Полномочия, не содержащие власти (невластные полномочия)
Такими полномочиями прокурор располагает, участвуя в рассмотрении дел судами.
Пределы компетенции органов прокуратуры
В ФЗ «О прокуратуре» и других актах принята следующая формулировка: «органы прокуратуры действуют в пределах своей компетенции».
Существуют ограничения компетенции:
1) по кругу поднадзорных субъектов
2) по кругу проверяемых законодательных актов
Ограничения компетенции
по кругу поднадзорных прокуратуре субъектов
Круг органов, которые поднадзорны прокуратуре:
1) федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы)
2) органы власти и управления субъектов РФ (т.е. представительные органы гос. власти, органы контроля)
3) должностные лица, органы правления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций
4) должностные лица, которые действуют от своего имени, т.е. являются выразителями собственной компетенции (например, государственный инспектор по труду)
5) общественные объединения, организации, преследующие политические цели – в той мере, в какой их деятельность регулируется законом
6) граждане.
В государстве есть ряд органов, не поднадзорных прокуратуре – высшие органы государственной власти (Федеральное собрание, Президент).
Являются ли действия Правительства поднадзорными прокуратуре? Это спорный вопрос. Генеральный прокурор должен сообщить Президенту о выявленных нарушениях в действиях Правительства. Обычными средствами прокурорского надзора генеральный прокурор в этом случае реагировать не может.
Ограничения компетенции прокуратуры
по кругу проверяемых законодательных актов
В ФЗ «О прокуратуре» сказано, что это
1) конституция РФ
2) конституции (уставы) субъектов РФ
3) законы
Существует правило: если требования поднадзорных актов детализируют содержание норм закона, то исполнение таких актов прокуратура должна проверять.
Чтобы определить правовое положение отдельного прокурорского органа необходимо провести разграничение компетенций органов:
1) между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами
2) между одинаковыми по своему правовому положению органами
3) между территориальными и специализированными прокуратурами
Разграничение компетенции
между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами
В системе органов прокуратуры есть разные уровни:
ü генеральная прокуратура
ü прокуратуры субъектов федерации
ü районные, городские прокуратуры и приравненные к ним.
Объём полномочий у вышестоящих прокуроров больше, т.к. они обладают также полномочиями по руководству нижестоящими прокурорами (организационными полномочиями). Ст.17, 19 ФЗ «О прокуратуре».
Генеральный прокурор в пределах выделенных штатов определяет структуру прокуратур, правовое положение структурных подразделений прокуратур, т.е. в общем распоряжается штатами. Некоторыми полномочиями по определению штатной численности обладают прокуроры субъектов РФ. Нижестоящие прокуроры могут вносить предложения по изменению штатной численности.
Например: администрация области (Правительство) расположена на территории Ленинского района, но прокурор Ленинского района не может проводить в ней проверки.
Основным критерием разграничения компетенции по надзору за законностью принимаемых актов между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами является правовое положение поднадзорных прокуратуре органов законодательной (представительной) и исполнительной власти.
Применяется принцип соответствия: прокурор должен осуществлять надзор за исполнением законов органами власти соответствующими ему по правовому положению. Определения соответствия нет в ФЗ, это разграничение выработано на практике.
осуществляет надзор за | |
прокурор района | органами местного самоуправления |
прокурор субъекта РФ | органами гос. власти субъекта РФ |
генеральный прокурор | федеральными органами гос. власти |
В ряде случае вышестоящая прокуратура может делегировать (передавать) свои полномочия подчинённым прокурорам.
Делегирование может быть:
1) разовое
Когда подчинённому поручается совершить какое-либо одно действие (например, поддержать обвинение на выездном заседании суда)
2) постоянное
Когда вышестоящий прокурор передаёт свои полномочия для постоянного их выполнения нижестоящему (подчинённому).
Основное правило: распределение полномочий по принципу соответствия правового положения прокурора и поднадзорных ему органов.
Это принцип влияет на разграничение полномочий по реагированию на нарушение законности. Этот принцип должен чётко соблюдаться.
В системе органов прокуратуры выделяется вид «городские прокуратуры»:
1) прокуратуры низового звена (по правовому положению равные городским)
2) прокуратуры городов федерального значения.
Разграничение компетенции
между одинаковыми по своему правовому положению прокурорскими органами
В законодательстве нет критериев.
В основу такого разграничения положен территориальный признак: как правило, органы прокуратуры учреждаются в каждой административно-территориальной единице, иногда (когда малый объём работы) одна прокуратура приходится на территорию нескольких административно-территориальных единиц (это межрайонные прокуратуры). Границы административно-территориальной единицы определяют территорию, на которой действует прокуратура.
Дополнительные критерии:
1) место совершения правонарушения
Как правило, меры реагирования должен принимать тот прокурор, на территории которого произошло правонарушение
2) в отношении сложных в структурном отношении организаций, расположенных на территории нескольких административно-территориальных единиц – меры реагирования должен принимать тот прокурор, на территории которого находится орган руководства организации
3) место нахождения органа, в компетенцию которого входит принятие мер по устранению правонарушения.
В отношении судов действует правило: подсудность по месту нахождения ответчика.
Разграничение компетенции
между территориальными и специализированными прокуратурами
Основным критерием является круг поднадзорных субъектов. Разграничение проводится по предметным полномочиям, функциональные полномочия у территориальных и специализированных прокуратур одинаковы.
В ФЗ не содержится критериев.
Критерии содержатся в ведомственных актах генерального прокурора – Приказ генерального прокурора № 54 от 9 сентября 2002 года «О разграничении компетенции прокуроров территориальных и приравненных к ним, военных и других специализированных прокуратур».
Наиболее широкой компетенцией обладает территориальная прокуратура (всё, что не относится к компетенции специализированных прокуратур, принадлежит территориальным прокуратурам), т.е. этот Приказ сузил компетенцию специализированных прокуратур.
В составе прокуратуры Свердловской области выделяется:
- 5 транспортных прокуратур
- 3 природоохранные (в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге)
- 5 прокуратур по надзору за исполнением наказания
- 2 прокуратуры войсковых частей (в городах Новоуральске и Лесном).
Компетенция военной прокуратуры
Военная прокуратура – это единственная специализированная прокуратура, которая представляет военную систему.
Система военной прокуратуры:
1) Главная военная прокуратура
Осуществляет руководство системой военной прокуратуры. Это структурное подразделение генеральной прокуратуры.
2) прокуратуры округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения и другие прокуратуры, приравненные по правовому положению к прокуратурам субъектов РФ.
3) прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам низового звена (городов и районов).
Компетенция разграничивается по предметным полномочиям.
Круг поднадзорных военной прокуратуре субъектов:
1) органы управления и органы военного управления
2) руководители и должностные лица воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений вооружённых сил РФ, внутренних войск, Министерства внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, Службы внешней разведки, Федеральной службы железнодорожных войск и ряда других служб (как то Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (кроме Противопожарной службы), военная страховая компания).
3) военнослужащие; граждане, проходящие военные сборы; лица гражданского персонала вооружённых сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.
Направления деятельности военной прокуратуры:
1) общий надзор – надзор за исполнением конституции, законов, законностью правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей, иных граждан органами управления (в том числе органами военного управления), руководителями и должностными лицами воинских частей, учреждений, организаций, предприятий.
В рамках этого направления прокуратура также осуществляет надзор за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан: 1) допустивших нарушение пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через государственную границу, 2) допустивших нарушение правил добычи, использования, передачи, охраны морских биологических ресурсов и иные административные нарушения стандартов и норм природоохранного законодательства, отнесённые к компетенции Федеральной пограничной службы.
2) уголовное преследование
Осуществляется по делам о преступлениях, совершённых военнослужащими; гражданами, проходящими военные сборы; лицами гражданского персонала воинских формирований.
Преступления должны быть совершены: 1) в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, 2) в расположении (на территории) воинских частей, подразделений.
В рамках уголовного преследования прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам и материалам уголовных дел.
3) надзор за соблюдением прав и гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.
В изоляторах содержатся задержанные по подозрению в совершении преступления.
4) участие в рассмотрении уголовных дел, по которые военная прокуратура осуществляла надзор за расследованием
5) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:
- возбуждённых по инициативе военных прокуроров или
- если одной из сторон по делу являлась поднадзорная военной прокуратуре организация.
Компетенция транспортной прокуратуры
Транспортные прокуратуры подчиняются территориальной прокуратуре.
В систему транспортной прокуратуры входят прокуратуры, приравненные по правовому положению к прокуратурам низового звена (городов и районов).
Создаются транспортные прокуратуры применительно к инфраструктуре транспорта (часть их привязана к структурным подразделениям железных дорог, в каждом железнодорожном подразделении есть своя транспортная прокуратура).
Организует работу транспортных прокуратур соответствующая прокуратура субъекта РФ, в составе которой имеется специальное структурное подразделение – Отдел по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах.
Поднадзорные субъекты:
1) органы управления транспортными организациями (за исключением Министерств, т.к. это высшие органы управления транспортными организациями и они поднадзорны генеральной прокуратуре)
2) руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций Министерства путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Министерства транспорта (за исключением Автодорожной службы); руководители и должностные лица Федеральных служб: авиационной, морского и речного флота и некоторых других.
Транспортная прокуратура действует в отношении органов управления предприятий всех видов транспорта (за исключением автомобильного и городского).
3) работники предприятий, учреждений, транспортных организаций.
Направления деятельности транспортной прокуратуры:
1) надзор за исполнением конституции, законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами транспортного управления, руководителями и должностными лицами транспортных организаций.
2) уголовное преследование по трём категориям дел:
1) по делам о преступлениях, совершённых на территориях, относящихся к транспортным организациям: полотнах железных дорог, железнодорожных станциях, платформах, морских и речных портах, причалах, аэропортах и т.д.
2) по делам о преступлениях, совершённых работниками транспортных предприятий и организаций в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей
3) по делам о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации водного, воздушного, железнодорожного транспорта (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств).
Транспортные прокуроры осуществляют надзор за законностью дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам перечисленных выше категорий.
3) участие в рассмотрении судами уголовных дел, по которым транспортные прокуроры осуществляли надзор за расследованием
4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:
- возбуждённых по инициативе транспортных прокуроров в интересах поднадзорных им организаций или
- если одной из сторон по делу являлась поднадзорная им организация.
Компетенция природоохранной прокуратуры
Природоохранные прокуратуры создаются в местностях с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой или для охраны особо уникальных природных объектов (например, озеро Байкал, река Волга).
В систему природоохранной прокуратуры входят в основном прокуратуры, по правовому положению приравненные к прокуратурам низового звена (городов и районов). Практически все они являются межрайонными, деятельность каждой природоохранной прокуратуры распространяется на несколько административно-территориальных единиц. В системе природоохранной прокуратуры есть прокуратуры более высокого звена – например, Волжская межрайонная природоохранная прокуратура. Она действует на территории нескольких областей и республик, расположенных вдоль русла реки Волги. Прокурор Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры обладает правами прокурора субъекта РФ.
Основная задача природоохранных прокуратур – обеспечение исполнения природоохранного законодательства:
- органами управления
- контролирующими органами в сфере охраны природы
- коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющими оперативно-хозяйственную деятельность и причиняющими вред окружающей среде.
Организует работу природоохранных прокуратур (за исключением Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры) соответствующий прокурор субъекта РФ.
В Свердловской области этот вопрос курирует Отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства (т.к. нет специально выделенного отдела, структурного подразделения).
Основные направления деятельности:
1) надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан:
- представительными, законодательными, исполнительными органами власти субъектов РФ
- органами местного самоуправления
- природоохранными контролирующими органами и их должностными лицами
- органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2) уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершённых на предприятиях, учреждениях и в организациях, поднадзорных транспортной прокуратуре.
Перечень организаций, предприятий и учреждений определяется по согласованию с прокурором субъекта РФ (в отношении Волжского прокурора – по согласованию с прокурорами субъектов РФ).
3) участие в рассмотрении судами уголовных дел, в отношении которых природоохранный прокурор осуществлял надзор
4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:
- возбуждённых по инициативе природоохранного прокурора или
- если одной из сторон по делу является поднадзорная ему организация.
Компетенция прокуратуры по надзору за исполнением наказания (прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях)
Прокуратуры по надзору за исполнением наказания создаются в местах сосредоточения нескольких колоний или иных учреждений уголовно-исполнительной системы.
По правовому положению прокуратуры по надзору за исполнением наказания приравнены к прокуратурам низового звена (городов и районов).
Организует работупрокуратур по надзору за исполнением наказания соответствующая прокуратура субъекта РФ, в составе которой создаётся специальное подразделение – Отдел по надзору за исполнением уголовных наказаний.
Круг поднадзорных субъектов:
1) администрации учреждений уголовно-исполнительной системы
2) специальные подразделения по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.
Направления деятельности:
1) осуществление надзора за исполнением конституции и законов, за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание
2) уголовное преследование по следующим делам:
1) о преступлениях, совершённых осуждёнными, отбывающими наказание
2) о преступлениях, совершённых работниками этих учреждений по службе.
В рамках этого же направления осуществляется надзор за исполнением законов при производстве дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности.
3) участие в рассмотрении уголовных дел, по которым прокуроры осуществляли надзор за расследованием
4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:
- возбуждённых по инициативе прокурора в интересах поднадзорной ему организации или
- если поднадзорная прокурору организация является одной из сторон по делу.
Компетенция прокуратуры войсковых частей
Прокуратуры войсковых частей создаются для осуществления надзора за исполнением законов на особых территориях: закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), особо-режимных, особо-важных объектах.
В Свердловской области действуют две прокуратуры войсковых частей (в городах Новоуральске и Лесном).
В систему прокуратур войсковых частей также входят прокуратура ЗАТО города Межгорье и комплекса Байконур (по своему правовому положению они приравнены к прокуратурам субъекта РФ), остальные – обладают правами прокуратур низового звена (городов и районов).
Основные направления деятельности:
1) надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина:
- органами местного самоуправления
- органами контроля и их должностными лицами
- органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций
2) уголовное преследование по делам о преступлениях, совершённых в пределах этих административно-территориальных образований (кроме производства по делам в отношении военнослужащих).
В рамках этого же направления прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам о преступлениях, совершённых на этих территориях.
3) участие в рассмотрении уголовных дел, по которым прокуроры осуществляли надзор за расследованием
4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:
- возбуждённых по инициативе прокурора в интересах поднадзорной организации или
- если поднадзорная прокурору организация является одной из сторон по делу.
Всё, что не относится к компетенции отраслевых прокуратур, относится к компетенции территориальных прокуратур.
Если любому прокурору поступает сообщение о совершении преступления (и не ясно, к чьей компетенции оно относится), он должен предпринять первоначальные действия по реагированию, а потом, разобравшись, передаёт дело соответствующему прокурору.
Тема: Организация работы в органах прокуратуры