Односторонние акты государств

Согласно доктрине односторонние акты государств могут порождать для конкретного государства юридические обязательства. Но такие акты не могут создать нормы международного права, коль здесь нет согласия государств.

Есть и иное мнение: согласие — молчаливое — здесь есть, поскольку всякий односторонний акт порождает ожидание вполне конкретных последствий. Как отметил Международный Суд ООН в деле об испытании ядерного оружия Францией на островах в Тихом океане (Австралия и Новая Зеландия против Франции, 1974 г.), «заинтересованные государства могут учитывать односторонние декларации и доверять им, а также вправе требовать, чтобы созданные таким путем обязательства уважались». Суд пришел к выводу, что заявление президента и министра обороны Франции свидетельствуют о принятии Францией обязательства не производить ядерные испытания.

Международный Суд обозначил определенные факторы, критерии, которые необходимо учитывать при квалификации одностороннего акта или действия как свидетельствующего о принятии соответствующим государством международно-правового обязательства. К ним относятся намерение государства принять на себя международно-правовое обязательство и публичность (или гласность) такого акта.

Следует также отметить, что в повестку дня Комиссии международного права ООН с 1997 г. включен вопрос об односторонних актах. В своей работе Комиссия в первую очередь учла практику Международного Суда ООН.

Формы выражения одностороннего обязательства не играют существенной роли. Таковыми могут быть декларации, заявления, ноты и т.д.

В качестве примера можно привести законодательное закрепление Туркменистаном в 1995 г. статуса постоянного нейтралитета, о чем было сообщено ООН и другим организациям. ГА ООН приняла резолюцию о признании и поддержке принятого Туркменистаном статуса постоянного нейтралитета. Издание Туркменистаном названного закона свидетельствует о том, что это государство намерено быть связанным указанным международно-правовым обязательством. Сооб-

щение международным организациям и принятие указанной резолюции лишь подтвердило данное намерение Туркменистана.

Заявление, как показывает международная практика, может выражаться в устной или письменной форме. Оно должно исходить от компетентного органа государства. Признано, что от имени государства могут ex officio выражать намерение принять обязательство главы государств, главы правительств и министры иностранных дел.

Прогрессивное развитие международного права и его кодификация

В соответствии с Уставом ООН ГА ООН организует исследования и дает рекомендации, в частности, в целях «поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации» (п. 1 ст. 13).

Кодификация — это форма систематизации права, осуществляемая путем его всесторонней переработки, в том числе исключения устаревших, на практике не применяемых норм, устранения внутренних противоречий, очевидных пробелов, и имеющая своим результатом создание системно взаимосвязанного сводного правового акта, более качественного, прогрессивного.

ТЕОРИЯ

Как отмечал в XIX в. русский юрист Л. А. Камаровский, «кодификация призвана не только сводить в одно целое действующее право, но и улучшать его». Н. Кор- кунов писал, что кодификация может «сообщить праву большую определенность и сделать более удобным его практическое применение».

Яркие примеры кодификации национального права общеизвестны: Кодекс Юстиниана (529 г.); Русская правда (X—XI вв.); Кодекс династии Тан (618—907 гг.); Кодекс Наполеона (1804 г.). В результате международно-правовой кодификации объединяются на качественно лучшей регулятивной основе (чаще — в рамках кодифика-

ционной конвенции) нормы конкретной отрасли международного права либо нормы разных его отраслей, регулирующих близкие, взаимосвязанные общественные отношения в соответствии с уровнем правосознания на данный период, а сами такие нормы более точно формулируются[2]. Достижение такой большей упорядоченности, ясности и лучшего качества правил должного поведения само по себе оказывает позитивное влияние на весь процесс пра- воисполнения, на действенность прав в целом.

Сводится ли кодификация к письменному изложению существующего права, или же кодификация состоит в переформулировании норм права сообразно нынешним отношениям, им регулируемым? При ответе на этот вопрос ссылаются на ст. 15 Положения о Комиссии международного права 1947 г., где дано определение понятия кодификации: «более точное формулирование и систематизация права в тех областях, где имеются нормы, установленные обширной практикой государств, прецедентами и доктриной».

А понятие «прогрессивное развитие» определено в этом документе так: «разработка проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств». То есть эти два понятия близки по своему юридическому содержанию, а в плане практики правоосуществления — нераздельны. Кодификация (в позитивном и широком ее понимании) неизбежно сопровождается прогрессивным развитием права и обозначает себя в двуедином качестве: первое — в параметрах констатации (подтверждения) существующего права, причем в упорядоченном его состоянии; второе — в аспекте выработки новых, более прогрессивных правовых норм.

Особое место в кодификационном процессе занимает ООН, ее Комиссия международного права. Комиссия состоит из 34 человек, избираемых ГА ООН на пятилетний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов представляются государствами, после избрания они действуют в личном качестве. За время своего существования Комиссия подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созданные под эгидой ООН междуна-

родные конференции приняли соответствующие конвенции. Так, в 1958 г. на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодификационные конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 гг. в Вене — конвенции о дипломатических и консульских отношениях. В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии.

До этого речь шла о кодификации официальной.

Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными, национальными институтами, общественными организациями, международными неправительственными организациями и т.д. Среди последних — Ассоциация международного права и Институт международного права, которые оказали значительное влияние на кодификацию и прогрессивное развитие международного права путем проведения исследований и подготовки проектов конвенций по различным аспектам международных отношений. Ассоциация международного права существует с 1873 г. (штаб-квартира находится в Лондоне). Институт международного права был учрежден также в 1873 г. (его местонахождение — Брюссель)

[1] Мовчан, А. П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. — М., 1972. — С. 43—63. Кожевников, Ф. И. Комиссия международного права ООН / Ф. И. Кожевников, Э. С. Кривчикова. — М., 1977. — С. 6—14.

[2] Мовчан, А. П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. — М., 1972. — С. 43—63. Кожевников, Ф. И. Комиссия международного права ООН / Ф. И. Кожевников, Э. С. Кривчикова. — М., 1977. — С. 6—14.

Наши рекомендации