Краткий психологический словарь

АБАЗИЯ (от греч. а — отрицать, частица, Ьаяв — ходьба) — нарушение способности ходить при сохранности других движений ног, встречается чаще при истерии.

АБЕРРАЦИЯ (от лат. аЬеггНо — уклонение) — явление, заключающееся в том, что световые лучи, испускаемые точечным источником света, после про­хождения через линзу не пересекаются в одной точке, а дают расплывчатое изображение. При сферической А. лучи света, прошедшие через периферичес­кую часть линзы, собираются в фокус ближе за линзой (в глазу человека— за хрусталиком), чем лучи, прошедшие через центральную часть линзы. При хро­матической А. фокус коротковолновых лучей спектра (синефиолетовых) нахо­дится ближе фокуса длинноволновых (красно-оранжевых).

АГНОЗИЯ (от греч, а — отрицать, частица и ^повк — знание) — нару­шение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры голов­ною мозга. А. связана с поражением вторичных (проекционноассоциацион-ных) отделов коры головного мозга.

АГРАММАТИЗМ (от греч. а§гатта1о& — нечленораздельный) — ошиб­ки при грамматическом построении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих семантические отношения с по­мощью флексий, предлогов, союзов и порядка слов. А. возникает при различ­ных формах афазии как проявление нарушений речи.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ—устойчивое отрицательное эмоцио­нальное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характе­ризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. А. н. возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившуюся у него завышен­ную самооценку и завышенный уровень притязаний. А. н. является как бы за­щитной реакцией, позволяющей выйти из конфликта ценой нарушения адек­ватного отношения к действительности: индивид сохраняет повышенный уро­вень притязаний и повышенную самооценку, избегая при этом осознания своей несостоятельности, являющейся причиной неуспеха, отвергая зарождающиеся сомнения относительно своих способностей.

АФФЕКТЫ (душевное волнение, страсть) — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выра­женными двигательными и висцеральными проявлениями. А. развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, А. тормозят не связанные с ними психические процессы и навя­зывают тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуа­ции. Могут быть физиологические и патологические.

ВИДЫ РЕЧИ — принятые в психологии обозначения для различных ак­тов речевого общения или их составляющих компонентов. Различают внешнюю. и внутреннюю речь. Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила название устной речи. Письменная речь — исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов. Внешнюю речь (устную и письменную) в свою очередь делят на продуктивную, активную, экспрессивную и рецептивную, пассивную, импрессивную. Продуктивная речь — это говорение, произнесение, описание; рецептивная речь — слушание, чтение. Выделяют виды речи в зависимости оттого, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте (речь слышимая, произносимая и видимая).

ВЛЕЧЕНИЕ— первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не определенное сознательным целеполаганием.

ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют следующие виды В. н.: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость В., когда нарушена концентрация внимания и наблюдается отвлекаемость на побочные раздражители. Такие В. н.а наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга. В. н., возникающие при локальных поражениях мозга, могут быть модальноспецифическими; проявляются они одновременно во многих видах психической деятельности, при восприятии раздражителей любой модальности. Данные В. н. характерны для тех случаев, когда у человека поражены лобные доли мозга и связанные с ними неспецифические структуры. При поражении той или иной анализаторной системы возможно появление модальноспецифических В. н., которые ограничиваются только одной модальностью (зрительного В., слухового В. и т.д.).

ВНУШАЕМОСТЬ — индивидуальная некритическая податливость, готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам других, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками. В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень В. зависит от значительного числа личностных и ситуативных факторов. Робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные в себе люди отличаются повышенной В., В. присуща лицам с недостаточным уровнем интеллектуального развития, слабым логическим мышлением. В. может быть повышена действием ситуативных факторов: утомления, стресса, дефицита времени, недостатка компетентности.

ВОЛЯ — сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей (Петровский А. В. и др., 1986). Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной — и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивается активностью человека, порождающей действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявля­ется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) — универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содер­жания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоциональносмыслового опыта. В. — это способ овладения человеком сферой возможно будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер.

ВОСПРИЯТИЕ— отражение предметов и явлений в совокупности свойств и частей при непосредственном воздействии их на анализаторы. Уста­новлено, что физиологической основой восприятия является комплексная дея­тельность системы анализаторов, обусловливающая целостность и предмет­ность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознан­ности и осмысленности отражаемых предметов и регулирует процесс фор­мирования образов человеческого восприятия.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ —сложные психические про­цессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по спосо­бу своего осуществления.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (отклоняющееся поведение) — действия, не соответствующие официально установленным фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и приводящие нарушителя к изо­ляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами Д. п. являют­ся преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — слаженная интегрированная система условно рефлекторных полушарий, формирующаяся в результате многократного применения четкого порядка следования одних и тех же положительных и тормоз­ных условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними.

ДОМИНАНТА — временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе воз­буждения, приходящие в ЦНС, и тормозить работу других нервных центров.

МЫШЛЕНИЕ— опосредованное, обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Данный процесс всегда вызван какими-либо потребностями личности.

Процесс мышления — это, прежде всего анализ, синтез и обобщение ин­формации. В ходе анализа происходит выделение компонентов целого, а в ходе синтеза — объединение их на новом осмысленном уровне. В ходе обобщения выделяется нечто новое, общее.

МЫШЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЕ — (рассуждение) опосредствованное прошлым опытом мышление человека. Выступает в процесс связного логичес­кого рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена пред­шествующий.

ОЩУЩЕНИЕ— психический процесс, состоящий в отражении отдель­ных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на со­ответствующие рецепторы. Органы чувств (зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, проприоцептивный, вестибулярный анализаторы) по лучают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в ЦНС. Ощущения возникает в результате преобразования специфической энергии раздражител» воздействующего в данный момент на рецептор.

ПАМЯТЬ — совокупность процессов центральной нервной систем!» обеспечивающих запечатление, хранение, воспроизведение и утрату информации, получаемой через посредство сенсорных систем. В нашей памяти хранится не только информация, полученная с помощью сенсорных систем, но и бес численное множество программ поведения, управления органами и физиологическими системами. Поэтому максимальную возможность памяти человек количественно определить невозможно. Основу памяти составляет конструирование системы знаний, которая помогает приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Следовательно, память — активный психический процесс. Различают память врожденную (видовую, генотипическую), обусловленную генетическими факторами свойственными данному биологическому виду, и индивидуальную (фенотипическую), приобретенную каждым отдельным организм в течение жизни. Однако вторая из этих разновидностей зависит не только от влияния среды, но и от видовой памяти. Возможный объем и содержание индивидуальной памяти также генетически обусловлены видовым! структурными особенностями центральной нервной системы. По характеру запечатления память классифицируют на двигательную, сенсорнообразную эмоциональную и символическую (семантическую).

ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ — память на позу, положение тела. Он начинает проявляться в раннем детстве, достигая полного развития раньше других форм, составляет основу различных автоматических действий и обусловливает формирование профессиональных навыков.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — включает в себя процессы, позволяющие сохранять информацию не только десятки часов, но и недели, месяцы, годы. В процессе запечатления происходит сличение образа с содержанием долговременной памяти, что завершается переводом образа в долговременную память. В отличие от кратковременной памяти, объем которой ограничен числом запоминаемых символов и зависит от их информационного содержания, долговременной памяти свойственна организация материала по смыслу. Объем долговременной памяти зависит в основном от информационного содержания. Вероятность того, что материал попадет в долговременную память, зависит от внимания и от типов операций, которые совершаются над ним. Происходит обобщение, перегруппировка, классификация материала. Долговременная память практически не ограничена по объему и времени сохранения информации.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ —процесс запоминания, хранения, вое произведения однократно предъявленного материала. Кратковременная память модально неспецифична, характеризуется тем, что в течение короткого промежутка времени нервное возбуждение самовоспроизводится, создавая условия для по лучения, сохранения информации. Объем кратковременной памяти около 7 символов. Характеризуется одним и тем же индивидуальным количеством структур единиц, причем не имеет значения, каковы они по значению (наподобие кошелька вмещающего 10 монет достоинством в 2 копейки, но способного вместить то же количество десятикопеечных монет, таких же размеров). При этом одна буква воспроизводится лучше, чем две или три, но знакомое слово воспроизводится так­же легко, как 1 буква. Если в десятичных единицах объем кратковременной памя­ти не превышает девятицифровых символов, то в двоичных единицах он составляет приблизительно 30 бит. Содержимое кратковременной памяти стирается лег­че при регистрации новых 8-9 единиц или по прошествии интервала времени.

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — процессы запоминания, переработки, вос­произведения и своевременного забывания информации, используемой для осу­ществления рабочей деятельности. Оперативная память удерживает промежуточ­ные результаты реализации отдельных звеньев запланированной целостной опе­рации. Оперативная память может включать в себя и элементы двигательной па­мяти и сенсорнообразной и эмоциональной и словеснологической, а также, поми­мо произвольной, может содержать моменты непроизвольной памяти, но при этом вся совокупность используемой информации направлена на выполнение конкрет­ной деятельности. После выполнения операции информация либо переводится в долговременную память, либо при отсутствии мотивации вообще утрачивается.

ПАМЯТЬ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ — некая стадия обработки информации между кратковременной памятью и долговременной. Она имеет по сравнению с кратковременной памятью больший объем и длительность хранения, функцио­нирует в течение нескольких часов. Промежуточная память очищается во время сна, затем она снова готова к приему информации. Вначале происходит логичес­кая обработка информации, сопоставляемая с фазой медленного сна. В это вре­мя информация обобщается и оценивается. Далее происходит пересылка обра­ботанной информации в определенные участки структуры долговременной па­мяти, где осуществляется связь с хранящимися там материалами. Новая инфор­мация здесь включается в структуры двигательной, чувственной, словесной дол­говременной памяти. Это происходит в фазе быстрого сна.

ПАМЯТЬ СИМВОЛИЧЕСКАЯ — проявляется в виде словесной и логи­ческой памяти. Словесная память — способность к длительному и точному хране­нию информации в виде словесных символов — формируется в процессе развития психики человека, вслед за сенсорнообразной достигает максимума возможнос­тей в возрасте 10-13 лет. Словесная память значительно точнее сенсорнообраз­ной, она зависит, от воли, может оказывать влияние на подавление или трансфор­мацию сенсорнообразной памяти. Логическая память связана с запоминанием только алгоритма сообщения без учета деталей. При запоминании словесного со­общения могут быть использованы речевые компоненты, а схематическая связь агентов или символов может в памяти принять иную организацию и сложность. Логическая память тесным образом связана с мышлением. Взаимодействие пере­численных видов памяти проявляется узнаванием. Произвольная память всегда отличается наличием цели и системы запоминания. Непроизвольная же не имеет цели, но зависит от направленности внимания, контраста события с фоном, ин­формационной или эмоциональной значимости явления.

ПАМЯТЬ СЕНСОРНООБРАЗНАЯ (зрительная, слуховая, тактильная и др.) — имеет ту отличительную особенность, что удерживаемый образ претерпевает во времени значительные превращения. Происходит потеря или некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование формы в более правильную, симметричную, однообразную, и т. д. Образная память плохо управляется, наиболее ярко проявляется у детей и подростков.

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — способность к воспроизведению эмоций при повторении ситуаций, впервые вызвавших это эмоциональное состояние. Такая память может сохранять сильные, эмоционально окрашенные впечатлений в течение длительного времени, след ее, как правило, воспроизводиться непроиз­вольно. Эмоциональная память может быть истинной, в основе которой лежат реальные, собственные переживания, и абстрагированной (символической), осно­ванной на синтезе чужих впечатлений, усвоенных в результате пересказа.

ПСИХИЧЕСКИЕСОСТОЯНИЯ —психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних, стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания.

ПСИХОАНАЛИЗ — направление в психологии, основанное австрий­ским психиатром и психологом 3.Фрейдом в конце XIX— первой трети XX веков. П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом какрезультат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. П. был направлен про­тив интеллектуализма ассоцианистической психологии. П. рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структур­ная организация психики).

ПСИХОЛОГИЯ (от греч. рхуспе — душа, 1о§о& — учение, наука) — на­ука о закономерностях развития и функционирования психики как особой фор­мы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неот­делимых от них психических процессов, актов, состояний.

ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ — отрасль юридической (право­вой) психологии, изучающая психологические закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении, а также разрабатывающая методы и приемы борьбы с противоправными установками личности в целях предупреждения преступлений.

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований учащихся в ходе обучения. П. о. направлена на поиск и создание условий, способствующих управлению процессом учения; при этом учение не сводится только к овладению знаниями, навыками и умениями, а рассматривается как особая деятельность (включающая мотивы, цели, учебные действия, действия контроля и оценки самих учащихся), обеспечивающая усвоение этих знаний.

ПСИХОЛОГИЯ ПРАВОВАЯ. —Понятие П. п. используется в двух его зна­чениях: 1) как синоним понятия «юридическая психология»; 2) как характеристи­ка психологической стороны правосознания, т. е. той сферы общественного и ин­дивидуального сознания, в которой отражаются явления правовой жизни. П. п. в этом втором значении неразрывно связана с мировоззрением, с идейными убежде­ниями людей; она заключает в себе субъективное отношение людей к правопоряд­ку и действующим нормам права. П. п. складывается в ходе формирования миро­воззрения, а также в результате правового воспитания и обучения.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ —научная дисциплина, изучающая зако­номерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включе­ния в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ — отрасль юридической (правовой) пси­хологии, изучающая механизмы и закономерности деятельности людей по рас­следованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — пограничная область психологии, изучаю­щая роль всей совокупности биологических свойств, и, прежде всего, свойств нервной системы в детерминации психической деятельности и устойчивых ин­дивидуально психологических различий.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА—все формы проявления высшей нервной деятельности реализуются в результате взаимодействия в коре больших полушарий двух нервных процессов — возбуждения и торможения.

ЧУВСТВА — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго при­чинно обусловленную природу. Ч., так или иначе, субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от соб­ственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для че­ловека стабильную потребностно мотивационную значимость. Ч. носят отчет­ливо выраженный предметный характер, т. е. непременно связаны с некото­рым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т. п.).

ХАРАКТЕР — индивидуальное сочетание устойчивых психических осо­бенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта спо­соб поведения в определенных условиях и ситуациях. Характерологическими особенностями личности являются следующие характеристики:

Дистимичность —характеризуется низкой контактностью, замкнутостью, немногословностью, пассивностью. С сослуживцами близко не сходятся, в кон­фликты вступают редко, выступают в них чаще пассивной стороной, ценят тех, кто одаривает их дружбой и склонен им подчиняться. Им присущи — серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость. Из отрицательных черт их характера можно выделить пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, отрыв от коллектива. Конфликт может возникнуть в ситуациях, требующих напряженности в деятельности, смены привычного образа жизни.

Циклотимность — характеризуется тем, что контактность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавлености), в веселом обществе резко оживляются, в серьезном молчаливы, замкнуты В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. Интересы зависят от настроения. Склонны к разочарованию в профессии, нередко меняют место работы.

Гипертимность — контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция, невольное отклонение от первоначальной темы разговора. Могут возникать эпизодические конфликты из-за недостаточно серьезного отноиш ния к служебным и семейным обязанностям. Склонны огорчаться по повод замечаний окружающих, изредка бывают и инициаторами конфликтов (активной стороной). Энергичны, обладают жаждой деятельности, чувством нового оптимизмом. Отрицательными их чертами являются легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, раздражительность в кругу близких люда прожектерство, недостаточно серьезное отношение к обязанностям, в том числе семейным. Конфликт возможен в условиях жесткой дисциплины, монотонной деятельности, вынужденного одиночества, более часто, чем у других людей отмечаются случаи заболевания маниакально депрессивным психозом. предпочитаемой профессиональной деятельности этих людей относится работа, связанная с постоянным общением: служба быта, игровые виды спорта, -театр, организаторская деятельность. Эти люди склонны к перемене места работы, а также самой профессии.

Демонстративность — проявляется легкостью установления контакте стремлением к лидерству, жаждой внимания и похвалы, высокой приспособленностью к людям, поверхностность чувств, склонность к интригам при внешне мягкости, раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически провоцируют конфликты, при этом активно защищаются Обходительны, упорны, целенаправленны, обладают актерским дарование!» способностью увлечь других, неординарностью. Характерен эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность заболевать в самые ответственные и трудные моменты. Конфликты могут возникать в ситуациях ущемления интересов, недооценки заслуг, низвержения с пьедестала, склонны к истерическим неврозам. Стремятся к организаторской деятельности; часто меняют место работы. Кроме этого они характеризуются средней контактностью, индивидуальные колебания; служебная и бытовая несговорчивостью, склонность к затяжным склокам; четко определен круг врагов и друзей. Стремятся добиться высоких показателей в любом деле, однако, обидчивы легко уязвимы, подозрительны, мстительны, самонадеянны, честолюбивы. Конфликты возникают в случае, если задето самолюбие, несправедлива обида, существует препятствие к достижению честолюбивых целей, сопротивление непомерно высоким требованиям; склонны к инфаркту миокарда, неврастении. Выбирают работу, дающую ощущение независимости и возможность проявить себя.

Возбудимость — характеризуется низкой контактностью, молчаливостью, замедленностью в работе, угрюмостью, льстивостью. Склонность к хам­ству и нецензурной брани, постоянным конфликтам, в которых является ак­тивной стороной, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева добросовестны, аккуратны, любят детей и животных.

Застреваемость — средняя конфликтность, занудны, служебная и быто­вая несговорчивость, склонны к затяжным склокам. Четко определен круг дру­зей и врагов. Стремятся добиться высоких показателей в любом деле, проявля­ют высокие требования к себе, развито чувство справедливости.

Эмотивность - контактность среднего уровня, предпочитают узкий круг друзей и близких, редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль, обиды не выплескивают наружу, на службе исполнительны, хорошие семьяни­ны. Альтруистичны, развито чувство сострадание, жалости, долга.

Экзальтированность — высокая контактность, словоохотливость, пате­тичность, влюбчивость, часто спорят по поводу искусства, но до конфликтов дело не доводят. Привязаны и внимательны к друзьям и близким. Альтруис­тичны, развито чувство сострадание, жалости, высокохудожественный вкус, артистически одаренны, искренность чувств.

Тревожность — низкая контактность, вследствие робости, неуверенности в себе. Пониженный фон настроения. Редко вступают в конфликты, жаждут ви­деть в супруге опору и защиту. Дружелюбны, самокритичны, исполнительны.

Сверхточность — средняя контактность, выраженная занудливость в виде переживания подробностей. В конфликты вступают редко. На службе спо­собны замучить посетителя формальными требованиями. С охотой уступают лидерство своему супругу. Изнуряют домашних аккуратностью. Добросовест­ны, аккуратны, надежны, ровное настроение.

ЭЙФОРИЯ (от греч. еирЬопа — состояние удовольствия) — повышен­но радостное, веселое настроение; состояние благодушия и беспечности, не оправданное ни объективным состоянием человека, ни окружающей обстанов­кой. При Э. наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, иног­да психомоторное возбуждение, многословие.

ЭМОЦИИ (от лат. етоуеге — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлет­ворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явле­ний и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Олег Валентинович Леонтьев

ПРИЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ

конспект лекции

Компьютерный дизайн А. В. Михайлова Компьютерная верстка А.В.Михайлова

Издательство Михайлова В.А. Лицензия ЛР № 065090 от 7.04.97 г.

Наши рекомендации