Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, традиционно именуемые должностными преступлениями, представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции. Будучи многогранным, социально сложным и во многом объективно обусловленным явлением, коррупция с точки зрения правового регулирования требует комплексного подхода, в рамках которого меры уголовного права должны занимать ведущую, но не единственную роль. Опасность коррупционных проявлений весьма емко, хотя и несколько эмоционально описана в преамбуле европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, где отмечается, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает основы надлежащего государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Наша страна по уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире: по некоторым оценкам, в этом отношении Россия стоит в одном ряду с такими государствами, как Колумбия, Нигерия и Боливия.
Нормы гл. 30 УК посвящены установлению преступности и наказуемости деяний, которые представляют собой нарушения нормальной деятельности публичной власти и ее органов. Эти нарушения совершаются "изнутри", т.е. самими субъектами властных полномочий, поэтому они обладают повышенной общественной опасностью.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) - это предусмотренные гл. 30 УК общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения либо связанные с неисполнением им своих служебных обязанностей и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.
Видовым объектом этих преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильную, т.е. соответствующую закону деятельность властного публичного аппарата - органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.
В названии гл. 30 УК говорится о направленности этих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ. Выделяются следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Служба в органах местного самоуправления - более широкое понятие, нежели муниципальная служба, поскольку она включает деятельность выборных должностных лиц местного самоуправления и членов выборных органов местного самоуправления (лиц, замещающих муниципальные должности). И государственная служба, и служба в органах местного самоуправления являются самостоятельными, но близкими по своей юридической природе видами публичной службы. Посягательство на интересы публичной службы означает нарушение законности в деятельности ее институтов, т.е. государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления в войсках и воинских формированиях, а также отдельных муниципальных или государственных служащих. Указание на направленность должностных преступлений против государственной власти следует понимать следующим образом: некоторые должностные лица не являются государственными или муниципальными служащими, следовательно, совершая соответствующее преступление, не посягают на интересы службы, но посягают на законную деятельность властного публичного аппарата в целом.
Непосредственными объектами рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения отдельных составляющих правильного функционирования властного публичного аппарата. В преступлениях, предусмотренных ст. ст. 285, 285.1, 285.2 и 292 УК, это общественные отношения по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность только в интересах службы; в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 286, 288, 293 УК, - по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность компетентно и строго на основе закона; в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 289 - 291.1 УК, - общественные отношения, обеспечивающие реализацию принципа бюджетного финансирования служебной деятельности публичных служащих и должностных лиц; наконец, в преступлении, предусмотренном ст. 287 УК, нарушаются общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционного принципа разделения властей.
Преступления, предусмотренные ст. ст. 285.1, 285.2, 290 - 292 УК, в качестве обязательного признака имеют предмет - бюджетные средства, средства государственных внебюджетных фондов, взятка, официальный документ. Предмет преступления - информация (документы, материалы) - может быть обязательным признаком отдельных разновидностей отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК).
С объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие - как действиями, так и бездействием. Только в форме действий могут совершаться нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дача взятки (ст. 291 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК) и служебный подлог (ст. 292 УК). Такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК) и халатность (ст. 293 УК), могут быть совершены и бездействием.
Характеризуя действие или бездействие как признак объективной стороны должностного преступления, необходимо отметить, что оно:
1) связано со служебной или иной имеющей публичное значение деятельностью лица и в этом смысле совершается альтернативно: а) с использованием служебных полномочий, либо б) благодаря занимаемому служебному положению, либо в) как неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по службе;
2) совершается вопреки интересам службы.
Суть первого признака в том, что сама возможность совершения указанного в законе деяния обусловлена компетенцией виновного или значимостью и авторитетом занимаемой им должности. Иными словами, совершая преступление, виновный использует фактически имеющиеся у него - в силу занимаемого служебного положения - возможности. Таким образом, действие как признак объективной стороны должностного преступления может формально входить в компетенцию виновного или вытекать из нее, быть с ней связанным. Если же речь идет о бездействии, то обязанность действовать определенным образом (не выполненная виновным) непосредственно предусмотрена в том или ином акте, содержащем функциональные обязанности виновного (закон, приказ, положение).
Второй признак свидетельствует о том, что виновный использует свое служебное положение не в интересах публичной службы, а вразрез с ними (во зло). Его деяние противоречит как конкретным целям и задачам занимаемой должности или осуществляемой им публичной деятельности, так и целям и задачам всего публичного аппарата в целом. Иными словами, специальные возможности, предоставленные виновному для обеспечения общественных интересов, используются им в целях, которые этим интересам противоречат, в результате чего причиняется или создается реальная угроза причинения вреда.
Основные составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 285.1, 285.2, 287, 289 - 292 УК, сконструированы по типу формальных, поэтому они являются оконченными в момент совершения указанных в законе деяний, вне зависимости от фактического наступления последствий. Составы остальных должностных преступлений - материальные, т.е. они предусматривают в качестве обязательного признака общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов личности, общества или государства. Основной состав халатности (ст. 293 УК) требует причинения крупного ущерба. Соответственно, обязательным признаком этих преступлений является причинная связь между нарушением (неисполнением) лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями.
С субъективной стороны все должностные преступления, кроме халатности, характеризуются умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285, 292 УК, в качестве обязательного признака альтернативно предусматривают мотив совершения преступления - корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстный мотив также характерен и для преступлений, предусмотренных ст. ст. 289, 290 УК, однако прямо в диспозициях этих статей не назван.
В зависимости от специфики субъекта все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления подразделяются на следующие виды: 1) преступления, совершаемые любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта, - ст. ст. 291 УК, 291.1 УК; 2) преступления, совершаемые государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (публичными служащими), которые не являются должностными лицами, - ст. 288 УК; 3) преступления, совершаемые должностными лицами, - ст. ст. 285 - 287, 289, 290, 293 УК; 4) преступления, совершаемые как должностными лицами, так и публичными служащими, которые не являются должностными лицами, - ст. 292 УК.
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств соответствующего бюджета субъекта РФ. Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Понятие должностного лица
Отечественное право не содержит единого понятия должностного лица. Поэтому лица, признаваемые должностными в соответствии, например, с хозяйственным законодательством, могут не отвечать требованиям, предъявляемым к этой категории лиц уголовным законом. Уголовно-правовое понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК, из которого следует, что должностными лицами признаются три категории граждан: а) лица, осуществляющие функции представителя власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же органах, учреждениях и формированиях.
1 Представители власти. Легальное определение этой категории должностных лиц дается в примечании к ст. 318 УК, в силу которого представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Главным признаком представителя власти является наличие у него распорядительных полномочий в отношении не подчиненных ему по службе лиц. Распорядительные полномочия - это возможность предъявлять обязательные для исполнения требования, налагать меры юридической ответственности или издавать нормативные акты, содержащие обязательные правила поведения и (или) меры ответственности за их нарушения. Адресатом этих полномочий являются любые лица, не подчиненные представителю власти по службе (представитель власти может вообще не иметь подчиненных). Примерный перечень представителей власти приведен в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (например, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры).
2 Лица, выполняющие организационно-распорядительные функции. Организационно-распорядительные функции, в отличие от функций представителя власти, по общему правилу реализуются в сфере подчиненности одних лиц другим, т.е. выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе. Они включают, например, подбор и расстановку кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6). Примером должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, может служить заведующий кафедрой государственного вуза, главный врач муниципальной больницы
В последние годы судебная практика признает наличие организационно-распорядительных функций у преподавателей государственных вузов, поскольку принимаемые ими в процессе контроля знаний студентов решения порождают для последних определенные правовые последствия, хотя ни о каких отношениях подчиненности в данном случае говорить не приходится (БВС РФ. 2000. N 4. С. 12; 2002. N 8).
3 Лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Административно-хозяйственные функции означают полномочия по управлению государственным или муниципальным имуществом, по определению его фактических и правовых перспектив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения. Эти функции выполняют начальники финансовых управлений администрации того или иного субъекта РФ или муниципального образования и их заместители, заведующие хозяйственной частью в учреждениях и т.п. Так, были признаны должностными лицами и осуждены по ст. 290 УК заведующий бюро занятости населения города и специалист этого же учреждения, получившие взятку за выделение ссуд из фонда занятости
Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции осуществляются во многих сферах. Однако должностным признается лицо, выполняющее их не везде, а лишь в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Если же указанные функции осуществляются в иных организациях (коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом государственным или муниципальным учреждением), ответственность за должностное преступление исключается. При определенных условиях лицо может отвечать за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК). Игнорирование этих различий приводит к ошибкам в судебной практике. Не могут признаваться также должностными лицами поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности.
В законе говорится, что функции всех трех указанных выше видов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. Постоянное осуществление функций предполагает занятие определенной должности (по выборам, по назначению), временное - также замещение определенной должности, но только по назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок. Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 Постановления от 10 февраля 2000 г. N 6 разъяснил: выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др.). Полномочие называется специальным, потому что предполагает четкое и конкретное определение действий, которые должны быть совершены для достижения заранее поставленных целей (например, принять участие в деятельности государственной комиссии по расследованию причин аварии).
Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники и осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), и руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное преступление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
В четырех составах преступлений (ст. ст. 285 - 287, 290 УК) имеется квалифицирующий признак, относящийся к особому должностному положению виновного, - совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ. Во всех этих преступлениях, за исключением предусмотренного ст. 287 УК, ответственность повышается и для глав органов местного самоуправления. Все указанные лица являются должностными, поскольку осуществляют функции представителей власти. Их понятие дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК. Так, примечание 2 к таковым относит лиц, занимающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральные судьи, Чрезвычайный и полномочный посол РФ, федеральный министр. Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, как правило, прямо указываются в специальных законах субъектов РФ (например, Закон Читинской области от 11 июля 1996 г. "О государственных должностях и государственной службе Читинской области"; Закон Московской области от 14 марта 1997 г. "О государственных должностях Московской области"). На федеральном уровне такого специального закона не принято, и практика вынуждена ориентироваться на Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания:
1 Дайте понятие преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
2 Почему преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления называют должностными преступлениями. Обоснуйте.
3 Дайте понятие должностного лица.
4 Назовите виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
5 Кто является лицом, занимающим государственную должность РФ и должность субъектов РФ?
6 Отграничьте преступления, направленные против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления от преступлений гл. 24 К РФ.
7 Охарактеризуйте объективные и субъективные признаки преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
9 Задания для подготовки к семинарским занятиям
Тема 1 Преступления против жизни (2 часа)
План
1 Понятие преступлений против личности. Виды этих преступлений.
2 Понятие убийства и его виды.
3 Умышленное убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельствах.
4 Убийство при смягчающих обстоятельствах.
5 Убийство с отягчающими обстоятельствами.
6 Причинение смерти по неосторожности.
7 Доведение до самоубийства.
8 Решение задач.
Задачи
Задача 1
Сазонова продолжительное время сожительствовала с Кожаковым, от которого родила ребенка. Желая избежать выплаты алиментов, Кожаков подговорил Сазонову умертвить ребенка, обещая после этого на ней жениться. Когда Сазонова отравила ребенка, Кожаков от своего обещания отказался.
Задача 2
Ильин предложил Жукову совершить убийство Березина, за что обещал выплатить 5 тысяч рублей.
Когда Березин подходил к подъезду своего дома, Жуков из-за угла бросил ему под ноги гранату. Граната не взорвалась, и Березин не пострадал.
Жуков, имея в запасе вторую гранату, бросать ее не стал, так как испугался, что Березин бросит в него невзорвавшуюся гранату, и убежал.
Задача 3
Ранее дважды судимый за грабеж и разбойное нападение и приговоренный к длительному сроку лишения свободы Горин, освободившись из исправительной колонии, решил убить пятерых свидетелей по его последнему делу. С этой целью он незаконно приобрел и хранил холодное и огнестрельное оружие с боеприпасами.
О тайнике с оружием и своих планах Горин, будучи в состоянии сильного алкогольного опьянения, рассказал своему соседу Токову, который через неделю сообщил об услышанном участковому.
Задача 4
Махов вечером в парке встретил Кузина и на почве личных неприязненных отношений нанес ему удар в грудь. Потерпевший, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, не удержался на ногах, упал, ударившись головой об асфальт, и через день скончался.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта обнаруженная у потерпевшего черепно-мозговая травма могла быть получена при падении.
Задача 5
Заозерова попросила соседа помочь перенести мужа, находившегося в нетрезвом состоянии, из сарая в квартиру. Когда они поднимались по лестнице, Заозерова не смогла удержать за ноги мужа, отчего он ударился о бетон головой и скончался.
Задача 6
Подозревая жену в супружеской неверности, Мукин часто бил ее. В результате она с двумя детьми переселилась на частную квартиру, но затем возвратилась к мужу.
Через неделю Мукин избил жену, и она, забрав детей, ушла от него. В последующие дни Мукин предлагал жене помириться, но она, несмотря на неоднократные его просьбы, отказалась вернуться.
Через месяц Мукин снова пришел к жене в нетрезвом состоянии и стал уговаривать продолжить совместную жизнь, но Мукина отказалась. В разговоре Мукин спросил жену, откуда у нее появилась мебель и одежда. Мукина ответила, что эти вещи ей помогли приобрести друзья. Приревновав жену, Мукин схватил кухонный нож и в присутствии детей стал наносить ей удары в различные части тела. Когда сын Виктор пытался отнять нож, Мукин ранил его в руку.
Мукиной было нанесено семь ножевых ранений, в том числе с повреждением легких и сердца, от которых она скончалась.
Задача 7
Сторож магазина Жумабеков после ночного дежурства оставил дома заряженное ружье, прислонив его к кровати, асам ушел по делам. Жумабекова в отсутствие мужа задела ружье, в результате чего произошел самопроизвольный выстрел, которым она была убита.
Задача 8
Ачин и Кирина подали заявление в городской загс с просьбой о регистрации брака, а вечером вступили в половую связь.
Узнав, что Кирина уже жила половой жизнью, Ачин отказался от регистрации брака, заявив ей, что не хочет «связывать судьбу со шлюхой».
Кирина вернулась домой и покончила жизнь самоубийством.
Нормативный материал и литература к теме 1
1 Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993] // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО "Вычисл. математика и информатика". – М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 07.04.2012.
2 Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г.] // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО "Вычисл. математика и информатика". – М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 07.04.2012.
3 Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г.] // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО "Вычисл. математика и информатика". – М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 07.04.2012.
4 О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ): постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО "Вычисл. математика и информатика". – М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 07.04.2012.
5 Андреева, Л.А. Квалификация убийства и причинения телесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны / Л.А. Андреева. - Л.: [б.и.], 1979.– 251 с.
6 Аниянц, М.К. Ответственность за преступления против жизни по действующему законодательству / М.К. Аниянц. - М.: [б.и.], 1964. – 230 с.
7 Беляев, В.Г. Вопросы квалификации убийств / В.Г. Беляев, Н.М. Свидлов. – Волгоград: [б.и.], 1984. – 364 с.
8 Бородин, С.В. Ответственность за убийство. Квалификация и наказание по российскому праву / С.В. Бородин. - М.: Юрист. 1994. – 216 с.
9 Бородин, С.В. Преступления против жизни / С.В. Бородин. – М.: [б.и.], 1999. – 356 с.
10 Бриллиантов, А.В. Уголовный кодекс Российской Федерации в материалах действующих постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (СССР) с комментариями / А.В. Бриллиантов, Е.В. Побрызгаева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 560 с.
11 Гаухман, Л.Д. Борьба с насильственными посягательствами / Л.Д. Гаухман.– М.: [б.и.], 1969. – 349 с.
12 Глухарева, Л.И. Уголовная ответственность за детоубийство / Л.И. Глухарева.– М.: ВЮЗИ, 1984. – 57 с.
13 Загородников, Н.И. Преступления против жизни по советскому уголовному праву / Н.И. Загородников. - М.: МООП РСФН ВШ., 1961. – 64 с.
14 Курс уголовного права. Особенная часть: в 5 томах / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. – М.: Зерцало-М, 2002. – Т.3. – 468 с.
15 Мельниченко, А.Б. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями, совершаемыми в состоянии сильного душевного волнения / А.Б. Мельниченко. - Ростов-на-Дону: [б.и.], 1995. – 195 с.
16 Наумов, А.В. Мотивы убийств / А.В. Наумов. - Волгоград: МВД СССР ВСШ, 1969. – 135 с.
17 Побегайло, Э.Ф. Умышленные убийства и борьба с ними / Э.Ф. Побегайло. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1965. – 205 с.
18 Побегайло, Э.Ф. Уголовно-правовые средства предупреждения тяжких преступлений против личности / Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин.– М.: [б.и.], 1989. – 234 с.
19 Попов, А.Н. Убийства при отягчающих обстоятельствах / А.Н. Попов. - СПб: ЮрЦентр Пресс, 2003. – 898 с.
20 Сабитов, Р.А. Преступность на почве межнациональных конфликтов и уголовно-правовые меры борьбы с нею / Р.А. Сабитов. - Хабаровск: [б.и.], 1991. – 117 с.
21 Семернева, Н.К. Вопросы квалификации умышленных убийств / Н.К. Семернева. - Свердловск: [б.и.], 1984. – 233 с.
22 Ткаченко, В.И. Квалификация преступлений против жизни и здоровья по советскому уголовному праву / В.И. Ткаченко. - М: [б.и.], 1977. – 356 с.
23 Уголовное право России. Часть особенная: учебник / под ред. Л.Л. Кругликова. - М.: Волтерс Клувер, 2004. – 880 с.
Тема 2 Преступления против здоровья ( 2 часа)
План
1 Преступления против здоровья. Виды этих преступлений.
2 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
3 Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.
4 Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при привилегированных обстоятельствах.
5 Умышленное причинение легкого вреда здоровью.
6 Побои. Истязание. Квалификация истязания, повлекшего последствия, предусмотренные ст. ст. 111, 112 УК РФ.
7 Иные преступления против здоровья.
8 Решение задач.
Задачи
Задача 1
Курдюмов и Лелей с целью ограбления напали на пианиста Артюхова, возвращавшегося после концерта домой. Артюхов стал оказывать нападающим сопротивление. Тогда Лелей ударом по голове сбил с ног Артюхова, который в результате падения получил перелом трех пальцев правой руки.
В течение 16 дней Артюхов находился на амбулаторном лечении, а после выздоровления в течение 9 месяцев не мог работать в оркестре в связи с полной утратой профессиональной трудоспособности.
Задача 2
Зарянин и Кисляков во время обеденного перерыва решили продемонстрировать друг другу известные им приемы борьбы.
В результате Зарянин сломал ключицу и более месяца находился на излечении в больнице.
Задача 3
Борисов был осужден по ст. 117 УК за то, что часто скандалил со своей женой и бил ее. В результате она была вынуждена вместе с ребенком переехать на другую квартиру. Борисова самовольно заняла жилплощадь в общежитии завода, на котором работала, и ей было предписано освободить ее. Боясь остаться без жилья, Борисова пыталась покончить жизнь самоубийством.
Вечером того же дня Борисова в коридоре встретилась с комендантом общежития Тащияном, который, зная о происшедшем, стал настаивать на выселении Борисовой. В это время у Борисовой была в руках сковородка, которой она ударила Тащияна по голове, причинив ему тяжкий вред здоровью.
Задача 4
Ногин, работая в одной из стран Азии переводчиком, заразился вирусом СПИДом. Вернувшись в Россию, он работал в банке и, зная о болезни, продолжал быть донором.
Одна из больных, которой ввели кровь Ногина, умерла от СПИДа, что и заставило врачей искать источник заражения. Когда было установлено, что Ногин вирусоноситель, у него взяли подписку о том, что он знает о своем недуге и будет нести уголовную ответственность за информирование других лиц. Однако он проигнорировал сделанное ему предупреждение и продолжал вступать в половую связь со случайными партнершами.
Задача 5
Не желая иметь ребенка, Котова обратилась за помощью к санитарке роддома Ануфриевой, которая сделала ей аборт у себя дома.
Задача 6
Панкратов приехал в гости к своему другу. Внезапно он почувствовал себя плохо, и его друг вызвал скорую медицинскую помощь. Фельдшер Корзухова, узнав, что у Панкратова нет медицинского полиса, госпитализировать его отказалась, порекомендовав найти частного врача, и выписала рецепт.
В результате отказа в госпитализации Панкратов через два дня скончался.
Задача 7
Черхоев во время ссоры с женой схватил топор и пытался ударить ее по голове. Однако потерпевшая отклонилась, и удар пришелся по боку, причинив легкий вред здоровью.
Черхоев бросил топор, оказал жене медицинскую помощь и ушел из квартиры.
Задача 8
Вечером Мищенко и Войцек проходили мимо дома, в котором проживала семья Матюкиных. Услышав лай собаки возле дома, Мищенко и Войцек подошли к ней и стали пинать ногами. Из квартиры на шум вышла Матюкина и попросила Мищенко и Войцека прекратить избиение собаки. В ответ они стали выражаться нецензурной бранью, затем Войцек схватил Матюкину за грудь. На крик Матюкиной из дома выбежал ее муж, который взял деревянный брус и нанес им Мищенко и Войцеку удары по голове.
В результате Мищенко находился на излечении пять недель, а Войцек через восемь дней вышел на работу.
Нормативный материал и литература к теме 2
1 Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993] // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО "Вычисл. математика и информатика". – М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 07.04.2012.
2 Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г.] // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО "Вычисл. математика и информатика". – М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 07.04.2012.
3 Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г.] // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО "Вычисл. математика и информатика". – М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 07.04.2012.
4 Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: [утверждено постановлением Правительства РФ № 522 от 17 августа 2007 г.] // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО "Вычисл. математика и информатика". – М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 07.04.2012.
5 Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: [утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 194н от 24 апреля 2008 г.] // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО "Вычисл. математика и информатика". – М.: КонсультантПлюс, 1997-2012. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 07.04.2012.
6 Андреева, Л.А. Квалификация убийства и причинения телесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны / Л.А. Андреева. - Л.: [б.и.], 1979. – 251 с.
7 Андреева, Л.А. Разграничение истязания и смежных составов преступлений / Л.А. Андреева // Социалистическая законность. – 1980.- №6. - С. 26-27.
8 Антонян, Ю.Н. Жестокость в нашей жизни / Ю.Н. Антонян. - М.: ИНФРА, 1995. – 216 с.
9 Борзенков, Г.Н. Квалификация преступлений против жизни и здоровья: учеб.-практ. пособие / Г.Н. Борзенков . - М. : Зерцало-М, 2005. - 144 с.
10 Бриллиантов, А.В. Уголовный кодекс Российской Федерации в материалах действующих постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (СССР) с комментариями / А.В. Бриллиантов, Е.В. Побрызгаева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 560 с.
11 Викторов, И.С. Уголовно – правовая ответственность за распространение венерических заболеваний / И.С. Викторов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. – 110 с.
12 Гаухман, Л.Д. Борьба с насильственными посягательствами / Л.Д. Гаухман. – М.: [б.и.], 1969. – 349 с.
13 Курс уголовного права. Особенная часть: в 5 томах / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. – М.: Зерцало-М, 2002. – Т.3. – 468 с.
14 Купов, И. К трактовке понятия «побои» / И. Купов // Советская юстиция. – 1982. - № 17. – С. 22.
15 Мельниченко, А.Б. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями, совершаемыми в состоянии сильного душевного волнения / А.Б. Мельниченко. - Ростов-на-Дону: [б.и.], 1995. – 195 с.
16 Побегайло, Э.Ф. Уголовно-правовые средства предупреждения тяжких преступлений про<