Раздел 5. Социальная защита населения в РФ
.
Тема "Социальная защита населения в РФ" как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.
1. Социальная защита населения
Социальная защита - политика и целенаправленная деятельность, а также средства государства и общества по обеспечению индивиду, социальной группе, в целом населению комплексной, разносторонней поддержки в решении различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального восстановления или приобретения.
Основные формы социальной защиты: социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, регулирование доходов и расходов населения, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные услуги, целевые социальные программы.
1.1 Социальное страхование в РФ
Социальное страхование - институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость), места работы или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением. Существуют две формы социального страхования: обязательное по закону для субъектов страхования (государственное) и добровольное. Типичные виды социального страхования - пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей.
По объему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг социальное страхование служит базовым институтом социальной защиты. В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8% ВВП.
Современная система государственного страхования в России включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.
Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.
В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов между государством, работодателями и трудящимися.
Важным шагом в этом направлении было принятие целого ряда законодательных актов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации Государственного фонда занятости как самостоятельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т. д.
Формирование принципиально новой для нашей страны системы социального страхования (если не брать во внимание короткого исторического периода его существования в 1912-1917 г.г.) происходит на законодательной основе. Приняты новые законы "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1990 г. и 1997 г.), Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (1997 г.), "О Медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1991 г.), "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г.), Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" (1999 г.).
Переход на обязательное медицинское страхование следует также рассматривать как одну из форм социальной защиты граждан в ряду социальных гарантий государства.
Сейчас в РФ возрастает роль внебюджетных государственных фондов социального страхования.
Деятельность внебюджетных фондов строится по-разному. Пенсионный фонд большую часть средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26 % общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования -- территориальный, на федеральном уровне сосредоточивается всего 0,2 % при общем взносе 3,6 %. Фонд занятости также формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20 %.
1.2 Реформирование пенсионной системы в РФ
Пенсионная система РФ претерпевает в настоящее время существенные изменения. От пенсионной системы, сформированной на исключительно распределительных принципах, происходит переход к пенсионной системе, построенной на страховых принципах и включающей в себя распределительный и накопительный компоненты. В этой связи особенно важным становится факт появления в пенсионном законодательстве нормативных правовых актов, не только являющихся законодательной основой для назначения и выплаты трудовых пенсий, но и регулирующих финансовые основы пенсионной системы.
Основополагающим документом в этом смысле является Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с учетом последующих изменений и дополнений), который впервые устанавливает правовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и определяет, что право на обязательное пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов. Положениями указанного Федерального закона устанавливаются источники формирования средств для финансирования каждой из частей трудовой пенсии, а также ставки страховых взносов, в соответствии с которыми осуществляется их уплата. Кроме этого, устанавливаются правовые основы формирования бюджета Пенсионного фонда РФ и определяются порядок учета и направления страховых взносов для финансирования накопительной части трудовой пенсии на инвестирование. Последнее является существенным моментом и новацией в пенсионном законодательстве.
Принципы формирования накопительной части трудовой пенсии построены на реализации накопительных механизмов, которые подразумевают сохранение накоплений и их прирост за счет дохода от инвестирования. Конечно, любой человек может вкладывать свои деньги в фондовый рынок и делать это с прибылью для себя или с потерей капитала. Однако средства, направляемые на инвестирование частным инвестором, не идут ни в какое сравнение с ресурсами больших инвесторов, таких как пенсионные фонды, поскольку частный инвестор в большей степени должен принимать в расчет комиссионные посредников, а также нехватку собственного знания фондового рынка. Поэтому, принимая во внимание мировую практику развития пенсионных систем и организацию накопительных составляющих, при реформировании пенсионной системы в РФ было принято решение о следующем порядке формирования трудовой пенсии.
Трудовая пенсия в РФ будет формироваться из трех составляющих:
- базовой части, которая будет иметь фиксированный размер для каждой категории получателей государственных пенсий;
- страховой части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой за него страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;
- накопительной части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
Формирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться путем уплаты работодателем страховых взносов за каждое застрахованное лицо. Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются в специальной части его индивидуального лицевого счета системы персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и подлежат дальнейшему инвестированию.
Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. "О негосударственных пенсионных фондах". Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страховые взносы на именные счета в негосударственные пенсионные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличение размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондов происходит соединение элементов банковской, страховой и инвестиционной деятельности.
Как недостаток следует отметить, что плательщики не гарантированы от банкротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам могут обеспечивать только сравнительно богатые компании. В связи с этим необходимо принятие законов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.
1.3 Инфраструктура социального обеспечения государства
В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной.
В ст. 39 Конституции РФ упоминается лишь денежная форма социального обеспечения - государственные пенсии и социальные пособия. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.
Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения.
Социальная служба -- это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении. Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений социальных служб, является федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", вступивший в действие в декабре 1995 г.
Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К основным видам социального обслуживания относятся: материальная помощь (денежная и продуктово-товарная); социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО; предоставление временного приюта; консультативная помощь по различным направлениям; реабилитационные услуги и т. д.
Все учреждения социального обслуживания можно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.
К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенной территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т. п.). Они оказывают первичную социальную поддержку всем обратившимся за помощью.
Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи. Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания и др.
К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т. п.) или оказывающие специфические услуги. К ним относятся:
-- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
-- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
-- социальные приюты для детей и подростков;
-- центры экстренной социальной помощи по телефону;
-- центры (отделения) социальной помощи на дому;
-- дома ночного пребывания;
-- специальные дома для одиноких престарелых;
-- стационарные учреждения социального обслуживания;
-- геронтологические центры и др.
Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности или быть на смешанном финансировании.
Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.
В то же время экономическая эффективность деятельности социальных служб зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального поддержания работающих.
Задания для самостоятельной работы:
Изучить лекцию
Работа с текстом Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»
Работа с текстом Гражданско- процессуально кодекса
Приложение 1
ТЕСТ
Тема: Юридические лица как субъекты предпринимательских отношений
1. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций:
а) определен в ГК РФ;
б) определен в ГК РФ и в иных законах;
в) определен в законе «О коммерческих организациях.
2. Фирменное наименование, включающее указание на организационно-правовую форму, должны иметь все:
а) только коммерческие организации;
б) только некоммерческие организации;
в) коммерческие и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
3. Можно ли утверждать, что все коммерческие организации имеют общую правоспособность, если иное не определено учредительными документами?
а) да;
б) нет.
4. Кто может стать учредителем и собственником компании в организационно-правовой форме индивидуального частного предприятия?
а) лицо, зарегистрированное как предприниматель;
б) государство;
в) никто;
г) только коммерческая организация.
5. Могут ли учредители юридического лица наделить его специальной правоспособностью:
а) могут;
б) не могут, так как сделки направленные на ограничение правоспособности, недействительны.
6. Правовой статус полного товарищества определяется его:
а) положением;
б) уставом;
в) уставом и учредительным договором;
г) учредительным договором.
7. Учредительный(е) документ(ы) акционерного общества – это:
а) положение;
б) устав;
в) устав и учредительный договор;
в) учредительный договор.
8. Место нахождения юридического лица - это:
а) место его государственной регистрации;
б) его юридический адрес;
в) его почтовый адрес;
г) место нахождения его исполнительного органа.
9. Участники полного товарищества несут_________________ по его обязательствам.
а) ответственность в пределах своего вклада в складочный капитал;
б) солидарно несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом;
в) персональную ответственность.
10. Признаки, присущие юридическому лицу:
а) организационное единство;
б) имущественная обособленность;
в) самостоятельная имущественная ответственность;
г) все перечисленное.
11. Государственная регистрация юридического лица осуществляется со дня представления документов в регистрирующий орган в срок не более чем:
а) 5 дней;
б) 7 дней;
в) 10 дней;
г) 15 дней.
12. Юридическое лицо считается ликвидированным с момента:
а) вступления в законную силу решения суда;
б) закрытия расчетных счетов предприятия;
в) отзыва лицензии;
г) внесении об этом в единый государственный реестр юридических лиц.
13. Юридическое лицо считается созданным с момента:
а) утверждения устава;
б) назначения генерального директора;
в) государственной регистрации;
г) решения общего собрания.
14. К коммерческим организациям относятся:
а) ассоциации и союзы;
б) фонды;
в) потребительские кооперативы;
г) производственные кооперативы.
15. К некоммерческим организациям относятся:
а) ассоциации и союзы;
б) товарищества;
в) акционерные общества;
г) учреждения.
Приложение 2
ТЕСТ
Тема: Правовые основы несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов
1. Самые общие положения о несостоятельности содержатся в:
а) ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»;
б) Гражданском кодексе РФ, части первой;
в) ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
2. Должник признается несостоятельным (банкротом):
а) общим собранием учредителей организации должника;
б) ликвидационной комиссией;
в) арбитражным судом;
г) арбитражным управляющим.
3. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязательства не исполнены в течение:
а) 1 месяца с даты надлежащего исполнения;
б) 2 месяцев с даты надлежащего исполнения;
в) 3 месяцев с даты надлежащего исполнения;
г) 6 месяцев с даты надлежащего исполнения.
4. Дела о банкротстве рассматриваются по правилам:
а) Арбитражного процессуального кодекса РФ;
б) Гражданского процессуального кодекса РФ;
в) Кодекса РФ об административных правонарушениях;
г) Уголовно-процессуального кодекса.
5. Дело о банкротстве возбуждается, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее:
а) 10 тыс. руб;
б) 10 тыс. МРОТ;
в) 100 МРОТ;
г) 100 тыс. руб.
6. Дело о банкротстве возбуждается, если требования к должнику – физическому лицу в совокупности составляют не менее:
а) 10 тыс. руб;
б) 10 тыс. МРОТ;
в) 100 МРОТ;
г) 1000 тыс. руб.
7. Правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом не обладает:
а) уполномоченный орган;
б) конкурсный кредитор;
в) конкурсный управляющий;
г) должник.
8. Реестр требований кредиторов ведет:
а) арбитражный управляющий или реестродержатель;
б) арбитражный суд;
в) конкурсные кредиторы;
г) уполномоченные органы.
9. Нововведенной процедурой ФЗ 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» является:
а) внешнее управление;
б) финансовое оздоровление;
в) наблюдение;
г) конкурсное производство.
10. Меры по восстановлению платежеспособности не принимаются при процедуре:
а) финансовое оздоровление;
б) внешнее управление;
в) конкурсное производство.
11. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие обязательства:
а) по выплате вознаграждения арбитражному управляющему;
б) вследствие причинения вреда жизни или здоровью;
в) по выплате вознаграждений по авторским договорам;
г) по текущим коммунальным платежам;
12. Мировое соглашение может быть заключено:
а) непосредственно перед введением конкурсного производства;
б) при процедуре внешнего управления;
в) на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;
г) при процедуре финансового оздоровления.
Приложение 3
ТЕСТ
Тема: Сделки в предпринимательской деятельности
1. Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей - …
а) сделка;
б) договор;
в) обязательство.
2. Сделки не могут совершаться в форме:
а) устной и письменной;
б) молчанием;
в) совершением преступления.
3. Сделка для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны:
а) односторонняя сделка;
б) безвозмездная сделка;
в) консенсуальная сделка.
4. Сделка, в которой обязанность одной стороны совершить определенные действия соответствует обязанности другой стороны предоставить материальное или иное благо:
а) возмездная сделка;
б) реальная сделка;
в) двусторонняя сделка.
5. Сделка, которая порождает права и обязанности сторон с момента достижения ими соглашения:
а) консенсуальная сделка;
б) двусторонняя сделка;
в) возмездная сделка.
6. Сделка является недействительной независимо от признания ее таковой и не порождает для ее участников правовых последствий в силу ее нарушения действующего законодательства:
а) ничтожная сделка;
б) оспоримая сделка;
в) мнимая сделка.
7. Сделка является недействительной в силу признания ее таковой судом:
а) ничтожная сделка;
б) оспоримая сделка;
в) мнимая сделка.
8. К ничтожным сделкам относится:
а) мнимые и притворные сделки;
б) совершенные под влиянием заблуждения;
в) совершенные под влиянием обмана, насилия, угроз…
9. К оспоримым сделкам относится:
а) совершенные несовершеннолетними, не достигшими 14 лет;
б) совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;
в) совершенные гражданином признанным недееспособным.
Приложение 4
ТЕСТ
Тема: Гражданско-правовой договор
1. Договор о передачи имущества в собственность:
а) договор поставки;
б) договор страхования;
в) договор хранения;
г) договор подряда.
2. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей:
а) сделка;
б) договор;
в) обязательство.
3. Договор по продаже товара, выполнению работ или оказанию услуг, заключаемый коммерческой организацией с каждым, кто к ней обратится:
а) публичный договор;
б) предварительный договор;
в) договор присоединения.
4. Договор об оказании услуг:
а) договор страхования;
б) договор купли-продажи;
в) договор дарения;
г) договор мены.
5. Договор, условия которого определены одной из сторон в стандартных формах и могут быть приняты другой стороной только путем присоединения к предложенному договору в целом:
а) публичный договор;
б) предварительный договор;
в) договор присоединения.
6. Соглашение сторон заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг на условиях, предусмотренных предварительным договором:
а) публичный договор;
б) предварительный договор;
в) договор присоединения.
7. Предложение, адресованное одному или нескольким лицам, определенно выражает намерение лица:
а) оферта;
б) акцепт;
в) аукцион.
8. Ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии:
а) оферта;
б) акцепт;
в) аукцион.
9. В договоре возмездного оказания услуг сторонами являются:
а) подрядчик и заказчик;
б) экспедитор и клиент;
в) исполнитель и заказчик.
10. Договор о выполнении работ:
а) договор подряда;
б) договор страхования;
в) договор купли-продажи;
г) договор дарения.
11. Договор по которому одна сторона обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны юридические и иные действия от своего имени:
а) агентский договор;
б) договор возмездного оказания услуг;
в) договор страхования.
12. Односторонним договором является:
а) договор займа;
б) договор подряда;
в) договор купли-продажи;
г) договор дарения.
Приложение 5
ТЕСТ
Тема: Понятие, предмет и метод трудового права
1. Трудовые отношения основаны:
а) на договоре личного найма;
б) на трудовом договоре;
в) на договоре подряда.
2. Принципы трудового права перечислены:
а) в ТК РФ;
б) заимствовано из ГК РФ с учетом специфики трудовых отношений.
в) только в Конституции РФ и в иных федеральных законах и нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, содержащих нормы трудового права.
3. Действующий Трудовой кодекс вступил в действие …
а) 1 февраля 2002 г.;
б) 1 января 2002 г.;
в) 1 февраля 2003 г.;
г) 1 января 2003 г.
4. Локальные нормативные акты распространяют свое действие…
а) на всей территории РФ;
б) в пределах организации, в которой был принят локальный акт;
в) на все коммерческие организации;
г) на все государственные учреждения.
5. Целями трудового права (законодательства) являются:
а) установление минимальных гарантий трудовых прав граждан и создание условий для всеобщей занятости населения;
б) согласование интересов работников и работодателей и обеспечение трудовых прав и свобод граждан;
в) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Приложение 6
ТЕСТ
Тема: Стороны трудовых правоотношений
1. Сторонами трудового договора являются:
а) гражданин и организация;
б) подрядчик и заказчик;
c) работник и работодатель.
2. Заключение трудового договора по общему правилу допускается с …
а) 18 лет;
б) 16 лет;
в) 21 года;
г) 25 лет.
3. Физическое лицо может быть работодателем …
а) да;
б) нет.
4. Основные права и обязанности работника определены:
а) ТК РФ;
б) Указом президента РФ «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан»;
в) Федеральными законами и локальными нормативными актами.
5. Работодатель обязан …
а) принимать локальные акты;
б) поощрять работников;
в) соблюдать законы;
г) применять дисциплинарные взыскания к работникам.
6. Работодатель имеет право …
а) привлекать работников к дисциплинарной ответственности;
б) выплачивать заработную плату;
в) обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с работой;
г) соблюдать законы.
Приложение 7
ТЕСТ
Тема: Трудовой договор
1. При приеме на работу, по общему правилу, испытательный срок не должен превышать …
а) 12 месяцев;
б) 14 месяцев;
в) 3 месяцев;
г) 9 месяцев.
2. Дополнительные условия трудового договора …
а) неразглашение коммерческой тайны
б) место работы;
в) оплата труда;
г) режим труда.
3. Срочный трудовой договор заключается не более чем на …
а) 5 лет;
б) 3 года;
в) 1 год;
г) 6 месяцев.
4. Основным документом о трудовой деятельности является …
а) трудовая книжка;
б) личное дело;
в) приказ о приеме на работу;
г) приказ об увольнении.
5. Обязательное условие трудового договора …
а) испытательный срок;
б) место работы;
в) неразглашение коммерческой тайны;
г) повышение квалификации.
6. Срок предупреждения работодателя об увольнении по собственному желанию …
а) 3 дня;
б) 2 недели;
в) 1 неделя;
г) 7 дней.
7. Заключение трудового договора по общему правилу допускается с …
а) 18 лет;
б) 16 лет;
в) 21 года;
г) 25 лет.
8. При трудоустройстве трудовой договор заключается …
а) в обязательном порядке;
б) по усмотрению сторон;
в) по желанию работодателя;
г) по решению профсоюза.
9. Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора …
а) да;
б) да, но в течение 3-х дней должен быть заключен договор;
в) да, но в течение 5-ти дней должен быть заключен договор;
г) нет.
10. Прогул – это отсутствие работника без уважительной причины на рабочем месте …
а) более четырех часов подряд в течении рабочего дня;
б) более четырех часов в течении рабочего дня;
в) более пяти часов подряд в течении рабочего дня;
г) три часа в течение рабочего дня.
11. Сторонами трудового договора являются:
а) гражданин и организация;
б) подрядчик и заказчик;
в) работник и работодатель.
12. Условия трудового договора подразделяются ТК РФ на:
а) существенные и несущественные;
б) обязательные и дополнительные;
в) основные и необязательные.
13. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным:
а) на неопределенный срок;
б) на пять лет;
в) с нарушением закона.
14. Трудовой договор вступает в силу:
а) со дня подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя);
б) с момента издания приказа (распоряжения) работодателя на основании заключенного трудового договора;
в) на следующий день после подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя).
15. Предварительному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора подлежат лица:
а) не достигшие 18 лет;
б) достигшие 18 лет;
в) все независимо от возраста
Приложение 8
ТЕСТ
Тема: Дисциплинарная ответственность
1. Дисциплинарное взыскание, не закрепленное в ТК РФ …
а) замечание;
б) лишение премии;
в) выговор;
г) увольнение.
2. Дисциплинарное взыскание применяется со дня совершения проступка не позднее …
а) 6 месяцев;
б) 3 месяцев;
в) 1 года;
г) 1 месяца.
3. Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания должен быть объявлен работнику в течении ...
а) 3 дней;
б) 9 дней;
в) 2 недель;
г) 1 недели.
4. За один дисциплинарный проступок применяется …
а) одно дисциплинарное взыскание;
б) выговор и лишении премии;
в) замечание и привлечение к сверхурочным работам;
г) выговор и удержание из заработной платы.
5. Дисциплинарное взыскание, предусмотренное ТК РФ …
а) строгий выговор;
б) понижение в должности;
в) замечание;
г) перевод на нижеоплачиваемую работу.
Приложение 9
ТЕСТ
Тема: Материальная ответственность сторон трудового договора
1. Договор о полной материальной ответственности заключается с работниками, достигшими …
а) 16 лет;
б) 18 лет;
в) 20 лет;
г) 25 лет.
2. Вид материальной ответственности работника перед работодателем …
а) солидарная;
б) полная;
в) субсидиарная;
3. Исключает материальную ответственность работника перед работодателем следующее обстоятельство …
а) возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы;
б) причинение ущерба лицом моложе 20 лет;
в) ущерб причинён работником- совместителем;
г) работник не материально ответственное лицо.
4. Упущенная выгода с работника …
а) подлежит взысканию;
б) подлежит взысканию в коммерческих организациях;
в) не подлежит взысканию;
г) подлежит взысканию в государственных учреждениях.
5. Срок обращения в суд работодателем для возмещения ущерба, причиненного работником …
а) 1 месяц;
б) 2 месяца;
в) 1 год;
г) 6 месяцев.
6. Несовершеннолетние работники могут быть привлечены к полной материальной ответственности:
а) на общих основаниях с остальными категориями работников;
б) только при умышленном причинении вреда;
в) при умышленном причинении вреда, а также причинении вреда в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо при совершении административного проступка или уголовного преступления.
7. Приказ о взыскании с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, может быть издан работодателем не позднее:
а) одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного работником ущерба;
б) одного месяца со дня причинения работников ущерба;
в) двух месяцев со дня окончательного установления размера причиненного работником ущерба.
Литература
Основные источники:
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2010 (с изм. и доп. от 21.07.2016N 11-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (с изм. и доп. от 23.05.2016 N 146-ФЗ)
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (с изм. и доп. от 2 марта 2016 года N 45-ФЗ)
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 06.07.2016 N 375-ФЗ)
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 (с изм. и доп. от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 25.02.2016 N 6-П)
9. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
10. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (в ред. от 03.12.2011)
11. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с изм. и доп. от 03.07.2016 N 359-ФЗ)
12. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 – ФЗ (с изм. и доп. от 03.07.2016 N 265-ФЗ)
13. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (с изм. и доп. от 01.05.2016 N 124-ФЗ)
14. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (с изм. и доп. от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
Основные источники
15. Гуреева М.А. Учебник. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Для СПО. ИД Форум –Инфра –М, 2016.
16. Матвеев Р.Ф. Учебное пособие. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Для СПО. Форум, 2015.
17. Румынина В.В. Учебник. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Издательство «Академия», 2016.
18. Тыщенко А.И. Учебник. Правовое обеспечение профессиональной деятельности . Для СПО. ИЦ Риор –Инфра-М, 2014.
19. Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р. Учебник. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. ИД Форум, 2014.
Дополнительные источники:
20. Гомола А.И., Гомола И.А. Социальное управление ОИЦ "Академия", 2012 Иванов В.В., Хан О.К. Модель системы эффективного управления недвижимостью//Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 5.
21. Кошкин Л.И., Соловьев М.М., Кимельман С.А. Земельно-имущественные отношения и недропользование: основы управления. – М.: ВШПП. 2015.
22. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024).
23. Можаева Н.Г., Богинская Е.В.(под ред. Скамницкого А.А.) История государственного управления в России ООО УИЦ «Гардарики», 2015
24. Половинкин П.Д., Савченко А.В. Основы управления государственной собственностью в России: проблемы теории и практики. – М.: ЗАО «Издательство экономика». 2016. С. 52.
25. Чагучиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.