Опыт риторики» И.С. Рижского. «Краткая риторика» А.Ф. Мерлякова. «Теория красноречия» А.И. Галича. «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского

«Опыт Риторики» Рижского. Эта риторика была написана Иваном Степановичем Рижским, писателем, ректором Харьковского университета, профессором красноречия и русского языка, членом Академии наук, и выдержала по крайней мере три издания (1-е - 1795, 2-е-1805, 3-е— 1822). Рассматривая различные роды прозаических сочинений, Рижский разделяет науку красноречия на риторику и поэзию.

Рассматривая прозаические сочинения, Рижский выделяет, наряду с письмами, «разговорами», историческими описаниями, различные роды «больших речей»: церковные (проповеди и надгробные слова), гражданские («мнения, произносимые в собраниях»), судебные, академические («торжественные», «диссертации»)

Основное качество речи, по мнению Рижского,— ее чистота. «Говорить и писать исправно, т. е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина»,— писал он. Чистота речи, как считает Рижский, может быть нарушена, если используется немотивированно: 1) иностранное слово вместо русского,

2) словосочетание, нарушающее правила русского языка,

3) какое-нибудь иностранное выражение, свойственное только иностранному языку,

4) простонародное (сниженное), областное (диалектное) слово или словосочетание,

5) неологизмы, не отвечающие законам русского языка, выражающие те понятия, для которых уже имеются слова в русском языке.

«Краткая риторика» А.Ф. Мерзлякова Популярная в первой трети XIXв. «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических» русского поэта и переводчика Алексея Федоровича Мерзлякова (1778—1830) выдержала несколько изданий. Она была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона.

Мерзляков дает классификацию речей, которая несколько отличается от классификации Рижского, хотя это отличие, скорее всего, терминологическое. Он выделяет речи духовные («...в которых предлагаются истины и обязанности религии»), политические («о выгодах, отношениях и обязанностях общества»), судебные («где защищается невинно притесненный или обличается преступник»), похвальные («заключающие в себе похвалу заслуг»), академические («касающиеся учебных предметов»).

Риторика по Мерзлякову заключает в себе полную теорию красноречия, которое понимается как способ выражать свои мысли и чувства письменно или устно в соответствии с целью говорящего или пишущего.

По мнению Мерзлякова, оратор и писатель имеют одну цель: учить, занимать, трогать, доказывать. Красноречие же, как изящное искусство, пленяет наши сердца, возбуждает воображение

«Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» А.И. Галича Александр Иванович Галич (1783—1848), преподавал русскую и латинскую словес­ность в Царскосельском лицее и был в числе учителей А. С. Пушкина.

Риторика А. И. Галича вышла в свет в 1830 г. Она состояла из «Части общей, или чистой» и «Части особенной, или приклад­ной». Вот как автор определяет ораторский стиль: «Стиль ора­торский занимается постановлением законов для торжественной речи, которая, как произведение словесности, назначается для изустного предложения или для провозглашения, чтобы или 1) научить и убедить, или 2) тронуть и потрясти, или же 3) соединением обеих этих целей произвести сильнейшее впечатление».

Галич выделяет духовные речи (проповеди) и светские речи. По его мнению, и те и другие наставляют нас в известных истинах (общих или частных), или возбуждают сердечные чувства, или «подвигают волю к желанию и начинаниям». К разряду светских речей он относит судебные, государственные, исторические речи. Судебные — произносятся в судах и бывают обвинительные и защитительные. Государственные — произносятся в торжественных случаях (при восшествии на престол, на конгрессах и т. д.). Исторические— изображают происшествия с их последствиями. Речи догматические (поучительные) имеют своей задачей непосредственно действовать на ум.

Галич выделяет четыре главных момента, на которых основывается наука красноречия: счастливое изобретение мыслей, филичных предмету; благоразумное расположение мыслей, приличных предмету; благоразумное расположение мыслей и умение воздействовать на слушателей так, чтобы они могли легко воспринимать идею в целом и по частям; изложение или выражение мыслей словами

«Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского Будучи преподавателем красноречия в Александро-Невской семи­нарии Сперанский написал трактат «Правила высшего красноречия» (1792).

Сперанский основанием красноречия считал страсти. Сильные эмоции и живое воображение для оратора совершенно необходимы. Сперанский дает такое определение красноречию: красноречие есть дар потрясать души. Нельзя обучить красноречию, так же как нельзя обучить иметь бли­стательное воображение и сильный ум. Вступлениедолжно быть простым, оно не должно слишком далеко начи­наться от темы и не должно слишком близко к ней подходить.

Не стоит мудрить в приготовлении вступления. Для начала надо познакомиться с своим слушателем, при­учить его за собой следовать.

Далее Сперанский говорит о «страстном слове». Ора­тор должен сам быть пронзен страстью, когда хочет родить ее в слу­шателе. Спокойная душа совсем по-другому смотрит на предметы, иначе мыс­лит, иначе обращается, иначе говорит, нежели душа, потрясаемая страстью. После вступления и доказательств следует третьея и последняя часть речи – заключение.

Сделать заключения сухими и холодными значит потерять плод своего слова. Сперанский пишет: «Слушатель в продолже­ние речи был движим вместе с вами страстью.

Сперанский выделяет два главных правила для расположения мыслей:

Наши рекомендации