Особенности морали и её структура
Этика и мораль
Вопросы:
1. Этика как мировоззренческая дисциплина.
2. Особенности морали и её структура
Этика как мировоззренческая дисциплина
Этика является философской дисциплиной, которая изучает мораль или по-другому нравственность. Этика является теоретической дисциплиной. Хотя этика имеет определенный статус теоретически, это все равно до определенной степени, так как это наука гуманитарная. Поскольку в этике присутствует элемент субъективизма, поэтому здесь существует множество этических течений, которые очень часто между собой расхожи.
Сократ был тем человеком, который положил начало этике как знанию, как теории о морали, благе. Этика заявила себя как знание, которое превращает эту стихию, неупорядоченность, хаос нравственных представлений в нечто упорядоченное, систематизированное, определенным образом организованное на каких-то исходных теоретических началах.
Аристотель впервые употребил понятие этика.
Этика это одна из наиболее пристрастных наук, поскольку она связана с особенностями миропонимания и мировосприятия , присущими конкретному человеку или какой-то группе лиц. Этика выполняет определенные функции. Одной из главных функций является мировоззренческая функция. Она делится на два аспекта:
1. Мировоззренческая функция этики связана с тем, что человеку свойственно рисовать, создавать в голове некоторый обобщенный, абстрактный образ окружающего мира.
2. Связана с тем, что человек находится не вне, а внутри этой картинки. Мы сами выстраиваем эту картинку.
Этика позволяет в определенной степени создать образ внешнего мира и создать наш статус в этих отношениях.
Для этики характерна апелляция к индивидуальному нравственному сознанию. Этика фиксирует ту особенность, что существует определенное объективное противоречие между существующими требованиями общественной морали, с одной стороны, и индивидуальными нравственными взглядами, убеждениями и в конечном счете поведением, с другой стороны.
Стоики говорили, что выражение, демонстрация своих нравственных взглядов бывает небезопасна. Сенека. Например, говорит, что внутрь должны быть обращены твои достоинства.
Конфуций говорил, что народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему.
Профессиональная этика
1. Профессиональная этика и её понятие
2. Профессиональная этика как инструмент регуляции
Моральные кодексы
Вопросы:
1. Моральный кодекс, понятие и его виды
2. Назначение и структура кодекса, основные вопросы подлежащие регулированию
Судебная этика
Вопросы:
1. провозвестники учения о судебной этике
2. Учение А.Ф. Кони о судебной этике
3. Судебная этика и профессиональная этика юриста, общее и особенное
Этика судьи
Вопросы:
1. Нравственные требования к личности судьи
2. Этика поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности
3. Этика поведения судьи во внеслужебной сфере
Нравственные требования к личности судьи
Данная постановка вопроса присутствует не только у Кони и нравственная составляющая была очень велика. В частности Петерим Александрович Сорокин в своей известной книге указывал как на существенный недостаток разрыв, который существует при отборе на ответственные посты и должности в современном государстве. Он говорил, что за основу берутся деловые качества, тогда как моральным качествам уделяется значительно меньше внимания. В результате во всех трех ветвях государственной власти на ответственных постах часто оказываются люди, которые обнаруживают неспособность улучшить моральный дух населения в целом.
По мнению Васьковского Е.В. (адвокат 80-90х конца 19 века) в учебнике гражданского процесса говорит о том, что законы не всегда составлены удовлетворительно, задача проведения законов в жизнь является весьма трудной, сложной и требует от судей целого ряда специальных качеств:
1. Беспристрастие. Человек способен подавлять какие либо проявление в себе
2. Правильно понимать его (закона) внутренний смысл, то есть отделять существенные элементы от случайных и приводит отдельные поставления закона в связь с общей системой права
3. Судья должен обладать практической подготовкой к своей деятельности. Судья не прошедший практической школы подобен врачу не работавшему предварительно в клинике.
4. Судья должен ещё знать те жизненные отношения, которые определяются нормами права. Речь идет об искусстве, науки, предпринимательстве
5. Судья должен облагать житейским опытом, знать обыденную жизнь, бытовую обстановку, среди которой живут обращающиеся к его помощи лица, то есть речь идет о том
6. В качестве представителей государственной власти судьи обладают известным внешним авторитетом. Весьма важно чтобы они пользовались в глазах населения и внутренним авторитетом, то есть чтобы граждане относились с полным доверием к ним в виду их личных качеств.
Мы можем сделать вывод, что все качества, которыми должен обладать кандидат на должность судьи либо уже судья можно поделить условно на 2 группы:
1. Профессиональные деловые качества
2. Собственно нравственные качества
Европейская Хартия о статусе судей пункт 2.1: за основу выбора кандидатов берут их способность свободно и беспристрастно оценивать правовые вопросы.
Кодекс Судейской Этики Латвии принятый в 1995 году в каноне 2 говорит, что судья должен принимать такие ограничения поведения, которые простому гражданину могут показаться обременительными, к тому же это следует делать по доброй воли. В каноне 3 содержится указание, что судья выполняет свои задачи с чувством ответственности и без предрассудков
Как ни странно представители нашей этической мысли, в частности авторы классического учебника по этике Гусейнов и его ученик Апресян утверждают, что профессиональная деятельность в такой институционализированной сфере как судопроизводство предполагает простое следование установленным правилам и нормам.
В связи с этим вспоминается Монтескье, который уподоблял судью говорящей закон машине.
Гусейнов считает, что пассажирам самолета или корабля безразлично каков человек капитан корабля или самолета, а главное, чтобы он был профессионалом.
ФЗ «о статусе судей в РФ» в статье 5 затрагивает исключительно формальные основания отбора кандидатов на должность судьи, а если мы посмотрим конкретно пункт 8 статьи 5, то он вообще касается проверки формальных моментов.
В пункте 2 статьи 3 опять же определяется формально-правовая внешняя сторона поведения.
Кодекс судейской этики РФ лишь отчасти указывает на внутренний момент (то есть внутренние качества, убеждения). Например, статья 3 говорит, что судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью. Пункт 2 статьи 4 говорит – судья обязан быть беспристрастным.
Даже глава 1 кодекса обозначена как «общие требования предъявляемые к поведению судьи», то есть опять таки речь идет о внешней формальной стороне.
22 октября 2009 года
Общие гарантии
Васьковский предлагает следующие гарантии беспристрастного и правильного отправления правосудия:
1. Рациональная система комплектования судейского персонала
В данном случае мы можем сказать, что существует обширная литература, которая говорит о том, из кого должен комплектоваться судейский корпус. В большинстве зарубежных стран в судьи отбираются лица, имеющие большой юридический опыт и большой жизненный опыт. В большинстве стран требуется стаж не менее 10 лет, но есть страны где стаж должен быть не менее 15, 20 лет. В большинстве стран особо оговаривается, что чаще всего это лица, занимающиеся адвокатской практикой. Например, в ВБ это лица, которые проработали барристерами не менее 10 лет.
В России этот принцип имеет расширительное толкование и нередко к лицам, занимающимся юридической деятельностью относятся люди, которые не имеют понятие о работе в судебной сфере. У нас формируются суды из лиц, пришедших из правоохранительных органов (в большинстве это бывшие работники прокуратуры), выходцы из судебных структур. При комплектовании судебного корпуса существуют неформальные ограничения для адвокатов.
Это в частности очень четко проявляется в составе комиссий, которые отбирают кандидатов на должность судьи. В частности отмечают, что если в 90-ностые годы более половины членов этих комиссий составляли сами судьи. Сегодня судей меньше половины, а большую часть состава комиссии составляют заместители глав силовых структур.
2. Самостоятельность судебной власти
Хотя в формально-юридическом плане суд является 3й ветвью государственной власти, в действительности это не совсем так. Юристы считают, что для независимости и самостоятельности суда главной опасностью является не коррумпированность, а главной опасностью для него является зависимость от исполнительной власти. В силу этого, юристы считают, что в судах защищают права вовсе не тех кого они должны защищать, а тех кто в этой власти находится.
3. Обеспеченность судейской карьеры
a. Несменяемость судей
Васьковский говорит, что сам принцип, взятый на микро-уровне, не гарантирует независимости каждого отдельного судьи, который может опасаться, что в случае если его деятельность не понравится высшим органам судебного ведомства, которым он подчинен, то он может лишиться своего места. В частности судья, который назначен на первый срок (3 года), может быть уволен без объяснения причин по истечения данного срока. Следовательно в эти 3 года он совершенно незащищен
b. Повышения и награды
Васьковский выделяет три категории:
i. Право на улучшение своего служебного положения через определенные промежутки времени при безупречном исполнении своих обязанностей
ii. Васьковский говорит, что должностей высших мало, на всех их не хватит, поэтому должно быть периодическое увеличение жалования
iii. При безусловности карьеры - награждение за особые заслуги
c. Несовместимость, то есть запрет судьям занимать не только государственную, но и частную службу, а также все занятия способные ставить их в зависимость от частных лиц, а также не разрешать судьям заниматься такими видами деятельности, которые не пользуются общественным уважением
d. Материальное вознаграждение
i. Во-первых, низкий размер получаемого судьями жалования имеет то вредное последствие, что способные и хорошо образованные юристы избегают судейской службы, предпочитая ей более выгодные занятия
ii. Во-вторых, достаточно высокое вознаграждение необходимо для судей также, чтобы они не искали посторонних занятий.
iii. В-третьих, чтобы мысль о необеспеченном или даже бедственном положении семьи не лишала их столь необходимого при отправлении правосудия спокойствия духа
4. Коллегиальное устройство судов
При коллегиальном устройстве достигается более тщательное, разностороннее рассмотрение дел, поскольку участвует не один человек, а есть разные взгляды и точки зрения. Он говорит, что этим достигается более беспристрастное отношение к делу. Судья действует свободнее, чувствуя, что за ним стоит разделяющая его ответственность коллегия. Коллегиальное решение обладает большим авторитетом в профессиональной среде и в обществе.
5. Инстанционная система.
К данной системе он относит следующее:
a. Судьи не могут быть гарантированы от промахов и ошибок
b. Не только неправильное понимание закона или случайный недосмотр при установлении фактических обстоятельств дела, но и субъективные взгляды, симпатии и антипатии судьи, а также влияние господствующих воззрений и предрассудков служат причиной неправовых решений
c. Возможность сознательного уклонения судей от справедливости, которая в силу предоставленной судье свободы убеждения ускользает от самого бдительного надзора.
Адвокатская этика
Профессиональный долг адвоката: понятие, содержание
Профессиональный долг адвоката - понятие профессионального сознания, выражающееся в свободном следовании адвоката требованиям, которые предъявляет общество представителям этой профессии. Когда речь идет о нравственном долге, то речь идет о переводе внешних требований, которые часто воспринимаются нами как нечто навязанное извне, перевод их в нечто внутреннее, что присуще нам по природе, или присуще нам в силу наших нравственных убеждений.
Профессиональный долг включает в себя:
1. Требования, предъявляемые к адвокату, могут иметь как правовой, так и этический статус, однако в обоих случаях они замыкаются на осознании адвокатом готовности поступать в соответствии с ними в своей профессиональной деятельности.
2. В профессиональном долге адвоката находит отражение цель социальное предназначение деятельности адвоката
3. Поскольку речь идет о системе аргументов формулирующих представление об общественном благе применительно к конкретной профессии профессиональный долг адвоката выступает как раздел деонтологии, то есть учение о морально должном.
Понимание профессионального долга адвоката противоречит обыденному представлению об адвокатах, которые присутствуют не только в нашем отечестве. В нашем отечестве к адвокатам относятся неважно. Обыденная точка зрения состоит в том, что адвокаты - это люди, которые за деньги берутся защищать какие угодно интересы. Отчасти данное мнение основывается на исторической традиции, которая восходит к позиции софистов. Софисты - это люди с которыми спорил известный Сократ. Главное за что Сократ подвергал софистов критике это то, что они утверждали крайнюю текучесть (изменчивость) различного рода, в том числе моральных, истин, ценностей, норм, то есть всего чем руководствуются люди. В частности именно софисты стали брать деньги за представление интересов в суде. Они говорили: «заплатите нам сегодня и мы докажем вам эту истину, заплатите нам ещё и мы докажем вам прямо противоположное. До определенной степени мы можем считать что софисты это какое то ранее предвестие адвокатов.
Наиболее свежий пример – Федор Михайлович Достоевский негодовал, критиковал по поводу современных ему адвокатов. Он много писал об адвокатах. По его мнению, деятельность суда присяжных и адвокатуры не соответствует нравственной правде, а именно виновные часто, считал он, часто оправдываются, а без вины виноватые, хорошие по существу люди, совершившие преступление в результате стечения неблагоприятных обстоятельств осуждаются на длительные сроки. Достоевский попытался развести внешнюю форму и внутреннее содержание адвокатской деятельности. Он считал, что защита осуществляемая адвокатами диктуется не целью проникновения в человеческую душу, а всего лишь стремлением логически оценить собранные доказательства и схоластически проанализировав правовые понятие сделать все, чтобы обелить клиента.
По мнению тех, кто критикует позицию Достоевского его заблуждения состоят в следующем:
1. Уголовное преступление не всегда является нарушением норм нравственности данного общества, а область безнравственного и преступного не всегда перекрывают друг друга
2. Правомерные действия могут быть по существу аморальными
3. Обобщая недостатки отдельных адвокатов, Достоевский приписывал их как свойства, как сущностные черты самому институты адвокатуры.
4. Достоевский прав в том смысле, что сама жизнь часто ставит перед адвокатом вопрос о нравственных границах защиты, переходить которые нельзя.
Между тем вождь мирового пролетариата говорил следующее, что «адвоката надо брать ежовыми рукавицами, ставить в осадное положение ибо это интеллигентская сволочь часто паскудничает» (полное собрание сочинений, том 9, страница 171). Противоположная точка зрения выражена многократна, она касается как гражданских, так и уголовных дел. В частности известный нам Анатолий Федорович Кони говорит: «относительно искреннего убеждения адвоката в том, что его подзащитный невиновен вовсе или вовсе не так и не в том, как и в чем его обвиняют (собрание сочинение в 8ми томах, том 4, страница 64). Нужно сказать, что эта позиция носит классический характер.
Сергей Александрович Андреевский был человеком который начал свою карьеру в императорском прокуратуре. Ему было поручено вести дело Засулич. Он подал в отставку, и стал присяжным поверенным. Он говорил следующее спросите себя всесторонне ознакомившись с бумагами и с человеком, что есть справедливого в объяснениях, и если есть хоть кусочек справедливости возьмитесь за один этот кусочек, предварив клиента, что все остальное не годится и только с этого исходного пункта начинайте работу.
Существуют другие позиции, в частности известно, что адвокатов часто упрекают в том, что они отстаивают частные интересы в ущерб общественному.
Между тем Евгений Васьковский в своем учебнике говорит, что в гражданском процессе долг адвоката определяется защитой интересов не только отдельного лица, но и всего общества. Он говорит, что справедливость этого суждения определяется тем, что благополучие общества не может быть обеспечено, если нарушены гражданские права и свободы конкретного человека. Защищая законный интерес частного лица, адвокат действует во имя общественного блага. Данная проблема затрагивалась и другими видными юристами. В частности Френсис Бэкон в своем фрагменте «о правосудии» говорит о том, что если дело защищалось правильно и по чести, судья обязан выразить адвокату известное поощрение, в особенности же адвокату проигравшей стороны, ибо это внушает тяжущемуся доверие к адвокату и колеблет его убеждение, что дело и без того верное.
Эту же позицию отстаивал позже Иеремия Бентам, который указывал на два обстоятельства назначения адвоката в процессе:
1. Адвокат должен уравновешивать превосходство сильного ума над слабым
2. Адвокат должен уравновешивать превосходство великого чина над бесчиновным
Долг адвоката – представлять интересы граждан, по мнению Бентама
Эдмон Пикар – бельгийский адвокат – был автором известной книги «об адвокате или парадокс». Она разбирает следующие ситуацию. Он говорит: адвокат проигравшей стороны достоин всяческого уважения, ибо он достоин всяческого уважения, потому что он способствовал правосудию. Пикар говорит, что судья это человек, судье как человеку, который постоянно рассматривает каждый раз новое дело, трудно войти в суть каждого отдельного дела. Помощниками судьи и правосудия являются адвокаты, каждый из которых изучают это дело во всех деталях и представляют его в ходе судебного заседания. Таким образом, говорит Пикар, вынесение справедливого решения становится возможным благодаря деятельности адвокатов.
Этика судебного пристава
Нотариальная этика
Этика и мораль
Вопросы:
1. Этика как мировоззренческая дисциплина.
2. Особенности морали и её структура
Этика как мировоззренческая дисциплина
Этика является философской дисциплиной, которая изучает мораль или по-другому нравственность. Этика является теоретической дисциплиной. Хотя этика имеет определенный статус теоретически, это все равно до определенной степени, так как это наука гуманитарная. Поскольку в этике присутствует элемент субъективизма, поэтому здесь существует множество этических течений, которые очень часто между собой расхожи.
Сократ был тем человеком, который положил начало этике как знанию, как теории о морали, благе. Этика заявила себя как знание, которое превращает эту стихию, неупорядоченность, хаос нравственных представлений в нечто упорядоченное, систематизированное, определенным образом организованное на каких-то исходных теоретических началах.
Аристотель впервые употребил понятие этика.
Этика это одна из наиболее пристрастных наук, поскольку она связана с особенностями миропонимания и мировосприятия , присущими конкретному человеку или какой-то группе лиц. Этика выполняет определенные функции. Одной из главных функций является мировоззренческая функция. Она делится на два аспекта:
1. Мировоззренческая функция этики связана с тем, что человеку свойственно рисовать, создавать в голове некоторый обобщенный, абстрактный образ окружающего мира.
2. Связана с тем, что человек находится не вне, а внутри этой картинки. Мы сами выстраиваем эту картинку.
Этика позволяет в определенной степени создать образ внешнего мира и создать наш статус в этих отношениях.
Для этики характерна апелляция к индивидуальному нравственному сознанию. Этика фиксирует ту особенность, что существует определенное объективное противоречие между существующими требованиями общественной морали, с одной стороны, и индивидуальными нравственными взглядами, убеждениями и в конечном счете поведением, с другой стороны.
Стоики говорили, что выражение, демонстрация своих нравственных взглядов бывает небезопасна. Сенека. Например, говорит, что внутрь должны быть обращены твои достоинства.
Конфуций говорил, что народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему.
Особенности морали и её структура
Исходный полюс любой морали это соотношение добра и зла. Однако в действительности нужно сказать, что этика всегда стремиться найти наилучший вариант. Наилучший вариант - это не значит, что нужно в чистом виде стремиться к добру. Мораль – это не есть однозначно добро или зло, она включает между этими полюсами множество переходных состояний, которые этически можно квалифицировать очень по-разному.
Этика придерживается, или стремиться придерживаться правила золотой середины, то есть в данном случае это некоторое стремление в нашей повседневной жизни уклониться от крайностей. Продолжением этого правила золотой середины выступает золотое правило нравственности. Оно имеет две формулы:
1. Отрицательная формула. Она говорит: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе. Это нижний предел переходить который не следует.
2. Позитивная формула. Она говорит: поступай по отношению к другому только так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
Есть ещё третья формула, формула Сенеки: поступай по отношению к нижестоящему только так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе вышестоящие.
По мнению Конфуция, каждый должен быть самим собою и соответствовать своему имени.
Речь идет о том, что этика ищет оптимальные пути.
Назовем основные качества морали:
1. Морали присущ абсолютизм. Любая мораль требует абсолютного, обязательного исполнения нравственных предписаний. Однако при этом мы можем сказать, что действие принципа абсолютизма исполнено определенных парадоксов:
a. Весьма редки формулировки требования того как должно нравственно поступать. Более часто нравственные требования формулируются в отрицательной, негативной форме. Следовательно, существует множество нравственных запретов.
b. Легче судить других людей, выступать нравственным судьей чужих поступков, чем судить себя и спрашивать себя за совершенные действия. Для того чтобы реализовать мораль своих поступков должно быть высокое нравственное самосознание.
c. Абсолютизм морали наталкивается на то, что мораль это не только нравственное сознание, но это еще и нравственная практика, то это наши поступки. То есть мораль существует не только в форме общественной морали, но она существует и как индивидуальная мораль. Поведение складывается из таких поступков, как мотивы, нравственные цели, результат, нравственные последствия
2. Всеобщность морали. Она означает, что мораль обращена ко всем и каждому. Однако, мы сталкиваемся с тем, что наше реальное поведение отличается.
3. Универсальность морали. Мораль с этой точки зрения применима или присутствует практически в любых сферах общественной жизни. В определенных сферах действие морали оказывается ограниченным. Мораль, проникая в определенные сферы жизни, модифицируется внутри и приобретает новые формы.
Распространение морали на все сферы жизни общества нередко приводит нас к попыткам оценивать любые действия с позиций морали, злоупотребляя этим. Например, у Достоевского есть ряд публицистических публикаций, где говорит о том, что адвокат – это наемный человек, который оправдывает преступника.
Мораль действует постольку, поскольку она соотносится с иными формами социальной регуляции.
Профессиональная этика
1. Профессиональная этика и её понятие
2. Профессиональная этика как инструмент регуляции