Стилистические фигуры в судебной речи
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) или колоритности высказывания (например, анафора, эпифора, эллипс, амплификация, антитеза, оксиморон).
1. Сравнение - фигура речи, основанная на сопоставлении двух явлений, предметов, у которых предполагается наличие общего признака. Сравнения помогают судебным ораторам наиболее ярко представить явления.
2. Сравнение нередко используется рядом с метафорой.
3. Стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий, называется антитезой.
4. Большой экспрессивной силой обладает градация (лат. gradatio - постепенность) - стилистическое средство, состоящее из двух или более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности действия или качества.
5. Для выделения и подчеркивая тех или иных явлений, деталей в судебной речи широко употребляется инверсия
6. Не только создает эмоциональность, но и придает речи убедительность, аргументирует то или иное явление анафора (единоначатие
7. Средством речевой экспрессии и эмоциональности является парцелляция - стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на несколько интонационно-смысловых единиц
8. Эпифора (лексический повтор) – повторение концовок предложений. ПРИМЕР: спереди посмотришь – русский, сзади – русский…А заглянешь внутрь – новый русский!
9. Риторическое обращение – эмоциональное обращение, выражающее отношение автора к объекту.
Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к явлению
10. Метонимия – переименование. Ассоциация по смежности: замещение имени предмета его признаком или именем другого смежного с ним предмета.
11. Оксюморон – остроумно-глупое. Объединяет необъединимые понятия. ПРИМЕР: Горячий снег, живой труп.
Культура произношения. Значение звуковой организации судебной речи.
Звучащая речь является основной формой существования языка.
Чем более совершенна фоника того или иного произведения, тем более естественным и внутренне необходимым кажется звуковое выражение мысли. Напротив, стилистические недочеты фоники затрудняют артикуляцию при чтении текста, порой вызывают неуместные ассоциации и искажают содержание.
Фонетическая организация художественной речи должна быть ясной и точной, чтобы не отвлекать внимания читателя, не мешать восприятию текста. Однако в поэзии, а иногда и в художественной прозе звуковая сторона речи может стать и конструктивным элементом стиля. Вовлечение фоники в решение художественно-эстетических задач увеличивает ее стилистическое значение.
Поэзию от прозы принципиально отличает более музыкальное, эстетически совершенное сочетание звуков. Как составной элемент художественной формы фоника служит наиболее полному, яркому воплощению замысла поэта, усиливая другие экспрессивные средства поэтической речи.
Подготовка судебной речи и ее специфика.
Судебная монологическая речь по характеру порождения относится ко второму классу устной речи, которая отличается возможностью предварительной записи. А.Ф. Кони не советовал записывать весь текст, так как дело на суде может измениться и написанная речь окажется непригодной от начала до конца. «Я, никогда не писавший речей предварительно, позволю себе в качестве старого судебного деятеля сказать молодым деятелям: не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тишине кабинета строк
В.Д. Спасович писал тексты речей полностью, но произносил их как экспромт.
Ф.Н. Плевако иногда писал речь подробно, иногда это были полунамеки
С чего начинается подготовка судебной речи? - С изучения материалов (гражданского, уголовного) дела. После этого четко определяется тема речи и целевая установка (Это первое и, пожалуй, самое важное правило риторики!). Без этого хорошей речи не произнести. Далее риторика рекомендует подобрать материал, критически проанализировать и систематизировать его; определить, в каком порядке следует излагать материал по каждому конкретному делу. Этому поможет составление рабочего плана, в который вносятся формулировки отдельных положений, перечисляются факты, приводятся цифры (особенно по хозяйственным делам), которые необходимо использовать во время судебных прений. Такой план поможет правильно составить композицию речи.
ПЛАН РАБОТЫ АДВОКАТА над речью по уголовному (гражданскому) делу
1. Изучение материалов дела в полном объеме с изготовлением выписок по делу или копированием необходимых документов (по уголовному делу - это делается на следствии, по гражданскому - в период подготовки иска и оформления его).
2. Анализ позиции по делу, обсуждение ее с клиентом (подзащитным или доверителем), запрос необходимых дополнительных документов.
3. Обсуждение и анализ доказательственной базы, подготовка свидетельских показаний. Уточнение деталей, имеющих значение для дела.
4. Логическая организация материала; составление рабочего плана.