Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий.

Объект- интересы государственной власти и службы в органах государственной власти и ОМСУ, а также авторитет власти.

Допобъект – права и законные интересы граждан и организаций

Объективная сторона злоупотребления полномочиями требует три обязательных признака:

1) использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы, т.е. нет служебной необходимости, либо отсутствуют обязательные основания и условия для совершения таких действий. Возможно как действие, так и бездействие.

Пример: лицо издает приказ о назначении стипендии/премии лицу, хотя обязательные условия для этого назначения отсутствуют

2) последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций

3) причинно-следственная связь между деянием и последствием

Объективная сторона превышения должностных полномочий - это совершение должностным лицом тех действий, которые выходят за рамки его полномочий:

1) когда ДЛ выполняет действия, относящиеся к компетенции другого лица (как вышестоящего, так и равного по статусу)

2) совершение действий, которые могут быть выполнены только при наличии особых обстоятельств, - при условии, что эти обстоятельства отстутствовали

3) совершение ДЛ единолично тех действий, которые могут быть совершены только коллегиально либо по согласованию с другим ДЛ либо органом

4) ДЛ выполняет действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать

Состав –материальный в обоих случаях, требуется наступление последствий, т.е. существенногонарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства

Существенное нарушение – оценочная категория, надо исходить из следующих признаков:

а. Какому количеству граждан/организаций был причинен вред

б. Насколько важные интересы были затронуты неправомерными действиями должностных лиц

ВС РФ считает: к существенным нарушениям точно относятся нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Субъект –должностное лицо. Согласно постановлению Пленума ВС РФ:

Должностное лицо - постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц:

· трудящихся в законодательной, исполнительной или судебной власти

· работников правоохранительных или контролирующих органов, наделенных распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения, включая применение мер поощрения или награждения, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Например:

· выдача медицинским работником листка временной нетрудоспособности

· прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной комиссии

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом или деньгами, а также по совершению иных действий (например, принятие решений о начислении заработной платы, премий).

Исполнение функций ДЛ по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, которые возложены на него законом, иным НПА, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя).

Субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями –только умысел, прямой либо косвенный. Косвенный умысел обычно по типу «я у власти, мне все можно». Обязательно наличие мотива!

Мотив может быть – корыстная либо иная личная заинтересованность. Отличие от хищения – именно по этому признаку – в данном случае стремление получить выгоду имущественного характера, не связанную с обогащением, следовательно, возможность избавить себя от дополнительных затрат, например, использование служебного транспорта в личных целях.

Иная личная заинтересованность – стремление извлечь выгоду неимущественного характера, - стремление сделать карьеру, оказать взаимную выгоду или услугу.

Субъективная сторона превышения должностных полномочий – умысел, как прямой, так и косвенный. Неосторожность в форме небрежности или легкомыслия. Наличие мотива не обязательно (месть, карьеризм, корысть).

Билет № 15

Наши рекомендации