Взаимодействие с другими отраслями права
Понятие земельного права
Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.
Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.
Земельное право как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих общественные земельные отношения.
Земельное право - отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих земельные отношения в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, защиты прав граждан и юр. лиц на землю и соблюдения установленного правопорядка в области земельных отношений.
Предмет земельного права
Предмет - общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).
Предмет - две большие группы общественных отношений: по использованию земель и по охране земель.
Земельные отношения регулируются нормами не только земельного права, но и административного, финансового, гражданского права и других отраслей.
Метод земельного права
Метод - способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений.
Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.
Метод земельного права – способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. Применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.
1. Императивный (метод власти-подчинения) – способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения.
Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений.
Применяется к отношениям, которые складываются в сфере гос. управления землёй (ведение гос. земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для гос. и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.
2. Диспозитивный – способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Характерны согласования и рекомендации.
Следует отметить широкое применение диспозитивного регулирования земельных отношений. Применяется, например, при осуществлении сделок с землёй, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).
3. Применение получает также экономическое стимулирование участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в гос. или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.
Принципы земельного права
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека - регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.
2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости - собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека: при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.
4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы гос. власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов - все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ - изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, для иных целей ограничивается или запрещается.
7. Платность использования земли - использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.
8. Деление земель по целевому назначению на категории - правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.
9. Разграничение гос. собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются ФЗми.
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель - при определении режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.
12. Разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
13. Государственное регулирование приватизации земли.
Содержание права собственности
Содержание права собственности – принадлежащие собственнику правомочия.
1. Владение - физическое обладание предметом собственности. Владеть землей может и несобственник (правомочно или незаконно). Распространяется на часть поверхности земли (почвенный слой); растительный мир, расположенный на этой поверхности; замкнутый водный объект.
2. Пользование - возможность эксплуатировать свойства и качества. Законодатель перечисляет перечень прав и обязанностей собственника по реализации этого правомочия (ст. 40, 42 ЗКРФ); применяет императивный метод регулирования «запрещено, то, что не разрешено»; увязывает реализацию этого правомочия с обязанностью использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
3. Распоряжение – возможность определения собственником юридической судьбы объекта. Сюда относится право собственника продать, заложить, передать в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование.
В соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Объекты права собственности
РФ может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.
К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению гос. знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.
Государственное имущество подразделяется на:
· - имущество, закрепленное за гос. предприятиями и учреждениями;
· - гос. казна РФ и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).
Содержание договора аренды земли
Поскольку обязанности по охране земель ст. 42 ЗК возлагаются одновременно как на собственников участков, так и на их арендаторов, договором аренды может быть предусмотрено распределение между ними обязанностей по совершению отдельных действий. Договором аренды на любую из сторон могут быть возложены и другие обязанности по поддержанию участка в состоянии, определенном договором.
Арендатору принадлежат права:
· - использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ;
· - возводить здания, сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
· - проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, другие мелиоративные работы, строить закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством требованиями;
· - право собственности на посевы и посадки с/х культур, полученную с/х продукцию и доходы от ее реализации;
· - возможность осуществлять другие права по использованию участка, предусмотренные законодательством.
Арендатору принадлежат обязанности:
· - использование участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
· - сохранение межевых, геодезических и других спец. знаков, установленных на участках в соответствии с законодательством;
· - соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;
· - соблюдение при использовании участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
· - недопущение загрязнения, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
· - своевременно приступать к использованию участков (например, к застройке), если сроки освоения участков предусмотрены договорами;
· - вносить арендную плату;
· - осуществлять мероприятия по охране земель.
Многие обязанности арендатора по договору аренды земельного участка обладают публичным характером и являются обязанностями перед государством или муниципальным органом. Это обусловлено тем, что правовой режим участков, цели их использования определяются земельным законодательством в публичных интересах с учетом того, что земля является основой жизни и деятельности проживающих на ней народов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ). Поэтому нарушение обязанностей по целевому использованию участка может повлечь применение административно-правовых санкций, например, в виде штрафа (ст. 8.8 КоАП).
Земельный налог
Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты земельного налога осуществляется Налоговым кодексом РФ (НК РФ Глава 31. Земельный налог). Налоговая база определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на гос. кадастровый учет. Для налогоплательщиков – физ. лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими гос. кадастровый учет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физ. лицами, исчисляется налоговыми органами.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Законодательством предусмотрены льготы по взиманию платы за землю в форме земельного налога.
Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:
· - отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях;
· - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
· - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства.
В отношении прочих земельных участков – не могут превышать 1,5 %.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования участка.
От обложения земельным налогом освобождаются:
· - организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России – в отношении участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
· - организации – в отношении участков, занятых гос. автомобильными дорогами общего пользования;
· - религиозные организации – в отношении принадлежащих им участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
· - общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении участков, используемых ими для производства или реализации товаров; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей соц. защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
· - организации народных художественных промыслов – в отношении участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
· - физ. лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
· - организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый участок.
Арендная плата
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды участка. Правовое регулирование арендной платы осуществляется в соответствии с ГК. Размер, условия, сроки уплаты арендной платы устанавливается договором аренды. Арендная плата устанавливается договорным путем, через достижение взаимного согласия сторон. Может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за арендуемое имущество.
Конкретные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем комбинированных выплат - в денежной и натуральной форме - определяются дополнительными соглашениями между сторонами. При отсутствии такого соглашения арендатор выплачивает арендную плату в денежной форме равными частями ежемесячно или ежеквартально.
При аренде земель, находящихся в гос. и муниципальной собственности, соответствующими органами исполнительной власти (Правительством РФ, органами гос власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) устанавливаются базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Вопросы кадастровой оценки земли становятся в современных условиях исключительно актуальными в связи с тем, что земельный налог является одним из бюджетообразующих.
Оценка земли - область оценки недвижимости, где оцениваемым объектом является только земельный участок - часть поверхности, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным гос органом.
Субъекты оценочной деятельности: юр. и физ. лица (ИП), а так же потребители их услуг (заказчики).
Объект оценки - земельные участки и различные виды прав, возникающие в связи с их использованием. Однако с экономической точки зрения оценка стоимости земли означает оценку конкретных имущественных прав на нее, дающих определенные выгоды тому или иному лицу, а не оценку собственно земельного участка, рассматриваемого в качестве вещи.
В ЗК названы 2 вида стоимости участков, каждая из которых используется в целях, определенных законодательством:
· 1. Кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законами.
· 2. Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции (ФЗ "Об оценочной деятельности").
Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Так же оценка м.б. установлена на основании суда, тогда суды сами выбирают оценщика. Договор заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.
Все перечисленные ниже аспекты влияют на процесс проведения оценки и получаемые стоимостные параметры.
Оценка состояния земель
Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.
При осуществлении мониторинга необходимые сведения получаются с использованием:
· - дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
· - сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
· - наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
· - сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;
· - землеустроительной документации;
· - материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
· - сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов гос. власти и органов местного самоуправления;
· - данных, представленных органами гос. власти и органами местного самоуправления;
· - результатов обновления картографической основы;
· - данных гос. лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств.
По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке гос. (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.
ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"
Плановые проверки
Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами, утвержденными органами гос. земельного надзора, не чаще чем один раз в 3 года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры. Ежегодный план разрабатывается в отношении каждого субъекта РФ. В план включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта.
Проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.
Предмет плановой проверки - соблюдение юр. лицом, ИП в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года, если иное не предусмотрено законом.
Отдельные виды государственного контроля могут осуществляться без проведения плановых проверок в случаях, установленных ФЗ.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение 3-х лет со дня: гос. регистрации юр. лица, ИП; окончания проведения последней плановой проверки юр. лица, ИП; начала осуществления юр. лицом, ИП отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Правительством РФ может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок, в зависимости от отнесения деятельности юр. лица, ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
О проведении плановой проверки юр. лицо, ИП уведомляются органом гос. Или муниципального контроля (надзора) не позднее чем в течение 3-х рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Организация плановой проверки:
· 1. План. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами гос. контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
· 2. Опубликование плана. Утвержденный руководителем органа гос. контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа гос. контроля или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
· 3. Рассмотрение в прокуратуре. До 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы гос. контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов на предмет законности включения в них объектов контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов гос. контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
· 4. Утверждение плана. Органы гос. или муниципального контроля (надзора) рассматривают предложения органов прокуратуры и направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года утвержденные ежегодные планы.
· 5. Ежегодный сводный план. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря обобщают поступившие ежегодные планы и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Генеральная прокуратура размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря.
Внеплановые проверки
Предмет внеплановой проверки - соблюдение юр. лицом, ИП в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов гос. или муниципального контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения ЧС природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
О проведении внеплановой проверки юр лицо, ИП уведомляются органом гос. или муниципального контроля (надзора) не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Предварительное уведомление юр. лиц, ИП о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется, если в результате деятельности юр. лица, ИП причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть ЧС природного и техногенного характера.
Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами гос. или муниципального контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.
Проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.
Проводятся в случаях:
· - истечение срока исполнения юр. лицом, ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
· - выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства, за которые законодательством предусмотрена административная и иная ответственность;
· - поступления в орган гос. земельного надзора обращений и заявлений юр. лиц, ИП, граждан, информации от органов гос. власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав РФ, субъектов РФ, муницип образований, юр. лиц, граждан. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо (автора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Порядок согласования органом гос. или муниципального контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора РФ.
В день подписания распоряжения или приказа органа гос. или муниципального контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки в целях согласования ее проведения орган гос. или муниципального контроля (надзора) представляют либо направляют заказным почтовым отправлением или в форме электронного документа в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юр. лица, ИП заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки. По результатам рассмотрения заявления о согласовании не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
Если основание для проведения внеплановой проверки - причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также возникновение ЧС природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы гос. контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение 24 часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой проверки либо об отказе оформляется в письменной форме в 2-х экземплярах, один из которых в день принятия решения направляется заказным письмом или в форме электронного документа в орган гос. или муниципального контроля (надзора).
Документарная проверка
Предмет документарной проверки - сведения, содержащиеся в документах юр. лица, ИП, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов гос. или муниципального контроля (надзора).
Проводится по месту нахождения органа гос. или муниципального контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Если достоверность сведений, содержащихся в документах, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юр лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган гос. или муниципального контроля (надзора) направляют в адрес юр. лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения запроса юр. лицо обязано направить указанные в запросе документы.
Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа гос. или муниципального контроля (надзора), юр. лицо обязано представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Выездная проверка
Предмет выездной проверки - содержащиеся в документах юр. лица, ИП сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, сооружений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юр. лицом товары (работа, услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
<="" p="" style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(51, 51, 51); font-family: "pt sans", arial; font-size: 15px; font-style: normal; font-variant-ligatures: normal; font-variant-caps: normal; font-weight: normal; letter-spacing: normal; orphans: 2; text-align: start; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 2; word-spacing: 0px; -webkit-text-stroke-width: 0px; text-decoration-style: initial; text-decoration-color: initial;">
Выездная плановая проверка не проводится, если Правительством РФ в отношении отдельных видов гос. контроля (надзора) установлено, что деятельность юр. лица и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Проводится, если при документарной проверке не представляется возможным:
· - удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа гос. или муниципального контроля (надзора) документах юр. лица, ИП;
· - оценить соответствие деятельности юр. лица обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Плановые (рейдовые) осмотры
Плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, транспортных средств в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов гос. или муниципального контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.
В случае выявления нарушений обязательных требований должностные лица органов контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя органа контроля (надзора) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юр. лица.
В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок, который является федеральной гос. информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура РФ.
В соответствии с конституционными положениями, в РФ гарантируется гос. защита прав и свобод человека и гражданина. При этом каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Земельные участки относятся к недвижимому имуществу, а потому споры по поводу земли подлежат разрешению по общим правилам защиты гражданских прав.
Рассматривая данную тему, необходимо ориентироваться на :
· - ст. 12 ГК РФ, где раскрывается содержание способов защиты гражданских прав;
· - гл. 9 ЗК РФ «Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров».
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем:
· - признания права;
· - восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
· - признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительност