Тема 5. Основание и пределы ответственности соучастников
В соответствии со ст. 3 УК РК единственным основанием уголовной ответственности является совершение преступления, то есть деяния, содержащего все признаки состава преступле-ния, предусмотренного Уголовным кодексом. Институт соучастия не создает нового основания уголовной ответственности и не изменяет его содержания. Но при соучастии определение оснований уголовной ответственности соучастников осложняется тем, что ни организатор, ни подстрекатель, ни пособник сами непосредственно не совершают общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления. В науке уголовного права по данному вопросу существуют две теоретические концепции. По первой концепции ответственность соучастников непосредственно зависит от действий исполнителя преступления. Эта концепция получила название акцессорной.
Поскольку акцессорная теория соучастия зародилась в эпоху французской революции и впервые получила свое законодательное оформление в Уголовном кодексе Франции 1791 г., а затем в Кодексе Наполеона 1810 г., в науке советского уголовного права она категорически отрицалась. Правда, в 60-е годы М. И. Ковалев открыто поддерживал эту теорию, заявив: «то обстоятельство, что принцип акцессорной природы соучастия впервые выдвинут в буржуазной науке уголовного права, ровным счетом ничего не может доказать».
Между тем, уже с принятием Основ уголовного законодательства 1958 г. ответственность соучастников определялась в зависимости от содеянного исполнителем, то есть по существу акцессорная природа соучастия получила свое законодательное закрепление.
Основные положения этой теории сводятся к следующему: 1) соучастник может нести ответственность за свои действия лишь при наличии наказуемого действия исполнителя; 2) соучастник привлекается к уголовной ответственности по той статье Особенной части УК РК, которая вменяется исполнителю. Акцессорность природы соучастия заключается, к примеру, в том, если исполнитель совершил оконченное преступленйе, то за оконченное преступление должны нести ответственность и соучастники. Если же исполнитель совершил лишь покушение на преступление, то и соучастник подлежит ответственности за покушение на преступление.
Уголовный кодекс РК с некоторыми оговорками воспринял акцессорную теорию соучастия. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УК РК уголовная ответственность соучастников определяется характероми степенью участия каждого из них в совершении преступления. Исполнитель привлекается к уголовной ответственности только лишь по статье Особенной части УК РК. Поскольку объективная сторона преступления осуществляется исполнителем, то очевидно, что ответственность соучастников непосредственно ставится Уголовным кодексом РК в зависимость от содеянного исполнителем, но только в рамках их совместного умысла. В ч. 2 ст. 29 УК РК устанавливается, что соисполнители отвечают по одной и той же статье УК РК за совместно совершенное ими преступление, без ссылки на ст. 28 УК РК. Положения ч. 3 ст. 29 УК РК также исходят из акцессорной природы соучастия, так как в ней предусматривается, что ответственность организатора, подстрекателя, пособника наступает по статье, определяющей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 28 УК РК, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления.
Основания и пределы уголовной ответственности соучастников рассматриваются не только относительно законченной преступной деятельности исполнителя (то есть тогда, когда задуманное соучастниками преступление осуществлено исполнителем), но и на случаи недоведения исполнителем преступления до конца по не зависящим от него обстоятельствам. Часть 4 ст. 29 УК определяет, что в случае недоведения исполнителем преступления до конца по не зависящим от него обстоятельствам, остальные соучастники преступления несут ответственность за соучастие в приготовлении к совершению преступления или в покушении на преступление, то есть ответственность соучастников при наличии таких обстоятельств зависит от стадии, на которой была прекращена преступная деятельность исполнителя. За приготовление к преступлению несет уголовную ответственность также лицо, которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления.
Пределы ответственности соучастников преступления предопределяются, прежде всего, тем, насколько правильно произведена квалификация содеянного каждым из соучастников. Общими условиями правильной квалификации содеянного соучастниками преступления является правильное определение формы соучастия (группой лиц без предварителытого сговора, либо с предварительным сговором, организованной группой либо преступным сообществом). Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору и данное обстоятельство предусмотрено в статье Особенной части УК в качестве квалифицирующего признака, то всем соучастникам вменяется данный квалифицированный состав. При этом действия организатора, подстрекателя, пособника требуют ссылки на ст. 28 УК РК. Если преступление совершено организованной группой, то действия организатора квалифицируются по совокупности преступлений (статья Особенной части УК, предусматривающая ответственность за содеянное организованной группой и ч. 1 ст. 235 УК РК- за создание и руководство организованной группой). Ссылка на ст. 28 УК РК в этом случае для квалификации действий организатора не требуется, т.к. его организационная деятельность уже получила правовую оценку. Если преступление совершено преступным сообществом (преступной организацией), то действия организатора требуют квалификации по совокупности преступлений (по статье Особенной части УК РК, предусматривающей ответственность за содеянное преступным сообществом и ч. 2 ст. 235 УК РК - за создание и руководство преступным сообществом). При этом действия исполнителя, подстрекателя, пособника также требуют квалификации по совокупности преступлений (по статье Особенной части УК РК, предусматривающей ответственность за содеянное преступным сообществом и ч. 3 ст. 235 УК РК - за участие в преступном сообществе).
Таким образом, основанием уголовной ответственности соучастников следует признать совершенное исполнителем деяние, содержащее все признаки состава преступления, находящееся в прямой необходимой причинной связи с деяниями соучастников. Деяние исполнителя и действия соучастников, наряду с тем, что они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимозависимы, должны охватываться также единым умыслом.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что соучастники хотя и отвечают за общее преступление, но привлекаются к уголовной ответственности в пределах личңо ими содеянного, то есть в соответствии с той ролью, которую они выполняли в соучастии.
Основная литература: п.1.7. №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11-14
Дополнительная литература: п.1.7. №№ 23,24,40,43,51