Создание иллюзии большей осведомленности
Во время обсуждения проблемы, допроса свидетелей и т. д. лучше пользоваться многозначными обобщенными терминами для создания иллюзии большей осведомленности, чем на самом деле.
Если это преступник, то его охранная доминанта противодействия, образующая очаг возбуждения в ЦНС, интерпретируя каждое сказанное слово как попытку посягнуть на эту доминанту и добраться до сути дела, обязательно даст сбой.
Очень примечателен эпизод изобличения маньяка Чикотило, когда следователь в самых общих фразах создает впечатление о большей осведомленности, чем есть на самом деле. Произнесенная фраза о судебно-психиатрической экспертизе и ее влиянии на вынесение приговора сделали свое дело. Эффект был потрясающий! Подследственный сознался и в тех преступлениях, о которых следствие не подозревало, или за которые уже отбывали наказание невиновные.
Таким образом, создание иллюзий большей осведомленности, чем есть на самом деле, путем применения обобщающих суждений, понятий, может привести к сбою в системе психологической защиты ложной доминанты и появлению искренности в суждениях у оппонентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из особенностей человеческого восприятия мира — субъективизм. Рассказывая о каком-либо событии, факте, описывая интересное зрелище, люди основываются лишь на собственном опыте, на особенностях протекания психических процессов. Следовательно, человек при отображении мира использует слова для субъективного описания действительности.
Для того чтобы проникнуть в мир человека, и необходимо знание особенностей протекания его психофизиологических процессов. «Настройка» на прием-передачу информации в нужном для вас контексте заключается в том, чтобы ваш субъективный настрой гармонировал с его внутренним миром. Эффективность воздействия будет тем выше, чем доброжелательнее вы будете решать проблемы взаимоотношений на основе обоюдной выгоды. Представляется, что основная задача коммуникатора состоит в том, чтобы иметь ясную картину настоящего состояния собеседника, найти способы для перевода из имеющегося состояния в желаемое. Для того чтобы приемы воздействия стали эффективным, заши методы должны быть индивидуализированы, приемлемы именно для данного человека и данной ситуации.
Подытоживая сказанное, можно выделить три этапа, которые составляют основную стратегию психического воздействия:
1. Сбор информации о психическом и психологическом состоянии объекта воздействия. Формулирование цели, которую вы ставите перед собой.
2. Выбор оптимального способа воздействия.
3. Включение желаемого действия в структуру поведения человека.
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды — М.: Педагогика, 1980.
Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группах— М.: МГУ, 1981
Бодалев А. А. Восприятие человека человеком — М.: МГУ, 1982.
Выгодский Л. С. Мышление и речь — М.: Педагогика, Т. 2. 1982.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли — Л., 1990.
Донцов А. И. Психология коллектива — М.: МГУ, 1984.
Кони А. Ф. Воспоминания Т. 2. — М.: Государственное издательство
юридической литературы, 1959.
Кони А. Ф. Статьи и заметки. Судебные речи Т. 1. — М.: Государственное
издательство юридической литературы, 1959.
Леонгард К. Акцентуированные личности—Киев, 1981.
Леонтьев О. В. Некоторые методы исследования психических процессов
—СПб.1997.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии
—М.: Наука, 1984.
Лурия А. Р. Нейропсихология памяти — М.: 1980.
Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. — М.: МГУ, 1975.
Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А. В. Бушлинского. — М.: Наука, 1980.
Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима — М.: МГУ, 1996.
Общая психология/Под ред. А. В. Петровского. —М.: Просвещение, 1986. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание — М.: Знание 1983.
Павлов И. П. Условный рефлекс ПСС Т. 3. 1951. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии —Л., ЛГУ, 1990.
Психологический словарь — М.: Педагогика, 1997. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга — М.: Наука, 1961.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии— М., 1982.
Судебные речи известных русских юристов — М.: Государственное;
издательство юридической литературы, 1957.
Фрейд 3. Психология бессознательного М.: Просвещение. 1989.
Хрестоматия по истории психологии — М.: МГУ, 1980.
Юнг К. Г. Аналитическая психология — СПб, 1994.
Ярошевский М. Г. История психологии — М., 1985.