Акты международных организаций и внутреннее право государств

Рост числа международных организаций и усиление их роли в обеспечении эффективного сотрудничества между государствами в различных областях неуклонно приводит к повышению авторитета принимаемых ими решений, которые оказывают серьезное влияние на сферу внутренней компетенции государств-членов. Наиболее ярким примером взаимного воздействия международного права и внутригосударственного права, как было показано выше, служит практика осуществления актов Организации Объединенных Наций. Резолюции Генеральной Ассамблеи, несмотря на то, что являются актами, не имеющими обязательной юридической силы, тем не менее реально сказываются на соответствующем развитии конституционного и других отраслей права государств - членов ООН. Это касается прежде всего таких областей, как права человека, в которых изначально существенной была роль именно актов международных организаций (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г. и т.д.).

Органы международных организаций, принимая решения в пределах своей компетенции, могут обязывать государства обеспечивать их реализацию с помощью необходимых актов властного характера во внутригосударственной сфере. Так, Совет Безопасности ООН вправе принимать юридически обязательные для государств решения. Неотъемлемой частью этих решений зачастую выступает принятие государствами определенных мер в национальной сфере - издание правовых норм, создание в ряде случаев соответствующих органов и др. Например, в связи с иракско-кувейтским вооруженным конфликтом Совет Безопасности на основе резолюции № 678/1990 уполномочил государства-члены, сотрудничающие с Кувейтом, использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить все соответствующие резолюции Совета Безопасности и восстановить международный мир и безопасность в этом районе. Аналогично этому, ввиду введения Советом Безопасности ООН обязательных санкций начиная с октября 1993 г. в отношении Гаити на основе резолюций № 841 и 873 в рамках Российской Федерации было издано специальное распоряжение Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. № 721-рп, которое согласно упомянутым резолюциям установило, что предприятиям, учреждениям, организациям и частным лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, впредь до особого распоряжения запрещены любые операции и виды деятельности с любым лицом или органом Гаити или третьими лицами, если последними осуществляются операции с Гаити или с территории Гаити. Продолжительность действия указанных и подобных им мер внутригосударственного характера зависит от периода действия соответствующего решения международной организации.

Важным инструментом воздействия международного права на внутригосударственное правовое регулирование выступают акты, разрабатываемые международными организациями и их органами в различных областях, рекомендательного характера. Так, в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) подготовлен Типовой закон об авторском праве, предназначенный для облегчения национального правотворчества в этой сфере развивающихся стран. Трудно переоценить работу Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) по созданию и принятию в 1985 г. Типового закона о международном коммерческом арбитраже, взятого сегодня за основу при разработке национальных норм, касающихся данного института, многими государствами мира (Австралией, Бахрейном, Болгарией, Венгрией, Египтом, Зимбабве, Канадой, Кипром, Латвией, Эстонией, Литвой, Мексикой, Перу, Тунисом, Украиной, Финляндией, Чехией и др.), в том числе и Российской Федерацией.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что составляет основу взаимодействия международного и национального права?

2. В чем состоит основное содержание ведущих теорий соотношения международного и внутригосударственного права?

3. Каково влияние международного права на внутригосударственное регулирование?

4. Как проявляется влияние национального права на международно-правовое регулирование?

5. Какие существуют юридические формы согласования международного и национального права?

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996.

Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1991.

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996. С. 219 -245.

Мюллерсон Р.А. Конституция СССР и вопросы соотношения международного и национального права. М., 1980.

Тихомиров Ю.А. Национальное законодательство и международное право: параллели и сближения // МЖМП. 1993. № 3.

Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // МЖМП. 1994. №4.

Усенко Е.Т. Согласование и взаимодействие международного и национального права в российской Конституции // МЖМП. 1995. № 2.

Benedetto С. International Law and the Role of Domestic Legal System. Boston - London, 1993.

Economides C. The Relationship between International and Domestic Law. Strasbourg, 1993.

Наши рекомендации