Практическое занятие № 2. История судебного красноречия. Развитие судебного красноречия в России.

Методические указания.

Изучая данную тему, необходимо познакомиться с историей ораторского искусства античности, а также с первыми русскими риториками, деятельностью М.В. Ломоносова.

Вопросы для проведения устного опроса

1. Из истории античной риторики.

2. Первые русские риторики, их особенность.

3. Этапы развития русской риторики, их особенности?

4.История судебного красноречия: а) особенности судебного красноречия дореволюционного периода (назвать известных судебных ораторов этого периода); б) особенности судебного красноречия советского периода (назвать известных судебных ораторов этого периода)

5. Современное состояние судебного красноречия (взять материал из журнала «Российская юстиция», «Адвокат» и др.

Литература:

Аннушкин, В.И. Первая русская риторика / В.И. Аннушкин. – М.: Знание, 1989. – 64 с.

Введенская, Л.А. Риторика для юристов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 568 с.

Вомперский, В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. / отв. ред. Н.И. Толстой; АН СССР Инс-т рус. яз. – М.: Наука, 1988. – 180 с.

Граудина, Л.К. Теория и практика русского красноречия / Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич. – М: Наука, 2000. – 428с.

Краснобаев, Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала ХШХ в. / Б.И. Краснобаев. – М.: Московский университет, 1983. – 223 с.

Творческое задание. Подготовить выступление о состоянии современной риторики.

Практическое занятие № 3. Речевая деятельность как основа современной риторики. Судебная речь как публичная речь.

Методические указания.

При подготовке по данной теме необходимо иметь понятие о речевой деятельности и ее видах. 1.речь внутренняя. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. 2.Речь дактильная - речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими. 3.Речь жестовая - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. 4.Речь письменная -вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. 5.Речь устная- вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. 6.Речь эргоцентрическая - речь, обращенная к самому себе. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности.

Особенность судебной речи как публичной речи.

Вопросы для проведения устного опроса

1.Что представляет собой речевая деятельность?

2.Основные отличия устной речи от письменной?

3.Каково назначение судебной речи?

4.Особенности публичной речи, ее назначение.

5.Что такое целевая установка публичной речи?

Литература:

Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. ─ М.:ИНФРА - М, 1997. ─ 272 с.

Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 466 с.

Введенская, Л.А. Риторика для юристов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 568 с.

Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристь, 2002. – 384 с.

Практическое занятие № 4. Профессиональные коммуникации юриста

Методические указания

При подготовке к практическому занятию знать, что такое деловое общение, его разновидности (кадровые беседы, дисциплинарные беседы, консультирование).

Студенту необходимо уяснить, что владение профес­сиональным языком предполагает освоение основных по­нятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений. При этом следует учиты­вать, что общаться между собой могут люди одной специаль­ности и разных, а также специалисты с неспециалистами.

Вопросы для проведения семинара

1. Что такое деловое общение. Виды делового общения. Правила делового общения.

3. Особенности кадровых бесед, дисциплинарных бесед, консультирования как профессиональных видов деятельности.

4. В чем особенность речевого оформления видов делового общения?

Литература:

Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д.Карнеги. – М.: Наука,1989. – 486с.

Шведова, И.А. Искусство убеждать / И.А. Шведова. – Киев: Изд-во Прогресс, 1986. – 115 с.

Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 466 с.

Введенская, Л.А. Риторика для юристов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 568 с.

Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристь, 2002. – 384 с.

Творческое задание

Подготовьте с группой 3-4 человека следующие игровые ситуации

1.Собеседование при приеме на работу (менеджеры, юристы, продавцы);

2.Консультирование клиента (ситуация: увольнение с работы по сокращению штатов, за нарушение трудовой дисциплины; незаконное увольнение);

3.Консультирование клиента (ситуация: у инвалида ВОВ в доме протекает крыша, куда ни обращался – в помощи отказывают; другие ситуации.).

Практическое занятие № 5. Судебный оратор. Риторические умения и навыки оратора. Качество речи и требования к культуре судебного оратора.

Методические указания.

При подготовке к данной теме, необходимо иметь представление о судебном ораторе как о профессиональной языковой личности. Содержательной стороной профессиональной языковой личности юриста является владение профессиональным языком. Литературный язык является основой культуры речи юриста.

Для успешного выступления оратору необходимо обладать специальными умениями (самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей, поддерживать контакт со слушателями) и навыками (отбор литературы, изучение ее, составление плана, написание текста речи, самообладание перед аудиторией, ориентация во времени).

Студенту необходимо знать требования, предъявляемыми к речи судебного оратора: грамматическая правильность, ясность (использование слов в их общеупотребительном смысле), уместность (соответствие стиля предмету), образность и благозвучие, убедительность, воздействие.

При изучении данной темы студенту необходимо познакомиться с речами известных судебных оратор - Кони А.Ф., Сергеича П., Спасовича В.Д. и других.

Вопросы для проведения устного опроса

1. Кого вы называете оратором?

2. Основные риторические навыки и умения оратора.

3. Согласны ли вы с утверждением Цицерона «Поэтами рождаются, ораторами делаются»?

4. Как работать над собой, чтобы быть грамотным оратором?

Литература:

Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д.Карнеги. – М.: Наука,1989. – 486с.

Шведова, И.А. Искусство убеждать / И.А. Шведова. – Киев: Изд-во Прогресс, 1986. – 115 с.

Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 466 с.

Введенская, Л.А. Риторика для юристов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 568 с.

Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристь, 2002. – 384 с.

Практическое занятие № 6. Подготовка к публичному выступлению (судебному). Виды подготовки.

Методические указания.

При подготовке к данной теме необходимо изучить этапы работы над речью: изобретение мысли (тщательная подготовка материала), расположение материала (план), запоминание (освоение материала), словесное выражение, произнесение материала. В теории риторики предлагается 2 вида подготовки - повседневная и подготовка к конкретному выступлению.

При подготовке по данной теме необходимо уяснить понятие тезиса речи. Виды тезисов. Специфика юридических тезисов. Понятие аргумента. Виды аргументов. Способы группирования аргументов в зависимости от специфики дела и цели речи.

Вопросы для проведения устного опроса

1. Как побороть страх и неуверенность перед выступлением?

2. Что представляет собой повседневная подготовка к публичным выступлениям?

3. Дайте характеристику основным этапам подготовки ораторской речи.

4. Укажите достоинства и недостатки разных видов подготовки выступления. Какому из них вы отдадите предпочтение?

5. Расскажите об особенностях выступления экспромтом.

6. Какую роль играют значимые тезисы и аргументы в речи судебного оратора?

Творческое задание.Подготовьте выступление на одну из тем:

«Оратор, который произвел на меня сильное впечатление», «Каких ораторов я люблю слушать», «Какие ораторы мне не нравятся». Обоснуйте свое утверждение. (выступление до 3-х минут).

Литература:

Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д.Карнеги. – М.: Наука,1989. – 486с.

Шведова, И.А. Искусство убеждать / И.А. Шведова. – Киев: Изд-во Прогресс, 1986. – 115 с.

Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 466 с.

Введенская, Л.А. Риторика для юристов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 568 с.

Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристь, 2002. – 384 с.

Наши рекомендации