим занятиям;
- методические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплине;
- образцы (комплекты) раздаточных материалов;
- тесты.
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
8.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции: ОК-2, ОК-5.
профессиональные компетенции: ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-16, ПК-25.
Общекультурные и профессиональные компетенции формируются в течение пятого курса (в десятом семестре) по очной форме обучения; на пятом курсе по заочной форме обучения.
Компетенций
Форма проведения промежуточной аттестации определена учебным планом и осуществляется в виде недифференцированных зачетов (зачет в 9, 10 семестре 5 курса – на очной форме обучения, на 5 курсе – на заочной форме обучения).
Для проведения промежуточной аттестации кафедрой разрабатываются оценочные средства, которые включают контрольные задания, критерии и механизм оценивания уровня сформированности знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.
I. Организация проведения зачетов
Форма проведения зачета по дисциплине определяется решением кафедры. Билет для проведения зачета включает в себя три задания: два теоретических вопроса и одно практическое задание. Зачет, как правило, принимается преподавателями, ведущими данную дисциплину на курсе (в учебной группе).
К сдаче зачета допускается обучающийся, успешно выполнивший письменные работы, предусмотренные учебным планом (контрольные работы, практикумы, рефераты и т.п.).
II. Порядок проведения зачета
Перед началом зачета преподаватель проверяет присутственную дисциплину. Преподаватель проводит краткий инструктаж обучающихся, выясняет их готовность к сдаче зачета, в т. ч. состояние их здоровья. Обучающийся, испытывающий недомогание, к сдаче зачета не допускается. Преподаватель вместе с командиром учебной группы проверяют готовность аудитории зачету.
В аудитории, где проводится зачет, должны быть в наличии:
− рабочие программы учебной дисциплины;
− зачетная ведомость;
− два комплекта билетов, утвержденных заместителем начальника института по учебной работе (один – в разрезанном виде – для обучающихся, второй – для экзаменатора);
− необходимые справочные материалы, не содержащие прямого ответа на вопросы билетов;
− маркированные листы бумаги для записей ответа на билет.
В аудитории могут одновременно находиться не более шести обучающихся. На подготовку ответа по билету отводится не менее 30 минут.
Обучающийся после доклада о прибытии для сдачи зачета выбирает билет, называет его номер, получает практическое задание к билету и приступает к подготовке ответа. Обучающийся при сдаче зачета может брать только один билет.
После завершения подготовки ответа или по истечении отведенного для этого времени обучающийся докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по его вызову отвечает на поставленные в билете вопросы. Не рекомендуется прерывать обучающегося во время ответа (исключение – ответ не по существу вопроса).
По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на зачет.
После завершения ответа обучающийся сдает преподавателю билет и листы с конспектом (тезисами) ответа. Преподаватель объявляет обучающемуся оценку по результатам зачета, а также вносит эту оценку в зачетную ведомость, зачетную книжку, учебную карточку.
Если обучающийся отказался от ответа на вопросы билета, ему выставляется оценка «не зачтено».
Выход обучающегося из аудитории во время подготовки к ответу по билету может быть разрешен преподавателем в исключительном случае не более одного раза. При этом обучающийся обязан перед выходом из аудитории сдать материалы ответа преподавателю.
По решению преподавателя обучающемуся, пользующемуся на зачете неразрешенными материалами и записями, а также нарушающему установленные правила поведения на зачете, могут быть заданы дополнительные вопросы по любой из вынесенных на зачет тем дисциплины.
Более подробно процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования общекультурных и профессиональных компетенций по дисциплинам, раскрываются в локальных нормативных актах института.
Примерная тематика письменных работ
По дисциплине «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» предусмотрено выполнение контрольной работы для специальности 40.05.01 (030901.65) Правовое обеспечение национальной безопасности, Специализация: уголовно-правовая (узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел), по заочной форме обучения.
Примерная тематика контрольных работ:
1. Коррупция и коррупционные правонарушения в российском законодательстве (историко-правовой аспект).
2. Коррупция и ее значение в становлении и развитии государства
3. Понятие коррупции, ее виды и формы.
4. Основные критерии отнесения преступления к коррупционному.
5. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции в современной России.
6. Коррупция: понятие, место и значение в развитии современного государства.
7. Основные факторы, способствующие коррупционной преступности.
8. Правовые, социально-экономические, социально- психологические коррупциогенные факторы
9. Краткая криминологическая характеристика коррупционной преступности сотрудников органов внутренних дел России.
10. Основные виды преступлений, коррупционной направленности, совершаемые сотрудниками и работниками органов внутренних дел.
11. Основные виды противоправной деятельности сотрудника органов внутренних дел как специального субъекта коррупционных преступлений.
12. Противодействие коррупции: уровни, меры и субъекты.
13. Краткая криминологическая характеристика личности сотрудника органов внутренних дел, совершившего преступление коррупционной направленности.
14. Основные меры противодействия коррупции на индивидуальном уровне
15. Виды коррупционных правонарушений
16. Основные черты организованной преступной деятельности коррупционной направленности.
17. Субъекты противодействия коррупции.
18. Противодействие коррупции: уровни, меры и субъекты.
19. Политические, идеологические коррупциогенные факторы.
20. Правовые, социально-экономические, социально- психологические коррупциогенные факторы.
21. Уровни профилактики коррупции.
22. Основные меры противодействия коррупции на общесоциальном уровне
23. Основные меры противодействия коррупции на специально- криминологическом и индивидуальном уровнях.
24. Основные направления, формы и методы воспитательно-правовой работы по укреплению законности и дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.
25. Содержание криминалистической характеристики конкретных проявлений коррупционного поведения различных категорий сотрудников ОВД.
26. Правовая основа противодействия коррупции и меры профилактики коррупционных правонарушений.
27. Роль органов внутренних дел России в противодействии коррупции.
28. Отличительные черты коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел России.
29. Соблюдение законности и дисциплины на государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
30. Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками и работниками ОВД.
31. Субъекты коррупционных преступлений.
32. Правовые основы антикоррупционного стандарта поведения сотрудника и работника ОВД.
33. Основные требования антикоррупционного стандарта поведения к сотрудникам и работникам органов внутренних дел при осуществлении оперативно-служебной деятельности.
34. Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений сотрудников и работников ОВД.
35. Алгоритм антикоррупционного поведения сотрудника и работника ОВД: тактико-методические основы.
36. Морально-нравственные аспекты формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих органов внутренних дел.
37. Выявление сотрудников и служащих, требующих индивидуального профилактического воздействия в процессе формирования антикоррупционного поведения.
38. Организация и этапы проведения мероприятий по доказыванию в ходе предварительного следствия виновности лица, совершившего коррупционное преступление.
39. Взаимодействие правоохранительных органов в противодействии коррупции.
40. Основные задачи и функции следственных подразделений органов внутренних дел в противодействии коррупции.
41. Деятельность комиссий ОВД по служебной дисциплине и профессиональной этике.
42. Антикоррупционные запреты и ограничения для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
43. Организационные и тактические основы предупреждения коррупции органами внутренних дел.
44. Планирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению коррупции.
45. Уголовно-правовая характеристика ст. 290, 291 УК РФ.
46. Посредничество во взяточничестве: объективные и субъективные признаки.
47. Объективные и субъективные признаки злоупотребления полномочиями.
48. Понятие коммерческого подкупа по российскому уголовному законодательству
49. Объективные и субъективные признаки коммерческого подкупа
50. Использование зарубежного опыта борьбы с коррупцией в практической деятельности органов внутренних дел по противодействию коррупции.
10. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины
10.1. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины
а) нормативно-правовые акты:
1. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года: официальный текст // Собрание законодательства РФ. – 2006. – 26 июня – № 26. – Ст. 2780.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года : официальный текст с изм. и доп. – СПб.: КОРОНА принт, 2015.
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // URL: http://www.garant.ru.
4. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» // URL: http://www.garant.ru.
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // URL: http://www.garant.ru.
6. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // URL: http://www.garant.ru URL: http://www.garant.ru.
7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – 14 февраля.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации, введен в действие Федеральным законом РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ: официальный текст с изм. и доп. – М.: Омега– Л, 2015.
9. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». - URL: http://www.garant.ru.
10. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии Национальной безасности Российской Федерации до 2020 года» // URL: http://www.garant.ru.
11. Указ Президента РФ от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального Закона «О противодействии коррупции» // Российская газета. – 2010. – 27 июля.
12. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 10. – ст. 1334.
13. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. – 2 марта.
14. Указ Президента РФ от 13 марта 2012 года № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесение изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции» URL: http://www.garant.ru.
15. Указ Президе