Лекция 28. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
К коррупционным преступлениям относятся уголовно наказуемые деяния, атрибутивным признаком которых является продажность государственных и иных служащих. За полученное или обещанное незаконное вознаграждение чиновник по сути торгует своим официальным статусом, продает свои полномочия, совершая в интересах подкупающего его лица служебные действия (бездействие).
Основной массив преступности данного вида составляют деяния, уголовная ответственность за которые предусмотрена статьями УК РФ: 290 - получение взятки, 291 - дача взятки, 204 - коммерческий подкуп. К коррупционным преступлениям относятся также уголовно наказуемые деяния, при описании объективной стороны которых в законе в качестве одного из способов упоминается подкуп (ст.ст. 141, 183, 184, 309 УК РФ), провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ) и некоторые другие.
В уголовной статистике счет на тысячи идет лишь применительно к деяниям, предусмотренным ст.ст. 204, 290, 291 УК РФ. Так, в 2003 г. было зарегистрировано фактов: коммерческого подкупа - 24 тыс., получения взятки - 4,4 тыс., дачи взятки - 2,9 тыс. (в 1997 г. соответственно-470, 3559, 2049).
Число остальных зарегистрированных преступлений данного вида измеряется ежегодно десятками или даже единицами, в отдельные годы в статистике не отражается ни одного из них.
Общепризнано как среди специалистов, так и в общественном мнении, что для коррупционной преступности характерен очень высокий уровень латентности. Об этом свидетельствуют самые разнообразные факты. Например, то, что коррупция буквально поразила судебную и правоохранительную сферы, признано по сути официально[57]. Но при этом в стране ежегодно за взяточничество осуждаются десятки, а иногда единицы судей и порядка 400 - 600 сотрудников правоохранительных органов.
Как показывают социологические опросы населения, до трех четвертей российских граждан в своей повседневной жизни сталкиваются с фактами взяточничества и коррупции. Можно, конечно, поэтому поводу делать какие угодно оговорки и самые различные no-j правки, например, на неизбежный субъективизм в социологически)! опросах, на возможную нечеткую правовую интерпретацию как исследователями, так и респондентами понятий взяточничества и коррупции и т.д. Но непреложным остается факт: если в стране с нaceлением около 150 млн. человек граждане дают такие ответы социологам, то счет случаев взяточничества в ней должен идти не на тысячи, а на десятки, скорее - на сотни тысяч. И не случайно, конечно, Россия в глазах зарубежного общественного мнения входит в первую десятку, а иногда и пятерку стран, наиболее пораженные коррупцией, в том числе взяточничеством.
Или такой красноречивый факт: деловитые японцы, озабоченные развитием экономических связей со своим северным соседом издали для бизнесменов специальный справочник, в котором подробно расписано, сколько надо платить каждому российскому чиновнику за «содействие»[58].
В настоящее время коррупция поразила все основные сферы] жизни общества. Наибольшее распространение она, по экспертные, и иным оценкам, получила в таких областях деятельности, как: государственные закупки, операции с земельными участками, сбор налогов, назначение на должности в органах власти и органах местного самоуправления, лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности, получение кредитов, таможенное оформленние, строительство и ремонт за счет бюджетных средств, нотариальное удостоверение сделок, принятие решений по уголовным делам, обучение вождению автомототранспорта и контроль за безопасностью дорожного движения, надзор за соблюдением специальных правил (например, охоты, рыболовства), образовательные услуги (регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных учебных заведений, поступление в престижные вузы, аттестация знаний и др.), формирование партийных избирательных списков'.
В этом же ряду следует назвать сферы медицинских услуг, аттестования научных кадров, воинского учета и призыва на воинскую службу, регистрации по месту пребывания, шоу-бизнеса, массовых коммуникаций, всей административной юрисдикции, особенно связанной с контролем за потребительским рынком и торговлей, и некоторые другие.
Существенные изменения в условиях переходного периода претерпела "технология" коррупции. Наряду с традиционными денежными подношениями, вручением взяток в виде драгоценных металлов и украшений, продовольственных и промышленных товаров стал практиковаться подкуп в виде оплаты всевозможных псевдоконсультационных услуг, выплаты "черных" и "серых" комиссионных и гонораров, направления в заграничные командировки, предоставления возможности отдыха на престижных курортах, возведения коттеджей и в других изощренных формах.
Характеризуя лиц, совершающих коррупционные преступления, необходимо прежде всего разделить их на две относительно самостоятельные группы: принимающих незаконное вознаграждение за услуги по службе (например, получатель взятки) и предоставляющих вознаграждение за те же услуги (например, лицо, дающее взятку).
В обоих случаях это могут быть люди самых разнообразных социальных ролей и статусов. Например, в первом - мелкий муниципальный служащий или высокопоставленное должностное лицо федерального уровня; во втором - так называемый олигарх, привыкший покупать всё и всех, или старушка, измотанная чиновничьим произволом и отдающая последние сбережения за принадлежащие ей социальные льготы.
Большой социально-правовой смысл при характеристике коррупционеров имеет проводившиеся в дореволюционном российском законодательстве и сохранившиеся доныне в общественном мнении разграничение взяточничества (и коррупции, по современным представлениям) на мздоимство - получение лицом, состоящим на государственной или общественной службе, незаконного вознаграждения за совершение законных действий (бездействия) по службе и лихоимство - получение таким лицом незаконного вознаграждения за совершение по службе незаконных действий (бездействия). Если в первом случае речь идет о лицах, которые в своих корыстных устремлениях способны все же остановиться у определенной черты (грани дозволенного законом),, а если говорить о взяткодателях, то порой просто вынужденных под давлением неблагоприятных обстоятельств выкупать то, что им положено по закону; то во втором -о людях с устойчивой криминальной ориентацией, способных ради достижения личных целей, как говорится, на все, вплоть до совершения помимо непосредственно дачи-получения взятки любых преступлений, включая тяжкие и особо тяжкие. Известны, например, случаи, когда должностные лица за взятки (причем небольшие) оказывали пособничество террористам.
Лица, совершающие коррупционные преступления, как правило, нормально адаптированы в социальном плане, их личность не имеет характерных для других категорий преступников отклонений в худшую сторону по уровню образования, семейному положению и другим социально-демографическим признакам. Как правило, это социально зрелые, семейные, материально обеспеченные, образованные, занимающие "приличные" должности люди.
Среди коррупционных преступников первой группы (взяткополучателей и т.п.) работники исполнительной власти составлять 41,1%, правоохранительных органов - 26,5%, контролирующих органов - 8,9%, таможенных органов - 3,2%, депутаты - 0,8%, иные категории- 19,5%'.
За последние годы отмечается тенденция к снижению среднего возраста коррупционных преступников обеих групп, однако он остается выше, чем у среднестатистического преступника. Выше средней среди данной категории преступников доля женщин (около 30%).
Ведущим мотивом противоправной деятельности коррупционеров является корысть. Наряду с этим они могут руководствоваться карьеристскими, престижными, гипертрофированными корпоративными и иными побуждениями.
Причины и условия коррупционной преступности имеют сложную природу. Прежде всего необходимо отметить многовековые традиции мздоимства и лихоимства в России. Их укоренению способствовало отсутствие полноценного гражданского общества, десократических механизмов общественного контроля за властью и связанное с этим всесилие чиновничества. Неслучайно, именно в России возникло понятие капканной взятки, которая, как говорили в XIX веке, "берется до истощения, догола". Всеобщее, по меньшей мере, снисходительное отношение к коррупции и взяточничеству нашло отражение в народной мудрости, одно из положений которой гласит: "Не подмажешь - не поедешь".
Давние коррупционные традиции получили самую благоприятную почву для произрастания и распространения в реформируемой России, особенно на старте коренных преобразований в 1990-е годы. Этому способствовали разнообразные факторы социально-экономического, политического, духовно-нравственного и иного свойства.
В первом десятилетии реформ страна продвигалась по пути строительства не столько рыночной экономики (которой, в ее нынешнем виде, еще весьма далеко до общепринятых мировых стандартов), сколько рыночного общества, в котором едва ли не все продается и покупается - не только то, что является товаром в изначальном смысле этого слова, но и многое другое, например, недра и стратегически важные промышленные объекты, "хлебные" должности, экзаменационные отметки и дипломы о высшем образовании, воинские, специальные и почетные звания, заключения медкомиссий, водительские удостоверения, лицензии, процессуальные решения по судебным делам и т.д., и т.п.
Невиданному распространению коррупции в реформируемой России способствовала общая криминализация экономических отношений в условиях псевдокапитализации (создания "дикого" рынка) и имитации демократических преобразований. Мощным импульсом для тотальной коррупции стала откровенно жульническая приватизация, в процессе которой коррупционные отношения чиновничества с новыми собственниками, скупавшими целые заводы и научно-производственные комплексы по ценам двухкомнатных квартир, были по сути возведены в норму и даже узаконены. На фоне демагогических разглагольствований о саморегуляции рынка резко возросла численность государственно-управленческих структур и их персонала, "кормящегося" выдачей разрешений, лицензий, квот, удостоверении, согласовании, утверждении, предписании и другими служебными действиями.
Ситуация осложнялась пробельностью, рассогласованностью, противоречивостью, запутанностью, частыми изменениями нормативно-правового материача, регулирующего деятельность аппарата управления, что создавало условия для чиновничьего произвола, "обмена" власти, служебных полномочий на деньги.
Большое криминальное значение имеет отсутствие необходимой прозрачности в деятельности рыночных (зачастую квазирыночных) механизмов, а также органов власти и управления, слабый контроль за ними со стороны формирующегося гражданского общества.
Говоря об обстоятельствах, способствующих распространению коррупции, нельзя также не упомянуть низкий уровень оплаты труда государственных и муниципальных служащих, побуждающий их к изысканию дополнительных источников доходов, в том числе за счет взяточничества и других коррупционных преступлений. Чиновникам стало легче реализовать свои корыстные устремления в условиях, когда появился достаточно обширный слой богатых и сверхбогатых людей, имеющих возможность и готовых решать свои производственные, финансовые, юридические, корпоративные, личные и иные проблемы с помощью подкупа.
Коррупция интенсивно продуцируется организованной преступностью.
Усилению коррупции, росту числа коррупционных преступлений способствуют разнообразные факторы идеологического, духовно-нравственного характера. Это, прежде всего, ослабление моральных регуляторов поведения людей, широкое распространение нравственно-правового нигилизма, культа денег и наживы любым путем.
В самые первые годы коренных преобразований в общественное сознание упорно внедрялось представление о том, что коррупция неизбежна, по сути оправдана в рыночных отношениях. Причем авторами таких воззрений выступали представители новой политической и управленческой элиты, у которых слово и дело не расходилось (достаточно, например, вспомнить о стотысячном в долларовом исчислении "гонораре" за еще ненаписанную книгу, полученном одним из крупных государственных деятелей того времени). В результате явление коррупции приобрело устойчивую социальную и идеологическую базу, "фундаментом которой является ее частичное морально-ценностное оправдание или признание обществом"1.
Наконец, распространению коррупции, превращению ее в одну из основных угроз национальной безопасности способствуют разнообразные факторы правового характера. Это, прежде всего, отсутствие необходимой законодательной базы превентивного противодействия коррупции.
За годы реформ было разработано около 10 проектов комплексных (междисциплинарных) законов о борьбе с коррупцией, к их рассмотрению федеральные законодатели обращались неоднократно, но не один из них в окончательном виде не принят.
Законодательство о государственной, муниципальной службе страдает множеством изъянов, создающих лазейки для коррупционеров. Не практикуется криминологическая (антикоррупционная) экспертиза принимаемых законов.
Действующие антикоррупционные законы, включая нормы Уголовного кодекса РФ, применяются неэффективно, далеко не во всех случаях, когда для этого имеются соответствующие основания и поводы, острие репрессии направлено в основном на так называемую низовую коррупцию. В целом сложилась ситуация, при которой невозможно рассчитывать на энергичное противодействие рассматриваемым преступлениям со стороны правоохранительных органов, так как они сами оказались сильно пораженными коррупцией.
Предупреждение коррупционных преступлений на общесоциальном уровне предполагает решение ряда крупных вопросов в экономической, политической и социальной сферах жизни общества. К ним, прежде всего, относятся снижение уровня криминализации экономики, сокращение и сведение к минимуму ее теневого сектора, переход на цивилизованные нормы рыночного хозяйствования. Выраженная в последнее время политическая воля к бескомпромиссному противостоянию коррупции должна быть подкреплена конкретными действиями. В частности, руководство страны должно решительно отказаться от услуг людей, которые запятнали себя причастностью к коррупционным скандалам, имевшим место в 1990-х годах, и до сих пор входят в политическую и управленческую элиту.
Необходимо наладить эффективный парламентский контроль за высшими должностными лицами государства. Деятельность госаппарата на всех уровнях, муниципальных учреждений, всех служащих, уполномоченных осуществлять публичные функции, должна стать, за редкими исключениями, прямо оговоренными в законе (например, обеспечение сохранности государственной или коммерческой тайны), открытой, прозрачной для гражданского общества, для общественного контроля.
Эффективным средством антикоррупционной защиты экономических отношений, ограничения произвола чиновников является проведение закупок товаров, предоставления услуг по государственным заказам через подлинно открытые конкурсы.
Ограничению коррупции способствует снижение административного давления на предпринимателей, сокращение в экономике, финансах, сфере услуг разрешительного принципа с заменой его на уведомительный.
Значимы в плане предупреждения коррупционных преступлений и такие меры, как сокращение аппарата управления, уменьшение численности государственных и муниципальных служащих, сочетаемые с улучшением оплаты труда и усилением ответственности.
Интересы предупреждения коррупционных преступлений требуют осуществления ряда мер правового характера. Это, прежде всего, безотлагательное принятие комплексного, междисциплинарного закона о противодействии коррупции. Он не зря именуется иногда криминологическим, поскольку, судя по имеющимся законопроектам, острие этого закона направлено в первую очередь на выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) правовыми средствами и методами причин и условий коррупционных преступлений, их недопущение путем разрешения коррупционно опасных ситуаций, воздействия на лиц, склонных к коррупционным правонарушениям.
Необходимо, в первую очередь применительно к сферам, наиболее пораженным коррупцией, разработать, законодательно закрепить и внедрить в повседневную практику антикоррупционные стандарты, в которых предусмотреть соответствующие гарантии, ограничения и запреты для должностных лиц и всех служащих, выполняющих публичные функции.
Должна стать обязательной антикоррупционная экспертиза намечаемых к принятию законов (как разновидность криминологической экспертизы).
Полномочия, компетенция, права и обязанности государственных и муниципальных служащих необходимо прописывать, как правило, в законах прямого действия с необходимой полнотой и четкостью, с тем, чтобы исключалась возможность двусмысленного толкования правовых норм и не оставалось простора для чиновничьего произвола.
Большое предупредительное значение имеют оперативно-профилактические меры, а также тщательный ведомственный и подведомственный контроль, прокурорский надзор за точным соблюдением норм и правил, регламентирующих все виды государственной и муниципальной службы.
Многого в предупреждении коррупционных преступлений можно добиться путем своевременного, полного и адекватного реагирования на коррупционные правонарушения непреступного характера (административные, дисциплинарные проступки и т.д.).
В предупреждении коррупции в правоохранительных органах заметную роль играют имеющиеся в них службы собственной безопасности.
Используя возможности правового воспитания и просвещения, необходимо решительно отвергнуть попытки легализовать коррупцию, представить ее как нормальное явление, своего рода атрибут рыночных отношений; показывать несостоятельность взглядов о моральной допустимости подкупа служащих в целях решения стоящих перед людьми проблем.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие преступления относятся к коррупционным?
2. В каких сферах жизни общества наиболее распространена
коррупция?
3. Дайте характеристику лиц, совершающих коррупционные
преступления.
4.Каковы причины и условия коррупционных преступлений?
5. Раскройте содержание мер предупреждения коррупционных
преступлений.