Установление содержания и применение норм иностранного права.

В МЧП существует презумпция применения иностранного права. Презюмируется и необходимость установления его содержания.

Правоприменительный процесс основан на общем принципе «судья знает право» (juranovitcuria): суд и другие правоприменительные органы знают свое национальное право и применяют его. Обязанность сторон – приводить факты и доказывать их, а обязанность суда – оценивать доказательства и применять соответствующие правовые нормы. Если отечественная коллизионная норма отсылает к иностранному правопорядку, то судья изначально не может знать его содержания.

Общий концептуальный подход к пониманию иностранного права: суд устанавливает содержание иностранного права exofficio (по должности) по собственной инициативе и в силу обязанности, возложенной на него законом; суд применяет иностранное право как систему юридически обязательных предписаний. Суду, а не сторонам, ссылающимся на иностранное право в обоснование своих требований, вменяется обязанность по выяснению содержания иностранных предписаний. Цель установления содержания иностранного права – определение нормативно‑правовой основы будущего судебного решения, а не выявление фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Иностранное право применяется в том объеме, в каком оно применяется в его «родном» государстве «родным» судом. В законодательстве большинства государств закреплен специальный механизм установления содержания иностранного права, например:

1) бремя установления содержания иностранного права возложено на суд. Суд exofficio должен запросить информацию о содержании иностранного права, но может использовать информацию, предоставленную сторонами. Обязанность устанавливать содержание иностранного права не может быть возложена на стороны (Венгрия, Германия, Италия, Мексика, Украина);

2) содержание подлежащего применению иностранного права устанавливается судом по должности; одновременно суд вправе потребовать содействия сторон и возложить на них обязанность установить содержание иностранного права (Австрия, Тунис, Румыния);

3) при рассмотрении споров из определенных видов деятельности либо по определенным притязаниям бремя установления содержания иностранного права может быть возложено на стороны (Россия, Швейцария);

4) бремя установления содержания иностранного права во всех случаях возложено на стороны (Великобритания).

В Германии суды строго придерживаются принципа «juranovitcuria». Требование стороны не может быть отвергнуто на том основании, что иностранное право ею не доказано.

12. Ограничение действия коллизионной нормы оговоркой о публичном порядке.

Оговорка о публичном порядке выступает как проявление суверенного характера государственной власти в пределах территории ее функционирования. Коллизионное право конкретного государства допускает применение на его территории иностранного права в силу отсылки собственной коллизионной нормы. Иностранное право, подлежащее применению, заранее неизвестно и может основываться на принципах и доктринах, чуждых правовой системе, существующей в месте его применения. В этой ситуации оговорка о публичном порядке выступает как своеобразный фильтр, пройдя через который иностранное право может быть реализовано в чуждой ему окружающей среде.

Цель оговорки о публичном порядке – ограничить действие определенной нормы иностранного права, но не иностранного права в целом. Характерной чертой публичного порядка является тот факт, что обычно ни законодательство, ни международные договоры не устанавливают перечня случаев применения оговорки о публичном порядке. Это, в частности, объясняется тем, что со временем изменяются ценности и общепринятые представления о морали (нравственности), а также иные составляющие публичного порядка. Иностранное право не должно применяться при наличии следующих условий:

• содержание норм иностранного права сильно отличается от содержания норм отечественного права;

• в результате применения норм иностранного права нарушенными окажутся охраняемые отечественным законом интересы субъектов права;

• результат применения иностранного права несовместим с основными принципами отечественного правосознания. В науке МЧП выделяют четыре вида публичного порядка:

• внутренний публичный порядок (любой внутренний публичный порядок отражает принадлежность государства к той или иной правовой системе, правовой семье, со свойственными им правовыми традициями, юридической техникой и др.);

• международный публичный порядок (международный публичный порядок призван регулировать отношения с участием иностранного элемента, т. е. правоотношения, возникающие в международном обороте, внутренний публичный порядок – внутренние правовые отношения, т. е. правоотношения без участия иностранного элемента. При этом содержание правовых категорий «внутренний публичный порядок» и «международный публичный порядок» самостоятельно формируется в каждом государстве);

• транснациональный публичный порядок (в качестве составляющих транснационального публичного порядка рассматриваются общепризнанные принципы и нормы международного права; транснациональный публичный порядок выводят из отдельных положений международных договоров. Так, в качестве источников транснационального публичного порядка принято рассматривать Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека ООН (1948);

• процессуальный международный публичный порядок (широкое распространение и использование международного публичного порядка при решении вопроса о принудительном исполнении на территории какого-либо государства решения, вынесенного иностранным судом или арбитражем. Общим правилом является недопустимость пересмотра решения, вынесенного иностранным судом, или арбитражного решения по существу. При этом если исполнение любого из названных решений может привести к нарушению международного публичного порядка, в его признании и приведении в исполнение может быть отказано).

13. Обратная отсылка, отсылка к третьему закону в международном частном праве.

Термин «обратная отсылка» – собирательный, он включает в себя и отсылку к праву третьего государства. Основная причина проблемы данного института кроется в различном содержании национальных коллизионных норм, что приводит к тому, что иностранное право, избранное на основании отечественного права, отсылает обратно к отечественному праву или к праву третьего государства.

Обратная отсылка – результат столкновения коллизионных норм различных государств или коллизия коллизий.

В связи с этим следует иметь в виду, что существует три группы стран:

1) страны, законы которых предусматривают применение обратной отсылки в полном объеме;

2) страны, законы которых предусматривают применение обратной отсылки, но отсылки только к своему праву;

3) страны, законодательство которых полностью отвергают применение обратной отсылки.

Статья 1190 Гражданского кодекса говорит, что любая отсылка к иностранному праву в соответствии с правилами настоящего раздела должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не к коллизионному праву соответствующей страны, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи. Обратная отсылка иностранного права может приниматься в случаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положение физического лица (ст. 1195–1200).

Одним из механизмов, определяющих пределы и условия применения коллизионных норм, действующих различными способами и в разных направлениях, является оговорка о публичном порядке. В ст. 1193

Гражданского кодекса РФ закреплено следующее правило: норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права. Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации.

14. Сущность взаимности в международном частном праве. Понятие реторсии.

В международном частном праве принцип взаимностипонимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два видавзаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсиейпонимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспектаодновременно:

1) данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;

2) должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

.

15. Понятие правового режима и его виды в международном частном праве.

Правовой режим - это совокупность прав и обязанностей иностранных физических и юридических лиц.

В международном частном праве различают три вида правового режима:

- национальный режим - это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам таких же прав и обязанностей, какие имеют собственные граждане и юридические лица. Национальный режим устанавливается национальным законодательством и международными договорами.;

- режим наибольшего благоприятствования - это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам такого режима, какой предоставляется или будет предоставляться физическим и юридическим лицам третьей страны.Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на основе международных договоров. Сфера его применения - торговля, мореплавание, правовое положение иностранных организаций. Сторона без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию другой Стороны, режим не менее благоприятный чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны, во всех вопросах, относящихся к:

- а) таможенным пошлинам и сборам любого вида, налагаемым на или в связи с импортом или экспортом, включая способ взимания таких пошлин и сборов;

- б) способам оплаты импорта и экспорта и международного перевода таких платежей;

- в) правилам и формальностям в связи с импортом и экспортом, включая те, которые относятся к таможенной очистке, транзиту, складированию и перегрузке;

- г) налогам и другим внутренним сборам любого рода, применяемым прямо или косвенно к импортируемым товарам;

- д) правилам, касающимся продажи, покупки, перевозки, распределения, хранения и использования товаров на внутреннем рынке.

Отличие режима наибольшего благоприятствования от национального режима состоит в том, что при национальном режиме в равное положение ставятся иностранные и собственные физические и юридические лица, а при режиме наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные физические и юридические лица между собой.

- специальный режим (преференциальный режим) — предоставление одними государствами другим государствам или в рамках определенной группы государств льгот в сфере торгово-экономического сотрудничества.Преференциальный режим выражается в предоставлении льгот:

а) в сфере международной торговли с развивающимися странами;

б) для стран, участвующих в таможенных союзах;

в) для стран, участвующих в зонах свободной торговли;

г) в приграничной (прибрежной) торговле.

16. Правовое положение физических лиц в международном частном праве.

Такое понятие, как «физическое лицо»,охватывает следующие категории субъектов международного частного права: российские граждане; российские граждане, имеющие дополнительное гражданство; иностранные граждане; иностранные граждане, имеющие дополнительное гражданство (бипатрид); лицо без гражданства (апатрид); беженец.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации и доказательств наличия у него гражданства (подданства) иностранного государства.

Беженец – лицо, не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желающее прибыть на территорию России, которое было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.

Вопросы, составляющие правовой статус физического лица, решаются его личным законом: правоспособность и дееспособность; ограничение и лишение дееспособности; признание лица умершим; личные неимущественные права, т. е. право на имя, честь, достоинство, деловую репутацию.

Исторически личный закон сложился и применяется в двух формах:закон места жительства – означает применение права страны, на территории которой лицо проживает; закон гражданства – означает применение права страны, гражданином которой лицо является.

В основе такого деления лежат два критерия:территориальный – подчинение всех, кто находится на территории данного государства, праву этого государства; экстерриториальный – подчинение праву данного государства всех своих граждан независимо от места их нахождения.

Под личным законом физического лица понимается:1) право страны, гражданство которой это лицо имеет; 2) если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство – российское право; 3) если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации – российское право; 4) при наличии у лица нескольких иностранных гражданств – право страны, в которой это лицо имеет место жительства;

5) личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства; 6) личным законом беженца считается право страны, предоставившей убежище такому лицу.

Сферой примененияличного закона физического лица согласно ч. 3 ГК РФ являются: 1) гражданская правоспособность; 2) гражданская дееспособность; 3) основания для признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным, юридические последствия признания, основания и последствия отмены ограничения дееспособности; 4) вопросы опеки и попечительства; 5) весь комплекс вопросов, связанных с правом физического лица на имя, его использование и защиту;6) вопросы, возникающие при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении его умершим.

17. Регулирование нормами международного частного права положения иностранных граждан в России.

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.

В отношении иностранных граждан в Российской Федерации действует принцип безусловного национального режима.

Условный национальный режим связан с наличием взаимности, в то время как безусловный не связан с фактом предоставления национального режима собственным гражданам на территории соответствующего иностранного государства. Национальный режим всегда несет в себе качество относительности. Ни в одной стране нет полного уравнивания прав иностранцев с местными гражданами, т. е. всегда будут иметь место различные изъятия:

1) изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с российскими гражданами. В гражданско-правовой сфере ограничение прав иностранцев выражается в запрете на занятие ими должностей, представляющих важность для защиты интересов общества и государства, либо в силу неполучения государственной власти иностранными гражданами, либо в силу выполнения профессиональных функций, связанных с повышенной опасностью для общества;

2) правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав и особенностями их юридической природы. Сюда относят запреты на приобретение иностранными гражданами в пользование участков континентального шельфа, недр, лесного фонда и т. д.

Применение личного закона иностранца ограничивается в пользу российского права, если иностранный гражданин совершает гражданско-правовые действия на территории России.

Дееспособность иностранных граждан определяется его личным законом, в соответствии с которым наличие дееспособности иностранца по личному закону означает, что он дееспособен везде. Однако если иностранец не дееспособен по личному закону, то достаточно, чтобы он признавался дееспособным по месту совершения акта. Иностранец, не обладающий дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если он является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об отсутствии дееспособности.

Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны места пребывания.

Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством Российской Федерации. Эта задача обеспечивается работой посольств и консульств за рубежом.

Задачами посольств являются:

1) защита в государстве их пребывания прав и интересов российских граждан и российских юридических лиц с учетом законодательства страны пребывания;

2) государственная регистрация рождения, заключения брака, установления отцовства, перемены имени, смерти.

Должностные лица консульских учреждений выполняют ряд нотариальных действий, таких как удостоверение сделок, принятие мер для охраны наследственного имущества и т. д.

18. Правоспособность и дееспособность иностранных граждан, которые наделены иммунитетами и привилегиями.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется, в соответствии со ст. 399 ГПК, их личным законом (lex patria), т.е. правом страны, гражданство которой он имеет, или соответственно правом страны, в которой лицо имеет место жительство. Такое правило устанавливает исключение из общего правила (lex fori) о неприменимости иностранного права в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 398 ГПК).

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранного гражданина или лица без гражданства определяется российским правом только в случае, если иностранный гражданин наряду с иностранным гражданством имеет гражданство РФ или имеет место жительства в Российской Федерации (ст. 36,37 и ч. 3 ст. 399 ГПК); если на основе личного закона физическое иностранное лицо не является дееспособным, то оно может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным в соответствии с российским законодательством (ст. 37 и ч. 5 ст. 399 ГПК).

Процессуальная правоспособность иностранных организаций определяется ее личным законом, т.е. правом страны, в которой она учреждена. Если личный закон не наделяет иностранную организацию процессуальной правоспособностью, то на территории РФ она может быть признана процессуально правоспособной на основании российского права.
Процессуальная правоспособность международной организации определяется на основе международного договора, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут участвовать в гражданском судопроизводстве лично или через представителя. В качестве представителя могут выступать российский гражданин, адвокат — член инюрколлегии (специализирующейся на оказании правовой помощи по делам с «иностранным элементом»), юридические фирма (обладающие лицензией на право оказания представительских услуг), иностранный адвокат или иностранная юридическая фирма.

Международными договорами РФ с рядом зарубежных государств предусмотрена возможность представительства иностранных граждан консулами. В соответствии со ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. консульскими функциями является «с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов».
Полномочия представителя оформляются доверенностью (ст. 53 ГПК), за исключением законного представительства (ст. 53 ГПК) и представительства консулами.

Иностранные государства в РФ обладают судебным иммунитетом (неприкосновенностью), что означает изъятие одного государства из-под юрисдикции другого. В соответствии со ст. 401 ГПК предъявление иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государ-ству и находящееся на территории РФ, принятие к этому имуществу ^ер по обеспечению иска, обращение взыскания на имущество в порядок исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства. Международным договором с участием РФ или федеральным законом могут устанавли-ваться ограничения из общего принципа судебного иммунитета.

Судебный иммунитет международной организации, если она не занимается предпринимательской деятельностью, является абсолютным, его пределы и объем определяется международным договором и федеральными законами РФ, а также их уставами, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организаций со страной пребывания. Например, ООН, в соответствии со ст. 105 Устава ООН, пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.

Дипломатический иммунитет имеет абсолютный характер, регулируется внутренним законодательством и международными договорами. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Это означает, что к ним нельзя предъявить иск, принудительно привлечь к участию в процессе в качестве свидетелей, экспертов и др.

Дипломатический иммунитет не защищает от:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, если дипломатический агент, выступая в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя, действует как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Члены семьи дипломатических агентов, проживающие вместе с ним, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами, если они не являются гражданами государства пребывания.

Консульский иммунитет имеет ограниченный (функциональный) характер. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. устанавливает судебный иммунитет консульских должностных лиц и консульских служащих, которые не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания относительно действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, за исключением гражданского иска, вытекающего из договора, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательства в качестве агента представляемого государства, а также иска третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожно-транспортным средством, судном или самолетом.

Наши рекомендации