Создание иллюзии большей осведомленности

Во время обсуждения проблемы, допроса свидетелей и т. д. луч­ше пользоваться многозначными обобщенными терминами для созда­ния иллюзии большей осведомленности, чем на самом деле.

Если это преступник, то его охранная доминанта противодей­ствия, образующая очаг возбуждения в ЦНС, интерпретируя каждое сказанное слово как попытку посягнуть на эту доминанту и добрать­ся до сути дела, обязательно даст сбой.

Очень примечателен эпизод изобличения маньяка Чикотило, когда следователь в самых общих фразах создает впечатление о большей осведомленности, чем есть на самом деле. Произнесенная фраза о судебно-психиатрической экспертизе и ее влиянии на вы­несение приговора сделали свое дело. Эффект был потрясающий! Подследственный сознался и в тех преступлениях, о которых след­ствие не подозревало, или за которые уже отбывали наказание не­виновные.

Таким образом, создание иллюзий большей осведомленности, чем есть на самом деле, путем применения обобщающих суждений, понятий, может привести к сбою в системе психологической защиты ложной доминанты и появлению искренности в суждениях у оппонен­тов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из особенностей человеческого восприятия мира — субъек­тивизм. Рассказывая о каком-либо событии, факте, описывая инте­ресное зрелище, люди основываются лишь на собственном опыте, на особенностях протекания психических процессов. Следовательно, че­ловек при отображении мира использует слова для субъективного описания действительности.

Для того чтобы проникнуть в мир человека, и необходимо зна­ние особенностей протекания его психофизиологических процессов. «Настройка» на прием-передачу информации в нужном для вас кон­тексте заключается в том, чтобы ваш субъективный настрой гармо­нировал с его внутренним миром. Эффективность воздействия будет тем выше, чем доброжелательнее вы будете решать проблемы взаи­моотношений на основе обоюдной выгоды. Представляется, что ос­новная задача коммуникатора состоит в том, чтобы иметь ясную кар­тину настоящего состояния собеседника, найти способы для перево­да из имеющегося состояния в желаемое. Для того чтобы приемы воздействия стали эффективным, заши методы должны быть инди­видуализированы, приемлемы именно для данного человека и дан­ной ситуации.

Подытоживая сказанное, можно выделить три этапа, которые составляют основную стратегию психического воздействия:

1. Сбор информации о психическом и психологическом состоя­нии объекта воздействия. Формулирование цели, которую вы ставите перед собой.

2. Выбор оптимального способа воздействия.

3. Включение желаемого действия в структуру поведения че­ловека.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды — М.: Педагогика, 1980.

Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группах— М.: МГУ, 1981

Бодалев А. А. Восприятие человека человеком — М.: МГУ, 1982.

Выгодский Л. С. Мышление и речь — М.: Педагогика, Т. 2. 1982.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли — Л., 1990.

Донцов А. И. Психология коллектива — М.: МГУ, 1984.

Кони А. Ф. Воспоминания Т. 2. — М.: Государственное издательство

юридической литературы, 1959.

Кони А. Ф. Статьи и заметки. Судебные речи Т. 1. — М.: Государственное

издательство юридической литературы, 1959.

Леонгард К. Акцентуированные личности—Киев, 1981.

Леонтьев О. В. Некоторые методы исследования психических процессов

—СПб.1997.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии

—М.: Наука, 1984.

Лурия А. Р. Нейропсихология памяти — М.: 1980.

Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. — М.: МГУ, 1975.

Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А. В. Бушлинского. — М.: Наука, 1980.

Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима — М.: МГУ, 1996.

Общая психология/Под ред. А. В. Петровского. —М.: Просвещение, 1986. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание — М.: Знание 1983.

Павлов И. П. Условный рефлекс ПСС Т. 3. 1951. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии —Л., ЛГУ, 1990.

Психологический словарь — М.: Педагогика, 1997. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга — М.: Наука, 1961.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии— М., 1982.

Судебные речи известных русских юристов — М.: Государственное;

издательство юридической литературы, 1957.

Фрейд 3. Психология бессознательного М.: Просвещение. 1989.

Хрестоматия по истории психологии — М.: МГУ, 1980.

Юнг К. Г. Аналитическая психология — СПб, 1994.

Ярошевский М. Г. История психологии — М., 1985.

Наши рекомендации