Формы внешнеэкономических сделок.

ст.1209 ГК – форма сделки подчиняется праву месту ее совершения. При этом если соблюдены требования российского права такая сделка по форме в любом случае считается действительной. В случае, если одной из сторон сделки выступает российское юридическое лицо или ИП, личным законом которого является российское право, то форма сделки подчиняется российскому праву не зависимо от места ее совершения.

Как правило, законодательство большинства государств предусматривает особое регулирование применительно к недвижимому имуществу, например п.3 ст.1209 ГК устанавливает, что форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества внесенного в государственный реестр РФ российскому праву.

п.3 ст.834 ГК Вьетнама устанавливает, что гражданский договор, связанный с недвижимым имуществом во Вьетнаме подчиняется вьетнамскому праву.

ст.433 Монголии – форма сделок, относящихся к недвижимому имуществу, находящемуся на территории Монголии, определяется по монгольскому праву.

ст.31.3 Закона О МЧП Украины устанавливает, что внешнеэкономический договоров, если хотя бы одной из сторон является гражданин Украины или юридическое лицо Украины, заключается в письменной форме не зависимо от мета ее заключения, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины.

п.1ст.1209 в сочетании с п.2 ст.162 ГК приводит к выводу, что в РФ внешнеэкономическая сделка должна совершаться строго в письменной форме под страхом ее недействительности.

Законодательство иных государств, также зачастую императивно устанавливает письменную форму внешнеэкономических сделок, прим. Украина, Куба, Чили, Литва, Аргентина, Эстония, Белоруссия, Венгрия, Монголия.

Попытка унифицировать форму и порядок подписания внешнеторговых контрактов принята в Венской Конвенции «О договорах международной купли-продажи товаров». Она допускает заключение контрактов, как в устной, так и в письменной форме. РФ в ней участвует, однако сделана оговорка о нераспространении не нее норм недопустимости устных форм сделок для заключения, изменения и прекращения внешнеторговых контрактов.

Форма доверенности регулируется либо правом места ее составления, либо правом применимым к договору. «По форме документ, подтверждающий полномочия представителя, признается действительным, если он является таковым по праву, регулирующему существо обязательства или по праву государства на территории которого данный документ составлен» - ст.60 Закона О реформе МЧП Италии.

По российскому праву форма, срок действия и основания прекращения доверенности определяются по праву страны, где выдана доверенность, при этом доверенность по форме надлежащая, если соблюдены требования российского права – ст.1217 ГК.

Односторонние сделки.

К обязательства, возникающим из односторонних сделок, применяется право страны места жительства или основного места деятельности стороны, принимающей на себя обязательство по односторонней сделке – ст.1217 ГК.

Норма диспозитивна, иной порядок может применяться, если это вытекает из закона, условий или существа сделки, совокупности фактических обстоятельств дела.

В законодательстве других стран иногда применяется привязка к праву места совершения сделки: «Односторонне обязательство регулируется правом государства, на территории которого оно было сделано» - ст.59 Закона О реформе МЧП Италии.

С точки зрения соответствия формы действительность договора по форме по праву одного государства и недействительность по праву другого используется в качестве самостоятельного критерия, при котором из 2-х или более правопорядков предпочтение должно быть отдано тому, в соответствии с которым данная сделка должна быть признана действительной (принцип благоприятствования сделке); наибольшее распространение он получил в США и считается одним из основных начал МЧП этой страны.

Негосударственные средства регулирования международных торговых отношений.

Lex mercatoria.

Это понятие используется для обозначения всего существующего массива национального и международного регламентирования внешнеторговых отношений, т.е. глобального осмысления правил международной торговли.

Это автономный правопорядок, который создается не государством и не группой государств, а непосредственно субъектам международной торговли. Это международное коммерческое право, объединяющее нормы прямого действия и устраняющее саму возможность коллизий между правовыми системами различных государств.

Основные инструменты Lex mercatoria разрабатываются в рамках международных организаций. С точки зрения доктрины Lex mercatoria представляет квази-правовое регулирование, т.е. положения Lex mercatoria не подлежат принудительному исполнению и обязывают стороны в том случае, если становятся частью контрактных обязательств.

По своей природе Lex mercatoria – система негосударственного регулирования международной торговли.

Главенствующую роль в формировании Lex mercatoria возлагается на международные организации:

- ЮНСИТРАЛ – 1983 г. приняла Единообразные правила о договорных условиях согласования суммы, причитающеюся в случае неисполнения обязательств, 1992 г. – Правовое руководство по международным встречным торговым сделкам, 1996 г . – Типовой закон Об электронной торговле.

- УНИДРУА – разработала большое число правил, принципов и т.д., посвященных унификации частного права, а также гармонизации и координации коммерческого права между государствами, например, Руководство по организации международной сети коммерческой концессии;

- ОЭСР – разработала Руководящие принципы для много национальных предприятий;

- МОТ – Принципы много национальных предприятий и социальной политики;

- Международная торговая палата – ей составлено значительное число сводов единообразных правил в различных отраслях предпринимательской деятельности: ИНКОТЕРМС, Йорк-Антверпенские правила об общей аварии, Унифицированные правила по документарным аккредитивам, Образцы договора международной купли-продажи, агентского и других договоров.

Ссылка в контракте на международные своды принципов, обычаев делового оборота и торговых обыкновений в определенной степени исключает договор из сферы действия национального права, поскольку такие условия, включенные в контракт, становятся договорными и соответственно в иерархии правового регулирования стоят выше диспозитивных нормы.

Необходимо принимать во внимание, что не все страны разделяют позицию о самом факте существования Lex mercatoria, как регулирующей системы. Например, Закон РФ О международном коммерческом арбитраже в п.1 ст.28 устанавливает, что любое указание на право, или систему права какого-либо государства должно трактоваться как непосредственная отсылка к материальному праву этого государства.

Наши рекомендации