Лекция 29. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Экологические преступления - это уголовно наказуемые деяния, посягающие на природную среду, разнообразные отношения по ее охране и воспроизводству. В УК РФ выделена отдельная 26-я глава «Экологические преступления». Сделано это в истории отечественного уголовного законодательства впервые и, конечно, не случайно: экологические угрозы стали одной из острейших проблем современности, в их разрешении многое зависит от эффективности уголовно-правовых средств, практики их применения. Глава 26 УК включает 17 статей, предусматривающих ответственность за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порчу земли, нарушения правил охраны и использования недр, рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов, незаконную охоту и др. Необходимо иметь в виду, что серьезный экологический вред могут причинять также преступления, предусмотренные другими главами УК, например, нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики, незаконное обращение с радиоактивными материалами, в некоторых случаях хулиганство и т.д.
Отношения в системе «человек (общество) - природа» глубоко деформированы, экологическая ситуация в России, как и во всем мире, крайне напряженная. Экологические потери эквивалентны 15-20% ВВП, около 15% территории страны относится к зоне экологического неблагополучия и бедствия, почти 2/3 населения живет в условиях опасного загрязнения воздуха .
Рассматриваемые преступления занимают видное место в ряду экологических угроз, которые в совокупности создают вполне реальную возможность уничтожения самой биологической основы жизни на Земле. Уже сейчас в стране фиксируется гибель по причинам экологического характера сотен тысяч людей и ухудшение здоровья многих миллионов.
Статистика экологических преступлений отражает ничтожную долю фактически совершаемых уголовно наказуемых посягательств на природную среду, общественные отношения по ее охране. Статистические показатели настолько не соответствуют реальному положению дел, что их анализ является в сущности бессмысленным. В лучшем случае он может дать какое-то представление о направленности усилий по выявлению и пресечению некоторых экологических правонарушений, не более.
В подтверждение сказанного можно сослаться на такие факты! Ежегодно возбуждается менее 30 тыс. уголовных дел об экологических преступлениях (в 2003 г. зарегистрировано 26,0 тыс. таких преступлений). А по подсчетам специалистов, один только криминальный промысел рыбы, получивший в некоторых регионах характер масштабной индустрии, фактически составляет 12 млн. преступлений ежегодно[59]. В «стране озер» Карелии за отдельные годы не регистрируется ни одного преступления, связанного с незаконным рыбным промыслом.
Некоторые виды экологических правонарушений остаются! практически вне сферы правового воздействия. Привлекаются к от-1 ветственности в основном те, кто совершает уголовно наказуемый захват природных ресурсов, прежде всего браконьеры - в отдельные годы их доля среди выявленных «экологических» преступников превышает 90%. Что касается должностных и иных лиц, виновных в загрязнении природной среды, иных негативных воздействиях на нее, то их удельный вес менее 1 %, правда, некоторые данные указывают, что с введением УК РФ 1996 г. он стал увеличиваться.
О структуре экологических преступлений, памятуя о явном несовершенстве их статистики, можно судить по таким данным за 1995 г., опубликованным в 1998 г.: 46,5% составило незаконное занятие рыболовным промыслом; 19,6% - незаконная охота; 30,2% -незаконная порубка леса. На дела об остальных экологических преступлениях приходится 3,7%2.
Весьма приблизительной является и характеристика, по данным уголовной статистики, лиц, совершающих умышленно или по неосторожности экологические преступления. Так, отмечается, что среди них около 43% составляют лица зрелого возраста (29-50 лет). Эти данные, по-видимому, согласуются с представлением о типичном облике браконьера - добытчика рыбы или мяса диких животных. Но каковы число и удельный вес молодых людей, несовершеннолетних, после загородных пикников и хулиганских выходок которых горят леса, - остается неизвестным.
Около 60% зарегистрированных экологических преступлений совершаются группами лиц. Применительно к «захватническим» посягательствам на природную среду это вполне естественно - занятие браконьерством, особенно поставленным на промышленную основу, требует кооперации, разделения внутри нее труда. Появились хорошо организованные криминальные формирования лиц, совершающих такие преступления. Они оснащены быстроходным транспортом, новейшей техникой, средствами связи и оповещения, нередко вооружены, имеют коррумпированные связи. Их преступная деятельность носит масштабный характер, связана с нанесением колоссального вреда природе.
Статистикой фиксируется довольно высокий уровень образования лиц, совершающих экологические преступления (у 70% -не ниже среднего), незначительна доля (около 3,5%) тех, кто совершает преступления в нетрезвом виде.
Нравственно-психологические характеристики лиц, совершающих эти преступления, имеют весьма широкий диапазон. В одних случаях это злостные преступники с ярко выраженной корыстно-потребительской ориентацией и устойчивыми привычками социального паразитизма. В других — типичные ситуативные преступники, имеющие незначительные нравственные дефекты, уступающие давлению неблагоприятных жизненных обстоятельств, например, вынужденные заниматься браконьерством вследствие материальных затруднений, связанных с невыплатой зарплаты.
Для лиц, совершающих экологические преступления по неосторожности, характерны беспечность, безответственность, а порой и откровенное разгильдяйство.
Причинный комплекс экологических преступлений включает множество самых разнообразных факторов. Базовый характер имеют диспропорции и противоречия экономического развития, нарушающие равновесие в системе взаимодействия человека (общества) с природой. Состояние экономики таково, что пока она поддерживается на плаву не за счет передовых технологий, тщательной организации и высококвалифицированного труда в машиностроении, легкой, пищевой и других отраслях перерабатывающей промышленности, в аграрном секторе, а в основном за счет того, что, как говорится, Бог послал - богатых природных ресурсов. Этот процесс зашел так далеко, что одной из доминант общественного сознания стала опасная иллюзия о неисчерпаемости природных богатств России. Применительно к рассматриваемому виду преступности также можно констатировать неблагоприятное сочетание объективных и субъективных детерминант противоправного поведения. Так, одни предприятия с вредным производством хотели бы построить и ввести в действие современные очистные сооружения, принять иные меры, обеспечивающие экологическую безопасность, но не могут сделать этого из-за отсутствия средств, связанного с тяжелым финансовым положением. У других такие средства есть, но в погоне за прибылью любой ценой, а порой и просто вследствие экологической безграмотности руководителей соображения экологической безопасности отодвигаются на задний план или вовсе не принимаются в расчет. Ситуация осложняется отсутствием или неэффективностью экологического надзора, бездеятельностью контролирующих и правоохранительных органов. В результате экологические правонарушения становятся нормой хозяйственной жизни, остаются безнаказанными, что способствует их значительному распространению и усугублению вредных для природы последствий.
Большое криминогенное значение имеет низкая экологическая культура широких слоев населения. Исторически сложилось так, что его значительная часть веками жила за счет рыболовства, охоты, других добывающих промыслов. Само по себе это не является предосудительным, но ранее действовавшие моральные запреты, обычаи и традиции, обеспечивавшие сохранность кормилицы-природы, восполнение истраченных ее запасов, сошли на нет. Этому способствовало стремление к выполнению любой ценой нередко завышенных планов добычи пушнины, рыбы, иных природных богатств, вопиющая бесхозяйственность в организации промыслов. Безусловно, сказалась на ситуации сплошная алкоголизация некоторых народностей Севера, Дальнего Востока, традиционно живших за счет природы, отсутствие со стороны государства, общества надлежащей заботы об их социально-бытовом устройстве, культурном развитии.
Потребительское, а порой и откровенно рваческое отношение к природе сложилось и в тех регионах, где ее богатства являются не единственным или основным источником существования, а лишь подспорьем для семейного бюджета либо предметом чисто спортивной охоты, рыболовства и т.п. В этой связи можно отметить такую характерную особенность личности тех, кто совершает экологические преступления и другие правонарушения, как их своеобразная специализация на данном типе противоправного поведения: эти люди никогда не обманут других, не украдут чужое имущество, никого не ограбят и т.д. (в этом отношении они вполне законопослушны), но они всегда готовы поживиться за счет природы и способны на серьезные преступления, причиняющие ей большой вред.
Рассматривая причинный комплекс экологических преступлений, нельзя не отметить как характерную особенность последних лет значительное усиление зарубежной экспансии, посягающей на экологическую безопасность страны. Территория России все чаще используется зарубежными государствами и фирмами для хранения и захоронения радиоактивных материалов и высокотоксичных отходов, создания опасных для природной среды производств, внедрения экологически грязных технологий. В этой связи можно привести такой пример, показывающий, как расчетливо и в общем-то беспардонно действуют некоторые зарубежные партнеры. В сложных внешнеэкономических связях есть едва ли не уникальный факт, когда сырье не вывозится из России, а ввозится в нее. Это импорт глинозема, используемого для производства алюминия. Объяснение данному внешнеэкономическому парадоксу одно: это производство сильно загрязняет окружающую среду, и зарубежные фирмы (а, возможно, и правительства, другие органы власти иностранных государств) таким образом, позаботились за чужой счет о своей экологической безопасности.
Одним из условий, способствующих рассматриваемым преступлениям, являются пробелы, декларативность и другие недостатки природоохранного законодательства.
Финансирование, техническая оснащенность, кадровое и иное ресурсное обеспечение природоохранных служб не соответствуют сложности решаемых ими задач.
Низка эффективность экологического воспитания и просвещения граждан.
Для предупреждения экологических преступлений решающее значение имеет ограничение сфер и силы действия, а по возможности - и устранение порождающих их экономических противоречий и диспропорций. Именно на базе хорошо просчитанных, научно обоснованных, ресурсообеспеченных мер экономического характера можно восстановить равновесие в системе «человек (общество) -природа», уберечь окружающую среду от масштабных противоправных посягательств на нее, сохранить ее для будущих поколений. Особенно это касается добывающих, металлургических, энергетических и других отраслей промышленности, интенсивно воздействующих на природную среду, а также кладовой природы в виде лесных, рыбных и других богатств.
В целях недопущения вредоносного воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания, предупреждения экологических преступлений необходимо обеспечить обязательную экологическую экспертизу всех крупных действующих и проектируемых хозяйственных объектов.
С учетом того, что на экологической ситуации сказываются результаты деятельности множества хозяйствующих субъектов, различных отраслей промышленности и аграрного сектора экономики, самых разнообразных властно-управленческих структур, актуальной задачей является обеспечение надлежащей скоординированности их усилий по охране окружающей среды. В той мере, в какой это касается предупреждения экологических преступлений, более заметной должна быть координирующая роль прокуратуры, тем более что в ее составе функционируют специализированные природоохранные органы.
В предупреждении экологических правонарушений хорошо зарекомендовали себя общественные объединения, международные неправительственные организации экологического профиля, известное во всем мире движение «зеленых». Государство должно всячески поощрять осуществляемую в законных формах общественную активность по охране природных богатств, защите окружающей среды, строго взыскивать с тех должностных лиц, которые исходя из сиюминутных узковедомственных интересов нередко препятствуют деятельности негосударственных объединений и организаций экологической направленности.
Говорить всерьез о неотвратимости наказания за все экологические преступления пока не приходится. Однако обеспечение более полного использования превентивных возможностей соответствующих уголовно-правовых запретов (норм, включенных в главу 26 УК РФ) является одной из важных задач правоохранительных органов.
Дополнительные возможности для усиления работы по предупреждению экологических преступлений и правонарушений появляются в результате создания в некоторых регионах экологической милиции.
В предупреждение экологических преступлений вносят свой вклад многочисленные государственные природоохранные органы, в том числе различные инспекции, контрольно-надзорные службы по охране лесов, вод, земельных угодий, рыбных запасов, охотничьих ресурсов. Их профилактическая деятельность была бы более результативной при условии улучшения ее финансирования, должного материально-технического, кадрового и иного ресурсного обеспечения, усиления социальной и правовой защиты сотрудников.
Большое значение для предупреждения экологических преступлений имеет дальнейшее совершенствование природоохганного законодательства.
Задачей общегосударственной важности является создание в стране отлаженной, эффективной системы экологического просвещения и воспитания, функционирование которой должно способствовать формированию у населения бережного отношения к растительному и животному миру, всей природе. Здесь не меньше, чем в экономике, все люди, тем более должностные лица, государственные и муниципальные служащие должны стать рачительными хозяевами, живущими не только сегодняшним днем, но и думающими о будущем, о том, какая природная среда будет оставлена потомкам).
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы состояние и динамика экологических преступлений?
2.В чем состоит общественная опасность экологических преступлений?
3. Каков уровень латентности экологических преступлений?
4.В чем состоят особенности личности правонарушителей, совершающих экологические преступления?
5. Каковы причины и условия экологических преступлений?
6. Раскройте содержание мер предупреждения экологически преступлений.