Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи

14 млн. лет назад – появление селовека.30-35 тыс. Лет назад- человек разумный.
35-4 тыс.лет назад-Неондеоталец-Краманьонец.
Повлияла причина изменения экологии.
Формирование первой семейной организации происходит в период Краманьонца.
Род-объединение людей в общину, на основе кровавого родства, совместного труда.
Характерная особенность- равенство. Матриархат - первичная форма организации, обеспечивающая выживания потомства. Естественное самоуправление. Главные орган- собрание. Экзогалия - половой запрет на отношение с родственниками.
Новое объединение: племя. Цель: обмен особями; объединение в экономических, политических связях.
Этническое общество.
Неолит и энеолит-10-3 лет до н.э.(в связи с климатическими изменениями).
Присваивание- производство(неолитическая революция). Появление прибавочного продукта-товар. Специализация труда- бартер. Появляешься патриархат, устойчивые семьи.
вожди, собрания народные, старейшины
Власть: собрание племенной следственной общины.
Институт старейшин: отвечали за страховой запас, охрану, судебные счета м распределения);
Институт вождения: защита, оборона, наполнение. Глава- вождь.
Институт священнослужителей: сконцентрированы на накопление знаний, призываете к вере.

Обычаи(характер):
Спонтанность; синтетизм(норма и организация, моральная и религиозная); привычность и добровольность(воспитание). После патриархата в обычаи ввелись изменения и они стали "законами".

Общее и особенное в процессе возникновения государства и права восточных цивилизаций

Общее:

· Природный фактор

· Социальное расслоение

· Централизация власти

· Завоевательные походы

· Торговля

· Применение рабского труда

· Религия (важное значение храмов и священослужителей)

· Появление правонарушений – появление судов, судоустройства

· Создание писанных законов

· Источники права (правовые обычаи, судебные решения)

· Египет, Вавилон – цивилизации речных долин

· Форма правления – восточная деспотия

Различное:

· Религия

· Слои населения различных стран

Общественный и государственный строй Древнего Египта.

Общественный строй.

Верхушку общества составляли жрецы, военная знать и чиновники. Жрецы являлись руководителями земледельческих и иных крупных общественных работ, располагали огромными богатствами и исключительным влиянием на государственный аппарат и фараона. (фильм «Фараон») Жрецы создавали сложные богословские теории, готовили законопроекты, осуществляли правосудие (многие из жрецов были царской фамилии).

Особую категорию населения составляли чиновники, владевшие огромными наделами, и их положение определялось не только богатством, но и служебным положением.

Большую роль играли писцы

Свободные крестьяне и общинники, ремесленники составляли самую значительную и эксплуатируемую часть населения. Основная масса крестьян проживала в тех деревнях, что принято называть общиной. В общине сохранялась коллективная собственность (продавать, обменивать землю можно было только с согласия общины).

Рабы находились в самом низу социальной лестницы. Источники рабства: плен, долг. Преобладала патриархальная форма рабства.


Государственный строй Древнего Египта.

Вершина египетского государства ФАРАОН.Фараон стоял во главе административного и судебного аппарата, власть его передавалась по наследству, он считался верховным жрецом.

Во главе центральной власти стоял ВИЗИРЬ(джати) – имел административную и судебную власть, визирь также являлся верховным главнокомандующим.

Управление государственным имуществом и доходами возлагались на ГЛАВНОГО КАЗНАЧЕЯ(заведовал государственными складами, сбором налогов, выплатой жалованья чиновникам).

Военное ведомство.

Военное ведомство ведало комплектованием и оснащением войск.

Местное управление.

На местах государственное управление осуществляли номархи. В пределах нома они осуществляли административную, судебную и финансовую власть.

Судебное управление.

Судебные органы не были отделены от административной власти. Фараон – глава судебной власти, Визирь – глава совета десяти. На местах номархи осуществляли судебную власть.

Чиновники.

№7Правовое положение социальных слоев население Древнего Вавилона.

Ø господствующую верхушку не принимавшую участия в производственном труде (царь, высшие царские и храмовые сановники);

Ø купцов, ростовщиков;

Ø общинников-земледельцев ведущих самостоятельно мелкое хозяйство (и на позднем этапе мало отличавшиеся по своему положению от рабов, т.к. рабство еще не стало классическим институтом, и сам раб не стоял в центре производственной деятельности). Разорившиеся общинники часто пополняли число храмовых или царских рабов, зависимых арендаторов.

Ø Законами предусматривались широкие формы личной зависимости. Например:

Ø зависимость раба от господина;

Ø зависимость дочери или сына от отца, имеющего право продавать детей в рабство, а сына беспричинно лишить наследства;

Ø “оживление” (по САЗ - Среднеассирийским законам) - когда обеспеченная семья принимает на содержание члена голодающей семьи (обычно девушку). Это дает право пользоваться ее трудом, отдавать замуж за выкуп и в целом распоряжаться ее судьбой;

Ø долговая кабала, следствием которой могло быть рабство (если должник или заложенный сын должника передавался храму или продавался за границу);

Свободные делились на следующие группы:

Ø авилумы ("человек", "сын человека") - владельцы общинной земли, занимали высшие государственные посты и владели служебными наделами. Они и члены их семей пользовались преимуществами в правовой защите;

Ø мушкенумы ("падающие ниц", "бьющие челом" и т.п.) - предполагают, что это потомки "чужаков" не имеющие корней в общине, занимавшие положение низших служилых людей царя. По иным точкам зрения, мушкнумы занимали высшее положение в обществе – следующие после авилумов т.к. относились к знати покоренных земель и народов;

Ø тамкары - зависимо-обязанные торговцы, кредиторы, ростовщики. Они отчисляли в царскую казну часть доходов, выполняли обязанности по выкупу пленных воинов (с последующим возмещением затрат этим воином, общиной, храмом) и т.п. Пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности (в Вавилоне I т.л. до н.э. существовали торговые объединения, банковские дома, которые скупали и перепродавали землю, вели крупные операции, кредитовали освоение земель и пр.). Предполагают, что тамкары являлись чиновниками финансовых и налоговых ведомств.

Ø шакканакумы – царские чиновники на местах, осуществляющие контроль за деятельностью местной администрации;

Ø шаммалумы – мелкие торговцы;

Ø ремесленники – зависимо-обязанные, имевшие право объединения и пользовавшиеся даже некоторой защитой государства;

Ø рабианумы – главы общинного совета, старосты;

Ø жрецы, предсказатели, врачи, писцы и т.п. - пользовались наибольшей свободой и независимостью. Могли объединяться в организации. Жречество Вавилона (в отличие от Египта) не создало своей касты или сословия. В храмовых советах они были представлены наряду с чиновниками. Жреческие должности могли продаваться.

№8 Государство и право Древней Индии .Законы манну

Во II - I тысячелетиях до н.э. - с северо-запада в долину вторглись индо-арийские племена. Местные группы вытеснены на юг. Более подробные сведения об индийской цивилизации относятся к магадо-мурийскому периоду (I тысячелетие до н.э. - I век н.э.).

В середине 1 тысячелетия до н.э. среди небольших государств долины Ганг выделилось Магадха . в сер. 4 в. до н.э. к власти приходит династия Нандов- объединить племена. Возникла одна из крупнейших империй того времени.

В конце 4 в. до н.э. династия Нандов была свергнута родом Маурьев. Во время правления царя Ашоке (сер.3 в.до н.э.) империя Маурьев (IV-II вв. до н.э.) достигла расцвета. В государство вошли территории Дальнего Востока, Гималаев, части Ближнего Востока. При Ашоке-устанавл. религиозно-духовной жизнью общества. распростр. буддизма и в целом культуры.

Во II в. до н.э. империя Муравьев распалась. Часть территории оказалась в составе др. гос-ва . После его разгрома в III - IV в.н.э., в Индии возникла новая империя – государство Гуптов(распавшееся только в VI в.н.э. на многочисленные княжества.)

Основными источниками по изучению истории государства и права Древней Индии являются древнеиндийский политический трактат Артхашастра и ряд религиозно и правовых документов в том числе и так называемые "Законы Ману" (II в. до н.э. - II в. н.э.).

Гос. строй

Правители первых мелких государственных образований назывались - раджи( управление, обеспечение безопасности, суд, сбор ренты-налога). выборными лицами. их власть наследствен-ная, а совет старейшин превращается в совещательный орган - паришад.

в 4 в. до н.э. Магадхи выиграло соперничество, разгромило войска А.Македонского и превратилось в империю Маурьев. Для империи характерна форма правления - восточная деспотия (монархия). гос-во возникло из-за завоеваний , фактор объедин.-религия

обязанности царя : власть обожествлялась, и сам Ашоке называл себя "милым богам

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru охрана подданных и взимание для этой цели налога - бали, иных поборов и пошлин;

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru осуществление правосудия с помощью брахманов;

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru борьба с последствиями стихийных бедствий и голодом;

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru организация публичных работ, освоение новых территорий, строительство ирригационных сооружений.

суд. система -Царские суды , общинные суды

армия - постоянное войско +ополчение

Уголовка

Особенностью Законов Ману являлось слияние понятий преступление и грех. меры наказания: штраф, телесные наказания или искупление. преступлений, влекущих за собой ритуальную нечистоту: убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя-брахмана)

Штраф за оскорбление чужой женщины был в 2 раза больше, чем своей жены.

Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана - однако, сам брахман-убийца только изгонялся из страны.

Сурово карались воры. Если вор был застигнут на месте преступления, то мог быть убит немедленно. Ночная кража завершалась сажанием на кол. В остальных случаях - членовредительство: отрубание руки, пальцев и пр., или штраф

Умышленное убийство наказывалось смертной казнью. При наказании за членовредительство, норма увеличивается.

Неверную жену, обнаглевшую вследствие знатности родственников, предпи-сывалось травить собаками, а сожителя сжечь на раскаленном железном ложе предварительно кастрировав.

Казни различаются простые (отрубание головы) и квалифицированные (сажание на кол, утопление). Для высших каст иногда -крупным штрафом.

Суд осуществлялся коллегиально (обычно дело рассматривали 3 человека) с обязательным участием брахманов.

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru Для изобличения ответчика требовалось не менее 3 свидетелей.

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru Основные доказательства - свидетельские показания и испытания.

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru Расследование начиналось и оканчивалось на судебном заседании.

В оценке показаний свидетелей действовал принцип “качества свидетеля”

.Если клятвы было недостаточно, то испытывали огнем и водой.

Сословно-классовое деление

В царстве Шань (при династии Чжоу) формируется следующая социальная структура:

* привилегированный слой: ван, родовая аристократия (родственники, приближен-ные), местные правители (родственники, приближенные), главы крупных родов;

* свободные крестьяне-общинники (вместо налога обрабатывали "общественные поля». 1/9 урожая с этих земель шла на содержание правителя, знати, государства);

* рабы (обычно, использовались в хозяйстве знати).

в процессе развития государства Чжоу возникает новый слой чиновников разных рангов (содержащихся за счет "кормления" с сельских общин, городов и пр.);

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru Со временем, вместо отработки на "общественных полях" вводится натураль-ный налог в зависимости от качества земли (впервые такая система с VI в. возникла в царстве Лу). Формируется следующая социальная структура обществаОсновной проблемой данного периода стало постепенное разорение крестьян, и, как следствие, сокращение поступлений на-лога в казну. Царская власть разрешает проблему путем проведения реформ:

В царстве Чжоу – были заложены основы деспотической формы правления.

ВАН - царь, "сын Неба", он же первосвященник. Его власть обожествлена.

Дворцовое управление: Цзай - управитель. Ему подчинялась сеть чиновников (глашатай воли вана, управляющий дворцом, управляющий дворцовыми ремесленникамив. Он отвечал за строительство и ремонт храмов предков вана и т.д.);

Шаньфу - стольник вана (обслуживал нужды вана, доверенное лицо по выпол-нению административных и военных поручений вана).

Надзиратель земель и другие дворцовые чиновники: ведали лесом, водой, пастбищами и пр.

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru В автономные уделы царства назначались правители чжухоу (одновременно, они являлись советниками царя по вопросам наказаний, ритуала, справедливос-ти). В уделах и на местах - структура управления аналогичная двор-цовой. С 7-5 в. чжухоу фактически вышли из подчинения вану и стали регулировать отношения между собой путем заключения на съездах "клятвенных договоров". В циньско-ханьском Китае возникла централизованная деспотическая империя. Проведенные придворным чиновником и ученым Шань Яном в 4 в. до н.э. реформы были направлены на централизацию государства, сокращение частного землевладения, что привело в возникновению не только Циньской империи, но и к изменению всей системы государственного управления.

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru

Совет пятисот

§ состоял из 50 избранных представителей от каждой из 10 территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались из граждан, достигших 30 лет. Для организации повседневной работы делился на 10 комиссий (пританий) по 50 представителей от одной филы. Каждая комиссия по очереди исполняла обязанности Совета. Ежегодно, по жребию, избирался новый председатель Совета, он же председатель собрания ( сIV в. председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета);

§ компетенция: осуществление дипломатических отношений, управление финансами, регулирование торговли, надзор за арсеналами, флотом, доками и конкретными должностными лицами. Важнейшая функция: предварительное обсуждение законопроектов и иных вопросов, поступающих на собрание (с предоставлением своего заключения по вопросу), что позволяло направлять деятельность собрания;

§ ответственность: по окончании срока избрания, каждый член Совета отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

АФИНСКОЕ ПРАВО

Источники:

· обычаи, религиозные установления, нравственные предписания - правовыми обычаями;

· развивающиеся имущественные отношения - закрепляются ареопагами и архонтами, позже - законодательными органами (народными собраниями и пр.)

Наиболее активная законодательная деятельность связана с именами Драконта (621 г. до н.э.) и Солона (594 г. до н.э.)

Право собственности: различалось:

владение - фактическое обладание имуществом с правом его использования;

собственность - собственность с правом распоряжения. Понятие права собственности, как абсолютного права лица не существовало;

коллективная собственность -

· государственные имения (земля), рудники (доходы делились между гражданами, шли на постройку и содержание флота, храмам и т.п.);

· общественные земли фил и демов;

частное имущество - "видимое" (земля, дом, рабы и пр.) и "невидимое" (деньги, драгоценности и т.п.), т.к. могло быть спрятано от налогообложения и конфискации

В афинском праве выделялось обязательство, вытекавшее из:

· договоров (вольные обязательства);

· причиненного вреда (невольные обязательства).

письменно. Залог земли в Афинах (ипотека) означал, что земля оставалась во владении и пользовании должника, но он терял право ею распоряжаться. При неисполнении обязательств должником земля переходила кредитору. Движимые вещи - находились во владении кредитора, который в случае невыполнения договора мог их продать.

Широкое распространение получили:

1. договора купли-продажи( подписывался 2 сторонами )

2. заем, включая заем у ростовщиков под проценты (до 20%);+ договор займа (подписывался 1 стороной )

3. имущественный наем: движимости (корабли, рабы и пр.) и недвижимости (домов )

4. личный найм и др.

5. известен договор товарищества (торговые, религиозные и др.): средства вносила группа граждан - доходы распределялись в соответствии с условиями договора или пропорционально вкладу.

Обязательства вытекающие из причиненного вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление, причинение убытков и т.п.).Если вред нанес раб, то он мог быть передан в счет погашения ущерба потерпевшему. При нанесении вреда личности (иногда имуществу) - возникала ответственность за преступление.

Семейно-брачные отношения:

1. Безбрачие в Афинах морально осуждалось, многоженство - запрещено.

2. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених - вносил плату, невеста - получала приданное, но не всегда.

3. После брака женщина одновременно находилась под властью отца и мужа. Развод для мужчины был свободен, для женщин - проблематичен. Власть отца над детьми (до реформ Солона), была неограниченная (вплоть до продажи в рабство). Сын мог быть лишен наследства, дочь - выдана замуж по усмотрению отца.

Виды собственности :

1.Госуд. : госуд.имения , рудники, мастерсткие

2.Общественная : земли фил, земли дем

3.Частная : Видимое( земля, дом , рабы ) , Невидимое (деньги , драгоценные)

Наказания :

смертная казнь , обращение в рабство , телесные наказания , штраф , конфискация имущества

Уголовное преступление :

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru госуд. ( измена , обман народа, оскорбление богов)

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru против собствен. ( кража, грабеж)

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru против семьи ( похищение девушек , измена жены)

Древнейшие органы самоуправления и возникновение надобщинных структур. Обычаи - student2.ru против личности ( убийство , оскорбление)

Преступления и наказания

Выделялись: преступления против государства, и против личных интересов.

К тяжким преступлениям против государства относились: государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества.

Преступления против личности или государственных интересов: убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, измена жены, похищение девушки.

Имущественные преступления: кража, поджог. Если поджег совершен в общественном месте, это считалось преступлением против государственных интересов.

Наказание зависело от тяжести преступления.

За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) - предусмотрена смертная казнь.. В остальных случаях предусматривалось возмещение, штрафы и конфискации,лишение политических прав. К рабам - телесные наказания.

Судопроизводство в Афинах :

процесс dike

® Процесс начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя

® Мог быть прекращен до вынесения судом решения.

процесс graphe

® Процесс начинался по заявлению любого полноправного гражданина.

® Заявитель должен был довести его до конца под угрозой штрафа.

Стадии процесса:

предварительное расследование :

® Отбирались объяснения от обвиняемого (ответчика).

® Опрашивались свидетели.

® Исследовались доказательства.

® Все фиксировалось письменно.

Судебное следствие

® Оглашалась жалоба истца и возражения ответчика.

® Стороны произносили речи, в ходе которых оглашались документы и свидетельские

показания.

По окончании судебного следствия присяжные решали вопрос о виновности. На приговоры и судебные решения допускалась апелляция в гелиэю. Решения гелиэи были окончательными.

Организация власти

1. Высшее положение в обществе занимали два архагета (вождя, царя) - из племен ахейцев и дорийцев. Их власть была наследственная. Однако, после гаданий жрецов по звездам через каждые 8 лет, вожди могли быть отстранены от власти или даже осуждены. Они получали большую часть военной добычи, имели право на совершение ритуальных жертвоприношений, входили в состав Совета старейшин. Архагеты осуществляли суд по делам, связанным с интересами всей общины, командовали войском. Их власть во время военных походов (первоначально) была неограниченной.

2. Герусия (совет старейшин) - состоял из 28 героитов. Они избирались пожизненно народным собранием из числа спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В Совет входили и 2 архагета.

3. Совет рассматривал вопросы, выносимые на обсуждение народного собрания, мог воспрепятствовать принятию решения, покинув его, участвовали в дипломатических переговорах с иными го-сударствами, вели судебные процессы, связанные с государственными преступлениями и в отношении архагетов (вождей).

4. Народное собрание (апелла). В нем участвовали все свободные граждане с 30 лет. Собирали и председательствовали на собраниях (первоначально) - архагеты (вожди). При обсуждении вопросов выступать могли только должностные лица и послы иностранных государств.

На собрании решение принималось голосованием: криком или участники расходились в разные стороны. Собрание проводилось 1 раз в месяц, плюс - чрезвычайные. Граждане-спартиаты принимали законы, избирали должностных лиц, решали вопросы войны и мира, союза с иными государствами, о наследовании должности вождя, определялось кому из 2-х вождей командовать войском в походе и пр.

Эфоры - высшие должностные лица в государстве. Решения эфоры принимали большинством голосов. С IV в. до н.э. эфоры уже были уполномочены контролировать вождей во время военных походов. Они имели право созывать герусию и народное собрание. Совместно с герусией могли предотвратить принятие решения собранием. Они же осуществляли организацию и руководство внешними сношениями, обеспечивали внутреннее управление государством: контроль за соблюдением установленных порядков, суд и наказание спартиатов, контроль над деятельностью должностных лиц и объявление войны и мира.

Эфоры отчитывались перед вновь избранными преемниками. Во время общих сисситий (пиршеств) имели право на отдельный стол.

Причины расцвета:

· -первая монолитность господствующего класса

· - Мощная военная организация и высокий уровень военной подготовки

вывод : к 5 веку спартиатам удалось захватить большую часть Пелопоннеса

Причины кризиса и упадка

· - застой в социально - экономическом и политическом развитии;

· - имущественная дифференциация после получения контрибуции с Афин в результате победы в Пелопоннесской войне;

· - возможность дарения и наследования земли с IV в.

· до н.э. (без права продажи) - привела к неравенству наделов;

· - разорение массы спартиатов привело к потере равноправия и земельных наделов

· Привело к распаду родоплеменного строя, единства общины и военной мощи.

В IV в. до н.э. часть Спарты (включая Мессению) была завоевана Македонским государством. В III в. до н.э. - делаются неудачные попытки восстановить могущество путем предоставления гражданских прав неполноправным гражданам, ликвидации долгов и передачи земли. В середине II в.до н.э. Территория Спарты переходит под власть Рима.

Соц . структура

аристократия -имели полные права

плебс- ограниченные права

рабы - не имели прав

+вождь сенат -совет старейш - народ. собрание

Реформы Сервия Туллия

Согласно легендарным реформам Сервия Туллия, в основу общественной орга-низации был заложен имущественный и территориальный принцип, разорвавший родо-племенные связи. Все свободные Рима (члены римских родов и плебеи) были разделены на имущественные разряды:

1 РАЗРЯД - ВЛАДЕЛЬЦЫ УСТАНОВЛЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГОНАДЕЛА (учитывался капитал и имущество)-конницу

2 РАЗРЯД - ВЛАДЕЛЬЦЫ 3 / 4 УСТАНОВЛЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЕЛА

3 РАЗРЯД - ВЛАДЕЛЬЦЫ 2 / 4

4 РАЗРЯД - ВЛАДЕЛЬЦЫ 1 / 4

5 РАЗРЯД - МАЛОЗЕМЕЛЬНЫЕ И БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЕ

123-тяжеловооруженную пехоту 45-легковоор.пехоту

каждый разряд выставлял определенное число воинов, из которых составлялись центурии(сотни). центуриатная реформа

ВСЕГО: 193 центурии, в т.ч. центурий всадников 18, центурий 1-го разряда - 80, центурий остальных разрядов 95.) - 1 центурия имела 1 голос.

Голосование проводилось начиная с всадников, потом, по очереди - 1, 2, 3, 4, 5 разряды. Если мнение центурий всадников и 1-го разряда совпадало (наиболее богатая часть граждан) - решение было принято большинством, так как они вместе насчитывали 98 голосов из 193 (51% : 49%). В таком случае - дальнейшее голосование уже не проводилось.

центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие . Сформировано 4 городских и 17 сельских территориальных округа - трибы. 1 триба имела 1 голос (по сравнению с центуриями, решение собраний по трибам имели второстепен-ное значение). итоги :

· Патриции и плебеи - объединены в господствующий класс свободных граждан - "римский народ", который противопоставлялся иноземцам и рабам.

· Однако, реформы полностью не урегулировали противоречия между патрициями и плебеями, что стало причиной дальнейшей затянувшейся борьбы.

Сенат

Первоначально состоял из 300 человек (по числу родов). Позже, с расширением числа лиц, имеющих полные гражданские права, был увеличено до 600, затем - 900 сенаторов.

Сенаторы не избирались. Должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, каждые 5 лет составляли списки сенаторов из представителей знатных семей. Это делало сенат органом верхушки рабовла-дельцев.Сенат являлся совещательным органом.

В его компетенцию входило:

ð контроль законодательной деятельности центуриатных и плебейских собраний (первоначально утверждали или отклоняли законы, позже утверждали или отвергали законопроекты);

ð избрания ряда высших должностных лиц;

ð распоряжались казной государства, устанавливали налоги и утверждали госу-дарственные расходы, обеспечивали общественную безопасность, благоустройство города, проведение религиозно-культовых акций;

ð утверждали договора о мире и союзе;

ð разрешали набор в армию и распределяли легионы между командующими армиями;

ð в чрезвычайных обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратуры

Это государственные должности. Для магистратур характерно: выборность, сроч-ность, коллегиальность, безвозмездность, ответственность.

ð Все магистраты избирались центуриатными или трибутными собраниями на 1 год (только при назначении диктатора консулом, как исключение, по рекомендации сената – допускался срок 6 месяцев). В случае продолжения войны только полномочия консула могли продлеваться сенатом.

ð Магистраты принимали решение коллективно, либо решение принимал каждый от-дельный магистрат. Коллегиальность проявлялась в том, что его коллега (коллеги) по магистратуре мог отменить данное решение (принцип интерцессии).

ð Вознаграждение магистраты не получали, что закрывало путь в магистратуры (и как следствие в сенат) неимущим и малоимущим.

ð По истечении срока полномочий, магистраты могли быть привлечены к ответствен-ности собранием их избравшим (кроме диктатора, цензора и плебейского трибуна).

ð Существовала иерархия должностей. Вышестоящий магистрат мог отменять решения нижестоящих.

Власть магистратов делилась на высшую и общую.

Высшая власть принадлежала диктатору, консулам и преторам: высшая военная власть, право заключать перемирие, право созывать сенат и народное собрание, председательствовать на народных собраниях, право издавать приказы и принуж-дать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Диктатор имел право приговора к смертной казни без права обжалования. Возможности консула, в данном случае, были несколько ограничены. Если приговор о смертной казни был вынесен в Риме, то мог быть обжалован собранием центурий, и только если за пределами города - обжалованию не подлежал. Претор, в отличие от диктатора и консула, не имел права приговаривать к смертной казни.

Общая власть принадлежала всем магистратам: право отдавать распоряжения и накладывать штрафы за из неисполнение.

.

Образование и развитие франкского гос-ва. Система управление в государстве Франков

Созданию Франкского государства способствовало:

· разложение свободной общины и классовое расслоение;

· завоевательные походы королей.

В государстве франков сложилась форма правления – раннефеодальная монархия. Характеризуется сочетанием родоплеменных, общинных (остатки племенной демократии), рабовладельческих и раннефеодальных отношений (новые формы социальных отношений).

Основные периоды развития:

· V-VII вв. (правление династии Меровингов) - раннефеодальная монархия (централизованное монархическое государство с остатками родоплеменных институтов - родовая феодальная знать формируется во время военных походов. Одновременно существует рабство);

· VIII-IX вв. (правление династии Каролингов) - формирование сеньориальной монархии (характерно: наличие крупной земельной собственности, формирование двух классов: феодалов и зависимого крестьянства, возникновение вассально-ленных отношений между феодалами и феодальная раздробленность).

Франкская империя VIII-IX

Система иммунитетов вассалов - привела к раздробленности и местному сепаратизму.

При Карле Великом (768-814 гг.) империя достигает наивысшего могущества. В 800 г. Карл был коронован папой в Риме императорской короной, что означало право приемника римских императоров. Задолго до коронования Карла стали называть хранителем "христианской империи". В 794 г. он собрал во Франкруте Вселенский церковный собор и объявил изменения в богословской доктрине и церковном праве. Однако, империя не стала единым территориальным образованием. Ее история сопровождалась постоянными внутренними конфликтами и войнами. В то же время, при Карле Великом, по-прежнему, племенные, клановые группы, полуавтономные феодальные государства объединялись властью короля, которому подчинялись местные армии с целью защиты от скандинавских, арабских, славянских и иных набегов.

Образование английского парламента и его компетенция во время средневековья.

Для Англии середины XIII в. характерно обострение борьбы за власть между баронами, горожанами и рыцарством. В 1265 году коалиция горожан и рыцарей, под руководством Симона де Монфора, одержала победу над королем и баронами. Впервые в истории Англии было созвано сословное собрание, получившее название - парламент. Кроме баронов в собрание входило по 4 рыцаря от каждого графства и по 2 представителя от каждого города. Не смотря на последующее поражение армии Монфора, парламент сохранился. С 1295 года (когда был созван т.н. «образцовый парламент») он превращается в постоянное законодательное собрание Англии. Знатные бароны страны приглашались в парламент поименно. Рыцари и горожане – избирались. Первоначально заседания проходили совместно. В XIV в. духовенство вышло из парламента, но в последующем после его разделения на две палаты, совместно с лордами вошло в состав единой (верхней) палаты, получившей название палаты лордов. Рыцари и горожане составили нижнюю палату общин.

Король - Парламент

1. Верхняя палата (бароны . духовенство - приглашались королем )

2. Нижняя палата ( рыцари (избирались по 4 рыцаря от графства), горожане(избирались по 2 представителя от города)

В 1297 году король Эдуард, опасаясь нового бунта, согласиться на то, чтобы никакие налоги не устанавливались без согласия парламента. С тех пор и до настоящего времени вопросы налогов и бюджета остаются прерогативой парламента. В XIV в. парламент получил право не только вотирования налогов, но и контроль за их использованием. Кроме того, было установлено, что в ответ на требования королем денег, парламент, предварительно рассматривал жалобы на действия правительства.

Обязательное право

Особенность: феодальные отношения и соответственно замкнутое феодальное хозяйство длительное время тормозили развитие договорных отношений.

На раннем этапе сделки совершались в торжественной обстановке прилюдно.

С XII в., под влиянием римского права, крупные, важные сделки уже составляются письменно и в последующем - утверждаются нотариусом.

ü При купле-продаже земли сохранялось за сеньором и родственниками продавца. Сеньор и родственники в течении установленного кутюмами срока имели право выкупа проданной земли. При совершении сделки о продаже земли требовалось присутствие всех членов семьи продавца с 14 лет и старше.

ü С Х-ХI вв. развивается практика договоров-дарений. - получатель даренного имущества брал на себя обязательство в качестве благодарности передать дарителю также определенное имущество.

ü Договоры найма (аренды) земли – входят в широкую практику с ХVI-ХVIII вв. Передача земли в аренду позволяла получать доход не регулируемый кутюмами (в отличие от ценза) и постепенно его повышать.

договоров аренды дворянами с буржуазией. получала земли в аренду на 5-10 лет.

ü Договоры займа - кредитор либо вначале уплачивал сумму до 25% от суммы полученной в долг (что не являлось процентами роста), либо брал обязательство выплачивать кредитору фиксированную ренту в виде части дохода. Кредиторами чаще всего выступали священнослужители и городская верхушка. С XII века практикуется ипотека, когда заложенная земля оставалась у должника, но предусматривалась выплата последним установленной ренты.

Особенность:

Развитию мануфактур способствовала серия государственных актов, направленных на поддержку собственного производителя и защиту его интересов: запрет на вывоз сырья, поощрение экспорта готовых изделий, льготные патенты дающие право на государственные субсидии.

Развитию крупных международных торговых компаний (Ост-Индская, Вест-И

Наши рекомендации