Художественные тропы и стилистические фигуры речи

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Задания и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов-заочников 1-2 курсов всех специальностей и направлений подготовки

МОСКВА 2011

Задания и методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу

«Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования

Составитель: ст. преподаватель кафедры «Иностранные языки» Т.А. Чередниченко

Задания и методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу

«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов-заочников всех специальностей, изучающих данный курс в соответствии с учебными планами.

Цель пособия – закрепление ранее полученных знаний по данной дисциплине, их дальнейшее развитие и углубление; формирование и совершенствование навыков деловой коммуникации в образовательной и профессиональной сферах.

Задачи пособия - способствовать повышению общей культуры речевого общения, уровня орфографической, орфоэпической, пунктуационной и стилистической грамотности, совершенствованию навыков и умений в сфере деловой и учебно-научной речи, в овладении стилистическим разнообразием русского языка.

©Московский государственный университет путей сообщения, 2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению заданий на контрольные работы по дисциплине

«Русский язык и культура речи» Уважаемые студенты!

1. Количество контрольных работ, выполняемых вами в ходе изучения данной дисциплины, устанавливается учебным планом РОАТ.

2. В данном пособии контрольная работа предлагается в пяти вариантах. Количество вариантов преподавателем не ограничивается. Контрольные задания студенты могут использовать для самостоятельной работы с целью повышения уровня собственной грамотности и культуры речи, для подготовки к зачѐту.

3. Каждый студент выполняет свой вариант контрольной работы в отдельной тетради объѐмом не менее 12 листов. На обложке указываются:

• Фамилия, имя, отчество студента

• Учебный шифр

• Специальность, по которой он обучается (например, 190700.62 Технология транспортных процессов)

• Наименование дисциплины, номер варианта контрольной работы (например, «Русский язык и культура речи», контрольная работа №1, вариант 3)

• Учебный год (например, 2011/2012 учебный год).

4. Контрольная работа выполняется шариковой ручкой синего цвета, аккуратно, разборчиво, по возможности без исправлений и зачѐркиваний; если тетрадь в клетку – писать через клетку, оставляя место для исправлений над каждой строкой. Подчѐркивания выполнять аккуратно, под линейку, простым карандашом.

5. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять в тетради широкие поля для замечаний, пояснений и методических указаний преподавателя.

6. Рекомендуется использование словарей (орфографических, орфоэпических, фразеологических и т.п.) и других справочных пособий; основной и дополнительной литературы к данному курсу; интернет-ресурсов: www.gramota.ru.

7. Выполненные контрольные работы необходимо направить на факультет для регистрации, затем она передаѐтся на кафедру для проверки. Сроки сдачи контрольных работ устанавливаются преподавателем по согласованию с факультетом, в соответствии с графиком сессий.

8. В случае, если контрольная работа выполнена не по варианту, либо с нарушением указаний, изложенных в данном пособии, она возвращается студенту без проверки, для дальнейшей доработки. В этом случае студент до зачѐта не допускается.

9. Обращаем ваше внимание, что в заданиях и везде по тексту нами ставится буква Ёс точками. Только в заданиях, где требуется расставить ударения, буква Ёнами не проставлена (написана Е), т.к. наличие буквы Ёможет быть прямой подсказкой. При выполнении заданий на постановку ударения вам необходимо также поставить букву Ё, где это необходимо.

10. Необходимо внимательно читать объѐм требований к каждому заданию контрольной работы. Не допускается сокращение заданий студентом по своему усмотрению, частичное выполнение или изменение сути задания. Задания на контрольную работу выполняются в полном объѐме, изложенном в данных методических указаниях.

ИСПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ РЕЦЕНЗИИ

1. При получении от преподавателя проверенной контрольной работы необходимо прочитать рецензию, ознакомиться с замечаниями на полях и проанализировать допущенные ошибки.

2. Руководствуясь указаниями и замечаниями, необходимо ещѐ раз проработать учебный материал. Все предложения (слова, словосочетания), в которых были допущены ошибки, варианты тестов, на которые дан неправильный ответ, - переписать начисто в исправленном виде в конце контрольной работы (если необходимо – вложить дополнительные листы, новую тетрадь).

3. Отрецензированные контрольные работы являются учебными документами, подлежащими хранению.

4. В ходе итогового зачѐта по дисциплине преподаватель имеет право проводить опрос студента по материалу, вошедшему в его вариант контрольной работы.

КОНСУЛЬТАЦИИ

1. В ходе выполнения контрольной работы, подготовки к зачѐту студенту необходимо посещать консультации преподавателя по дисциплине в дни, определѐнные кафедрой.

2. При необходимости возможно обращение к преподавателю за методической помощью по электронной почте или по телефону. При этом необходимо сообщить:

• Сведения о себе: фамилию, имя, специальность

• Какие разделы задания на контрольную работу вызывают затруднения

• Что неясно в формулировках заданий

• Какой литературы недостаѐт при выполнении задания

• Внятно изложить суть затруднений, иметь под рукой бумагу и ручку для записи ответов преподавателя.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ по ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Вариант № 1

Для успешного выполнения данного варианта контрольной работы необходимо повторить следующие разделы грамматики русского языка, орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксиса, культуры речи и стилистики (по любому учебнику, включая учебники для общеобразовательной школы, техникума, колледжа), а также использовать основную и дополнительную литературу к данному курсу:

• Правописание суффиксов, приставок, окончаний различных частей речи

• Правописание частицы НЕ с разными частями речи

• Правописание Ъ и Ь

• Правописание большой и маленькой букв

• Правописание слов через дефис

• Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-•

Правописание предлогов В и ВО

• Правописание наречий, числительных, сложных слов

• Орфоэпические нормы русского языка

• Состав лексики русского языка

• Синонимы и антонимы

• Что такое фразеологизмы

• Художественные тропы и фигуры речи

• Стили речи. Стилистика

Орфография и орфоэпия

1.1. Образуйте прилагательные с помощью подходящих суффиксов от следующих существительных, помня о чередовании некоторых согласных. Задание выполняйте в столбик, нумеруйте. Пример: 1. Галич– галицкий.

Рыбак, кабак, немец, ненец, калмык, венец, турок, француз, швед, Брест, Елец, Миасс, Витебск, Брянск, Углич, Ухта, Дамаск, Донецк, дурак, флот, прапорщик, дети, заговорщик.

1.2. Образуйте уменьшительные формы слова от данных существительных, используя суффиксы –иц-или -ец-(+окончание, если нужно). Запишите. Помните о чередовании некоторых согласных. Задание выполняйте в столбик, нумеруйте. Пример: 1. Платье – платьице. 2. Мороз – морозец.

Пальто, варенье, характер, здание, строение, мороз, ружьѐ, книга, кресло, лужа, растение, капитал, урод, храбрый, здоровье, доход, каша, сюжет, имение, масло, распутье, счастье.

1.3. Спишите. Расставьте Ъ и Ь в словах, где это необходимо. Обратите внимание на слова, в которых Ъ не ставится, запомните их. Составьте 3-4 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

Об…ект, об…единение, из…ян, раз…ѐм, об…ѐм, из…ятый, об…ятия, суб…ект, ад…ютант, с…ябедничать, ин…екция, кон…юнктура, контр…ярус, сверх…естественный, транс…европейский, меж…ярусный, пред…юбилейный, двух…ярдовый, трѐх…язычный, четырѐх…ярусный; трѐх…элементный, четырѐх…орудийный, четырѐх…палубный, контр…атака, контр…удар, супер…экспресс, меж…этажный, меж…областной, сверх…экономный, с…экономить.

1.4. Спишите словосочетания, расставляя большую или маленькую буквы, где это необходимо. Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

...вгиевы конюшни, ...ушкинская премия, ...ашины рисунки (Саша), ...ван-да-...арья (цветок), ...ушкинские рассказы, …нютины глазки (цветок), …рибоедовская премия, …еховская драматургия, станция метро «…еховская», …ьвиный зев (цветок), «…атрѐнин двор» (рассказ

…олженицына), …анкт…петербургский фестиваль «Белые ночи», …етроградские рабочие,

…иевский вокзал, …иевский торт, …обелевская премия, 12 подвигов …еракла, …улгаковский роман «…астер и …аргарита», …ранссибирский экспресс, трава …ван-чай.

1.5. Спишите. Устно объясните правописание частицы НЕ- с разными частями речи. Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

Задача вовсе не...трудная; не...большой, но уютный зал; ты мне не...рад; не...исследован…ая область; не...вдалеке, не...нужная никому вещь; не…трудная, но важная работа; не…видимый враг, не…изведа…ый мир, не…ведомые дорожки, не…добрый взгляд, не…держание; живой и не…вредимый, не…вообразимый шум, не…пьющий человек; не…пьющий, а сильно пьющий; не…вознаградимый труд; не…возмутимый взгляд; не…доброжелательный сосед; почувствовать не…домогание.

1.6. Запишите данные слова в две колонки. В первую выпишите слова, где происходит чередование букв И/Ы в корне или приставке (обратите внимание, после каких согласных это происходит); во вторую – где буква И в корне сохраняется (обрате внимание, после каких согласных).

Пред…стория, без…мянный, с…змальства, пред…дущий, из…мать, от…мать, от…скать, от…грать, раз….грать, под…грывать, под…тожить, без…звестный, без…сходный, небез…нтересный, сверх…дейный, меж…издательский, меж…институтский, сверх…зысканный, сверх…нтенсивный, контр…гра, контр…нформация, дез…нформация, вы…грыш, пан…исламизм.

1.7. Спишите. Определите, что нужно в приставках - З или С? Составьте 3-4 предложения с некоторыми их этих слов по вашему выбору.

Прои...шествие, прои…ведение, прои…вол, преи…полнен, ни...провергать, ра…чѐт, ра...жечь, ра...задорить, ро...сказни, …жечь, ...десь, …дание, …здоровье, …дача, ра…дача, ра…дор, ра…ведка, ра…бивка, ра…писка, ра…метка, ра…писание.

Ра...чѐска, ро...вальни, и...коверканный, и…вержение, ра...фасованный, во...глас, во…держание, во…можность, во…мещение, во…хождение, во…приятие, во…гордиться.

1.8. Различайте по значению следующие слова, запишите их в две колонки: с приставкой

ПРЕ-и с приставкой ПРИ-.

Пр…давать значение, пр…даное невесты, пр…давать новизну, пр…давать друга, древнее пр…дание; левый пр…дел в собора, пограничный пр…дел; радиопр…ѐмник, пр…емник (тот, что приходит на смену кому-то); пр…вратности судьбы, пр…вратник на воротах, пр…вратный (искажѐнный, ложный); пр…творить дверь, пр…творить в жизнь; пр…творное веселье; пр…бывать вовремя, пр…бывать в неведении; пр…пирать к стенке, пр…пираться с кем-то (браниться); органы пр…зрения (опеки, приюта), испытывать пр…зрение; пр…ступить к работе, пр…ступить закон; пр…ходящий вовремя, пр…ходящий (временный, непостоянный); пр…ложить руку к чему-то, непр…ложный закон; пр…уменьшить (немного убавить), преуменьшить (значительно уменьшить); пр…ставить к окну, пр…ставиться (умереть); светопр…ставление; пр…терпеться к жѐстким правилам, пр…терпеть много испытаний; пр…слониться к чему-нибудь; пр…клониться к родному плечу, пр…клонить голову перед мужеством, пр…клонный возраст; пр…клоняться перед гением.

1.9. Определите правило и запишите названия дней года по старинному народному календарю - слитно, раздельно или через дефис: Аксинья…полузимница, Агафья…коровятница, Афанасий…ломонос, Герасим…грачевник, Зосима…пчельник; Авдотья…малиновка, Авдотья…плющиха, Анна…зимоуказательница, Мирон…ветрогон, Арина…шиповница, Никита…гусятник, Захарий…серповидец, Анастасия…овечница, Екатерина…санница, Давид-земляничник, Мавра…рассадница, Лукерья…комарница. Добавьте своих 5-6 примеров.

1.10. Запишите правильно существительные-приложения – слитно, раздельно или через дефис: город…герой, город…крепость, город…курорт, город…музей, город…порт, город…сад, город…спутник, дома…новостройки, квартира…музей, женщина…снайпер, мать…героиня, музей…заповедник, дом…музей, квартира…музей, партизан…разведчик, солдат…орденоносец, корабль…миноносец, комсомольцы…добровольцы, старики...разбойники, пионер…герой, девочка…подросток, юноша…призывник, армия…победительница, сад…огород, чиновник…взяточник, рыболов…любитель, политик…реформатор, политик…консерватор. Добавьте своих 5-6 примеров.

1.11. Данные словосочетания запишите в две колонки: 1 - в которой после шипящих нужно писать Ь; 2 – словосочетания, где после шипящих Ь не пишется. Устно объясните, почему. Отдельной строкой выпишите фразеологизмы, устно объясните их значение; составьте с фразеологизмами 3-4 предложения по вашему выбору.

Привлеч… к ответу, воздух горяч…, вкладыш… в диплом, ночной сторож…, пять коровьих туш…, фальш… в поведении, медведь неуклюж…, точечный массаж…, взбираеш…ся на гору, питаеш…ся правильно, совсем невтерпѐж…, распахнуть настеж…, собираться замуж…, уж… осень наступила, попадѐш…ся под горячую руку, не пореж…ся ножом, сбереч… честь смолоду, мелкая дрож…, лес был дремуч…, сто тысяч…, ременная упряж…, дополнительный тираж…, июльская суш…, золотая молодѐж…, у высоких речных круч…, траурный марш…, срочная помощ…, день выдался погож…, уйди проч…, бить наотмаш…, завлеч… в западню, виртуозный трубач…, сорвать куш…, плащ… от дождя, острый меч…, утеш… ребѐнка, умнож… три на пять.

1.12. Внимательно прочитайте. А) Выпишите в две колонки данные слова и словосочетания: в первую – перед которыми следует употребить предлог В, во вторую – те, перед которыми необходимо ставить предлог ВО. Слова и словосочетания пишите вместе с выбранным предлогом. Б) Из приведѐнных примеров отдельной строкой выпишите фразеологизмы; устно объясните их значение. В) Составьте 5-6 предложений с любыми из этих словосочетаний.

…избежание, …искушение, …исполнение приказа, …второй раз, …восьмой класс,

…внимание принять, …Пскове, …Изборске, …Вологде, …Владимире, …Владивостоке,

…Волгодонске, …Греции, …Приднестровье, …младенчестве, поставить …пример, …всех случаях, …меру возможностей, …трудной ситуации, …все лопатки бежать, …всѐм нужна мера,

…время перерыва, …веки веков, …веки вечные, …внутреннем сообщении, …множестве, …что бы то ни стало, …всенощной службе, ….сто крат, …всеоружии быть, …всеуслышание,

….времена предков, …властных структурах, …вражеском тылу, …славу оружия, …вспененной волне, …главе колонны, …одиночку, …обтяжку, …обнимку, …обхват, …обрез, …насмешку,

…конце концов, …отдалении, …отличие, ….открытую, …охотку, …охапку, …отместку.

1.13. Прочитайте внимательно. Спишите, по возможности группируя данные словосочетания в соответствии с заданием. Определите, какой частью речи являются выделенные курсивом слова: числительные (порядковые, количественные, собирательные), прилагательные, существительные, наречия. Какое значение имеет каждое из этих выражений? Что их объединяет? Составьте 5-6 предложений с любыми их этих словосочетаний.

Седьмая вода на киселе; семи пядей во лбу; на седьмом небе быть; семь бед – один ответ; семь вѐрст до небес и всѐ лесом; семь пятниц на неделе; семь смертных грехов; у семи нянек дитя без глазу; семеро одного не ждут; до седьмого колена; семь раз отмерь, а один отрежь; тайна за семью печатями; великолепная семѐрка; пятый угол искать; пятая колонна; попасть в десятку; заблудится в трѐх соснах; смотреть в оба; сорок бочек арестантов; за тридцать сребреников; на трѐх китах; двуличный человек; тысяча и одна ночь; первый парень на деревне; первый блин комом; первородный грех; первый среди равных; первая ласточка весны не делает; первым делом (долгом); за двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать; бабушка надвое сказала; как свои пять пальцев; без пяти минут; всякой твари по паре; восьмое чудо света; второе дыхание, втридорога, втридѐшева, впятером.

1.14. Спишите. Вставьте, где это необходимо, суффиксы –Н-, -НН-. Слова расположите двумя колонками: 1 – с суффиксом –Н-, 2 - с суффиксом -НН-. Подчеркните суффиксы. Какая часть речи с данной орфограммой? Что общего в тех группах слов, которые вы образовали? В каких словах нет суффиксов?

Лу…ый свет, письме…ый прибор, каме…ый дом, осе…яя листва, антикоррупцио…ая политика, оловя…ая кружка, ветре…ый юноша, лицензио…ая копия, телефо…ый справочник, подветре….ый борт, овся…ая каша, лимо…ый сок, дли…ый список, ю…ый исследователь, карти…ая галерея, тума…ое утро, овчи…ый тулуп, деревя…ый дом, стекля…ый сосуд, со…ый ребѐнок, медле…ый танец, серебря…ый колокольчик, огне…ый столб, сломе…ая шляпка, тыкве…ый сок, клюкве…ый морс, вое…ый парад, тѐм…ые аллеи, румя…ое яблоко, таинстве…ый незнакомец, ветря…ая мельница, масля…ые краски, масле…ый блин, тополи…ый пух, берестя…ая грамота, змеи…ый яд, жестя…ая крыша, сви…ая туша, голуби…ый полѐт, зелѐ…ый горошек, кожа…ый чемодан, кровя…ое давление, глиня…ый горшок, соля…ая пещера, шерстя…ая кофта, полотня…ый завод, орли…ый взор, беше…ый пѐс, безветре…ый день, гости…ый двор, ва…ая комната, весе…ий сев, чѐр…ый кофе.

1.15. Спишите. Вставьте необходимые буквы Е\Ё в суффиксах кратких причастий. Составьте 3-4 предложения с этими словосочетаниями по вашему выбору.

Возмож…н, запряж…н, навороч…н, нагруж…н, напомаж…н, напряж…н, заряж…н, наточ…н, натруж…н, науч…н, низлож…н, обвеш…н плакатами (зал), обвеш…н продавцом (покупатель), обворож…н, обездуш…н, облач…н (в мантию), облегч…н, облеч…н (властью).

1.16. Правописание наречий. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте ударения в словах. Устно объясните правописание. Составьте 3-4 предложения с этими словами по вашему выбору.

И…вне, и…далека, и…далѐка, и…дали, и…коса, и…подволь, и…подлобья, и…поднизу, и…подтишка, и…покон, и…стари.

Едва()едва, еле()еле, де()факто, де()юре, конца()краю нет, криво()накриво, любо()дорого, мало()мальски, перво()наперво, тишком()нишком, мало()помалу, молодо()зелено.

Куда()нибудь, когда()нибудь, кое()где, кое()куда, откуда()нибудь, когда()то, где()то.

1.17. Внимательно прочитайте группу слов, которая начинается с пол-/полу-. Запишите их в две колонки: первая – сложные слова, которые пишутся слитно, вторая – сложные слова, которые пишутся через дефис. Отдельной строкой выпишите слова, которые являются

«лишними» в этом списке.

Пол…дороги, пол…лимона, пол…листа, пол…тораста, полу…шалок, полу…шѐлк, полу…шерстяной, пол…четвѐртого, пол…игры, пол…имени, пол…арбуза, пол…века, пол…аршина, пол...алтына, пол…часа, полу…эскадрон, полу…экипаж, полу…часовой, полу…чка, полу…шаг, пол…чища, полу…чатель, полу…мера, пол…тонны, пол…миллиона, пол…нота, пол…нотелый, пол…отенце, пол…дник, пол…овецкий, пол...оманный,

пол…килограмма, пол…дюжины, пол…одиннадцатого, полу…вагон, полу…вековой, полу…военный, полу…гласный, с полу…слова, полу…тѐмный, пол…итический.

1.18. Правописание сложных слов с ПОЛ-/ПОЛУ-. От данных существительных и прилагательных образуйте новые слова по приведѐнному образцу: пол-листа, полчашки, полуоборот, пол-Европы. Составьте 3-4 предложения с вновь образованными словами по вашему выбору.

Сутки, год, день, неделя, месяц, час, ночь, километр, свет, земля, Земля, сотня, смена, путь, ставка, слово, лимон, линия, литр, ложка, небо, канал, Москва, Одесса, Париж, город, магазин, порция, миллион, зарплата, очко, яблоко, ящик, сундук, корзина, аршин, фунт, аллея, арбуз, область, отрезок, седьмой, первый, пятый, десятый, одиннадцатый.

1.19. Запишите числительные и прилагательные с числительными правильно – слитно или раздельно. Отдельной строкой выпишите фразеологизмы, определите, что они означают. Составьте с ними 3-4 предложения.

Пятьдесят...восемь рублей; семи...тысячный километр; седьмая…вода на киселе, семи…пядей…во…лбу; семи...с...половиной...миллионный; двух...сотый по списку; шестьсот…шестидесяти…трѐх…сильный «Дуглас» (самолѐт); пяти…алтынный (монета); пяти…тысячная купюра; играть первую скрипку; остановились на трѐх…сотом километре; альпинисты поднялись на восьми…тысячную высоту; одно…разовый пакет; сто…сорок…восьмой по списку; около…одиннадцати вечера; встретимся в пол…третьего; я был доволен переведѐнными на мой счѐт 738 евро (написать числительное словами в творительном падеже).

1.20. Внимательно прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите и надпишите, где глаголы повелительного наклонения, а где - глаголы будущего времени. Расставьте ударения в глаголах. Составьте 3-4 предложения с этими глаголами по вашему выбору.

Выпиш…те мне рецепт, пожалуйста; вы когда выпиш…те мне рецепт?; спиш…те задание внимательно; вы спиш…те мне график?; вышл…те мне деньги немедленно!; когда вы вышл…те мне расписание?

1.21. Спишите. Расставьте ударения в приведѐнных словах. Составьте 3-4 предложения с некоторыми из них по вашему выбору.

Августовский, автозаводский, агент, агрономия, алкоголь, аноним, апартаменты, апостроф, атлас (ткань), баловать, безудержный, бархатка, бомбардировать, братание, бредовый, бунгало, бюрократия, валовой, ваятель, верба, вероисповедание, ветеринария, видение (призрак), во-первых, ворота, горнозаводский, гусеница, двоюродный, диспансер, добыча, донельзя, доска, драматургия, зимовщик, знамение, изобретение, изредка, инструмент, каталог, монолог, некролог, кулинария, кремень, кухонный.

Лексика и фразеология

2.1. Внимательно прочитайте группу синонимов. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Составьте 5-6 предложений с некоторыми из них по вашему выбору. Каждое предложение пишите с новой строки, нумеруйте.

Незамысловатость – азбуч…ность, бе…хитрос…ность, без…скус…ность, зауряднос…ть, лѐ…кость, обыкновен…ость, ординарнос…ть, пр…митивность, простота, простоватос…ть, пустяковос…ть, скромность, н…сложность, непр…тязательность, н…завидность, н…затейливость, непр…хотливость, непр…нуждѐ…ность, н…далѐкость, невз….скательность, необр…менительность, элем…нтарность.

2.2. Найдите в соответствующих словарях и выпишите фразеологизмы, в составе которых имеется противопоставление. Например: свежо предание, а верится с трудом; не было ни гроша, да вдруг алтын. Обратите внимание на знаки препинания в выписанных вами фразеологизмах. Что они обозначают? Составьте с ними 3-4 предложения.

2.3. Составьте и запишите как можно больше сложных слов, первой частью которых будет слово благо. Например: благородный, благовест, благодеяние и т.д. Слова расположите столбиком, по алфавиту, пронумеруйте.

2.4. Внимательно прочитайте приведѐнные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите принадлежность слов к тому или иному пласту лексики с точки зрения происхождения (архаизмы, историзмы, старославянизмы и т.п.). Значение неизвестных вам слов найдите в соответствующих словарях. Найдите и подчеркните слова, которые актуализировались в современном русском языке и получили новую «прописку».

Инст…тут благородных девиц, клас…ная дама, г…мназия, реалист (учащийся реального училища), кольчуга, бойница, городовой, пол…цейский, светец, лучина, ямщик, земство, пищаль, кабак, вече, опричник, волость, прика…чик, лицеист, лицедей, комед…ант, вояж…, персты, уста, чело, десница, шуйца, ланиты, персы, ярило, дружина, злата, брег, град, гошпиталь, губ…рнатор.

A) Архаизмы Б) Историзмы

B) Неологизмы Г) Экзотизмы

2.5. Внимательно прочитайте группу слов. Выпишите только те, которые являются неологизмами наших дней. Значение неизвестных вам слов найдите в соответствующих словарях. Составьте 3-4 предложения с некоторыми неологизмами по вашему выбору.

Акциз, альпинарий, андеграунд, банкомат, бизнес-ланч, бартер, бонус, брифинг, биенале, ваучер, верификация, гастарбайтер, девальвация, государство, гражданин, культура, казначейство.

К какому пласту лексики относятся данные слова:

A) Исконно русские

Б) Заимствования из славянских языков

B) Заимствования из неславянских языков

Г) Архаизмы, переходящие в активный запас современного языка

2.6. Внимательно прочитайте группу слов. Спишите столбиком, подбирая к каждому слову его литературное значение. Например: клава – клавиатура, юзер – пользователь, емеля – электронная почта. К какому пласту лексики относятся данные слова?

Аська, баг, бесперебойник, пиратка, батон, юзер, клава, поисковик, откат, помойка, пингвин, битник, болванка, обуть, оператива, операционка, емеля, бродилка, глюк.

A) Неологизмы

Б) Заимствования из неславянских языков

B) Жаргонизмы (сленг) Г) Профессионализмы

2.7. Самостоятельно подберите максимальное количество синонимов к слову быстро. Составьте 3-4 предложения с вашими синонимами.

2.8. Внимательно прочитайте группу слов. Определите, к какому пласту лексики русского языка можно отнести эти слова с точки зрения человека, живущего в 20-30-е годы ХХ века. Подберите к каждому слову его значение. Например: рабфаковец – слушатель рабочего факультета; комкор – командир корпуса. Составьте с этими словами 3-4 предложения по вашему выбору.

Рабфак, субботник, воскресник, революция, большевик, продразвѐрстка, комсомол, нэпман, кулак, красноармеец, комкор, комдив, нарком, колхозник.

A) Архаизмы

Б) Профессионализмы

B) Неологизмы Г) Историзмы

2.9. Внимательно прочитайте группу слов. Сформируйте их парами по принципу антонимии и запишите, вставив пропущенные буквы. Например: далѐкий – близкий, зарубежье

– отечество и др. Составьте 5-6 предложений с выбранными вами парами слов.

Искрен…ий, бога…ство, активный, ар…матный, миролюбивый, отечествен…ый, трудит….ся, лицемерный, зарубежный, порядок, бе…толковый, бе…тактный, бе…совестный, богатей, бе…дарный, безобразный, благопр…ятный, беднос…ть, смрадный, бедняк, бе…дельничать, инертный, агрес…ивный, красивый, талантливый, чес…ный, ералаш, кор…ектный, сообразительный, не…удобный.

2.10. Прочитайте внимательно. Из предложенных словосочетаний выпишите столбиком только те, которые являются фразеологизмами. В соответствующих словарях найдите и запишите рядом с фразеологизмами их значения. Например: длинный язык – болтливость. Составьте 5-6 предложений с любыми фразеологизмами по вашему выбору.

Белая ворона, белая лошадь, божья искра, искра от костра, болеть душой, болеть гриппом, брать голыми руками, брать чистыми руками, ветер в голове, ветер на улице, водой не разольѐшь, водой не отмоешь, голубая кровь, голубая лента, длинный язык, длинный путь, душа нараспашку, куртка нараспашку, золотые горы, золотые серьги, купить кота в мешке, купить мешок картошки, танцевать от печки, танцевать с партнѐром, камень за пазухой, камень на дороге.

Художественные тропы и стилистические фигуры речи

3.1. Не было души более откровенной, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного. (Ги де Мопассан об И.С. Тургеневе). В данном отрывке определите фигуры речи:

A) Умолчание Б) Эллипсис

B) Градация

3.2. Определите художественные тропы и стилистические фигуры в приведѐнном ниже поэтическом отрывке.

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины, Изба-старуха челюстью порога Жуѐт душистый мякиш тишины. (С. Есенин)

A) Олицетворение Б) Эпитет

B) Сравнение Д) Метонимия Г) Аллитерация

Д) Риторические обращения Е) Метафора

3.3. Внимательно прочитайте определения. Укажите строку с неверным утверждением:

A) Оксюморон – создание нового понятия при помощи соединения контрастных по значению слов

Б) Синекдоха – выявление целого и большего через его часть (т.е. меньшее)

B) Градация – высказывание, в котором каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая

Г) Плеоназм – речевая недостаточность, вызванная пропуском нужного слова

Д) Алогизм - нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила

логики

Приведите примеры из художественной литературы к тем строкам, в которых

определения даны правильно.

Наши рекомендации