Тема 7. Президент Российской Федерации в системе органов государственной власти. Его полномочия в сфере исполнительной власти

Примерный план

1. Президент Российской Федерации в системе органов государственной власти.

2. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Методические указания

Президент Российской Федерации является главой государства (ст. 80 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Полномочия Президента РФ по отношению к органам исполнительной власти:

• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

• принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

• представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

• по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

• формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

• утверждает военную доктрину Российской Федерации;

• формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

• назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

• издает указы и распоряжения;

• вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом и т. д.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Тема 8. Понятие и юридическое значение административно-правовых актов управления, их классификация

Примерный план

1. Правовые акты управления: понятие и виды.

2. Классификация административно-правовых актов управления.

Методические указания

Издание правовых актов управления является одной из основных административно-правовых форм государственного управления.

Правовые акты управления имеют следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность.

Подзаконность акта управления означает, что издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующего законодательства и издается в пределах компетенции данного органа управления. Подзаконность акта управления в широком смысле понимается и как соответствие актов не только закону, но и актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты управления являются одним из важнейших источников административного права.

Наши рекомендации