Т.о., в РФ б. признаваться вещные права на им-во, возникшие в иностранном гос-ве на основании норм иностранного права.
П. 2 ст. 1206 ГК устанавливает дополнительные правила для определения применимого права в отношении им-ва, находящегося в пути. Под таким им-ом понимаются вещи, которые находятся в процессе транспортировки вне зависимости от оснований такого перемещения. Вещные права в отношении такого им-ва определяются по праву страны, из которой это им-во отправлено.
Особый характер носят положения законодательства о вещных правах на ТС. К таким средствам не м. применяться традиционный коллизионный принцип места нахождения вещи. Соответственно, применимое право по отношению к такому им-ву определяется на основе юр. фикции постоянного места нахождения на территории той страны, где такое им-во зарегистрировано.
Некоторые коллизионные нормы в отношении вещных прав также содержатся в КТМ, в частности, ст. 417 определяет, что право на им-во, затонувшее во внутренних морских водах или территориальном море, определяется законом гос-ва, в котором им-во затонуло. Если им-во затонуло в открытом море, то к им-ву применяется закон флага судна.
Коллизионные вопросы вещных прав также регулируются несколькими международными соглашениями. На универсальном уровне действуют Гаагская конвенция о праве, применяемом к переходу права соб-ти в международной торговле товарами. При этом конвенция наряду с применением общего коллизионного принципа многие вопросы, в том числе, переход права соб-ти решает на основании обязательственного статута. Для стран СНГ действует Минская конвенция 1993 г. и Кишиневская конвенция 2002 г. Данные НА в качестве основного принципа закрепляют закон места нахождения вещи и в целом содержат те же положения, что и ГК.
Национализация в МЧП.
Национализация - изъятие им-ва, находящегося в частной соб-ти и передача его в соб-ть гос-ва.
В результате национализации в соб-ть гос-ва переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики.
Национализацию как меру по изъятию имущества следует отличать от конфискации (это мера наказания индивидуального характера), экспроприации (это мера по передаче в собственность государства отдельных объектов) и реквизиции (это мера по временному изъятию имущества в чрезвычайных обстоятельствах). Реквизиция может и не влечь передачи права собственности.
Право любого гос-ва на проведение национализации вытекает из принципа гос-го суверенитета. В частности, право гос-ва на национализацию б. подтверждено рядом резолюций Генеральной ассамблеи ООН, первая из которых б. принята в 1952 г. следует помнить, что условия проведения национализации определяются не МП, а внутренним правом гос-ва, осуществляющего национализацию. С т.зр. проблематики МЧП необходимо выделить некоторые общие черты, которые характерны для правовой природы национализации.
Во-первых, акт национализации – это акт гос-ой власти.
Во – вторых, национализация – это социально экономическая мера общего хар-ра, а не мера наказания отдельных лиц.
В-третьих, национализация м. осуществляться в отношении соб-ти вне зависимости от того, кому она принадлежит.
В – четвертых, каждое гос-во, проводящее национализацию вправе определить условия о компенсации. При этом, компенсация в ходе национализации не явл-ся обязательной, а целиком зависит от гос-го усмотрения. Право каждого гос-ва самостоятельно определять форму и размер национализации б. подтверждено Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в 1973 г.
Т.к. каждое гос-во вправе принимать меры по национализации, значит, оно также имеет право принять на себя обязательство не осуществлять действий, направленных на принудительное изъятие иностранных капиталовложений. Такие обязательства гос-ва принимают на себя в рамках международных инвестиционных договоров.
Закон о национализации имеют экстерриториальное действие, т.е д. признаваться за пределами гос-ва, их принявшего. Т.е. гос-во, осуществившее национализацию д.б. признано за границей соб-ом национализированного им-ва вне зависимости от места нахождения данного им-ва.
В настоящее время ни судебная практика, ни законодательство иностранных гос-в не оспаривают действия законов о национализации в отношении им-ва, которое в момент национализации находилось на территории гос-ва, осуществившего национализацию.
Вместе с тем возникают серьезные проблемы, которые связаны с применением законов о национализации в отношении им-ва, находящегося в момент национализации за рубежом. Суды многих иностранных гос-в ссылаются на то, что приобретение права соб-ти м. определяться только законом страны его места нахождения. Решение данной проблемы возможно только путем заключения соответствующих международных соглашений. В таких соглашениях происходит урегулирование имущественных претензий, возникших в связи с проведением национализации. СССР заключил большое кол-во подобных соглашений, которые продолжают действовать в настоящее время.