Областные и соответствующие суды.
Это верховные суды республик в составе РФ, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и автономных округов. Им посвящена статья 20 закона «О судебной системе» и глава 3 закона о «Судах общей юрисдикции».
Эти суды наделены функциями вышестоящих судебных инстанций по отношению к районным судам и мировым судьям. Этим судам может быть создано постоянное судебной присутствие вместо постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением областного суда и осуществляет его полномочия.
Областные суды являются судами первой, апелляционной и кассационной инстанции.
По первой инстанции областные суды рассматривают дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые превышают подсудность мировых судей и районных судов, а также все уголовные дела, связанные с государственной тайной. Областные суды рассматривают по первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, о ликвидации региональных общественных объединений о признании забастовок незаконными, об усыновлении или удочерении детей иностранными гражданами и об оспаривании нормативных актов органа власти субъекта федерации. По первой инстанции областные суды рассматривают дела единолично судьей, тремя судьями, а уголовные дела могут рассматриваться судьей и 12 присяжными заседателями. Как суд второй инстанции областной суд в апелляционном порядке рассматривает жалобы и представления на не вступившие в законную силу акты районных судов. В структуре областного суда имеется президиум, утверждаемый президентом России по представлению председателя верховного суда при наличии положительного решения квалификационной коллегии судей.
Входят: председатель суда, заместитель председателя суда (по должности) и еще несколько судей.
Президиум рассматривает дела по кассационным жалобам на не вступившие в силу решения и приговоры районных судов и мировых судей и апелляционное определение областного суда. Он также рассматривает организационные вопросы, в частности утверждает судебные составы судебных коллегий.
Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам областного суда формируются из состава судей суда в составе председателя и членов коллегии. Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности, в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения районных судов. А также в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям на промежуточные судебные решения этого же суда, вынесенные в ходе производства по уголовным делам в качестве суда первой инстанции. В областных судах также может быть создана коллегия по административным делам. Возглавляет областной суд его председатель и его заместители, назначаемые президентом РФ сроком на 6 лет не более двух раз подряд. Как правило, заместители закрепляются за судебными коллегиями.
27. Верховный Суд РФ: место в судебной системе, состав, структура,
компетенция структурных подразделений.
Верховный суд Российской Федерации
В соответствии с КРФ, ФКЗ «О Судебной системе» и ФКЗ «О судах общей юрисдикции» Верховный Суд РФ это высший судебный орган судов общей юрисдикции в сфере рассмотрения гражданских, административных и уголовных дел.
Верховный Суд Российской Федерации является вышестоящим по отношению верховным судам республик в составе РФ, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а так же окружным (флотским) военным судам.
Правовое положение ВС РФ обусловлено функциями, которые он осуществляет:
1. В качестве суда первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции он рассматривает дела, отнесенные к его ведению.
2. Он изучает и обобщает судебную практику, и в целях обеспечения применения судами общей юрисдикции норм закона дает разъяснения, которые являются обязательными для правоприменителей.
3. ВС РФ реализует право законодательной инициативы, в частности по его инициативе был принят ФКЗ «О судах общей юрисдикции».
4. Опубликование судебных актов ВС, а так же решения вопросов по обеспечению доступа к информации о его деятельности.
5. Он разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с выполнением международных договоров.
6. Полномочия ВС РФ как суда первой инстанции определяются УПК и ГПК РФ, в частности ВС РФ рассматривает по существу уголовные дела в отношении судьи федерального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (действует до 01.01.13).
7. В сфере гражданского судопроизводства ВС РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных актов президента РФ, палат Федерального Собрания (СФ и ГД РФ), правительства РФ. Акты ВС (приговоры, решения), вынесенные первой инстанцией могут быть обжалованы в апелляционном порядке в апелляционную коллегию самого ВС РФ.
8. Верховный суд является кассационной инстанцией для областных и соответствующих судов, а также высшей и последней надзорной инстанцией в РФ для судов общей юрисдикции.
В структуру ВС РФ включаются:
1. Пленум ВС РФ.
2. Президиум ВС РФ.
3. Судебные коллегии:
1.3 Апелляционная коллегия.
1.4 Военная коллегия.
1.5 Коллегия по административным делам.
1.6 Коллегия по гражданским делам.
1.7 Коллегия по уголовным делам.
Пленум ВС РФ
Пленум верховного суда (особое собрание всех судей) действует в составе председателя ВС, его заместителей и всех судей верховного суда (их порядка 120 человек).
Пленум верховного суда дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства в целях обеспечения единства судебной практики.
Пленум утверждает составы судебных коллегий, состав научно-консультативного совета при ВС, утверждает состав судебной коллегии, которая принимает решение о наличии в действиях генерального прокурора и председателя СК РФ признаков преступления для принятия вопроса о возбуждении уголовного дела. Также пленум решает вопрос о привлечении к административной ответственности судей ВС, ВАС, областных и соответствующих судов, избирает членов дисциплинарного судебного присутствия и так далее.
Пленум ВС созывается не реже одного раза в 3-4 месяца. В нем участвует генеральный прокурор и министр юстиции, а в обсуждении вопросов, вынесенных на заседание и другие лица, приглашенные на заседание.
Заседание пленума является правомочным при наличии не менее 2/3 его состава, а решения принимаются большинством участвующих.
Постановление пленума подписывается председателем ВС и секретарем пленума.
Пленум ВС не рассматривает конкретные дела.
Президиум ВС РФ
В него включаются председатель верховного суда и его заместители, а также некоторые судьи ВС.
Состав президиума утверждается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению президента РФ при представлении председателя ВС. Необходимо также положительное заключение высшей квалификационной коллегии судей.
Президиум ВС проверяется в порядке судебного надзора вступившие в силу судебные акты, а также разрешает некоторые организационные вопросы, в частности обращается в КС с запросом о конституционности закона.
Заседание президиума правомочно при наличии большинства его членов, участвующих в заседании (в президиум входит 13 судей).
Рассмотрение дел проходит с участием генерального прокурора.
Апелляционная коллегия
Она рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции судебными коллегиями самого ВС РФ.
Судебные коллегии по административным, уголовным, и гражданским делам, а также военная коллегия рассматривают дела в качестве суда первой инстанции в апелляционном и кассационном порядке.
Судьи ВС РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению президента РФ.
28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
военных судов, их состав и компетенция.
Военные суды
Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и иные полномочия в Вооруженных силах РФ и других войсках и воинских формированиях, где законном предусмотрена военная служба (внутренние войска МВД, войска МЧС, а также ФСБ, СВР, ФСО, Главное Управление Специальных Программ при президенте РФ).
Военные суды создаются по территориальному признаку, по месту дислокации воинских структур, в том числе за пределами РФ.
Создание и ликвидация военных судов осуществляется на основе федерального закона.
Никакой военный суд не может быть упразднен, если его полномочия не переданы одновременно в юрисдикцию другого военного суда.
Военные суды должны располагаться в открытых без свободного доступа местах. В здания военных судов не могут быть размещены другие учреждения, в том числе военных ведомств.
Особенности деятельности военных судов регламентируются также ФКЗ «О военных судах».
Военные суды осуществляют правосудие от имени РФ, рассматривая подсудные им дела, в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство в военных судах ведется на русском языке.
Военные суды рассматривают дела в отношении двух категорий субъектов.
1. Военнослужащие.
2. Лица, проходящие военные сборы.
В отношении этих лиц рассматривают и разрешают следующие категории дел:
1. Гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов этих лиц, от действия или бездействия органов военного управления, должностных лиц и принятых ими решений.
2. Уголовные дела обо всех преступлениях, совершенными военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.
3. Если в совершении преступления участвуют военнослужащие и гражданские суды, дело передается в военный суд.
4. Они рассматривают жалобы на действия и решения органов расследования и прокурора, а так же материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и иных ограничениях конституционных прав граждан, проходящих сборы и военнослужащих (домашний арест, залог, прослушивание телефонных переговоров и так далее).
5. Они рассматривают материалы о применении к военнослужащим мер дисциплинарного воздействия в виде ареста. Иная подсудность может определяться только федеральным законом.
6. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела по первой инстанции, по второй инстанции и в порядке судебного надзора.
Система военных судов
· Низшее звено – гарнизонный военный суд.
Гарнизонный военный суд рассматривает дела только в качестве суда первой инстанции, обладая полномочиями, как районного суда, так и мировых судей.
· Среднее звено – окружной (флотский) военный суд.
Он приравнивается к областному или краевому суду, являясь вышестоящей судебной инстанцией по отношению к гарнизонным военным судам. На территории военного округа может находиться один или несколько окружных военных судов, в частности на территории ЦВО (Екатеринбург) находится три окружных военных суда – Сибирский ОВС, Уральский ОВС город Екатеринбург, Приволжский ОВС город Самара.
ОВС выполняет три судебные функции, являясь судом первой, второй и кассационной инстанции.
По первой инстанции ОВС рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции областных судов в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
По решению ВС РФ уголовные дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступления могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления.
Окружной (флотский) военный суд рассматривает по первой инстанции дела следующих составов:
1. Гражданские и административные дела судьей единолично, уголовные дела судьей единолично, коллегией из трех судей, судьей и присяжными заседателями.
2. В кассационном порядке (до 01.01.13) окружной (флотский) военный суд рассматривает не вступившие в законную силу приговоры гарнизонных военных судов.
В окружных (флотских) военных судах могут создавать коллегии по уголовным и гражданским делам, в них также создан президиум.
· Высшее звено – военная коллегия ВС РФ.
Она является высшей судебной инстанцией к судам нижестоящей инстанции.
Она осуществляет функции суда первой, второй и надзорной инстанции.
Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей.
Председатель военной коллегии одновременно является заместителем председателя ВС РФ.
В качестве первой инстанции ВК рассматривает дела о преступлениях, совершенных судьями военных судов и дела об особой важности или сложности, которые она приняла к судопроизводству, при наличии ходатайства обвиняемого.
Она рассматривает гражданские дела в случаях оспаривания нормативных актов президента, нормативных актов правительства, касающихся прав и свобод военнослужащих.
29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
дел, система арбитражных судов, их состав, структура и компетенция.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.
Арбитражные суды - это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.
Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1- ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ.
Арбитражный суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ.
Система арбитражных судов установлена Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда, и для судов общей юрисдикции.
В настоящее время судебную арбитражную систему в РФ составляют:
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
арбитражные апелляционные суды;
арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов РФ).
Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура.
Состав Высшего Арбитражного Суда РФ:
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;
судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Состав федерального арбитражного суда округа:
президиум федерального арбитражного суда округа;
судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Состав арбитражного апелляционного суда:
президиум арбитражного апелляционного суда;
судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Состав арбитражного суда субъекта РФ представлен президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению
споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
В составе арбитражных судов РФ могут быть образованы и иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.
Постоянные судебные присутствия могут быть образованы по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в арбитражных судах субъектов РФ или арбитражных апелляционных судах РФ в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых этими судами в отдельных местностях.
Постоянное судебное присутствие арбитражного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта РФ вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.
Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.
Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях (ст. 45 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").
Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов РФ и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ <5>.
<5> Постановление Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. N 7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов".
Полномочия арбитражных судов.
В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:
защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
формирование уважительного отношения к закону и суду;
содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в
арбитражном процессуальном законодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями.
Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий:
является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции;
рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ;
пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;
решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения;
по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в РФ.
Полномочия нижестоящих арбитражных судов можно разделить на 2 группы:
свойственные только арбитражным судам определенного уровня;
свойственные всем арбитражным судам.
Рассмотрим более подробно указанные группы полномочий:
полномочия, свойственные только арбитражным судам определенного уровня:
Федеральный арбитражный суд округа: проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;
Арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
Арбитражный суд субъекта РФ: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
полномочия, свойственные всем арбитражным судам:
разрешают возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности споры;
пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;
обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле;
изучают и обобщают судебную практику;
подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
ведут статистический учет и анализируют судебную статистику своей деятельности;
осуществляют международные связи в установленном порядке.
30. Конституционный Суд РФ: место в судебной системе, состав, компетенция.
Конституционный суд РФ занимает особое место в судебной системе РФ. Его организация и деятельность регламентируется конституцией РФ и ФКЗ «О Конституционном суде РФ».
В соответствии со статьей 125 Конституции РФ:
Конституционный суд – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и не зависимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента, и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей общего количества судей. Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком.
Функциями Конституционного суда являются:
1) Разрешение дел о соответствии Конституции:
o федеральных законов и нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ.
o Конституции и уставы субъектов Федерации, а также их законов, изданных по вопросам относящихся к ведению РФ и совместного ведения РФ и её субъектов.
o Договором между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договором между органами власти субъектов РФ.
o Не вступивших в силу международных договоров РФ.
2) Разрешает споры о компетенции:
o между федеральными органами государственной власти РФ.
o между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
o между высшими органами государственной власти субъектов РФ.
3) Разрешает вопросы по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
4) Дает толкование Конституции.
5) Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижение обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
6) Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
7) Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами.
Конституционный суд решает вопросы только права.
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
1) разрешает дела о соответствии Конституции:
а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7)Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами.
31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде РФ.