Отграничение злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий.
Различие между злоупотреблением должностными полномо- чиями и превышением должностных полномочий заключается в тех способах, которыми наносится вред непосредственному объ- екту преступления.
Одна из самых сложных проблем — это разграничение зло- употребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий. Оба преступления — виды управлен- ческих преступлений, при совершении которых преступные дей- ствия должностного лица непосредственно связаны с его долж- ностным положением и выполнением функций представителя власти либо административно-хозяйственных или организацион- но-распорядительных функций. Оба преступления посягают на государственную власть, инте- ресы государственной службы или службы в органах местного самоуправления, интересы службы в государственных или муни- ципальных учреждениях либо в государственных корпорациях. И злоупотребление должностными полномочиями и их превыше- ние влекут уголовную ответственность только в случае суще- ственного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Оба преступления могут быть совершены умыш- ленно и только специальным субъектом — должностным лицом Превышение должностных полномочий — преступление, ко- торое может быть совершено только путем действий, что следует из диспозиции ст. 286 УК РФ. Следовательно, вопрос о разграни- чении злоупотребления должностными полномочиями и превы- шения должностных полномочий встает только в случаях совер- шения должностным лицом активных действий. Позиции ученых по вопросу разграничения должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий схо- дятся, пожалуй, только в одном: разграничить эти преступления очень сложно и законодателю целесообразно отказаться от двух самостоятельных составов уголовно наказуемого злоупотребле- ния властью должностными лицами 1 . Рассмотрим подробнее существующие в теории уголовного права предложения о критериях разграничении злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных пол- номочий.
Б. В. Волженкин считал превышение должностных полномочий специальной нормой по отношению к злоупотреблению должностными полномочиями, которая конкретизирует вид зло- употребления полномочиями, заключающийся в их превышении.
П. С. Яни приходит к выводу, что всякое злоупотребление должностными полномочиями в форме действия следует рассмат- ривать в качестве специального случая превышения должностных полномочий, поскольку одна из форм превышения (совершение действий, которые могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте) специализирована путем выделения такого признака субъективной стороны преступления, как мотив в виде корыстной или иной личной заинтересованности.
В соответствии с содержанием статей в УК РФ 1996 г. злоупотребление должност- ными полномочиями и превышение должностных полномочий можно рассматривать только как смежные преступления, ни одно из которых не является специальным по отношению к другому. При совпадении других признаков субъективная сторона превы- шения должностных полномочий шире по мотиву преступления, чем субъективная сторона злоупотребления должностными пол- номочиями, а содержание действия при злоупотреблении долж- ностными полномочиями не совпадает с содержанием действия при превышении должностных полномочий.
На наш взгляд, критерий разграничения злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных пол- номочий заключается в содержании тех правовых предписаний, которые предъявляются к служебному поведению должностного лица и которые должностное лицо нарушает при совершении злоупотребления должностными правомочиями и при превыше- нии должностных полномочий.
Предмет взяточничества.
Понятие предмета взятки раскрывается в ст. 290 УК РФ. В ка- честве взятки могут фигурировать деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.
Под деньгами понимаются находящиеся в обращении банкно- ты или монеты Центробанка России, а также находящаяся в об- ращении валюта иностранных государств. Взятка в виде денег может передаваться как наличными деньгами, так и в безналич- ной форме. Понятие ценных бумаг дается в ст. 142 Гражданского кодекса РФ.
Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам от- носятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, де- позитный и сберегательный сертификаты, банковская сберега- тельная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватиза- ционные ценные бумаги и другие документы
Если исходить из традиционного понимания имущества в уго- ловном праве, то иное имущество — это вещи: предметы матери- ального мира, обладающие экономической ценностью. Предме- том взятки может быть как движимое, так и недвижимое имуще- ство, как находящееся в свободном обращении, так и имущество, обращение которого ограничено, либо имущество, полностью изъятое из гражданского оборота.
В ряде случаев дача¾получение взятки не связаны с перехо- дом денег, ценных бумаг или иного имущества от взяткодателя к взяткополучателю, поэтому законодатель употребляет термин «иные выгоды имущественного характера».
- Имущественные права - правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
- освобождение от обязанностей
- совершение иных действий имущественного характера, а именно: в оказании услуг либо совершении работ, подлежащих оплате, но оказываемых или совершаемых безвозмездно
Выгоды и преимущества нематериального характера предме- том дачи и получения взятки являться не могут. Так, не могут признаваться взяткой положительный отзыв, положительная ха- рактеристика, присуждение призовых мест в каких-либо конкур- сах (если это не влечет материальных выгод) и т. д.