Занятие 12. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение

1. Особенности несовершеннолетних и молодежи как особых социальных групп. Особенности ювенальной преступности как объекта криминологического изучения.

2. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи.

3. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.

4. Факторы, влияющие на совершение правонарушений несовершеннолетними и молодежью.

5.Особенности профилактики преступности несовершеннолетних и молодежи

Вопросы для самоконтроля:

1. Обозначьте пределы и выделите особенности возрастной группы несовершеннолетних в современной России.

2. Обозначьте пределы и выделите особенности возрастной группы молодежь в современной России.

3. Что дает нам основания выделять преступность несовершеннолетних в самостоятельный объект изучения?

4. Можно ли говорить о моложенной преступности как о самостоятельном криминологическом феномене?

5. Что понимается под ювенальной преступностью?

6. Дайте общую характеристику преступности несовершеннолетних. Чем качественно она отличается от «взрослой» преступности?

7. Каковы основные качественные и количественные показатели преступности несовершеннолетних (состояние, динамика и т.п.) на современном этапе.

8. Отметьте основные (специфические) черты, присущие преступности несовершеннолетних, изменение ее качественных характеристик за последние годы.

9. Каков удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, удельный вес тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними.

10. Назовите преступления, совершение которых характерно для несовершеннолетних.

11. Назовите особенности групповой несовершеннолетней преступности.

12. Назовите группы несовершеннолетних, отличающихся наибольшей криминальной активностью (по социально-демографическим, социально-ролевым, социально-психологическим признакам).

13. Назовите социальные, физиологические и психологические особенности несовершеннолетнего, оказывающие влияние на детерминацию его преступного поведения.

14. Перечислите важнейшие элементы микросреды несовершеннолетних. Охарактеризуйте особенности воздействия каждого из них на формирование личности и поведение подростков.

15. Отметьте основные причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними и против несовершеннолетних.

16. В чем состоит специфика детерминации преступности несовершеннолетних по сравнению с «взрослой» преступностью?

17. Назовите основные нормативные акты, регулирующие деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних

18. Перечислите основные элементы системы предупреждения преступности несовершеннолетних на современном этапе.

19. Какие элементы системы предупреждения преступности несовершеннолетних имеют особое значение на современном этапе?

20. Каковы основные направления специально-криминологической профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних.

21. В чем состоит специфика мер предупреждения преступлений, совершенных несовершеннолетними?

22. Охарактеризуйте и классифицируйте субъектов предупреждения преступности несовершеннолетних.

23. В чем состоит особенность преступности молодежи по сравнению с преступность несовершеннолетних?

24. Особенности воздействия на молодежную преступность в современной России.

Практические задания(выполняется письменно в рабочих тетрадях)

1. Используя информационно-статистические материалы МВД, контент-анализ материалов периодической печати, дайте криминологическую характеристику преступности несовершеннолетних в вашем регионе. Укажите основные специфические черты данного вида преступности и объясните, чем они обусловлены.

2. Ознакомьтесь с содержанием закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и ответьте:

· Как закон определяет круг несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа; каковы основания ее проведения.

· На какие органы и учреждения законодательно возложены обязанности по предупреждению безнадзорности и правонарушающего поведения несовершеннолетних; на какой из органов возложена функция по ее координации.

· Каковы основные направления деятельности субъектов профилактики.

3. На основании отчетных данных о результатах расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, следственным подразделением УВД города Т. за 2000-2004 гг. было направлено в суд уголовных дел о преступлениях (см. таблицу):



Виды преступлений Количество дел, направленных в суд
         
Против личности
Против собственности
Против общественной безопасности  
  Иные

Рассчитайте для каждого года удельный вес указанных категорий уголовных дел. Основываясь на количественных и качественных показателях преступности несовершеннолетних, дайте криминологическую характеристику современной криминологической ситуации в г. Т., охарактеризуйте ее значимость при выработке мер предупредительно-профилактического воздействия на лиц несовершеннолетнего возраста, склонных к совершению преступлений.

4. Ознакомьтесь с Минимальными стандартными правилами ООН, в части отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила) и Руководящими принципами ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Какие правила нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

5. Составьте анкеты для населения и опросные листы для сотрудников правоохранительных органов по проблемам: «Причины преступности несовершеннолетних», «Меры предупреждения преступности несовершеннолетних». Сравните результаты опроса. Опираясь на статистические материалы и результаты опроса общественного мнения, укажите собственную точку зрения о причинах преступности несовершеннолетних и наиболее эффективные меры противодействия ей.

Темы рефератов:

1. Организованные группировки несовершеннолетних и молодежи (скинхеды, фанатские группировки, банды).

2. Становление в России ювенальной юстиции и ее значение в контексте предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи.

3. Опыт реабилитационных программ воздействий на несовершеннолетних делинквентов (зарубежный и российский опыт).

4. Примерный перечень тем и методические рекомендации для выполнения курсовых и дипломных работ по курсу «Криминология»

Курсовая работа студента представляет собой самостоятельное, выполненное под научным руководством преподавателя сочинение на избранную тему, которая должна быть раскрыта на основании современных теоретических источников и эмпирических данных. В работе должна быть использована монографическая литература, научные статьи. Студент обязан ознакомиться с имеющимися в теории криминологии спорными точками зрения по тому или иному вопросу и высказать по ним свое суждение.

В работах криминологического характера использование в работе статистических данных, материалов уголовных дел, результатов конкретно-социологических исследований, материалов местной следственно-судебной практики является обязательным (за исключением работ сугубо теоретического характера). Особо ценно проведение самостоятельного исследования по сбору эмпирического материала.

Дипломная работа является выпускным квалификационным исследованием, в рамках которой студент должен продемонстрировать все полученные в ходе обучения навыки – поиска и анализа научной и специальной литературы; анализа статистических данных; проведения самостоятельных исследований. Дипломная работа может быть исключительно криминологической или носить комплексный уголовно-правовой и криминологический характера. Содержательно дипломное исследование может быть либо теоретическим либо прикладным. При этом необходимо помнить, что прикладной характер исследования требует солидной теоретической базы.

Объем курсовой работы составляет 25-30 страниц машинописного текста (компьютерного набора), дипломного исследования – 60-70 страниц. Структурно любая исследовательская работа должна включать в себя следующие основные элементы:

1) титульный лист (указание учебного заведения, факультета, кафедры, название темы, фамилию, имя отчество автора с указание формы обучения и курса, должность, ученую степень, фамилию и инициалы научного руководителя, место и год написания);

2) оглавление (последовательное перечисление основных разделов работы – введение, номера и заголовки глав и параграфов, заключение, библиография);

3) введение (актуальность темы, цель и задачи работы, структура);

4) основная часть (каждая глава с новой страницы);

5) заключение авторские выводы и предложения, которые выносятся на защиту);

6) библиография (нормативные источники по юридической силе, специальная литература, источники следственно-судебной практики и статистических данных).

Обязательным требованием к курсовой и дипломной работе является оформление научного аппарата – сносок и цитат, библиографии.

Студент вправе выбрать любую тему из предложенного списка или предложить собственную тему исследования в рамках курса «Криминология». В качестве тем для проведения самостоятельных исследований повышенной сложности можно также использовать темы рефератов из раздела семинарских занятий.

Примерный перечень тем:

1. Криминологическое обоснование действующего уголовного законодательства.

2. Современная криминологическая политика России.

3. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

4. Транснациональная преступность.

5. Криминальная ситуация в современной России.

6. Преступность как социальный феномен.

7. Исторический анализ преступности.

8. Сравнительные анализ преступности в различных странах мира.

9. География преступности (территориальные различия преступности в городах и сельской местности, в различных регионах Российской Федерации, их причины).

10. Архитектурные теории преступности и их практическая значимость.

11. Социально-экономический и политический кризисы в России 90-х годов и их влияние на преступность.

12. Преступность и политика.

13. Преступность и средства массовой информации.

14. Латентная преступность (понятие, структура, причины, методы исследования).

15. Виктимологические аспекты преступности.

16. Социализация индивида и формирования криминогенных свойств личности.

17. Личность преступника (понятие, структура, классификация, значение психических и генетических отклонений).

18. Социальное и биологическое в личности преступника.

19. Криминогенная личность: воспитывать, лечить или наказывать.

20. Клиническая криминология.

21. Радикальные криминологические теории в объяснении криминальной ситуации в современном обществе.

22. Типология личности преступника.

23. Личность насильственного преступника.

24. Механизм индивидуального преступного поведения.

25. Генезис преступления.

26. Роль мотивации в генезисе преступного поведения.

27. Преступность несовершеннолетних (общая характеристика).

28. Преступность несовершеннолетних женского пола.

29. Групповая преступность несовершеннолетних.

30. Корыстная преступность несовершеннолетних.

31. Криминологическая характеристика преступности молодежи.

32. Криминологическая характеристика насильственной преступности.

33. Криминологическое прогнозирование: понятие, виды, способы.

34. Прогнозирования индивидуального преступного поведения

35. Основные теории преступности в современной зарубежной криминологии (теории аномии, теория субкультуры, теория конфликта, теория стигматизации, теория обучения, экономические теории).

36. Детерминация преступности.

37. Механизм возникновения и виды криминогенных ситуаций.

38. Виктимологическая профилактика

39. Планирование борьбы с преступностью.

40. Предупреждение и профилактика преступности.

41. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений.

42. Криминологическая характеристика и предупреждение корыстной преступности.

43. Криминологическая характеристика и предупреждение экономической преступности.

44. Коррупционная преступность.

45. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности.

46. Криминологическая характеристика и предупреждение профессиональной преступности.

47. Криминальный профессионализм и криминальный профессии.

48. Преступная карьера.

49. Криминологическая характеристика и борьба с организованной преступностью.

50. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой преступности.

51. Понятие и признаки организованной преступности.

52. Организованная преступность и теневая экономика.

53. Преступность мигрантов.

54. Наркопреступность.

55. Терроризм: уголовно-правовые и криминологические аспекты.

56. Преступность в сфере внешнеэкономических отношений.

57. Криминологическая характеристика и профилактика неосторожной преступности.

58. Особенности личности неосторожного преступника.

59. Особенности предупреждения неосторожной преступности.

60. Женская преступность: состояние, уровень, динамика и структура.

61. Криминологическая характеристика личности женщины, совершившей преступление.

62. Экологическая преступность.

63. Случайные преступления и случайные преступники.

64. Политическая преступность.

65. Религия и преступность.

66. Семья и преступность.

67. Криминальные и криминогенные субкультуры в современном российском обществе.

68. Индивидуальное, групповой и массовое преступное поведение.

69. Социальный контроль преступности.

70. Криминальные досуговые группы несовершеннолетних.

71. Социальные меры предупреждения рецидивной преступности.

72. Пенитенциарная преступность.

73. Преступность в вооруженных силах.

74. Неосторожные преступления и неосторожная преступность.

75. Преступность в сфере высоких технологий.

76. Киберпреступность.

77.Беловоротничковая преступность.

Наши рекомендации